Понятие и условия охраноспособности театральной постановки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 12.12.2022

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Солдатова, Ж. Н. Понятие и условия охраноспособности театральной постановки / Ж. Н. Солдатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97566/ (дата обращения: 30.04.2024).



В действующем Российском законодательстве термин «театральная постановка» не встречается и определения ему не дается. Так как Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) оставляет перечень объектов авторского права открытым, вполне возможным представляется дополнить этот список театральной постановкой.

В ст. 1304 ГК РФ дается перечень объектов смежных прав — «правового положения исполнителей и созданных их творческим трудом исполнений». Среди таких объектов — постановки режиссеров-постановщиков спектаклей. Следовательно, и здесь законодатель не оперирует термином «театральная постановка», а ведет речь о спектаклях и постановках, которые должны быть выражены в форме, позволяющей повторно публично показать спектакль и сохранить его узнаваемость, и которые отождествляются с исполнением.

В ст. 1240 ГК РФ как сложный объект авторского права упоминается театрально-зрелищное представление, по смыслу включающее в себя и кукольные или эстрадные представления.

В Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года от 10 июня 2011 г. № 1019 –р. [1] также нет понятия театральная постановка. Дается определение спектакля как акта показа сценического произведения, а постановка — это создание спектакля. Уже исходя из этих определений, можно предположить, что понятие «постановка» шире, чем «спектакль».

Согласно п. 2 ст. 6 Проекта Федерального закона № 99121011–2 «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации» [2], который 27.12.1999 г. был внесен в Государственную Думу и 19.05.2006 г. отклонен, основным видом деятельности театра является создание и показ театральных постановок. То есть в этом Проекте впервые употребляется термин «театральная постановка». Кроме того, дается определение театральной постановки как произведения театрального искусства, созданного на основе драматического или музыкально-драматического произведения, имеющего общий замысел и конкретное название. Очень ценным считаем то, что здесь же дается и определение спектакля — публичный показ театральной постановки в живом исполнении, что позволяет увидеть разницу между этими двумя понятиями.

Модельный закон «О театре и театральной деятельности» [3], принятый на заседании Межпарламентской Ассамблеи и государств-участников СНГ 24 ноября 2001 г. и рекомендованный для использования в национальных законодательных актах, слово в слово повторяет определения Проекта.

Некоторые регионы Российской Федерации имеют свои законы в области театральной деятельности. Например, в Законе Московской области № 124/2021-ОЗ «О театральной деятельности в Московской области» [4], вступившем в силу 30.06.2021 года, понятие «театральная постановка» тождественно понятию «спектакль». Театральная постановка — произведение театрального искусства (спектакль, концерт и иное театральное представление), созданное на основе пьесы и специального сценария, имеющее общий замысел и конкретное название, предназначенное для показа в живом исполнении.

В определении п.4 ст.2 Закона Томской области от 2 июня 2010 года № 93-ОЗ «О театрах и театральном деле в Томской области» [5] на первый план выходит именно творческая деятельность режиссера и других участников постановки. Театральная постановка — театральное произведение, созданное в соответствии с замыслом постановщика (режиссера) и под его руководством совместными усилиями художественного персонала театра, творческого состава театра (труппы) и других работников театра.

Если детально рассмотреть вышеупомянутые определения театральной постановки, то становится ясно, что в каждом случае постановка определяется как произведение.

Ученые-исследователи видят проблему в том, что нет законодательно закрепленного определения «произведение» не только в Российском законодательстве, но и в международных договорах в области интеллектуального права. Это ведет к трудностям при отнесении того или иного результата деятельности к охраняемым объектам авторского права либо при непризнании этого результата труда охраняемым объектом в соответствии с нормами ГК РФ.

Однако, отсутствие закрепленного понятия «произведение» не помешало выработке тех критериев, при наличии которых произведение становится охраноспособным.

Это, как уже говорилось выше, — творческий характер труда его создателя. Этим критерием, на наш взгляд, вполне обладает театральная постановка. У режиссера-постановщика имеется исходный материал. Однако переработка и адаптация этого материала в зависимости от личности режиссера, его идей и художественных взглядов дает совершенно уникальный результат. Так, постановка Д. Крымова «Борис» в Музее Москвы кардинально отличается от постановки Е. Цыганова «Комедия о трагедии» в «Мастерской Петра Фоменко», хотя исходным материалом в обоих случаях послужила драма А. С. Пушкина «Борис Годунов», и характер творческого труда режиссера проявляется уже в названии постановки.

Единая исходная информация в соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 г. № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности» [6] не является критерием отсутствия творчества.

Например, в суде рассматривалось дело о создании картографического произведения. Истец настаивал, что нарушены его авторские права. Из заключения экспертизы, которую назначил суд, следует, что карты истца и ответчика различаются внешним оформлением, следовательно, они обе — объекты авторского права, имеющие общий исходный материал.

Если такие произведения, которые, по мнению некоторых ученых, «обладают весьма низкой творческой составляющей» [7], охраняются, то театральная постановка, несомненно, являющаяся творческим произведением, должна охраняться как объект авторского права.

Изучив 23 договора, заключенные театром «Мастерская Петра Фоменко» с авторами пьес, по которым осуществлялись театральные постановки, мы сделали вывод: примерно в половине случаев автор разрешал вносить изменения в текст пьесы, признавая творческий характер работы режиссера-постановщика. Другая половина авторов не допускала изменений по тем же причинам: творчество режиссера могло исказить замысел автора, появилось бы переработанное произведение, охраняемое в соответствии со ст.1260 ГК РФ. Постановлением Пленума Верховного Суда от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» [8] разъяснено, что отсутствие оригинальности, новизны не свидетельствует о том, что произведение создано не творческим трудом. Следовательно, в театральной постановке заложен результат творческого труда.

Зачастую, чтобы определить, создано ли произведение именно творческим трудом, требуется прибегнуть к специальной экспертизе. Примечательно, что экспертный центр «Консультант» [9], который проводит экспертизы, в том числе и в отношении наличия плагиата в области авторских прав, к объектам экспертизы относит и постановки сценического искусства, признавая тем самым в театральной постановке наличие творческого труда. А Международный экспертный центр [10] проводит даже экспертизу исполнений, которые относятся к области смежных прав, наделяя и исполнения творческим характером (а к исполнениям относятся игра актеров и работа режиссера театральной постановки).

Второй критерий охраноспособности произведений — объективная форма выражения. Любое произведение сначала возникает в виде идеи, замысла автора. Но идеи, какими бы творческими и оригинальными они не были, согласно ст.1259 ГК РФ не являются объектами авторских прав. Другими словами, «будущее» произведение не может находиться под защитой. В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 28.09.1999 N 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» [11] рассматривается судебный иск о признании исключительных прав автора энциклопедии, которая будет издана в будущем. Суд обосновано решил, что такое требование удовлетворено быть не может.

Необходимость выражения произведения в какой-либо объективной форме законодательно закреплена в п.3 ст. 1259 ГК РФ. Произведение может быть выражено как в письменной, так и в устной форме. Это может быть объемно-пространственная форма, изображение, публичное произнесение и другие. Законодательно не ограничено, в какой форме автор закрепит созданное его творческим трудом произведение. Публичное исполнение и видеозапись — формы, в которых может существовать театральная постановка. Ст.1304 ГК РФ, определяющая объекты смежных прав, говорит о постановке как об объекте, если она выражается в форме, позволяющей осуществить повторное исполнение при сохранении узнаваемости. На практике именно так и бывает: зритель различит постановку по пьесе А. Островского «Волки и овцы» театра Моссовета и постановку «Волки и овцы» по той же пьесе «Мастерской Петра Фоменко». Видеозапись театральной постановки позволяет воспроизвести и распространить ее с помощью технических средств, что было очень актуальным и востребованным во время пандемии коронавируса.

Когда произведение облекается в какую-либо форму, оно делается доступным для публичного восприятия и приобретает самостоятельное существование. Это связано «с возможностью отделения произведения от самого автора, что позволяет его использовать и воспроизводить без участия в этом процессе создателя» [12]. Особенно наглядно это проявляется в восстановленных спектаклях.

Итак, театральная постановка обладает обоими признаками охраноспособности произведения. «…если даже сборники произведений могут иметь элементы творчества, то тем более творчество характерно для любых иных самостоятельных произведений» [13]. А так как перечень охраняемых объектов, указанных в ст.1259 ГК РФ открытый, то возможно его расширение за счет театральной постановки.

Обобщая все вышесказанное, считаем целесообразным разработать определение театральной постановки как самостоятельного произведения, для чего привлечь экспертов в области искусствоведения, культурологии, лингвистики, и закрепить это понятие в 4 части ГК РФ; на основании наличия в театральной постановке признаков охраноспособности произведения, расширить список охраняемых авторским правом объектов, указанных в ст.1259 ГК РФ, включив в перечень театральную постановку.

Литература:

1. Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года от 10 июня 2011 г. №1019 –р (Электронный ресурс): http://government.ru/docs/all/77737/

2. Проект Федерального закона №99121011-2 «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации» (Электронный ресурс): http://council.gov.ru/activity/documents/1127/

3. Модельный закон «О театре и театральной деятельности» (Электронный ресурс): https://docs.cntd.ru/document/901814689

4. Закон Московской области №124/2021-ОЗ «О театральной деятельности в Московской области» (Электронный ресурс): https://mosreg.ru/dokumenty/normotvorchestvo/zakony/07-07-2021-16-39-02-zakon-moskovskoy-oblasti-124-2021-oz-o-teatralnoy

5. Закон Томской области «О театрах и театральном деле в Томской области» (Электронный ресурс): https://docs.cntd.ru/document/951835548

6. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 г. №122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности» (Электронный ресурс): https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_74013/23480b5660a224aa5d37d0847a868ca9cec589c2/

7. Копылов А.Ю. Творчество как условие охраноспособности произведения/ Имущественные отношения в РФ. №12,2019 (Электронный ресурс): https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-kak-uslovie-hranosposobnosti-proizvedeniya

8. Постановление Пленума Верховного Суда от 23.04.2019 №10 «О применении части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации» (Электронный ресурс): https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323470/

9. Сайт организации: http://kons.ru/

10. Сайт организации: https://mexc.ru/

11. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.09.1999 N 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (Электронный ресурс): КонсультантПлюс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_24614/

12. Максимов В.А. Условия охраноспособности произведений в авторском праве/Ленинградский юридический журнал, 2017 (Электронный ресурс): https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-ohranosposobnosti-proizvedeniy-v-avtorskom-prave

13. Судариков С.А. Интеллектуальная собственность. М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2007 (Электронный ресурс): https://fb2lib.ru/delovaya-i-uchebnaya-literatura/intellektualnaya-sobstvennost-2/

Основные термины (генерируются автоматически): театральная постановка, ГК РФ, Российская Федерация, творческий труд, постановка, произведение, театральная деятельность, живое исполнение, Московская область, Томская область.


Похожие статьи

Развитие положений права интеллектуальной собственности...

Статья 1259 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) содержит

6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ публичное исполнение произведения — это представление

Согласно пункту 1 статьи 1259 ГК РФ музыкальные произведения с текстом или без текста.

Ст. 1225 ГК РФ к охраняемым объектам интеллектуальной деятельности отнесены произведения науки.

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая...

...(театральные постановки, видеозаписи, фонограммы и т. д.), авторских (произведения

Рассмотрим ст.1226 ГК РФ, в которой говориться об интеллектуальном праве, а точнее об

При этом необходимо разграничить понятия «интеллектуальная деятельность» и «реклама».

Согласно ст. 1291 ГК РФ отчуждения произведения сохраняется за фирмой (служебное...

Кинофильм как разновидность аудиовизуального произведения

Согласно ст.1240 ГК РФ, кинематографическое произведение представляет собой сложный

На результаты интеллектуальной деятельности распространяются интеллектуальные права

— Личные неимущественные права (ст.1228 ГК РФ) — право признаваться автором, право на

5) создан творческим трудом авторов [19]. Несмотря на законодательное регулирование...

Статьи по ключевому слову "театрализованная деятельность..."

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста.

Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям через театрализованную деятельность и устное народное творчество.

Дипломная работа выпускника вуза как объект авторского права

Ст. 1225 ГК РФ к охраняемым объектам интеллектуальной деятельности отнесены произведения

Дипломная работа создается творческим трудом студента, следовательно

В соответствии со ст. 1255 ГК РФ автору произведения принадлежат следующие права

технических средств (сценическая постановка, спектакль, опера, балет, кинофильм и т. д.).

Малый театр и российское общество конца XIX — начала XX вв....

Решающее значение для деятельности того или иного театра имело отношение к нему публики, которое

Марков выделяет постановки, которые произвели на него сильное впечатление.

Тем не менее нельзя умалять значение Малого театра в театральной культуре России конца

Она была мастером художественной формы воплощения и блестящим виртуозом в области...

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

- Виды театрального искусства. - Рождение спектакля, - Театр снаружи и изнутри.

На занятиях формируется качественное исполнение творческих заданий.

Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребёнка

В театрализованной деятельности с развитием творческих способностей формируются

Театр как культурное наследие России (глазами актёров малого...)

Конечно, и творческий путь, профессиональный опыт, ощущение зрительного зала у каждого актёра глубоко своё.

Эволюция культурной деятельности в новом столетии.

театральная индустрия, PR, связи с общественностью, театральное искусство, театр

Особую атмосферу постановке театра оперетты придавало художественное оформление спектакля.

Авторский театр в Ульяновске | Статья в журнале...

...театра был удостоен Премии Правительства РФ имени Фёдора Волкова «За вклад в развитие театрального искусства России».

Первой постановкой мастера на ульяновской сцене стал «Ричард II» У.Шекспира.

Вся его творческая деятельность была подчинена внутренней логике.

Копылов создал на театральной сцене в Ульяновске особый «оазис искусства».

Похожие статьи

Развитие положений права интеллектуальной собственности...

Статья 1259 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) содержит

6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ публичное исполнение произведения — это представление

Согласно пункту 1 статьи 1259 ГК РФ музыкальные произведения с текстом или без текста.

Ст. 1225 ГК РФ к охраняемым объектам интеллектуальной деятельности отнесены произведения науки.

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая...

...(театральные постановки, видеозаписи, фонограммы и т. д.), авторских (произведения

Рассмотрим ст.1226 ГК РФ, в которой говориться об интеллектуальном праве, а точнее об

При этом необходимо разграничить понятия «интеллектуальная деятельность» и «реклама».

Согласно ст. 1291 ГК РФ отчуждения произведения сохраняется за фирмой (служебное...

Кинофильм как разновидность аудиовизуального произведения

Согласно ст.1240 ГК РФ, кинематографическое произведение представляет собой сложный

На результаты интеллектуальной деятельности распространяются интеллектуальные права

— Личные неимущественные права (ст.1228 ГК РФ) — право признаваться автором, право на

5) создан творческим трудом авторов [19]. Несмотря на законодательное регулирование...

Статьи по ключевому слову "театрализованная деятельность..."

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста.

Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям через театрализованную деятельность и устное народное творчество.

Дипломная работа выпускника вуза как объект авторского права

Ст. 1225 ГК РФ к охраняемым объектам интеллектуальной деятельности отнесены произведения

Дипломная работа создается творческим трудом студента, следовательно

В соответствии со ст. 1255 ГК РФ автору произведения принадлежат следующие права

технических средств (сценическая постановка, спектакль, опера, балет, кинофильм и т. д.).

Малый театр и российское общество конца XIX — начала XX вв....

Решающее значение для деятельности того или иного театра имело отношение к нему публики, которое

Марков выделяет постановки, которые произвели на него сильное впечатление.

Тем не менее нельзя умалять значение Малого театра в театральной культуре России конца

Она была мастером художественной формы воплощения и блестящим виртуозом в области...

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

- Виды театрального искусства. - Рождение спектакля, - Театр снаружи и изнутри.

На занятиях формируется качественное исполнение творческих заданий.

Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребёнка

В театрализованной деятельности с развитием творческих способностей формируются

Театр как культурное наследие России (глазами актёров малого...)

Конечно, и творческий путь, профессиональный опыт, ощущение зрительного зала у каждого актёра глубоко своё.

Эволюция культурной деятельности в новом столетии.

театральная индустрия, PR, связи с общественностью, театральное искусство, театр

Особую атмосферу постановке театра оперетты придавало художественное оформление спектакля.

Авторский театр в Ульяновске | Статья в журнале...

...театра был удостоен Премии Правительства РФ имени Фёдора Волкова «За вклад в развитие театрального искусства России».

Первой постановкой мастера на ульяновской сцене стал «Ричард II» У.Шекспира.

Вся его творческая деятельность была подчинена внутренней логике.

Копылов создал на театральной сцене в Ульяновске особый «оазис искусства».

Задать вопрос