Кинофильм как разновидность аудиовизуального произведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 06.11.2021

Статья просмотрена: 379 раз

Библиографическое описание:

Анипенко, Е. Д. Кинофильм как разновидность аудиовизуального произведения / Е. Д. Анипенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85182/ (дата обращения: 20.04.2024).



Ключевые слова: аудиовизуальное произведение, произведение, Гражданский кодекс РФ, правовая охрана, фильм, кинофильм, кинематографическое произведение, правовая природа

Законодатель относит аудиовизуальные произведения к числу сложных объектов [1]. Аудиовизуальные произведения охватывают весьма широкий круг кино-, теле- и видеопроизведений (независимо от их жанра, назначения, объема и исполнения), рассчитанных на одновременное слуховое и визуальное восприятия.

Преимущественно все аудиовизуальные произведения представляют собой органическое соединение разных видов искусств в единое художественное целое, не сводимое к сумме составляющих его компонентов. «Особенность аудиовизуального произведения, отличающая его от других форм творческой деятельности, состоит в том, что оно объединяет в себе множество результатов интеллектуальной деятельности разных лиц, при этом имеет форму единого целого объекта» [2, с.52].

В доктрине и правоприменительной практике (отечественной и зарубежной) большое внимание уделяется вопросам правовой охраны. Вместе с тем остаются неопределенные моменты, связанные с правовой природой аудиовизуального произведения.

Аудиовизуальное произведение является сравнительно молодым объектом авторских прав. Считается, что исторически первой его разновидностью является кино.

С кинематографом человечество познакомилось XIX — нале XX столетия. Появление кинематографа связывают с именем братьев Люмьер: 28 декабря 1895 г. состоялся первый платный кинопоказ [3].

Первые кинофильмы были весьма примитивные в сравнении с современным кино, «и представляли скорее «визуальное» произведение» [4]. Поэтому правовая охрана им не предоставлялась. По мнению А. О. Радоминовой, на тот момент при создании кинематографических постановок речь могла идти только о заимствовании сюжета, но не об охраняемой форме произведения [5].

В скором времени, необходимость правового регулирования кинематографических произведений стала очевидна. Однако наличие правового пробела создавало ряд сложностей. В связи с этим с тало высказываться мнение, что фильмы по своей природе схожи с фотографиями [6]. Заметим, что в XIX–XX столетии не все государства признавали фотографии объектами творческого труда. И в зависимости от такого признания предоставляли разную правовую охрану. В целом, европейские государства «негласно» разбились на три лагеря:

— страны первого — это Франция и страны, находившиеся под влиянием французского права — признавали фотографии объектами авторского права и предоставляли им полную правовую охрану, а кинематографические охранялись по аналогии с фотографиями;

— второй лагерь представляли страны, также признававшие фотографии объектом авторских прав, но предоставляющие более узкую правовую охрану — Германия и страны немецкого права, а также Великобритания.

— третий — государства, не распространяющие авторские права на фотографию.

Распространения режима правой охраны фотографий на кинематографические произведения породили новый дискурс.

В этот период (XIX–XX веке) отсутствовали международные акты, регламентировавшие правовую охрану кинематографических произведений. Решить возникшую проблему помогли поправки к Бернской конвенции в 1908 г в рамках Берлинской конференции по пересмотру положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г. [7]

Положения Бернской конвенции 1886 г. действуют и сегодня. В тексте Конвенции 1886 г. (ст.4, 14, 14 bis) не используется термин «аудиовизуальное произведение», а прямо говориться об охране кинематографических произведений.

Ранее мы уже говорили, что кинематографическое произведение — это разновидность аудиовизуального произведения. Полагаем, что термин «аудиовизуальное произведение» шире, поскольку включает в свое содержание не только произведения кинематографа. Так, Французский кодекс интеллектуальной собственности также упоминает аудиовизуальное произведение: «Les oeuvres cinématographiques et autres oeuvres consistant dans des séquences animées d'images, sonorisées ou non, dénommées ensemble oeuvres audiovisuelles (Кинематографические произведения и другие произведения, состоящие из анимированных последовательностей изображений, со звуком или без звука, вместе именуемые аудиовизуальными произведениями)» [8].

В отечественном законодательстве до 1991 г. термин аудиовизуальное произведение не использовался. Так, в ГК РСФСР 1964 г. в ст. 475 закреплял «кинофильм, телефильм, радиопередачи» [9]. Однако развитие кинематографии выдвинуло необходимость появления более широкого термина, который мог бы охватить динамическую аудиовизуальную сферу [2, с.53].

Впервые термин «аудиовизуальное произведение» употребляется в ст.134 Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. [9], и к нему относились кинематографические, теле- и видеопроизведения. Наиболее развернутое определение появилось в Законе РФ «Об авторском праве» от 9 июля 1993 г. [12]

Действующий Гражданский кодекс имплементировал термин аудиовизуальное произведение из закона «Об авторском праве». Аудиовизуальное произведение — произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации [13, п.1 ст.1263 ГК РФ].

Определение кинофильма дано в Федеральном законе «О государственной поддержке кинематографии» [14]. Фильм — это аудиовизуальное произведение, состоящее из изображений, зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителях и соединенных в тематическое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Вместе с этим фильм — это сложный объект, сосредоточивший в себе несколько охраняемых результатов творческого труда [15]. Как правило в фильме используются самостоятельные объекты исключительных прав, как сценарий, литературное произведение, положенное в основу фильма, музыкальное произведение (музыкальная композиция) с тестом или без него, художественное произведение, созданное специально для фильма либо вошедшие в него, исполнение роли (например, актерская игра, закадровое озвучивание персонажей) и иное.

Согласно ст.1240 ГК РФ, кинематографическое произведение представляет собой сложный объект, включающим несколько самостоятельных результатов интеллектуальной деятельности.

Кинематографическое произведение получает охрану нормами об авторском праве только в своей совокупности [16, с.43]. Нередко возникают дискуссионные вопросы, по поводу «стоп-кадров», а также, споры относительно того, что фильм рассматривается, как составное произведение.

«Стоп-кадр» — это специальный кинематографический прием изложения событий, при котором возникает эффект остановки движущегося события [17]. Так, при рассмотрении дела, связанного с мультфильмом «Маша и Медведь», суд указал, что стоп-кадр является неотъемлемой частью мультфильма, однако отдельно от фильма не может быть признан объектом авторского права, т. к. не обладает признаками оригинальности [18].

На результаты интеллектуальной деятельности распространяются интеллектуальные права:

— Исключительное право (ст. 1229 ГК РФ) — право использования и распоряжения результатом интеллектуальной деятельности любым непротиворечащим закону способом;

— Личные неимущественные права (ст.1228 ГК РФ) — право признаваться автором, право на имя и иные права.

Поскольку в фильмы объединены сразу несколько самостоятельных результатов творческого труда, на каждый из них распространяются интеллектуальные права.

Субъектный состав правообладателей включает несколько групп правообладателей:

— авторы кинофильма в целом: режиссер-постановщик, сценарист, композитор музыкального произведения (с текстом или без), специально созданным для фильма;

— обладатели прав смежных с авторскими на объекты, созданных в процессе создания фильма: исполнители ролей, чтецы, актеры-озвучки (закадровая озвучка текста), художник-постановщик, художник по костюмам, звукорежиссер;

— авторы и правообладатели первоначальных объектов, положенных в основу фильма: автор литературного произведения, по мотивам которого снят фильм, композитор музыкального произведения, созданного не для фильма, художник и т. п.

— кинопродюсер (изготовитель) — это лицо, которое организовало создание (съемку фильма), финансировало его и осуществляет дальнейшее продвижение. Кинопродюсер является правообладателем фильма, к нему переходят исключительные права по договорам, заключенными с другими участниками процесса. Однако, продюсер может быть и автором фильма, если примет участие в нем еще и в качестве режиссера, сценариста или композитора.

Итак, фильм получает правовую охрану, как аудиовизуальное произведение, если обладает следующими характеристиками:

1) состоит из зафиксированной серии связанных между собой изображений;

2) имеет тематическую последовательность связанных между собой кадров

3) может быть, как с сопровождением звуком, так и без него (немое кино)

4) воспринимается с помощью соответствующих технических устройств зрительно, а при наличии звукового сопровождения — и на слух;

5) создан творческим трудом авторов [19]

Несмотря на законодательное регулирование, вопросы, затронутые на заре становления аудиовизуального произведения и кинематографа остаются актуальными и сегодня. В доктрине, как отечественной, так и зарубежной, до сих пор ведется дискуссия о правовой природе аудиовизуального произведения: по мнению одних специалистов аудиовизуальное произведение является самостоятельны оригинальным произведение, вторые — относят аудиовизуальное произведение к числу производных, использующим элементы отдельных произведений. Есть и третья группа авторов, полагающая, что аудиовизуальное произведение является составным, поскольку объекты, входящие в него, проявляются в подборе и определенном расположении материалов.

И в зависимости о точки зрения на аудиовизуальное произведение, будет изменяться и точка зрения на кинопроизведения.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 г.) — ст.1240 // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/e074d06dd4e5b8c9a4c969a84d6521e8bb172928/
  2. Мельник Е. А., Селютина О. Г. Аудиовизуальные произведения как объект гражданских правоотношений. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(6):52–55 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/audiovizualnye-proizvedeniya-kak-obekt-grazhdanskih-pravootnosheniy/viewer (дата обращения: 02.11.2021).
  3. Садуль Ж. Всеобщая история кино. Том 1 (Изобретение кино 1832–1897, Пионеры кино 1897–1909). М.: Искусство, 1958
  4. Ульянова Е. В. Исторический аспект правовой охраны аудиовизуальных произведений // «Журнал Суда по интеллектуальным правам», № 17, сентябрь 2017 г., с. 14–18 URL: http://ipcmagazine.ru/asp/the-historical-aspect-of-the-legal-protection-of-audiovisual-works (дата обращения: 02.11.2021).
  5. Радоминова А. О. Гражданско-правовое регулирование создания и использования аудиовизуальных произведений: история и современность. Дисс. на соискание ученой степени к. ю.н. М., 2012
  6. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (ред. от 28.09.1979 г.) // СПС «КонсультантПлюс» URL: https://wipolex.wipo.int/ru/text/283702 (дата обращения: 02.11.2021).
  7. Code de la propriété intellectuelle (version consolidée au 1er janvier 2021) Chapitre II: Oeuvres protégées — Article L112–2 URL: https://wipolex.wipo.int/ru/text/582998 (дата обращения: 02.11.2021).
  8. Гражданский кодекс РСФСР, утв. ВС РСФСР 11 июня 1964 г. (утратил силу) // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1838/6072955dd309baf7690888c8f4d076be516330fd/ (дата обращения: 02.11.2021).
  9. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, утв. ВС СССР 31 мая 1991 г. № 2211–1 (в ред.от 26.11.2001) (утратил силу) — ст.134 // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_972/(дата обращения: 02.11.2021).
  10. Закон РФ от 9 июля 1993 № 5351–1 (ред. от 20.07.2004) «Об авторском праве и смежных правах» (утратил силу) — ст. 4// СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2238/1f3d77430f29f576c313fa5d5da2edd001989555/ (дата обращения: 02.11.2021).
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 г.) — ст.1263 // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/bcdb3bad76a5cc627f036c9e23135e25579d3635/ (дата обращения: 02.11.2021).
  12. Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22.08.1996 N 126-ФЗ (ред. от 28 ноября 2018) — ст. 3// СПС «КонсультантПлюс» URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11454/9371abf6b81551d7cf96db61478966ba2fd88505/ (дата обращения: 22.10.2021).
  13. Дорофеева А. М. Интеллектуальная собственность в шоу-бизнесе, моде и спорте: учебное пособие / под.общ. ред. Л. А. Новоселовой. — Москва: Проспект, 2021–144 с.
  14. https://cinema.academic.ru/4352/ %D0 %A1 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %BF- %D0 %BA %D0 %B0 %D0 %B4 %D1 %80
  15. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 7 апреля 2016 г. № С01–172/2016 по делу № А51–945/2015 URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71375710/paragraph/81:0 (дата обращения: 02.11.2021).
  16. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 30 января 2017 г. № С01–1029/2016 по делу N А40–14248/2016 URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71504402/?prime (дата обращения: 02.11.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): аудиовизуальное произведение, правовая охрана, произведение, ГК РФ, интеллектуальная деятельность, кинематографическое произведение, фильм, Бернская конвенция, музыкальное произведение, правовая природа.


Похожие статьи

Сравнительно-правовой анализ основных положений...

В статье проводится сравнительно-правовой анализ основных положений российского авторского права и Бернской конвенции.

Библиографическое описание: Таласпаева, А. А. Сравнительно-правовой анализ основных положений отечественного авторского права и...

Право на воспроизведение, распространение и импорт...

интеллектуальная собственность, аудиовизуальное произведение, интернет, ГК РФ, интеллектуальная деятельность, произведение, сеть, российское законодательство, образовательный продукт... Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение.

Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение

 Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности, относится к числу важных и актуальных тем, как в теоретическом, так и в практическом плане. Важным условием развития культуры и общества в целом является существование эффективной правовой базы в области...

Особенности защиты прав на аудиовизуальные произведения...

Защита аудиовизуального произведения в США. США — одно из крупнейших и

Очень интересным является срок охраны аудиовизуального произведения, так как делится на

Для того чтобы аудиовизуальное произведение подпадало под защиту государства, оно должно...

Формат аудиовизуального произведения как результат...

интеллектуальная собственность, аудиовизуальное произведение, интернет, ГК РФ, интеллектуальная деятельность, произведение, сеть, российское законодательство, образовательный продукт... Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение.

Проблемы защиты авторского права на музыкальные...

интеллектуальная собственность, аудиовизуальное произведение, интернет, ГК РФ, интеллектуальная деятельность

музыкальное произведение, коллективная основа, Российская Федерация, творческая деятельность, Суд, правовая охрана...

Особенности правовой защиты смежных прав на территории...

Похожие статьи. Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение.

Принятие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года.

Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности, относится к числу важных и...

Международное авторское право: вопросы теории и практики

Принятие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года послужило началом формирования международной системы охраны авторских прав. На основе Бернской конвенции был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств...

Правовая квалификация он-лайн трансляции исполнения...

Сегодня же обстановка использования произведений, в том числе их исполнений и трансляций изменилась коренным образом. Если произведения И.-С. Баха исполнялись можно сказать «локально», то интернет-трансляции охватывают миллиардную аудиторию.

Похожие статьи

Сравнительно-правовой анализ основных положений...

В статье проводится сравнительно-правовой анализ основных положений российского авторского права и Бернской конвенции.

Библиографическое описание: Таласпаева, А. А. Сравнительно-правовой анализ основных положений отечественного авторского права и...

Право на воспроизведение, распространение и импорт...

интеллектуальная собственность, аудиовизуальное произведение, интернет, ГК РФ, интеллектуальная деятельность, произведение, сеть, российское законодательство, образовательный продукт... Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение.

Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение

 Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности, относится к числу важных и актуальных тем, как в теоретическом, так и в практическом плане. Важным условием развития культуры и общества в целом является существование эффективной правовой базы в области...

Особенности защиты прав на аудиовизуальные произведения...

Защита аудиовизуального произведения в США. США — одно из крупнейших и

Очень интересным является срок охраны аудиовизуального произведения, так как делится на

Для того чтобы аудиовизуальное произведение подпадало под защиту государства, оно должно...

Формат аудиовизуального произведения как результат...

интеллектуальная собственность, аудиовизуальное произведение, интернет, ГК РФ, интеллектуальная деятельность, произведение, сеть, российское законодательство, образовательный продукт... Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение.

Проблемы защиты авторского права на музыкальные...

интеллектуальная собственность, аудиовизуальное произведение, интернет, ГК РФ, интеллектуальная деятельность

музыкальное произведение, коллективная основа, Российская Федерация, творческая деятельность, Суд, правовая охрана...

Особенности правовой защиты смежных прав на территории...

Похожие статьи. Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение.

Принятие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года.

Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности, относится к числу важных и...

Международное авторское право: вопросы теории и практики

Принятие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года послужило началом формирования международной системы охраны авторских прав. На основе Бернской конвенции был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств...

Правовая квалификация он-лайн трансляции исполнения...

Сегодня же обстановка использования произведений, в том числе их исполнений и трансляций изменилась коренным образом. Если произведения И.-С. Баха исполнялись можно сказать «локально», то интернет-трансляции охватывают миллиардную аудиторию.

Задать вопрос