Государственная политика в сфере организации дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 10.12.2022

Статья просмотрена: 443 раза

Библиографическое описание:

Булушева, Т. Ю. Государственная политика в сфере организации дошкольного образования / Т. Ю. Булушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97557/ (дата обращения: 05.05.2024).



Решающим правообразующим фактором в области образования стали положения Конституции РФ. В ней право на образование признается как естественное и неотъемлемое в числе других прав и свобод человека. Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольного, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется на основе конституционного принципа юридического равенства [1, ст.43].

В государственной политике нашей страны образование является одним из приоритетных направлений.

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признается приоритет образования;

2) каждый человек имеет право на образование;

3) образование имеет гуманистический характер, приоритетом ставит жизнь и здоровье населения, права и свободы личности, свободное развитие индивидуума, воспитание трудолюбия, взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, рационального природопользования;

4) 4)поддержание и развитие этнических особенностей культуры народов РФ, единое образовательное пространство;

5) поддержание равноправных и взаимовыгодных условий образовательных отношений с другими;

6) образование имеет светский характер;

7) поддержание свободы развития личности, право выбора направления образования, форму обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, предоставление возможности педагогам самостоятельно выбирать форму обучения и методы воспитания и обучения;

8) человек имеет право обучаться в течение всей жизни, система образования адаптивна к уровню подготовки и интересами и способностям каждой личности;

9) образовательные организации всегда открыты, обязаны вести публичную отчётность, они также автономны;

10) на основе демократии осуществляется управление образованием, каждый субъект образовательных отношений имеет свои права;

11) обязательное присутствие конкуренции в образовательной сфере;

12) регулирование образовательных отношений сочетает в себе как государственное, так и договорное [2, ст. 3].

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации [2, ст. 64].

Федеральные государственные стандарты в РФ представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработки государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, в основе которых заложены следующие принципы: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; уважение личности ребенка; реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы.

Стандарт направлен на осуществление следующие целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования [3].

Что касается региональной государственной политики в области образования существует Закон Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге». Здесь указаны Полномочия Правительства Санкт-Петербурга в сфере образования, вопросы комплектования воспитанниками дошкольных образовательных организаций, платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми [4].

Литература:

1. «Конституция РФ» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] -

2. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8452df644dd1f63f07ca7744f87beddac2947282/ (дата обращения 05.10.2022).

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

4. «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) [Электронный ресурс] — URL:

5. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/15956ae575273a483e753fc119fb41fc4c37f846/ (дата обращения 05.10.2022)

6. Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] — URL:https://pravobraz.ru/wpcontent/uploads/2014/01/ %D0 %A4 %D0 %93 %D0 %9E %D0 %A1_ %D0 %B4 %D0 %BE %D1 %88 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %BB %D0 %BA %D0 %B01.pdf (дата обращения 15.10.2022)

7. Закон Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге (с изменениями на 9 августа 2021 года)» [Электронный ресурс] -

8. URL: https://docs.cntd.ru/document/537938073 (дата обращения 20.10.2022)

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, государственная политика, дошкольный возраст, сфера образования, образование, ребенок, Российская Федерация, самоценность детства, Санкт-Петербург, форма обучения.


Похожие статьи

Современные приоритеты развития дошкольного...

Новой формой сотрудничества в сфере образования является частно — государственное партнерство, которое

Задачицентра раннего развития: − создание эмоционального комфорта у детей и взрослых

Белая К. Ю. «Инновационная деятельность ДОУ» М., ТЦ Сфера, 2004 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(утв.

Сущность и характеристика понятия Федерального...

...направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)

2) ФГОС ДО — это эталон дошкольного образования, к которому должны стремиться все

Цель образовательной политики в сфере дошкольного образования это в первую...

Направления развития дошкольной образовательной...

В настоящее время проблемы дошкольного образования приобрели особую актуальность.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» и

Государственная политика в области дошкольного образования векторами развития

В Национальном проекте «Образование» на 2019–2024 г. указана необходимость оказания...

Реализация субъективного публичного права на дошкольное...

Право гражданина на образование, закреплено в ст. 43 Конституции РФ, является

Реализовать право на образование возможно при достижении определенного возраста.

Реализация права на дошкольное образование обеспечивается действиями родителей

Статьей 44 ФЗ «Об образовании» закреплено право родителя не только на выбор формы...

История дошкольного образования в России | Статья в журнале...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский

В статье рассматриваются вопросы системы образования в дошкольных учреждениях.

Инклюзивное дошкольное образование в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(утв.

Дошкольная педагогика в системе образования на современном...

Дошкольная педагогика опирается на методологию общей педагогики.

Среди последних правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста ФГОС ДО выступает основным.

Одной из задач «Федерального государственного стандарта дошкольного образования»

Буршит И. Е. К вопросу о преемственности развивающего образования.

Дошкольное образование в России | Статья в сборнике...

Современное дошкольное образование ориентировано на развитие личностных качеств ребенка. Пребывание в коллективе ровесников позволяет ребенку научиться общаться, отстаивать свое мнение и свои интересы, а также учитывать интересы и мнение окружающих.

Федеральные государственные образовательные стандарты...

...декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — нового закона об образовании.

 одинаково хорошие условия дошкольного образования в детском саду;  такое содержание дошкольного образования, которое обеспечит ребёнку полноценное

 Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства...

образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование...

‒ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Данная совокупность, является базовой для дошкольного образования.

Дошкольное образование: ‒ это познание ребенком окружающего мира

дошкольное детство — это младший дошкольный возраст, период от трех до пяти лет и старший дошкольный возраст — период от пяти до...

Организация образовательного процесса в дошкольной...

Дошкольное детство — самый ответственный этап в общем развитии человека, так как в

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

[1, с.25]. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования...

Похожие статьи

Современные приоритеты развития дошкольного...

Новой формой сотрудничества в сфере образования является частно — государственное партнерство, которое

Задачицентра раннего развития: − создание эмоционального комфорта у детей и взрослых

Белая К. Ю. «Инновационная деятельность ДОУ» М., ТЦ Сфера, 2004 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(утв.

Сущность и характеристика понятия Федерального...

...направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)

2) ФГОС ДО — это эталон дошкольного образования, к которому должны стремиться все

Цель образовательной политики в сфере дошкольного образования это в первую...

Направления развития дошкольной образовательной...

В настоящее время проблемы дошкольного образования приобрели особую актуальность.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» и

Государственная политика в области дошкольного образования векторами развития

В Национальном проекте «Образование» на 2019–2024 г. указана необходимость оказания...

Реализация субъективного публичного права на дошкольное...

Право гражданина на образование, закреплено в ст. 43 Конституции РФ, является

Реализовать право на образование возможно при достижении определенного возраста.

Реализация права на дошкольное образование обеспечивается действиями родителей

Статьей 44 ФЗ «Об образовании» закреплено право родителя не только на выбор формы...

История дошкольного образования в России | Статья в журнале...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский

В статье рассматриваются вопросы системы образования в дошкольных учреждениях.

Инклюзивное дошкольное образование в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(утв.

Дошкольная педагогика в системе образования на современном...

Дошкольная педагогика опирается на методологию общей педагогики.

Среди последних правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста ФГОС ДО выступает основным.

Одной из задач «Федерального государственного стандарта дошкольного образования»

Буршит И. Е. К вопросу о преемственности развивающего образования.

Дошкольное образование в России | Статья в сборнике...

Современное дошкольное образование ориентировано на развитие личностных качеств ребенка. Пребывание в коллективе ровесников позволяет ребенку научиться общаться, отстаивать свое мнение и свои интересы, а также учитывать интересы и мнение окружающих.

Федеральные государственные образовательные стандарты...

...декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — нового закона об образовании.

 одинаково хорошие условия дошкольного образования в детском саду;  такое содержание дошкольного образования, которое обеспечит ребёнку полноценное

 Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства...

образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование...

‒ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Данная совокупность, является базовой для дошкольного образования.

Дошкольное образование: ‒ это познание ребенком окружающего мира

дошкольное детство — это младший дошкольный возраст, период от трех до пяти лет и старший дошкольный возраст — период от пяти до...

Организация образовательного процесса в дошкольной...

Дошкольное детство — самый ответственный этап в общем развитии человека, так как в

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

[1, с.25]. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования...

Задать вопрос