Сущность и характеристика понятия Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (228) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 19.10.2018

Статья просмотрена: 1655 раз

Библиографическое описание:

Ракульцева, Н. Г. Сущность и характеристика понятия Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Н. Г. Ракульцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 42 (228). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/archive/228/53148/ (дата обращения: 02.12.2021).



Современный период в российской истории и образовании характеризуется формированием новой концепции дошкольного образования. Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие в обществе, не могли оставить без изменения и систему образования. Таким образом стал актуальным вопрос о создании стандарта образования.

Для начала надо разобраться, что означает понятие «стандарт»? Определение стандарта дано во многих литературных источниках. (Таблица 1)

Таблица 1

Основные понятия стандарта

Источник

Определения

1.

«Словарь иностранных слов русского языка»

Стандарт — [англ. standard] 1) образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов; 2) нормативно технический документ, устанавливающий единицы величин, термины и их определения, требования к продукции и…

2.

«Большой Энциклопедический словарь»

Стандарт — (от англ. standard норма образец), в широком смысле слова образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. Стандарт как нормативно технический документ устанавливает комплекс норм, правил,…

3.

«Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации»

Стандарт — официальное издание, содержащее комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, которые устанавливают на основе достижений науки, техники и передового опыта и утверждают в соответствии с действующим законодательством.…

4.

«Толковый словарь Ушакова»

Стандарт — 1. стандарт, муж. (англ. standart). 1. Типовой образец, которому должно удовлетворять изделие по размерам, форме и качеству. Изготовлять что-нибудь по определенному стандарту.

5.

Закон «Об образовании в РФ» [Глава2]

[Статья 11]

«…образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения».

6.

«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования»

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

7.

Мнение автора

Изучив определение стандарта в различной литературе, можно сделать вывод, что конкретного определения стандарта нет. Стандарт — это образец, набор требований на которые должны ровняться все дошкольные организации.

С 1 сентября 2013 года вступивший в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определил новый статус дошкольного образования как уровня общего образования. В связи с этим, для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший Федеральный государственный образовательный стандарт.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) и дошкольные образовательные организации (ДОО) на организацию образовательного процесса в совершенно новом формате.

Мы должны осознавать, что стандарт дошкольного образования — это безусловно особенный документ, связанный с поддержкой разнообразия детства.

Важно также обратить внимание, что основной принцип ФГОС ДО это «сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека» [14 с71], а не контроль развития ребенка и деятельности педагога. Стандарт дошкольного образования как эталон должен обеспечить условия индивидуального развития для разных детей, каждому из которых интересно что-то свое.

Таким образом, изучив сущность и характеристику понятия ФГОС ДО можно сделать следующие выводы:

1) Стандарт — это образец, эталон, модель для сопоставления с ней других подобных объектов;

2) ФГОС ДО — это эталон дошкольного образования, к которому должны стремиться все дошкольные образовательные организации;

3) ФГОС ДО является стандартом качественного нового образования.

Все вышеизложенное положено в основу содержания ФГОС ДОО.

Цель образовательной политики в сфере дошкольного образования это в первую очередь реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе. Проведенная исследовательская работа по теме «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: сущность, характеристика, особенности внедрения» показала, что система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Объективной значимостью введения ФГОС ДО является:

1) Признание ступени ДО в системе общего образования.

2) Обеспечение качества, так как стандарт — гарант качества, обеспечивающий минимум содержания образования и требования к результатам образования.

3) Обеспечение непрерывности образования человека на разных ступенях.

Литература:

  1. Белая К. Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО [Текст] / К. Ю. Белая/ Справочник старшего воспитателя, 2014. — № 3. — С. 4–13.
  2. Волошина Л. Н. Развитие вариативных форм дошкольного образования как условие повышения его качества и доступности [Текст] / Л. Н. Волошина, Л. В. Серых / Управление дошкольным образовательным учреждением, — 2014. — № 2. — С. 32–37.
  3. Дыбина О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ: пособие для педагогов ДОУ. [Текст] /сост. О. В. Дыбина- М, 2012. — 145 с.
  4. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы [Текст] / сост. Л. Г. Киреева. — Волгоград, 2015. — 143 с.
  5. Микляева Н. В. Планирование в современном ДОУ: методическое пособие. [Текст] / сост. Р. В. Микляева. — М., 2013–123 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, стандарт, Федеральный государственный образовательный стандарт, комплекс норм, образовательная деятельность, общее образование, система образования, технический документ, требование, эталон.


Похожие статьи

Управление образовательным учреждением в условиях...

1) Согласно закону дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования. Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами, но...

Похожие статьи

Управление образовательным учреждением в условиях...

1) Согласно закону дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования. Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами, но...

Задать вопрос