Авторский театр в Ульяновске | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 13.05.2016

Статья просмотрена: 4770 раз

Библиографическое описание:

Гемранова, А. Д. Авторский театр в Ульяновске / А. Д. Гемранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1394-1397. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29697/ (дата обращения: 23.04.2024).



Авторский театр в Ульяновске

Шаброва Анастасия Дмитриевна, магистрант

Ульяновский государственный университет

Драма и комедия, водевиль, феерия и фарс — все смешано в театре. Театр создан в гармонии с реальностью, но в тоже время создает реальность внутри себя. Театр — это то место, куда приходят удовлетворять и формировать свои духовные потребности в сценическом искусстве. Но когда зрителю уже не хватает рамок обычного театра драмы, тогда он обращается к авторскому театру.

Авторский театр наделен отстранённостью от предлагаемых обстоятельств, предложенных автором пьесы. Эта отстраненность необходима для развития формирования персонифицированного взгляда на героя или героев драматургического произведения. Текст пьесы (драматургический материал) режиссер сопрягает со своим собственным жизненным и творческим опытом. Он становится инструментом в умелых руках постановщика и актеров, который разрушает театральные штампы и, зачастую, не всегда вписывается в устоявшиеся каноны академического театрального искусства. Авторский театр — это импровизация, поиск новых внешних форм и свежий взгляд на содержание. [1]

Театр не может существовать без режиссера. Режиссёрское искусство в современном понимании сложилось во второй половине XIX века. Слово «режиссёр» появилось значительно раньше: в России оно вошло в употребление ещё во времена Елизаветы II — с приездом в 1742 году французской театральной труппы. Необходимо отметить, что в русском театре руководитель труппы (постановщик спектакля) именовался «директором». [2]

С первой половины XIX века должность режиссёра входила в штатное расписание драматической труппы. Обязанности режиссёра сводились в основном к административным и техническим. Все изменилось в конце XIX столетия. В Российской империи Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, опираясь на опыт своих западных коллег — руководителя, сделали режиссёра-постановщика главной фигурой театра.

При постановке спектакля в XX веке уже всё подчинялось режиссёрскому замыслу. Этот замысел предполагает интерпретацию пьесы в целом и каждого отдельного персонажа, определение необходимых для данной пьесы особенностей актёрского исполнения, решение спектакля в пространстве (разработку мизансцен) и во времени — определение его ритма и темпа. Случалось, что именно режиссёр брался за художественное оформление спектакля (имея навыки работы с кистью и палитрой). Но чаще всего режиссёр определял принципы художественного оформления вместе с художником, а музыкального оформления готовящегося спектакля — с композитором. Профессионализм — это ещё одна отличительная черта авторского театра. Ансамблевость, то есть подчинение всех составляющих спектакля единому режиссёрскому замыслу — это та основа, на которую опирается авторский театр.

Говоря о крупнейших режиссёрах советского периода национального театра периода расцвета (50–70-х годов XX века), театровед С. Бушуева отмечала. [3], что, например, Георгий Товстоногов, как художник эпического плана, при отсутствии выраженного режиссёрского голоса, властно направлял спектакль, подчиняя игру каждого ансамблю, позволяя актёру «тот максимум самопроявления, который возможен в рамках эпической структуры». Олег Ефремов в «Современнике», всегда оставаясь лидером, растворился в коллективе своих актёров: «Это было актёрское братство, монастырь, коммуна, где даже личностное начало каждого выступало в виде ощущения общей причастности к поколению», — в известном смысле ефремовский «Современник» можно было назвать «саморегулирующимся художественным организмом». Анатолий Эфрос был лидером несколько иного склада: «Он не только тщательно отбирал созвучных себе актеров… Он целенаправленно культивировал определенные черты каждой художественной личности, концентрируя их в маске, вбирающей в себя сущностное начало актерской индивидуальности». Театральный «бунтарь» Юрий Любимов, напротив, в полной мере оставаясь «автором спектакля», предоставлял своим актёрам полную свободу самовыражения, в пределах точного режиссёрского замысла оставлял им широкие возможности для импровизации. [3]

Театр российской провинции в двадцатом столетии развивался и впитывал в себя все столичные тенденции. Ульяновский театр драмы не явился исключением.

В 80-е годы ХХ века на сцене Ульяновского драматического театра появился новый главный режиссер — Юрий Семёнович Копылов. Юрий Копылов окончил Свердловское театральное училище (1967) и режиссёрский факультет Ленинградского Государственного Института театра, музыки и кинематографии имени Н. К. Черкасова (ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства), мастерская Александра Музиля (1974). Работал артистом в Амурском драматическом театре (1967–1969). Был несколько лет режиссером в разных театрах СССР -Красноярского ТЮЗа (1974), режиссёром Саратовского академического театра имени К.Маркса (1975–1976), художественным руководителем и основателем Орловского ТЮЗа (1976–1983), художественным руководителем Владимирского драматического театра (1983–1986). С 1987 по 2010 художественный руководитель Ульяновского театра драмы. [4]

Эпоху Копылова открывает яркая и неординарная по тому времени постановка трагедии Шекспира «Ричард III». Позже режиссёр Вадим Климовский в содружестве с известным мастером сценического движения Андреем Дрозниным создают неповторимое действо «Игры с привидением» по пьесе авангардного культового польского драматурга СлавомираМрожека. Эта постановка получила одобрение из уст самого автора. Но лицо Ульяновского театра драмы на протяжении всей творческой деятельности Юрия Копылова будет определять классика. Именно на неё режиссёр делает основную ставку.

За четверть века в театре он поставил многие пьесы Шекспира, Мольера, Гольдони, Гауптмана, Чехова, Пиранделло, Гоцци, Лопе де Вега, Островского, А. Толстого, Гончарова, Тургенева.

Юрий Копылов — лауреат Государственной премии России. Под его руководством в 2007 году коллектив получает право носить имя великого русского писателя Ивана Александровича Гончарова, симбирянина по рождению, а в 2009 году коллектив театра был удостоен Премии Правительства РФ имени Фёдора Волкова «За вклад в развитие театрального искусства России». Ульяновский театр драмы им. И. А. Гончарова неоднократно становился лауреатом различных театральных фестивалей в России и в Европе.

Возглавив театр Ульяновска, Юрий Копылов столкнулся с множеством проблем: «Не думаю, что тут Ульяновский театр особенно отличается от театров других городов, от вообще театров. Такая ситуация сейчас у всего нашего театра, который потерял живой контакт со зрителем. Это, видимо, связано со временами застоя, когда драматургия либо всячески лакировала действительность, либо была далека от нее. Сейчас время иное». — отмечал режиссёр в одном из своих выступлений. [5]

Двадцать пять лет Юрий Копылов руководил Ульяновским театром драмы. Все эти годы в его спектаклях на сцену выходили ульяновские артисты. Ульяновские зрители погружались в особое пространство «театра Копылова», все больше и больше попадая под его очарование. Эпоха Копылова на театральных подмостках Ульяновска — это эпоха нескончаемой любви к театру, неослабевающего интереса к нему и стремления дойти до самой сути явлений окружающей действительности. Театр Копылова — это азарт, оправданный риск и неуёмная тяга к творческим экспериментам.

В 1980-х Копылов предложил ульяновской публике непростой театральный язык. Он был понят и принят. От «Ричард II» до «Генрих IV» отсчитывал главный режиссер ступени в восхождении театра.

Несколько десятилетий Копылов занимался исследованием драматургии и биографии У.Шекспира. Это была его человеческая привязанность. К счастью для самого режиссёра и его многочисленных благодарных зрителей привязанность совпала с его профессией и нашла свое проявление в многочисленных сценических постановках. За годы работы в театре он смог поставить десять спектаклей. С каждой такой постановкой зритель замечал всё более глубокое погружение в тему, осмысление и переосмысление драматургии, свежий взгляд режиссёра и новые творческие решения. «Хорошо, что иногда удается на сцене создать этот мир, хорошо, что Шекспир может увлечь актеров и увлечь зрителей. Хорошо, что они имеют возможность вместе со мной уйти в эту реальность от этих достаточно серых и невыразительных будней. Помимо прочего, здесь чисто творческие художественные задачи, которые расширяют как бы собственное представление о себе самом …. безусловно, читать Шекспира — это определенный душевный труд» — говорил Юрий Копылов. [5]

Первой постановкой мастера на ульяновской сцене стал «Ричард II» У.Шекспира. Спектакль готовился 9 месяцев. На главную роль Копылов пригласил актёра Владимира Кустарникова, с которым до этого работал во Владимирском драматическом театре. «Ричард II» завоевал признание ульяновских театралов и был отмечен столичными театроведами. Через год после премьеры последовало приглашение в Москву, на фестиваль Театра Наций. На сцене Московского ТЮЗа три спектакля одного названия прошли с неизменным аншлагом, а блистательного артиста Владимира Кустарникова критики нарекли «вторым Михаилом Чеховым». Вслед за «Ричардом» на ульяновской сцене появились постановки: «Двенадцатая ночь», «Гамлет», «Ромео и Джульетта» и «Мера за меру».

Юрий Копылов принадлежал к числу тех, кого именуют «режиссёр-интеллектуал». Он неизменно позиционировал свою творческую деятельность и работу всего коллектива, как «не провинциальный театр в провинции». Сам мастер часто называл себя сказочником, который рассказывает сказки о жизни с большими психологическими загадками, отгадки на которые должен найти зритель. Своей главной задачей режиссёр считал воспитание зрительских душ. Вся его творческая деятельность была подчинена внутренней логике. Три основные составляющие его работ можно охарактеризовать так: мощно, трагично и гениально.

Постановки Копылова — это авторский философский театр. Его здоровая творческая дерзость вызывала удивление и восхищение. Режиссёрской концепции строительства авторского театра в Ульяновске была подчинена вся жизнь мастера. Эта концепция определила то, как щедро он раздаривал себя и свой талант, поверившему в него зрителю. Критики неизменно отмечали высокий уровень режиссуры Копылова, сложность драматургического материала, за который берётся мастер и полное отсутствие конъюнктурности. В авторском театре Ульяновска отсутствовала проблема деградации репертуара. «Дешевые» темы, которые эксплуатируют многие театры страны (в силу экономических причин), для Копылова были жестким табу. Авторский театр по определению не может быть сиюминутным, коммерческим проектом. Копылов создал на театральной сцене в Ульяновске особый «оазис искусства». «Оазис» настоящего искусства. [6] Сам мастер без преувеличения стал легендой российского театра.

Юрий Семенович Копылов был не только талантливым театральным режиссером, но еще и оказался замечательным писателем. Его книга «Жизнь одного театра» с подзаголовком «записки режиссера» издана в Ульяновске, в 2011 году. Книга посвящена жизни Ульяновского театра драмы. Речь о том отрезке жизни, который театр прошел вместе с автором с 1988 года по 2010 год. В этой книге нет размышлений о той или иной пьесе, о том, почему именно в это время режиссер решил обратиться именно к ней. Мы не узнаем ничего потаенного, не сможем приблизиться ни к каким секретам профессии. Зато узнаем очень много важного об артистах, с которыми Копылову довелось работать. И не просто работать, а воспитывать их, прививая чувство единства ансамбля, единства школы, единства ощущения каждого спектакля как неповторимого чуда. О большинстве своих артистов он пишет с не скрываемым даже суховатым тоном чувством любви и благодарности. Поэтому, читая страницы, посвященные ушедшим из жизни Борису Александрову, Алле Бабичевой, уехавшим в Москву Валерию Шейману, Алексею Кириллину, Денису Юченкову, работающим по сей день в Ульяновской драме Зое Самсоновой, КларинеШадько, Ирине Янко, Михаилу Петрову, Владимиру Кустарникову и многим другим, — испытываешь радость, словно от встречи с теми, кто на протяжении десятилетий дарил зрителям счастье общения с искусством. [7] Несколько страниц занимают эпитеты, которые найдены для определения актерских особенностей, свойственных Борису Александрову и Валерию Шейману. Листая страницы книги ощущаешь бесконечное уважение и трепет автора к людям, создающим на театральных подмостках Ульяновска то, что именуется театром. В книгу включены размышления замечательного художника Станислава Шавловского, которого с театром и Юрием Копыловым связывают десятилетия творческой деятельности. Режиссёр и художник — единомышленники. Часть творческих секретов всё-таки раскрыты автором. Читатель с интересом узнаёт о том, как несопоставимы подчас замысел режиссёра и конечный творческий результат, представляемый на суд зрителя. Это авторский театр. Театр, который находится не в застывшем аморфном состоянии, а пребывает в развитии и непрестанном движении. [7]

Копылов проживал и вновь проживает в книге свою театральную жизнь под названием «Театр Юрия Копылова». Талант даётся человеку как возможность щедро делиться им с окружающими людьми, заражать людей большими чувствами, добрыми мыслями и увлекать их идеалами добра. Начиная искать, всякий большой художник должен прежде всего найти себя. Истинное новаторство в театре — это поиск средств и методов правдивости, глубины и выразительности. Именно это удалось Юрию Копылову. Правдивость, глубина и выразительность его театральных постановок восхищала зрителей на протяжении четверти века.

В 2012 году Юрий Семёнович Копылов ушел из жизни в связи с продолжительной болезнью. Эпоха Копылова в Ульяновском драматическом театре закончила свое существование, но память о выдающимся режиссере жива и по сей день.

Выполнено в рамках научно-исследовательского гранта РГНФ проект № 15-14-73003 «Рубежи веков в истории культуры Симбирска-Ульяновска (актуальные тенденции прошлого)»

Литература:

  1. Эстрада в России. XX век: энциклопедия / Отв. ред. Е. Д. Уварова — М.: Олма-Пресс, 2004. — 862 с.
  2. Владимиров С. В. «Об исторических предпосылках возникновения режиссуры.У истоков режиссуры: Очерки из истории русской режиссуры конца XIX — начала XX века: Труды Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии». — Л., 1976. — С. 14.
  3. Бушуева С. К. «Предисловие // Русское актерское искусство XX века». Выпуск II и III. — СПб, 2002. — С. 7–8.
  4. сайт www.uldramteatr.ru
  5. Газета «Ульяновский комсомолец» 30 января 1988г.
  6. Газета «АиФ в Ульяновске». «Бог и дьявол, кто ответит, зачем мы пришли в этот мир» № 15 1997г.
  7. Ефремова Анастасия. «Жизнь одного театра. Ю.Копылов» /Ульяновск, 2011. Выпуск № 10–140/2011, Книжная полка.
Основные термины (генерируются автоматически): авторский театр, театр, Ульяновский театр драмы, Копыл, творческая деятельность, Ульяновск, зритель, художественный руководитель, Владимирский драматический театр, Сам мастер.


Похожие статьи

Дореволюционный театр Симбирска | Статья в журнале...

Большинство театров России берут своё начало от крепостных театров. Не является исключением и Ульяновский областной драматический театр имени И. А. Гончарова.

По третьим данным история театра драмы началась в 1789 году.

Российский театр как актор международной культурой политики

Авторский театр в Ульяновске.

Авторский театр в Ульяновске. Дореволюционный театр Симбирска. Театр как поиск правил существования.

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве...

...драматическом театре, затем в Государственном академическом театре драмы имени Хамзы (ныне Национальный Академический Драматический Театр

Этот период начинается в 2008 году, когда Каприелов назначается на должность художественного руководителя Театра...

Оспаривание первичности драматургии в современном...

Владимир, спектакль, режиссер, театр, режиссерский театр, театральное искусство, режиссерское искусство, режиссерская деятельность, постановочное искусство, театральный процесс.

В. Н. Андреев-Бурлак — гений провинциальной сцены

Просвещённая публика из числа симбирской интеллигенции любила театр.

В. Н. Андреев-Бурлак представал перед зрителем в образах комических и трагических.

В 1883 году они организуют «Товарищество московского русского драматического театра».

Театральная режиссура: теория и практика | Статья в журнале...

Так, в театре «Дом Интермедий», Мейерхольд избавился от рампы, соорудил лестницу, привычные ряды из стульев заменил столами, чтоб зрителю

Хоровое искусство Беларуси эпохи Возрождения: Европейский художественный контекст и местная творческая практика.

Особенности театральной системы Б. Брехта (на примере...)

Театры ставят его пьесы, открывая в них новые стороны, привлекающие зрителей пятидесятых-шестидесятых годов.

Проблема взаимодействия СМИ с театральной средой региона (на примере постановки пьесы А. П. Чехова «Чайка» в Рязанском областном театре драмы).

Театр как культурное наследие России (глазами актёров малого...)

Актёр театра, почти каждый раз выходя к своему зрителю на сцену, в облике сценического героя, может быть острее, чем его коллеги по другим видам художественного творчества, ощущает перемены в социальном, нравственном, эстетическом вкусе публики.

Театр как поиск правил существования | Статья в журнале...

Авторский театр в Ульяновске.

Авторский театр в Ульяновске. Дореволюционный театр Симбирска. Поиск равновесия в «эротическом» на примере творчества венских классиков.

Похожие статьи

Дореволюционный театр Симбирска | Статья в журнале...

Большинство театров России берут своё начало от крепостных театров. Не является исключением и Ульяновский областной драматический театр имени И. А. Гончарова.

По третьим данным история театра драмы началась в 1789 году.

Российский театр как актор международной культурой политики

Авторский театр в Ульяновске.

Авторский театр в Ульяновске. Дореволюционный театр Симбирска. Театр как поиск правил существования.

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве...

...драматическом театре, затем в Государственном академическом театре драмы имени Хамзы (ныне Национальный Академический Драматический Театр

Этот период начинается в 2008 году, когда Каприелов назначается на должность художественного руководителя Театра...

Оспаривание первичности драматургии в современном...

Владимир, спектакль, режиссер, театр, режиссерский театр, театральное искусство, режиссерское искусство, режиссерская деятельность, постановочное искусство, театральный процесс.

В. Н. Андреев-Бурлак — гений провинциальной сцены

Просвещённая публика из числа симбирской интеллигенции любила театр.

В. Н. Андреев-Бурлак представал перед зрителем в образах комических и трагических.

В 1883 году они организуют «Товарищество московского русского драматического театра».

Театральная режиссура: теория и практика | Статья в журнале...

Так, в театре «Дом Интермедий», Мейерхольд избавился от рампы, соорудил лестницу, привычные ряды из стульев заменил столами, чтоб зрителю

Хоровое искусство Беларуси эпохи Возрождения: Европейский художественный контекст и местная творческая практика.

Особенности театральной системы Б. Брехта (на примере...)

Театры ставят его пьесы, открывая в них новые стороны, привлекающие зрителей пятидесятых-шестидесятых годов.

Проблема взаимодействия СМИ с театральной средой региона (на примере постановки пьесы А. П. Чехова «Чайка» в Рязанском областном театре драмы).

Театр как культурное наследие России (глазами актёров малого...)

Актёр театра, почти каждый раз выходя к своему зрителю на сцену, в облике сценического героя, может быть острее, чем его коллеги по другим видам художественного творчества, ощущает перемены в социальном, нравственном, эстетическом вкусе публики.

Театр как поиск правил существования | Статья в журнале...

Авторский театр в Ульяновске.

Авторский театр в Ульяновске. Дореволюционный театр Симбирска. Поиск равновесия в «эротическом» на примере творчества венских классиков.

Задать вопрос