Архитектура в СССР в период «хрущевской оттепели» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 13.12.2022

Статья просмотрена: 2162 раза

Библиографическое описание:

Макарихина, Л. Р. Архитектура в СССР в период «хрущевской оттепели» / Л. Р. Макарихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 361-362. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97584/ (дата обращения: 01.05.2024).



В прошлой статье, опубликованной в сборнике № 45 (440) ноябрь 2022 года в журнале «Молодой ученый» мной была рассмотрена тема: «Хрущевская оттепель» как явление в литературном пространстве СССР». В этой статье хочу исследовать влияние «оттепели» на архитектуру в СССР.

В 1954 г. вышло постановление правительства «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое положило начало новой архитектурной эпохе в СССР. Избыточность означала все помпезное, характерное для стиля сталинского ампира — колонны, портики, арки и прочий неоклассический декор. Теперь главной задачей строительства стало скорейшее решение проблемы жилищного дефицита, а основной отправной точкой для архитекторов являются технологии. Каждое здание, будь то гражданское или ведомственное, должно было стать стандартным и, следовательно, дешевым. Очевидный повсеместный результат такой политики — однотипные жилые дома с малогабаритными квартирами, которые в популярности называют «хрущевками», наводнившие страну.

Однако наряду с однородностью кварталов появились достойные образцы принципиально новой архитектуры, такие как московский микрорайон «Лебедь» Андрея Меерсона. Среди прочих — московский кинотеатр «Россия» и целая коллекция шедевров 1967 года: Останкинская телебашня, Музей космонавтики в Калуге, кинотеатр «Аврора» в Краснодаре и выдающийся образец советской жестокости — здание Института научной информации по общественным наукам в Москве.

В хрущевскую эпоху произошел переход к индустриальным методам строительства, что можно считать настоящей революцией, но не социальной и не политической, а технологической. С середины 1940-х годов объем ввода жилья также неуклонно увеличивается, поэтому нельзя сказать, что новый генеральный секретарь взялся за неразрешимую проблему — она уже решена, но промышленные методы позволяют значительно увеличиться и ускориться.

Функциональный, рационалистический стиль — это стиль перемен, революций, отказа от прошлого, его переосмысления, а не победы. Это было типично для 20-х годов прошлого века, когда происходил процесс радикального пересмотра всего и вся. Напротив, с конца 1930-х годов отстаивают принцип преемственности с прошлым (разумеется, без эксплуататоров и королей)

Тогда считалось, что народность нужно искать где-то в глубине веков, в XIV-XVII веках. Многие учебники объясняют, что на протяжении веков происходило противостояние между народным желанием выразить свободу мысли, красоты и власти с церковью, подавляя это желание.

В 1955 году городское население СССР было приравнено к сельскому. Идея создания «города-сада», где сельская местность плавно перетекала бы в город, была отодвинута на второй план.

Основной проблемой в то время было массовое строительство жилья по доступным ценам в сочетании с экологией, быстрого в постройке. К тому же там должны были быть минимальные удобства.

Эти дома построены на основе проекта временного пятиэтажного жилья для целинных рабочих. Руководству страны проект понравился, ведь возвести такое сооружение можно было только за месяц. Однако не следует думать, что он был взят в разработку в чистом виде, проект был доведен до ума для использования в крупных городах.

Первые такие дома построили в девятом микрорайоне Новых Черемушек, еще они были четырехэтажными. При всей кажущейся простоте, архитекторы постарались придать своему творению индивидуальный вид — например, здания были облицованы разноцветной плиткой. Позже балконы стали покрывать пластиком разного цвета — у каждого дома был свой цвет.

Рядом с пятиэтажками стояли «башни» — блочные дома, имеющие один подъезд, которые обозначали границу квартала. Дворы таких кварталов приходилось благоустроить, в отличие от сталинских, где с внешне роскошными фасадами во дворе могла быть грязь и развалины. Хрущевское строительство велось не линиями, а микрорайонами. Это свидетельствует об определенном возврате идеям 1920-х годов, согласно которым необходимо соблюдать сложность застройки микрорайона.

В каждом квартале обязательно присутствовали школа и детский сад. Считалось, что по пути к этим объектам дети не должны переходить улицу в целях их безопасности. По периметру строились дома, нижние этажи которых занимали магазины. При проектировании микрорайона также учитывалась шаговая доступность метро — к сожалению, в 70-х от этой практики отказались.

При строительстве пятиэтажных домов применяется метод «строчной» застройки, когда все постройки на территории имеют одинаковую ориентацию. Одно время его осуждали за однообразие, но потом признали очень действенным. «Строчная» застройка связана с подъемным краном, который строит одно здание за другим. К тому же позднее постройки легче снести, сразу несколько зданий.

При строительстве пятиэтажных домов один кран работает на два стоящих дома. По окончании работ снимались подкрановые рельсы, и во дворе были установлены простейшие детские конструкции, например, всем известный грибок над песочницей. Для взрослых были установлены столы для игры в домино или в шахматы. Пространство между домами оказалось маленьким, но это не столь важно из-за невысокой застройки — она не так давила на сознание, нежели современная высотная.

Во дворах также установили арки для сушки белья — между ними были натянуты веревки. Они были нужны, потому что в первых пятиэтажках не было балконов и негде было повесить белье. Внутренний двор пятиэтажных домов был спроектирован так, чтобы сохранить дух общности, типичного для 1930-х годов.

Главной задачей «хрущевок» было решить проблему обеспечения каждой семьи отдельной квартирой, и она была решена. В 1949 году в Москве было введено в эксплуатацию 800 тысяч квадратных метров жилья. Спустя десять лет, в 1959 году, вводится 1 миллион 800 тысяч квадратных метров. В 1963–64 годах, на пике хрущевского строительства, уже было введено 2,5 миллиона квадратных метров.

Для новоселов пятиэтажек были напечатаны специальные буклеты, объясняющие, как жить в новой квартире. Люди, жившие в центре города, привыкли к большим диванам, шкафам-купе, пытались перевезти их на новое место жительства, а потом выяснилось, что мебель просто не проходит через дверь и их некуда поставить.

Государство активно продвигает простой, ничем не обремененный образ жизни. Ленин говорил, что богатыми домами можно считать такие, в которых количество комнат превышает количество жителей. Это правило здесь не соблюдалось, но пропаганда показала, что в маленькой квартире можно жить вполне прилично.

Для пятиэтажных домов характерны раздвижные двери, которые изначально не проектировались и были установлены после сдачи здания в эксплуатацию — они помогли ограничить пространство.

Наличие больших шкафов и диванов осуждалось как пережиток буржуазии — стол, стулья, табуретка и все, больше ничего не нужно. Применяются встроенные шкафы, максимально использовано вертикальное пространство. В «Вечерней Москве» публиковались статьи о том, что женщине не нужно несколько шуб, достаточно одного хорошего пальто. Шкаф не должен быть забит ненужными вещами.

В 1960-е годы была популярна технократическая эстетика: построили атомную электростанцию, ледокол «Ленин», спутник, а затем запустили человека в космос. Было просто неуместно думать о каких-либо украшениях, как в архитектуре, так и в жизни. На первый план вышла эстетика простоты, доступности и комфорта.

Литература:

  1. Макарихина Л. Р. «Хрущевская оттепель» как явление в литературном пространстве СССР/ Молодой ученый. 2022. № 45 (440). С. 215–217
  2. Эстетика «оттепели». Новое в архитектуре, искусстве, культуре / под ред. О. В. Казаковой. 978–5–8243–1831–9 — Москва Росспэн, 2013. 96
  3. Бурлацкий, Ф. М. Русские государи: эпоха реформации: Никита Смелый, Михаил Блаженный, Борис Крутой / под ред. Ф. М. Бурлацкого. Москва Политиздат, 2017. 241
  4. Владыков, А. П. История Советского Союза. / под ред. А. П. Владыкова. — Москва ЮФРА, 2017. 307
Основные термины (генерируются автоматически): дом, XIV-XVII, быль, Москва, СССР, хрущевское строительство.


Похожие статьи

Значение хрущевского десятилетия в дальнейшей судьбе СССР

В статье представлен анализ политической деятельности Н. С. Хрущева на посту Первого секретаря ЦК КПСС, выделены плюсы и минусы проводимых им реформ. Вследствие чего подведены итоги хрущевского десятилетия, изменившего в дальнейшем ход событий...

Развитие комфортности жилища с учетом исторических периодов

Дома, которые были прототипом юрты, также имели круглую форму.

В большинстве случаев комнаты были небольшими: от 10 до 20 кв.м. (в Париже). В XIV веке появляются комнаты, имеющие особое назначение: кухня, гардеробная, классная комната.

Лисициан, М. В., Пронина Е. С. Архитектурное проектирование жилых зданий. Москва, изд.

Дворцы Cоветского периода | Статья в сборнике международной...

В конце 1920-х — начале 30-х годов строительство клубов и Домов культуры велось во

Конкурс на Дворец труда в Москве повлиял на формирование программ целого ряда местных

На фундаменте были установлены 32 огромных «башмака», на которые должны были

здесь находились Гостиные Дворы — памятник архитектуры XVII века — подлежавшие сносу.

Реформы Н.С.Хрущева в сельском хозяйстве в первые годы...

Пожалуй, в истории сельского хозяйства СССР никто среди советских руководителей не сыграл такой огромной роли как Никита Сергеевич Хрущев. Родившись в селе, Хрущев как никто другой разбирался в этом деле.

Жилище человека: от землянки до небоскреба | Статья в журнале...

Рис. 3. Многоквартирные дома в СССР. На рубеже XX–XXI вв. в России началось строительство городских и загородных «элитных» домов. В строительстве загородных коттеджей царило полное смешение стилей, стали появляться архитектурные излишества.

Возможность реновации внешнего облика советских хрущевок

Ключевые слова: реновация, Воронеж, советские типовые дома, хрущевка.

В 1930-е гг. в СССР существовала проблема нехватки отдельного жилья, и подавляющая

Для создания нового вектора архитектурного развития СССР были привлечены инженеры и архитекторы.

Так, в городе Воронеж пик строительства многоквартирных домов пришелся на 1950–1969 гг...

Упадок системы домов и дворцов культуры в России

Постановка задачи. Выявить основные причины упадка системы домов культуры в России.

Большим достижениям в спорте, искусстве и науке СССР обязана во многом домам культуры.

К строительству было отобрано несколько типов вместительности: 150, 300, 400 и 500 мест. Несмотря на то, что здания были типовыми, их богато украшали элементами из архитектуры...

Союз Советских Социалистических Республик был первым...

Входили во владения знаменитые дома и дворцы, сады и парки, виноградники и многие сельскохозяйственные угодья, которые ранее принадлежали представителям царской фамилии, дворянской знати [1, л. 45]. Имения объявлялись достоянием Российской Социалистической...

Анализ жилищного фонда индустриальной постройки...

1–447 — серия жилых домов в СССР, разработанная в конце 1950-х годов. 1–447 — это наиболее массовая серия кирпичных «хрущёвок», которая строилась по всей территории СССР с конца 1950-х по середину 1960-х, а модификации — по конец 1970-х [2].

Похожие статьи

Значение хрущевского десятилетия в дальнейшей судьбе СССР

В статье представлен анализ политической деятельности Н. С. Хрущева на посту Первого секретаря ЦК КПСС, выделены плюсы и минусы проводимых им реформ. Вследствие чего подведены итоги хрущевского десятилетия, изменившего в дальнейшем ход событий...

Развитие комфортности жилища с учетом исторических периодов

Дома, которые были прототипом юрты, также имели круглую форму.

В большинстве случаев комнаты были небольшими: от 10 до 20 кв.м. (в Париже). В XIV веке появляются комнаты, имеющие особое назначение: кухня, гардеробная, классная комната.

Лисициан, М. В., Пронина Е. С. Архитектурное проектирование жилых зданий. Москва, изд.

Дворцы Cоветского периода | Статья в сборнике международной...

В конце 1920-х — начале 30-х годов строительство клубов и Домов культуры велось во

Конкурс на Дворец труда в Москве повлиял на формирование программ целого ряда местных

На фундаменте были установлены 32 огромных «башмака», на которые должны были

здесь находились Гостиные Дворы — памятник архитектуры XVII века — подлежавшие сносу.

Реформы Н.С.Хрущева в сельском хозяйстве в первые годы...

Пожалуй, в истории сельского хозяйства СССР никто среди советских руководителей не сыграл такой огромной роли как Никита Сергеевич Хрущев. Родившись в селе, Хрущев как никто другой разбирался в этом деле.

Жилище человека: от землянки до небоскреба | Статья в журнале...

Рис. 3. Многоквартирные дома в СССР. На рубеже XX–XXI вв. в России началось строительство городских и загородных «элитных» домов. В строительстве загородных коттеджей царило полное смешение стилей, стали появляться архитектурные излишества.

Возможность реновации внешнего облика советских хрущевок

Ключевые слова: реновация, Воронеж, советские типовые дома, хрущевка.

В 1930-е гг. в СССР существовала проблема нехватки отдельного жилья, и подавляющая

Для создания нового вектора архитектурного развития СССР были привлечены инженеры и архитекторы.

Так, в городе Воронеж пик строительства многоквартирных домов пришелся на 1950–1969 гг...

Упадок системы домов и дворцов культуры в России

Постановка задачи. Выявить основные причины упадка системы домов культуры в России.

Большим достижениям в спорте, искусстве и науке СССР обязана во многом домам культуры.

К строительству было отобрано несколько типов вместительности: 150, 300, 400 и 500 мест. Несмотря на то, что здания были типовыми, их богато украшали элементами из архитектуры...

Союз Советских Социалистических Республик был первым...

Входили во владения знаменитые дома и дворцы, сады и парки, виноградники и многие сельскохозяйственные угодья, которые ранее принадлежали представителям царской фамилии, дворянской знати [1, л. 45]. Имения объявлялись достоянием Российской Социалистической...

Анализ жилищного фонда индустриальной постройки...

1–447 — серия жилых домов в СССР, разработанная в конце 1950-х годов. 1–447 — это наиболее массовая серия кирпичных «хрущёвок», которая строилась по всей территории СССР с конца 1950-х по середину 1960-х, а модификации — по конец 1970-х [2].

Задать вопрос