Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Донковцева И. В. Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 42-44. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13474/ (дата обращения: 20.06.2018).



Дошкольное образование в настоящее время рассматривается как составная часть непрерывного образовательного процесса, как первый важный его этап. Поэтому одной из основных задач современного детского сада является подготовка детей к школе. Каждый поступающий в школу ребёнок прежде всего должен овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Для этого у дошкольника должны быть сформированы необходимые предпосылки, предполагающие:

– полноценность владения речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать на слух), навыком звукового анализа и синтеза, сформированностью фонетической стороны речи и ее грамматического строя;

– достаточность словарного запаса;

– владение связанной речью;

– сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и их расположении в пространстве по отношению друг к другу).

Успешность обучения ребёнка грамоте во многом определяется тем, насколько он хорошо владеет звуковой стороной речи, поскольку при помощи букв обозначаются звуки устной речи. Следовательно, для того чтобы усвоить буквы, необходимо очень чётко ориентироваться в звуках речи, уметь правильно их произносить. Важным фактором является чёткое различение всех звуков речи на слух, то есть запись любого слова предполагает умение определять каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то во время письма он будет испытывать трудности при выборе соответствующих этим звукам букв. Например, при неразличении на слух звуков Б и П он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть написана в слове банка или в слове палка и т. п. Неразличение ребёнком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замен в устной речи, а в дальнейшем — и на письме. Поэтому, возможные трудности слуховой дифференциации звуков обязательно должны быть выявлены и преодолены до начала обучения ребенка грамоте.

При подготовке дошкольника к обучению чтению и письму важно включать в занятия следующие задания:

– выделять звук на фоне слова, например, есть ли звук Л в слове лук; далее предлагается определить наличие этого звука в следующих словах: лопата, стол, машина и т. д.

– выделение первого звука из слова (ребёнок должен назвать какой первый звук в словах: аист, утка, озеро, ива, крот, трава и т. д.)

– выделение последнего звука из слова (ребёнок должен назвать последние звуки в словах: сок, суп, ком, заяц, стул, кино, зима и т. д.)

– определение места звука в слове (в начале, середине, в конце).

Если ребёнок справится со всеми этими заданиями, можно перейти к упражнениям в более точном звуковом анализе слов. Например, назвать первый, второй и т. д. звуки. В словах — стул, маска, картина; определить какой звук слышится после (перед) О в слове воздух и т. п.

Для более успешного овладения звуковым анализом и синтезом состава слова можно ввести цветовое обозначение звуков. Синим кружком следует обозначать твёрдый согласный звук, зелёным — мягкий согласный звук, красным — гласный звук. Выкладывание с помощью кружков схемы звукового состава слова помогает детям давать характеристику каждого звука, входящего в данное слово, а также наглядно представить сколько в слове звуков, какова их последовательность.

Большую помощь в овладении навыком звукового анализа и синтеза формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя оказывают использование различных схем. Они облегчают детям понимание возможности членения звучащей речи на предложения, предложений на слова, слов на слоги и звуки; служат опорой при выделении изучаемых звуков из исходных слов, выступают как средство контроля за анализом, осуществляемым при письме и работе с разрезной азбукой.

При составлении схем предложения дети узнают, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, на схеме мы обозначаем черточкой с уголком |_____

В конце предложения ставится точка или другой интонационный знак

|_____. |_____? |_____!

Особое внимание необходимо уделять составлению предложений с предлогами. Для того, чтобы дети запомнили, что предлоги — это отдельные слова, и не соединяли их с другими словами, можно использовать специальные схемы.

Существенные проблемы у детей вызывает деление слов на слоги. Преодолеть эти трудности поможет деление на слоги с помощью вертикальных черточек, игры «Телеграф», «Помоги Незнайке».

С удовольствием ребята подбирают слова к заданным схемам с гласными буквами (звуками):

А A ׀ A A ׀ A ׀ A

мак каша ананас

A ׀ И И ׀ A О ׀ A

раки ива коса

К слоговым схемам с указанием ударного слога:

׀ ׀ ׀ ׀ ׀ ׀ ׀ ׀

рама зима радуга дорога карандаш

Выделяя ударный слог, малыши приходят к выводу, что если потянуть подольше не ударный слог, а любой другой, то изменится смысл слова: зáмок — замóк.

Следующей предпосылкой выступающей в формировании чтения и письма является достаточность словарного запаса. У поступающего в школу ребёнка он должен составлять 2500 слов, чего, как правило, не наблюдается у наших современных детей. Как показывают специальные исследования, что более половины детей (55 %) приходят теперь в первые классы наших массовых школ в состоянии явной неготовности к началу школьного обучения в связи с недостаточной сформированностью их устной речи. И одной из главных составляющих этой несформированности является бедность и недостаточная систематизированность их словарного запаса. В отношении развития словарного запаса у детей дошкольного возраста необходимо:

  1. Обеспечить знание детьми достаточно большого количества слов (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) путём систематической работы над обогащением словарного запаса.
  2. Обеспечить точное понимание смыслового значения каждого усвоенного ими слова, ибо не должно быть в их речи таких слов, за которыми «ничего не стоит».
  3. Позаботиться о систематизации имеющегося у них словарного запаса, то есть помочь им почувствовать существование внутренней связи между отдельными большими группами слов, объединенных в эти группы по каким-то определенным принципам (например, одни слова обозначают предметы, другие — действия, третьи — признаки предметов и действий, причём внутри каждой из названных групп выделяются более мелкие подгруппы и т. д.).
  4. Познакомить с переносным значением многих слов (типа «золотая осень», «светлая голова» и пр.).
  5. Дать простейшие навыки словообразования: (образование новых однокоренных слов при помощи приставок и суффиксов, например: «приехал — уехал — переехал — приезд — отъезд — переезд»; «дом — домик, шишка — шишечка»).
  6. Научить отличать «родственные» по своему смысловому значению слова, имеющие общий корень («лес — лесок — лесной — лесник»; «лиса лисонька — лисица — лисёнок — лисий»), от слов лишь внешне похожих, сходных только по звучанию, но совершенно различных по смыслу («бра, брат, брак, брать»; «торт, корт, сорт, порт, борт, форт»).
  7. Дать первоначальный практический навык самостоятельного подбора родственных слов.

В результате проделанной организованной и отработанной в таком порядке работы по формированию и развитию словарного запаса ребёнок приобретёт достаточно большой и хорошо систематизированный словарный запас, который явится надёжным залогом того, что в школе он хорошо усвоит грамматические правила, включая и возможность их применения на практике. У такого ребёнка не возникнет проблем с русским языком, он будет более глубоко и точно понимать содержание учебных текстов по всем школьным предметам.

Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребёнок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью, как средством общения, способным при необходимости заменить собой устную речь. Связной речью принято понимать такие развёрнутые высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. В очень сложном положении оказываются те дети, которые при поступлении в школу почти не владеют или плохо владеют устным рассказом, не умеют «связно рассказывать» о различных событиях в своей жизни, о просмотренных фильмах и пр. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо систематически упражнять малышей в рассказывании, приучать к соблюдению определённых правил при построении рассказа, к последовательному изложению мысли и прослеживанию связи между событиями.

Немаловажным фактором, выступающим в подготовке ребёнка к обучению к школе, является формирование унего зрительно-пространственных представлений, так как это необходимо для чёткого усвоения зрительных образов букв. Для этого дошкольник должен иметь достаточный уровень развития у него зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза (различение предметов по форме и величине, их расположение в пространстве по отношению друг к другу; владение такими понятиями, как БОЛЬШЕ и МЕНЬШЕ, ВВЕРХУ и ВНИЗУ, СЛЕВА и СПРАВА и т. п.) Если ребёнок не разбирается в подобных вещах, то ему будет очень сложно усвоить зрительные образы букв, в особенности близких по начертанию, поскольку их отличие друг от друга нередко состоит лишь в различном пространственном расположении одних и тех же элементов (например, ш и т), в разной их величине (у п палочка короткая, а у р — длинная) или в разном количестве и ш, ц и щ, л и м и т. п.) Поэтому еще в дошкольном возрасте необходимо включать в занятия упражнения на ориентирование в пространстве, на себе или листе бумаги; выкладывание букв из палочек, проволоки, нитки, с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы и в каком количестве. Эффективны приёмы обведения контура буквы пальцем, приёмы дермолексии (рисование буквы на ладони), тактильное опознание букв (дидактические игры типа «Чудесный мешочею»), определять буквы, написанные на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

Построенная таким образом система работы, охватывающая все предпосылки грамотности, даёт хорошие результаты по подготовке детей к школе. У них не возникает проблем в овладении чтением и письмом, сформированы навыки учебной деятельности, ребята успешно справляются с учебной программой.

Литература:

  1. Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева, Подготовка к школе, изд-во: «Дельта», С.-П., 1999.
  2. Н. В. Новоторцева, Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома, изд-во «Академия развития», Ярославль, 1998.
  3. А. Н. Корнев, Нарушения чтения и письма у детей, изд-во «Речь», С.-П., 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, словарный запас, устная речь, звук, ударный слог, ребенок, звуковой анализ, звук речи, дошкольный возраст, грамматический строй.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос