Библиографическое описание:

Земляченко М. В., Кутергина Т. В. Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 113-115.

Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников. Логопед должен понимать, что профилактика дисграфии, дислексии является актуальной проблемой в современном модернизированном мире. Если раньше ребенок шел в школу и не мог писать и читать, то это считалось нормой. Но в наше время ребенку, который не умеет читать, очень сложно ориентироваться в окружающем мире. Предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму.

Затруднения и ошибки у детей с ОНР в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.

Специальные исследования Р.Е. Левиной (1968г.), Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной (1989г.) показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как графем.

Если на первых порах обучения решающую роль играет узнавание буквы и связанного с ней звука, то в дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнавание звукового анализа образа слогов, целых слов, а иногда и фраз. Ребёнок должен соотнести буквы с этими образами и благодаря этому понять смысл читаемого теста.

У ребёнка с логопедическим диагнозом нет чётких представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщённые звукослоговые образцы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их.

Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав. Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет формирование зрительного образа этого слова в процессе чтения. Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав был достаточно чёток и ребёнок умел их правильно произносить.

Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием речи открывает пути к его предупреждению до того, как ребёнок поступает в школу.

Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны осуществляться комплексно.

Приоритетные направления логопедической работы:

1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Ребенок должен понимать разницу между согласными звуками (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие). Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

4. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

В группах для детей с тяжелыми нарушениями речи обучение рассчитано на два года, поэтому звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии и дисграфии целесообразно разделить на два этапа:

1. Первый год обучения. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.

2. Второй год обучения. Буквенный период. Проводится звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.

На безбуквенном этапе обучения необходимо развивать у дошкольников интерес к занятиям и формировать осознанное овладение фонетической системой языка. Пробудить познавательный интерес помогают различные игры и игровые приёмы.

Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв

(по И.Л. Калининой):

  • лепка из пластилина;

  • выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;

  • вырезание из цветной бумаги;

  • выжигание на дощечках;

  • вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);

  • отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);

  • узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);

  • выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;

  • рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).

Игра «Необычный конструктор»

Цели:

  • вовлечь детей в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв;

  • начать классификацию букв алфавита по количеству элементов.

На фланелеграфе дети выкладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал, два полуовала – большой и малый; палочка – большая, средней величины и маленькая; две точки; знак над й. «Активных» элементов всего 6.

Упражнение «Кто внимательнее?» (самостоятельная работа)

  • «Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят:

    • из одного элемента (О, С);

    • из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.);

    • из трех элементов и т.д.

  • «Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»:

    • прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.);

    • вправо (Б, В, Г, Е и т.д.);

    • влево (З, Л, У, Ч и т.д.);

    • «открыты» (А, Б, Г и т.д.);

    • «закрыты» (В, О).

Упражнение «Нарисуй дорожку»

Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».

Упражнение «Угадай, какая буква?»

Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки – большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая эта буква? (Я).

Игра «Разноцветное путешествие»

У каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх – вправо – вниз и т.д. Дети передвигают фишку и называют квадрат, в котором они остановились.

Занимательные задания:

  • Раскрасить букву красным (гласные), синим (согласные) цветом;

  • Обвести букву по точкам;

  • Слепить букву из пластилина;

  • Выложить контур буквы из палочек (спичек, природного материала);

  • Изобразить букву с помощью веревочки, проволоки;

  • “Нарисовать” букву в воздухе (указательным пальцем правой руки либо всей рукой). Определить, на что похожа буква;

  • Отличить правильное и неправильное написание буквы (зеркальное изображение);

  • Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на друга).

  • Обвести найденную букву (красным или синим цветом);

  • Восстановить букву (изолированно в слоге, слове, предложении);

  • Собрать букву из двух половинок;

  • Добавить недостающую половинку буквы в слогах, словах, прочитать их;

  • Прочитать слово по пол-букве.

  • Прочитать слова, составленные из букв разного шрифта;

  • Отгадать, какая буква потерялась, прочитать слово;

  • «Собрать» буквы и прочитать слово;

  • Работа с изографами.

В результате проводимой работы у детей:

  • улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

  • формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

  • развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.


Литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.

  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 1990.

  3. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – С.Пб., 1995.

  4. Ткаченко Т.А Если дошкольник плохо говорит. – С. Пб., 1997.

  5. Ткаченко Т.А В первый класс без дефектов речи. – С. Пб., 1999.

Основные термины (генерируются автоматически): общим недоразвитием речи, дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, звукового анализа, звуков речи, детей дошкольного возраста, Похожая статья, детей старшего дошкольного, Развитие речи дошкольников, сходных звуков, нарушением чтения, Развитие связной речи, нарушений чтения, общее недоразвитие речи, Развитие навыков, общего недоразвития речи, звукового образа слова, тяжелыми нарушениями речи, письменной речи, акустических сходных звуков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос