Общение как коммуникация | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 января, печатный экземпляр отправим 15 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 24.12.2022

Статья просмотрена: 1699 раз

Библиографическое описание:

Латыпова, Э. Р. Общение как коммуникация / Э. Р. Латыпова, А. В. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98194/ (дата обращения: 30.12.2024).



Статья посвящена выявлению сущности понятия «общение». Особое внимание автор уделяет вопросу анализа понятию коммуникации, барьеров коммуникации, а также их преодолению.

Ключевые слова : отношения, связь, информация, вербальные, невербальные, обмен, человек, уровень.

Человеческая жизнь находится под достаточно сильным влиянием коммуникации. Коммуникация представляет собой один их наиболее важных, общих, всепроникающих и сложных аспектов жизни человека.

Именно по этой причине проблемы коммуникации в течение многих столетий находятся в центре внимания самых различных отраслей знания, выступая в качестве объекта и предмета научных и научно-практических исследований [4].

Общение — это, в первую очередь, коммуникация, обмен между участниками определенной информацией.

Коммуникация (социальные науки) — научная дисциплина, метадискурс о социальном процессе «коммуникации / взаимодействия / интеракции», а также сам этот процесс и его результаты. Коммуникация представляет собой процесс передачи кому-нибудь определенной информации. Эта передача может осуществляться различным путем.

Коммуникация — это обмен информацией между людьми. К тому же человек опирается на собственный жизненный опыт и имеет свой взгляд на мир. По этим причинам возникает непонимание между участниками коммуникации, вызывая сомнения и тревогу, неуверенность. Случаи недопонимания друг друга происходят довольно часто [6].

Хорошим коммуникатором является человек, который обладает богатым репертуаром техник коммуникации, используемых на различных уровнях общения.

Анализ коммуникации имеет достаточно длительную историю, о чем говорит уже тот факт, что у рассматриваемого термина достаточно большое количество определений.

В широком смысле слова коммуникация представляет собой передачу сообщения, обмен информацией, мыслями, то есть общение.

В процессе коммуникации с помощью знаков осуществляется передача определенного содержания от одного сознания (коллективного либо индивидуального) к другому сознанию.

Коммуникация, в сущности, представляет собой социальный процесс, выполняя при этом связующую функцию в любом обществе [1].

Распространенной является точка зрения, согласно которой все, что окружает человека, включая культуру, представляет собой коммуникативную среду.

Язык — непосредственное воплощение мысли, то есть того, что хочет выразить говорящий человек.

Говоря проще, язык представляет собой инструмент, которым располагает человек, живя в обществе.

Именно язык помогает ему занимать в этом обществе определенное место. Язык способен выражать чувства человека, описывать все то, что происходит в его жизни.

Очевидно, что язык является первичным в своей функции выражения человеческой мысли. Но это не говорит о том, что коммуникация замыкается только «в звуковой материальной оболочке» и изолирована от всех условий, которые имеют место в той или иной ситуации конкретного общения [4].

Коммуникативная (информационная) сторона процесса общения предполагает использование средств общения, которые можно подразделить на вербальные и невербальные средства.

Вербальная коммуникация является для человека универсальной и основной формой общения, передачи и кодирования информации.

При вербальной коммуникации важным является то, в какой речевой форме человек выражает свою мысль, «в каких словах», а также в какой последовательности он приводит определенные факты, с какой интонацией, как громко, что и когда говорит.

Для вербального воздействия существенным аспектом является выбор языковых средств отражения мысли, а также и само содержание речи. Вербальные сигналы, таким образом, — это слова.

Невербальная коммуникация осуществляется с помощью несловесных средств, сопровождающих речь человека (мимика, жесты, дистанция общения и т. д.).

Все подобные факторы дополняют речь и рассматриваются в рамках речевого воздействия в соотношении с речью.

Невербальные каналы коммуникации можно разделить на невербальное поведение и характеристики, которые не относятся к поведению [6].

Невербальное поведение представляет собой все те виды поведения, исключая произносимые слова, которые имеют место во время общения между людьми.

Все типы невербального поведения можно разделить на пять основных категорий.

Первая категория — иллюстраторы. Иллюстраторы представляют собой виды невербального поведения, использующиеся для подчеркивания определенных аспектов речи.

К примеру, многие люди используют жесты рук для того, чтобы подчеркнуть либо проиллюстрировать свои слова.

Жесты могут подчеркивать характеристики голоса, сообщать о волнении человека, описывать содержание сообщения, которое передается и т. д.

Следующая категория — адаптеры (манипуляторы). Это виды невербального поведения, которые способствуют адаптации тела человека в окружающей среде.

Если человек чешется, трогает себя за кончик носа, трет глаза, то это и есть адаптивное поведение.

Эмблемы — это невербальное поведение, несущее информацию само по себе. Эмблемы могут не применяться во время общения, хоть и используются достаточно часто.

В подобных случаях они передают сообщение подобно слову, фразе, предложению. Так, к примеру, кивок головы означает «да», покачивание головой — «нет». Часто определяются культурой.

Эмоции представляют собой еще один вид посланий, которые передаются при помощи невербального поведения.

Лицо человека представляет собой наиболее широко исследуемый канал передачи эмоций.

При этом и другие виды невербального поведения, включая положение тела, тон голоса, могут нести информацию об эмоциональных состояниях.

Регуляторы — такие аспекты невербального поведения, при помощи которых человек реализует поток речи во время общения. Часто используется выражение лица для того, чтобы сигнализировать об усталости, ожидании и т. д.

В некоторых культурах функция регуляторов речи исполняется взглядом, жестами, приглашающими человека вступить в разговор.

Среди невербальных средств можно выделить симптомы, символы и знаки (собственно невербальные сигналы) [7].

Знаки (собственно невербальные сигналы) — это невербальные действия, которые имеют в данной культуре определенный знаковый смысл, стандартное значение, которое автоматизировано или сознательно продуцируется для передачи этого значения собеседнику.

Невербальные знаки включают в себя:

– знаки языка телодвижений (мимика, взгляд, поза, походка, осанка, манипуляции с предметами и т. д.);

– знаки организации пространства общения;

– знаки отсутствия говорения (молчания).

Невербальные сигналы, которые повышают эффективность общения, можно сгруппировать в несколько видов (факторов):

– фактор внешности (одежда, прическа, физическая привлекательность);

– фактор взгляда.

– фактор физического поведения (кинесика);

– фактор организации пространства в общении; фактор голоса (просодика).

Коммуникативные барьеры представляют собой психологические препятствия, которые встречаются на пути адекватной передачи информации между партнерами в процессе общения [1].

Можно говорить о барьерах понимания, барьерах социально-культурного различия и барьерах отношения.

Барьер понимания может возникать по разным причинам (как психологического, так и иного характера).

Барьеры непонимания возникнуть при наличии погрешностей в самом канале передачи информации (фонетический барьер). Для преодоления данного барьера участникам взаимодействия нужно работать над качеством своей речи.

Имеет место также семантический барьер непонимания. Семантические барьеры связаны, в первую очередь, с различиями в системах значения участников коммуникации.

Важную роль в общении может сыграть и стилистический барьер, который возникает в случае несоответствия стиля речи коммуникатора и ситуации общения или актуального психологического состояния реципиента и стиля речи говорящего и др.

Наконец, могут возникать логические барьеры непонимания, имеющие место в случаях, когда логика рассуждений, которую предлагает коммуникатор, или слишком сложна для восприятия реципиентом, или кажется ему неправильной (противоречит характерной для него манере доказательства).

В качестве причины непонимания так же могут выступать барьеры социально-культурного различия.

Это различные политические, социальные, религиозные, профессиональные различия, которые влекут разную интерпретацию понятий, употребляемых в рамках коммуникации.

Барьеры отношения — исключительно психологический феномен, который возникает в процессе общения коммуникатора и реципиента. Здесь речь идет о появлении недоверия, неприязни к коммуникатору.

Эти чувства распространяются и на передаваемую данным коммуникатором информацию.

Важнейшей стороной преодоления барьеров общения является этика и этикет.

Его знание является необходимым качеством, которое необходимо приобретать и постоянно совершенствовать.

В основании общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов.

Оно должно осуществляться этическими средствами и во имя морально оправданных целей.

Основные правила этики выступают в качестве важнейшей предпосылки формирования атмосферы сотрудничества.

Тактика общения предусматривает выбор определенной модели поведения, которая в конкретной ситуации будет наиболее благоприятной для достижения поставленной цели [2].

Основывается тактика общения на определенных принципах, важнейшими из которых является:

– наличие нескольких вариантов поведения в однотипной ситуации и умения оперативно ими воспользоваться;

– недопущения конфликтов с партнером;

– внимательное отношение к новым идеям, мыслям;

– освоение тех моделей поведения, которые приносят успех в отношениях;

– умение преподнести себя, правильно оценивать реакцию партнеров, улавливать наименьшие изменения в ситуации и т. д.

Во время общения легче устанавливается контакт между людьми, если они говорят «одним языком» и стремятся к сотрудничеству.

При этом принципами их общения являются этические нормы и правила взаимоотношений, знания и умения, связанные с обменом информацией, а они руководствуются теми же механизмами и нормами общения.

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Международная педагогическая академия, 2009. — 463с.
  2. Бороздина Г. В. Психология делового общения. — М.: Академия, 2010. — 532с.
  3. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. — СПб.: Питер, 2011. — 285с.
  4. Колшанский Г. В. Паралингвистика. — М.: ЛЕНАНД, 2014. — 100с.
  5. Овсянникова Е. А., Серебрякова А. А. Социальная психология. — М.: Флинта, 2015. — 160с.
  6. Латыпова Э. Р., Васильева В. С.. — Основные понятия межкультурной коммуникации.
  7. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 461с.
  8. Стернин И. А. Практическая риторика. — М.: «Академия», 2008. — 272с.
Основные термины (генерируются автоматически): невербальное поведение, время общения, коммуникация, обмен информацией, барьер отношения, барьер понимания, вербальная коммуникация, модель поведения, социально-культурное различие, тактик общения.


Ключевые слова

информация, человек, обмен, связь, отношения, уровень, вербальные, невербальные

Похожие статьи

К вопросу о взаимосвязи идентичности и коммуникации

В статье автор исследует проблему взаимосвязи идентичности личности и коммуникационного процесса.

Роль языка в межкультурной коммуникации

В статье рассматривается вопросы межкультурной коммуникации, а именно отношение языка и культуры. Автор выделяет ряд структурных характеристик культур и подчеркивает, что язык является одновременно выражением и определяющим фактором общего мировоззре...

Коллектив и личность — проблема взаимосвязи

В статье автор рассматривает проблему взаимосвязи личности и коллектива через выделение различных причин конфликтов. Автор описывает возможные причины конфликтов личности и коллектива и представляет пути решения.

Трансформация форм межличностной коммуникации в контексте развития культуры

В статье приводятся основные формы межличностной коммуникации и описывается их трансформация в контексте развития культуры общества. Описывается взаимодействие форм межличностной коммуникации в общении людей и их влияние на культуру.

Психологические аспекты совместной деятельности

Авторы данной статьи дают общую характеристику совместной деятельности, описывают ее основные психологические аспекты, затрагивают тему взаимосвязи между общением и совместной деятельностью.

Культура общения как психолого-педагогическая проблема

В статье автор даёт определение понятий общение и культура общения, устанавливает связь между этими понятиями, пытается определить значимость культуры общения как психолого-педагогического феномена.

Психолингвистический аспект в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Статья посвящена проблеме чувства языка как механизма контроля языковой правильности на базе языкового сознания, обнаружение значения языкового элемента, необычности его сочетания с другими элементами высказывания или его несоответствия ситуации.

Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления

Статья носит обзорный характер и представляет собой результат систематизации материалов, которые раскрывают сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления. Авторы представили подходы российских и зарубежных исследователей к определени...

Визуальная репрезентация: семиотические и философские аспекты культуры

В статье проводится сравнительный анализ точек зрения ученых на семиотический подход к визуальной культуре.

Сущность понятия «гуманные отношения» в психолого-педагогических исследованиях

В статье рассматриваются подходы к рассмотрению понятия «гуманные отношения».

Похожие статьи

К вопросу о взаимосвязи идентичности и коммуникации

В статье автор исследует проблему взаимосвязи идентичности личности и коммуникационного процесса.

Роль языка в межкультурной коммуникации

В статье рассматривается вопросы межкультурной коммуникации, а именно отношение языка и культуры. Автор выделяет ряд структурных характеристик культур и подчеркивает, что язык является одновременно выражением и определяющим фактором общего мировоззре...

Коллектив и личность — проблема взаимосвязи

В статье автор рассматривает проблему взаимосвязи личности и коллектива через выделение различных причин конфликтов. Автор описывает возможные причины конфликтов личности и коллектива и представляет пути решения.

Трансформация форм межличностной коммуникации в контексте развития культуры

В статье приводятся основные формы межличностной коммуникации и описывается их трансформация в контексте развития культуры общества. Описывается взаимодействие форм межличностной коммуникации в общении людей и их влияние на культуру.

Психологические аспекты совместной деятельности

Авторы данной статьи дают общую характеристику совместной деятельности, описывают ее основные психологические аспекты, затрагивают тему взаимосвязи между общением и совместной деятельностью.

Культура общения как психолого-педагогическая проблема

В статье автор даёт определение понятий общение и культура общения, устанавливает связь между этими понятиями, пытается определить значимость культуры общения как психолого-педагогического феномена.

Психолингвистический аспект в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Статья посвящена проблеме чувства языка как механизма контроля языковой правильности на базе языкового сознания, обнаружение значения языкового элемента, необычности его сочетания с другими элементами высказывания или его несоответствия ситуации.

Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления

Статья носит обзорный характер и представляет собой результат систематизации материалов, которые раскрывают сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления. Авторы представили подходы российских и зарубежных исследователей к определени...

Визуальная репрезентация: семиотические и философские аспекты культуры

В статье проводится сравнительный анализ точек зрения ученых на семиотический подход к визуальной культуре.

Сущность понятия «гуманные отношения» в психолого-педагогических исследованиях

В статье рассматриваются подходы к рассмотрению понятия «гуманные отношения».

Задать вопрос