Дисграфия как научное явление и её предупреждение у детей старшего дошкольного возраста с ОНР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 11.12.2022

Статья просмотрена: 175 раз

Библиографическое описание:

Семакина, А. А. Дисграфия как научное явление и её предупреждение у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / А. А. Семакина, В. А. Матвеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 213-216. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97497/ (дата обращения: 28.04.2024).



Ключевые слова: дисграфия, письменная речь, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, устная речь.

Качественное и эффективное внедрение детей дошкольного возраста в образовательные дошкольные учреждения является одним из важных факторов, в основе которого лежит развитии их речи и коммуникативных навыков в целом [5]. Так, при стойком речевом нарушении у дошкольника, участникам воспитательного процесса (родителям и воспитателям) стоит обратить внимание и внести в режим дня ребенка работу с логопедом. Специалист проводит диагностику устной речи, коррекцию выявленных нарушений, пишет логопедическое заключение и предупреждает нарушения письменной речи (письма и чтения).

Для детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) проблема недостаточной коррекции влечет значимые последствия, так как у них страдают все речевые компоненты: звукопроизношение, просодика, лексика и грамматика, связная речь [8]. И потому именно дети с ОНР подвержены нарушениям письма и чтения в большей степени.

Письменная речь формируется на основе устной и включает в себя процессы письма и чтения. Письмо формируется только в процессе специального обучения. Для формирования письма, в первую очередь необходима: сохранность фонематического слуха, сформированность лексической стороны и грамматики [3]. С помощью фонематического слуха ребенок выделяет фонему. Фонема соотносится с графемой, а графема с буквой.

Дисграфия — это частичное нарушение письма, которому характерно наличие стойких специфических ошибок. Специфическими ошибками принято считать [4]:

– замены и пропуски букв;

– раздельное написание слов, их замены;

– неправильное употребление категориальных окончаний слов;

– нарушение при построении предложных конструкций.

Эти и другие «многочисленные ошибки отражают пробелы в формировании лексических и грамматических систем речи», также причинами могут являться несформированность фонематической системы, навыков языкового анализа и синтеза. Дисграфия является предметом изучения на протяжении нескольких столетий у таких ученых, как: A. Kussmaul, V. Morgan, Ф. А. Рау, М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Г. В. Чиркина и другие отечественные и зарубежные ученые.

Наиболее современной классификацией дисграфии считается классификация, выделяемая на основе нарушения деятельности ведущего анализатора, участвующего в процессе письма [1]. Выделяют три формы дисграфии:

  1. Моторная дисграфия. Первично страдает речедвигательный анализатор. Существует и другое название — артикуляторно-фонематическая дисграфия. Характерно:

А) недифференцируемое написание букв, обозначающих звуки близкие по артикуляционным признакам.

– ошибки на написание гласных [а], [o], [ы], [э]. Неверно пишутся гласные, даже в сильных позициях: под ударением, в начале слова.

– на уровне твёрдых и мягких согласных звуков. Выражается в неверном употреблении мягкого знака, на письме в неправильном употреблении гласных, обозначающих твердость и мягкость согласного.

– недифференцированность заднеязычных и переднеязычных звуков;

– часто путаются [р] и [л], замена букв [р] и [л’] на [в] и [в’];

– расщепление африкатов цветок на тсветок.

Б) встречаются ошибки и второго вида, связанные с нарушением дифференциации акустических свойств звуков:

– при написании звонких и глухих согласных;

– свистящих и шипящих.

В) возможны ошибки на неверное употребление падёжных окончаний, написание окончания глаголов, пропуски и неправильное употребление предлогов.

  1. Акустическая дисграфия (акустико-фонематическая). Страдает речеслуховой анализатор. Ребенок пишет так, как слышит, следовательно, типичными ошибками являются:

А) ошибки на замены смешения букв, близких по акустическим признакам

– по признаку звонкости и глухости,

– по замене свистящих и шипящих, эти звуки смешиваются и заменяются не только между собой, но и внутри своей фонетической группы;

Б) ошибки на уровне структуры слова

Пропуски и добавления букв, особенно в стечении согласных, перестановки букв, раздельное написание частей слова, слитное написание разных слов.

В) аграмматизмы на уровне предложения.

Наблюдается большое кол-во дизорфографических ошибок, что требует углублённого изучения ребёнка, системного обследования его устной речи.

  1. Оптическая или оптико-пространственная дисграфия. Страдает зрительный анализатор. Типы ошибок:

А) незапоминание, отчуждение графического образа буквы, что является проявлением зрительной агнозии.

Б) смешение букв близких по своему графическому очертанию. К примеру, с прописными буквами «И» и «П».

В) ошибки в виде чистой или частичной зеркальности. Например, буква «С» смотрит влево, а не вправо.

Г) ошибки, связанные с двигательной апраксией.

Интерес к профилактике и коррекции дисграфии у детей старшего дошкольного возраста обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека. На письмо в первую очередь влияет речь человека.

Старший дошкольный возраст (5–7 лет) играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Происходит активное развитие всех познавательных психических процессов. Монологическая и связная речь продолжает совершенствоваться. Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания. Старший дошкольник способен осуществлять более осмысленные действия, постоянно стремится к примерке на себя функций взрослого. Ведущей деятельностью в этом возрасте является игра, но помимо игровой деятельности, ребенок активно участвует и в других различных видах продуктивной деятельности. Например, в бытовой деятельности ребенок-дошкольник имеет возможность действовать с взрослым наравне, например, осуществляя действия по самообслуживанию [7].

Внимание ребенка 5–6 лет уже управляемо, хотя и не всегда, поэтому отличается недостаточной произвольностью.

Старший дошкольный возраст является последним из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. Не стоит забывать и о формирующейся способности управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и самооценки.

Речь детей, поступающих в первый класс, должна отвечать определенным требованиям. Речевая готовность ребенка к школе имеет несколько компонентов [6]:

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп, ведь невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6–7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи, когда ребенку нужно отвечать на вопросы в присутствии всего класса, читать вслух.
  2. Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы русского языка. Младшие школьники пишут преимущественно так, как слышат и говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по русскому языку и чтению) отмечается большой процент детей с нарушениями фонематических процессов [2].
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т. е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (фонемы), установление их количества и последовательности. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения. Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. При нарушении звукового синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. Нарушения звукобуквенного анализа и синтеза служат причиной появления специфических нарушений чтения и письма — дислексии и дисграфии.
  4. Сформированность лексического и грамматического компонентов речи, умение оперирования элементами речи на практическом уровне. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Неусвоенность детьми лексико-грамматических категорий проявляет себя в частых аграмматизмах, в нарушении актуализации пассивного словаря. Это ведет к отставанию в усвоении программного материала по родному языку и также может явиться причиной аграмматической дисграфии.
  5. Уровень развития связной речи (диалогической и монологической). Умение строить самостоятельное высказывание разных типов, вести диалог, точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения. При недостаточной сформированности связной речи в дошкольном возрасте, у младших школьников отмечается отсутствие полноты и развернутости высказывания, при самостоятельном рассказывании и пересказе нарушается последовательность воспроизведения событий, наблюдаются разрывы, иногда отсутствуют связующие элементы, нередки повторы, застревание на одной фразе.

Несформированность всех этих компонентов влечет за собой нарушения формирования письма, которое в свою очередь препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации и вследствие всего этого отклонения в формирования личности ребенка.

Выявление дисграфии и дифференциальная диагностика проводится во второй половине учебного года со второго класса. В первом классе в группе риска находятся дети с трудностями освоения письменной речью [4].

Письмо по своему психофизиологическому механизму является более сложным видом деятельности, чем устная речь. Поэтому стоит обратить внимание у детей дошкольного возраста на следующие группы факторов: анатомо-физиологического, психологического и социально-средового и лингвистического характера [4]. Соответственно, соматическая и функциональная сохранность всех анализаторных систем, сформированность высших психических функций, устной речи и благоприятное окружение, обеспеченное в семье и социуме, является базовой составляющей для обучения письму и чтению.

Таким образом, профилактика дисграфии обобщается в следующих направлениях развития [4]:

– зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, графомоторных навыков;

– высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия);

– интеллектуальных операций (сравнения, классификации, обобщения, анализа и синтеза);

– эмоционально-волевой сферы (мотивации к учебной деятельности, планировании, контроль деятельности в ходе выполнения и умение исправлять/обнаруживать ошибки в процессе);

– всех сторон устной речи (звукопроизносительной, лексико-грамматической и связной речи)

– овладение элементами грамоты (овладение буквами как графическим обозначением звуков, слияние букв в слоги, слова, их печатание).

В современном мире существуют коррекционные программы и технологии работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР. Наиболее известными считаются программы Т. Б. Филичевой, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Т. В. Тумановой и др. Анализом результативности многолетнего внедрения в России доказана эффективность системного и комплексного подхода к реализации профилактических направлений [4].

Профилактика может проводиться не только логопедом, но и другими специалистами образовательного процесса при условии соответствующей подготовки с опорой на содержание образовательной программы для детей дошкольного возраста на занятиях и во внеучебное время. Логопед, в свою очередь, действует с опорой на содержание коррекционной программы и реализует направления работы на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях [4].

Соответственно, проведенный анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что работа по предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста может пройти успешно и не привести к нарушениям письма в дальнейшем, ведь для этого существует достаточная база программ и методик, которые проверены практически.

Литература:

  1. Дерюгина А. С., Медведева Е. Ю., Современные теоретические представления о дисграфии и проблема ее классификации // Проблемы современного педагогического образования — 2020. С. 63–66 — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-teoreticheskie-predstavleniya-o-disgrafii-i-problema-ee-klassifikatsii/viewer (дата обращения: 08.12.2022).
  2. Копрова, Т. П. Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе / Т. П. Копрова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 103–108. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9639/ (дата обращения: 08.12.2022).
  3. Логинова Е. А. Предпосылки овладения детьми процессом письма // Специальное образование — 2016. С. 90–94 — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-ovladeniya-detmi-protsessom-pisma/viewer (дата обращения 08.12.2022).
  4. Логопедия. Теория и практика / [под ред. д.п.н. профессора Филиче-вой Т. Б.]. — изд. 2-е, испр. и доп. — Москва: Эксмо, 2018. — 608 с.
  5. Меджидова, Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема / Э. С. Меджидова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 799–803. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27082/ (дата обращения: 08.12.2022).
  6. Особенности профилактической работы с дошкольниками по предупреждению различных видов дисграфии — Текст: учебно-методическое пособие / под общ. ред. В. С. Васильевой — Челябинск: Изд-во Цицеро, 2017–113 с.
  7. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. Высш. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2002–512 с.
  8. Сергеева, О. А. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / О. А. Сергеева, А. В. Шульга. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 682–684. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16396/ (дата обращения: 08.12.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, устная речь, ребенок, ошибка, связная речь, письменная речь, старший дошкольный возраст, письмо, звукобуквенный анализ, звуковой анализ.


Похожие статьи

Проблемы изучения и формирования речевой готовности...

С процессом развития речи неразрывно связано понятие речевой готовности дошкольника к обучению в

Эту функцию речи нужно развивать в течение дошкольного возраста, т. к. в свою очередь

Постижение звуковой стороны речи дошкольниками происходит постепенно.

Полный фонематический анализ становится доступен детям в процессе обучения грамоте.

Профилактическая работа по дисграфии в старшем дошкольном...

 Проблема нарушений письменной речи (дисграфия) у младших школьников в настоящее время

– замены в устной речи одних речевых звуков другими; – несформированность к старшему дошкольному возрасте наиболее простых форм фонематического анализа слов

Как можно выявить предпосылки оптической дисграфии у детей в дошкольном возрасте?

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного...

Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению.

Проводится звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего...

В отношении развития словарного запаса у детей дошкольного возраста необходимо

устная речь, письменная речь, слово, ступень, слог, темп чтения, синтетическое чтение

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через... ребенок, старший

слово, звук, дошкольный возраст, ребенок, умение, нарушение речи, слоговой анализ, звуковой...

Формирование речевых навыков и их роль в обучении чтению...

Развитие речи дошкольника осуществляется при разных видах деятельности, в том числе и на

занятия (младший, средний дошкольный возраст), по 6–8 человек (старший возраст).

Переход из дошкольного детства в школьный возраст как раз совпадает с одним из трёх так

Таким образом, работа по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза, обучению...

Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению...

20. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5–6 лет.

— М.: Книголюб, 2007. 34. Ткаченко Т. А. Логические упражнения для развития речи.

ребенок, звук, звуковая культура речи, слово, развитие, дошкольный возраст, детский сад, речевое

ребенок, речевое развитие, связная речь, развитие речи, обучение детей, дошкольный возраст...

Значение фонематического слуха в формировании устной...

Одной из основ для формирования и развития речи является фонематический слух.

Первые три этапа ребёнок проходит в раннем детстве до 3-х лет, в дошкольном возрасте он проходит два последних этапа.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте.

12. Анализ рядов изолированных звуков на материале хорошо произносимых звуков...

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...

Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести к дислексии: затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.

Речевая готовность детей к школе | Статья в журнале...

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить, чтобы у него сформировалась связная речь, то есть умение связно выражать свои мысли, эмоции, представления, необходима определенная система. Все педагоги знают о влиянии речевой среды на детей.

Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии у детей...

Однако речь их несовершенна в фонетическом отношении.

Вместе с тем в речи детей имеется еще ряд несовершенств.

Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни — поступление в

Письмо детей даже с неярко выраженным ОНР отличается большим количеством ошибок.

Похожие статьи

Проблемы изучения и формирования речевой готовности...

С процессом развития речи неразрывно связано понятие речевой готовности дошкольника к обучению в

Эту функцию речи нужно развивать в течение дошкольного возраста, т. к. в свою очередь

Постижение звуковой стороны речи дошкольниками происходит постепенно.

Полный фонематический анализ становится доступен детям в процессе обучения грамоте.

Профилактическая работа по дисграфии в старшем дошкольном...

 Проблема нарушений письменной речи (дисграфия) у младших школьников в настоящее время

– замены в устной речи одних речевых звуков другими; – несформированность к старшему дошкольному возрасте наиболее простых форм фонематического анализа слов

Как можно выявить предпосылки оптической дисграфии у детей в дошкольном возрасте?

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного...

Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению.

Проводится звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего...

В отношении развития словарного запаса у детей дошкольного возраста необходимо

устная речь, письменная речь, слово, ступень, слог, темп чтения, синтетическое чтение

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через... ребенок, старший

слово, звук, дошкольный возраст, ребенок, умение, нарушение речи, слоговой анализ, звуковой...

Формирование речевых навыков и их роль в обучении чтению...

Развитие речи дошкольника осуществляется при разных видах деятельности, в том числе и на

занятия (младший, средний дошкольный возраст), по 6–8 человек (старший возраст).

Переход из дошкольного детства в школьный возраст как раз совпадает с одним из трёх так

Таким образом, работа по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза, обучению...

Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению...

20. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5–6 лет.

— М.: Книголюб, 2007. 34. Ткаченко Т. А. Логические упражнения для развития речи.

ребенок, звук, звуковая культура речи, слово, развитие, дошкольный возраст, детский сад, речевое

ребенок, речевое развитие, связная речь, развитие речи, обучение детей, дошкольный возраст...

Значение фонематического слуха в формировании устной...

Одной из основ для формирования и развития речи является фонематический слух.

Первые три этапа ребёнок проходит в раннем детстве до 3-х лет, в дошкольном возрасте он проходит два последних этапа.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте.

12. Анализ рядов изолированных звуков на материале хорошо произносимых звуков...

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...

Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести к дислексии: затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.

Речевая готовность детей к школе | Статья в журнале...

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить, чтобы у него сформировалась связная речь, то есть умение связно выражать свои мысли, эмоции, представления, необходима определенная система. Все педагоги знают о влиянии речевой среды на детей.

Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии у детей...

Однако речь их несовершенна в фонетическом отношении.

Вместе с тем в речи детей имеется еще ряд несовершенств.

Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни — поступление в

Письмо детей даже с неярко выраженным ОНР отличается большим количеством ошибок.

Задать вопрос