В статье рассматриваются вопросы проблематики в области соблюдения защиты прав и интересов детей в Российской Федерации. Указывается комплексный подход, который позволит прийти на путь решения данных задач. Разбираются действия государственных органов в работе над устранением детской беспризорности и безнадзорности, соблюдение законодательства, создание благополучной среды для ребенка.
Ключевые слова: ребенок, несовершеннолетний, права и интересы детей, защита прав и интересов детей, охрана и защита прав детей, Семейный кодекс Российской Федерации, защита государства.
Наивысшей ценностью семейной жизни для любого общества и государства являются дети. Они — продолжение нашего рода. И поэтому для их прекрасного будущего мы должны сейчас посадить нужное зерно. Прорастить его, защитить от вредителей и непогоды, создать все условия для того, чтобы потом собирать с гордостью плоды. А этими плодами могло воспользоваться следующее поколение и дальше усовершенствовать полученные опыт и знания. Еще, что не маловажно, не повторять ошибки и постоянно работать над самим собой по отношению к детям. Они ни в коем случае не должны быть брошены на произвол судьбы во всех смыслах этого выражения. Ведь нередко соседи или государственные службы чаще интересуются жизнью ребенка, чем его родители. Это большая беда нашего общества.
Раздел IV Семейного кодекса РФ посвящен правам и обязанностям родителей и детей [4]. Соответственно, у ребенка они возникают при его рождении, а у родителей — по моему мнению, еще до рождения чада. Ведь беременная женщина и ее супруг для сохранения жизни и здоровья плода, а в последствие — ребенка, который должен правильно развиваться в утробе матери, обязаны создать все условия для этого. К сожалению, здесь не хватает нормативно-правовой базы для охраны жизни и здоровья будущего малыша.
Дети являются самой незащищенной и уязвимой во всех отношениях групп населения. И кто, как не взрослые, должны позаботиться об их физической, морально-психологической, социальной, правовой и судебной защите.
Все начинается с семьи, где права и обязанности должны выполнять родители сначала по уходу за ребенком, когда он только родился, оберегать его жизнь и здоровье, потом к этому возлагается воспитание и развитие должным образом. С раннего возраста в семье закладывается весь фундамент, который повлияет на дальнейшую жизнь и судьбу маленького гражданина. Если же ребенок воспитывается в детском доме или другом специализированном учреждении, то его окружение отвечает за все вышесказанное. Отдельно хотелось бы отметить, что если бы не безответственность взрослых, то эти дети не жили бы вне семьи, а воспитывались мамой и папой. Дети отражают мир, в котором живут, и общественные отношения, в которых растут. Взрослые должны подготовить несовершеннолетнего к самостоятельной жизни, чтобы он стал полноправным членом общества.
Уже много лет Российская Федерация идет к решению вопроса об обеспечении благоприятных условий для жизни и развития несовершеннолетних, защиты их прав. В 1990 году нашей страной ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка, там говорится, «что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания» [2].
В конституции нашей страны тоже говорится, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей» [1]. Из этого следует, что после семьи, на втором месте, стоит государство и его институты, которые должны заниматься защитой прав и законных интересов несовершеннолетних.
Защита прав детей — это деятельность, включающая в себя множество аспектов и структур, охватывающая многие сферы жизни человека. Не только семья должна участвовать в жизни ребенка, но и государство, которое выступает гарантом прав и свобод для всех граждан, особенно несовершеннолетних. В систему органов, призванных защищать права детей, входят органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченный по правам ребенка, суд, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы внутренних дел, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также другие органы, учреждения и общественные объединения, деятельность которых направлена на защиту прав детей.
Нормативно-правовая база по защите прав несовершеннолетних указанных структур должна постоянно пересматриваться, совершенствоваться, обновляться. Потому как мир и общество не стоят на месте. Еще немаловажно государственным институтам по защите прав ребенка работать в тесной взаимосвязи друг с другом. Так легче будут решаться вопросы, связанные с детьми, их семьями. Хотелось бы обратить внимание на профессиональную подготовку специалистов в этой области. Если там будут работать специально обученные люди, взаимодействовать в данной сфере, то мы можем избежать многих ошибок. Ведь одно неверное решение, вынесенное работником одной из указанных структур, и жизнь ребенка либо судьба его семьи ломается. Здесь нужно действовать профессионально правильно, справедливо, правомерно, ставить в приоритет интересы и права ребенка, его морально-психологически оберегая. Любая душевная травма несовершеннолетнему может оставить неизгладимый след в его жизни, а потом это отразится на обществе, где он будет жить.
Большая часть жизни ребенка занимает образовательная среда. Сначала он ходит в сад, потом в школу. Там его обучают, воспитывают, развивают, несут за него ответственность, т. е. взрослые выполняют свои права и обязанности, а также разъясняют детям их права и обязанности. Если этого не делать, то человеку будет трудно находиться в обществе, где все это соблюдается и считается нормой. Но не всегда из школьных стен ребенок выносит положительный опыт, в современных образовательных учреждениях присутствуют явления, которые сказываются на несовершеннолетнем отрицательно, влияет на отношения со сверстниками и родителями. Вот в этих случаях должны бить тревогу взрослые, начиная с родителей и учителей, заканчивая работниками государственных служб, которые защищают права детей.
К сожалению, в нынешнее время большое число родителей уклоняются от воспитания и содержания своих детей, применяют к ним насилие и жестоко обращаются с ними. В этих случаях на защиту несовершеннолетнего должны прийти государственные органы. Это приводит к тому, что увеличивается рост безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, которые попадают в социально опасную среду, становятся жертвами преступлений, вовлекаются в преступную деятельность.
Очень важен вопрос о правовом регулировании отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Ведь эта категория детей, с которыми предстоит трудоемкая работа, т. к. они «безнадзорные, не имеющие места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении, — лица, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушение или антиобщественные действия» [5].
По мнению Вдовиной Т. В., «дети, которые стали заниматься бродяжничеством, не имели определенного статуса в семье. Связано это с тем, что родители не выполняли свои прямые обязанности. Они не уделяли детям должного внимания, не занимались их воспитанием и показывали дурной пример, а именно вели антиобщественный образ жизни, пьянствовали, совершали правонарушения» [7].
Для уменьшения количества безнадзорных и беспризорных детей нужно усовершенствовать систему механизмов взаимодействия между организациями и государственными учреждениями по работе с борьбой беспризорности и безнадзорности. Усилить профилактику в данном направлении.
Таким образом, не только семья для несовершеннолетних должна выступать гарантом защиты их прав и законных интересов, но и государство. Много работы предстоит в этом направлении, ведь дети — наше продолжение. И в данный момент именно от нас зависит их будущее, которое мы строим сейчас.
Литература:
- Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // pravo.gov.ru, 06.10.2022.
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2022 г. 538-ФЗ) // СЗ РФ. 1996 г. № 1 ст. 16
- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. — 1999 г. № 26 ст. 3177
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6725.
- Азарова Е. Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей // Журнал российского права. 2016. № 3. С.20–24.
- Вдовина Т. В. Криминологическая характеристика и профилактика социально-негативного поведения, взаимосвязанного с преступностью: дис. канд. юрид. наук. М., 2004. С. 138.