Анализ ABC/XYZ является наиболее полезным инструментом для оценки существующих запасов. Заказы также будут создаваться с использованием этих инструментов. Классификация АВС означает, что совокупность объектов делится на три группы на основе абсолютного значения выбранного показателя. На практике данный анализ используется для классификации производимых продуктов, предоставляемых услуг или выполняемых работ.
Ключевые слова: XYZ, потребительская стоимость, ABC, высокая потребительская стоимость, нестабильное потребление, случайное потребление, анализ.
Анализ ABC/XYZ является наиболее полезным инструментом для оценки существующих запасов, и с помощью этих инструментов также будут формироваться заказы. На практике он также используется для классификации произведенных продуктов, предоставляемых услуг или выполненных работ, с помощью которых анализируются наименования, продажи и подрядчики, а также определяются лидеры по всем группам продуктов для корректировки классификации.
Вообще говоря, классификация ABC означает, что совокупность объектов делится на три группы на основе абсолютного значения выбранного показателя, и XYZ-анализ предназначен для разделения таким же образом на основе отклонения этих значений от среднего значения.
На практике этот анализ может быть применен к контрагентам, товарам, продуктам и услугам для сравнения их влияния на прибыльность, стабильность компании, оборачиваемость ресурсов и т. д.
В большинстве случаев анализ ABC и XYZ используются в торговле для классификации товаров или покупателей по трем характерным группам, отсортированным в соответствии с уровнем полученного дохода или прибыли.
Основные клиенты или продукты относятся к группе А, это 10–20 % от общей суммы, и, согласно правилам Парето, на них приходится 80 % от общего оборота.
Группа С объединяет 75–80 % наименее полезных элементов компании, что дает 5–10 %.
В среднем группа С зарабатывает 15 % клиентов или продуктов, на долю которых приходится 15 % оборота компании.
Если мы рассчитаем среднюю сумму дохода для всех покупателей или товаров, рассчитаем отклонение их показателей от среднего для каждого, отсортируем значения, которые все они получают от колебаний, придем к XYZ-классификации.
В группу Х входят наиболее стабильные клиенты/продукты, которые отклоняются от среднего показателя не более чем на 15 %. Эта группа представляет собой наиболее стабильного партнера.
Отказ со стороны групповых клиентов Y не превышает 50 %.
Менее надежные покупатели с колебаниями более чем на 50 % принадлежат к группе Z.
Наиболее информативным является анализ, который объединяет ABC и XYZ, что привело к появлению девяти групп (AX, AY, AZ, BX, BY, BZ, CX, CY, CZ), каждая группа имеет свои особенности.
Таблица 1
XYZ- анализ
АХ Высокая потребительская стоимость. Стабильное потребление. Высокая степень надежности. |
А Y Высокая потребительская стоимость. Нестабильное потребление. Средняя степень надежности |
AZ Высокая потребительская стоимость. Случайное потребление. Низкая степень надежности. |
ВХ Средняя потребительская стоимость. Стабильное потребление. Высокая степень надежности |
BY Средняя потребительская стоимость. Нестабильное потребление. Средняя степень надежности. |
BZ Средняя потребительская стоимость. Случайное потребление. Низкая степень надежности. |
СХ Низкая потребительская стоимость. Стабильное потребление. Высокая степень надежности. |
CY Низкая потребительская стоимость. Нестабильное потребление. Средняя степень надежности. |
CZ Низкая потребительская стоимость. Случайное потребление. Низкая степень надёжности. |
Такого рода анализ — это способ поддержать процесс принятия решений, а не делить товары на «плохие» и «хорошие», а только регулировать их покупку. Например, отсутствие товаров в группах AX и AY указывает на нестабильность компании. Если вы заказываете товары из группы А точно в том виде, в каком они были проданы, неожиданные задержки в доставке могут привести к дефициту, что приведет к потере прибыли. Напротив, заказы от AZ-группы могут привести к накоплению избыточных товаров на складе, но эта группа не может быть без остатков, потому что ее продажи всегда приносят хороший доход. CX — это группа продуктов, которые тестируются и доставляются «вовремя», потому что поломка не приводит к значительным потерям.
Для категории товаров AX необходимо ежедневно проверять баланс, устанавливать строгий график доставки и указывать дату заказа новой партии или в соответствии с остальными товарами на складе.
Категория CZ обычно включает сопутствующие товары (спецодежда, аксессуары для продажи товаров и т. д.). Доход очень мал, а покупки совершаются нерегулярно. Эти товары должны быть на складе, в противном случае покупатель не сможет вернуться в магазин [1–4].
Благодаря проведению ABC-XYZ-анализа упрощается планирование ассортимента склада и логистика, благодаря этому минимизируются товарные излишки. Это достигается за счёт разделения товаров на 9 основных групп в зависимости от вклада в выручку (ABC) и частоты покупок (XYZ) в компании.
Литература:
- Как настроить ABC анализ в 1С [Электронный ресурс] URL: https://siblimo.ru/kak-nastroit-avs-analiz-v-1s/ (дата обращения 23.12.2022)
- ABC и XYZ анализ продаж в 1С [Электронный ресурс] URL: https://1-sys.ru/xyzabc-анализ-продаж-в-1с-управление-торгов/ (дата обращения 23.12.2022)
- XYZ/ABC анализ продаж в 1с управление торговлей 10.3 — Первая система [Электронный ресурс] URL: https://wiseadvice-it.ru/o-kompanii/blog/articles/abc-i-xyz-analiz-prodazh-v-1s/ (дата обращения 23.12.2022)
- ABC и XYZ в 1С — Управление торговлей 10.3 [Электронный ресурс] URL: http://surgut1c.ru/publ/razdel/upravlenie_torgovlej_10_3/abc_i_xyz_v_1s/3–1–0–17