Становление института разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 12.12.2022

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Белоусова, Е. В. Становление института разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами / Е. В. Белоусова, А. А. Язынина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 332-334. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97460/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор пытается выделить основания становления института разграничения предметов ведения и полномочий между РФ.

Ключевые слова: правовое регулирование, субъект РФ, институт разграничения предметов ведения.

Сегодня достаточно дискурсивный вопрос становление института разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и её субъектами. Становления института разграничения предметов ведения базируется на принципах федерального устройства самого государства, с целевым ориентиром обеспечения устойчивой формы государственного устройства [1].

Исторические особенности процесса разграничения предметов ведения и полномочий первостепенно базировались на принципах, закрепленных в Конституции. Идейные особенности переустройства на федеральных началах указаны в исторических документах от 1917 года, а унитаризм дореволюционной России отражал элементы политической автономии ряда отдельных регионов. Специфический статус разграничения предметов ведения и полномочий отражался в особенностях местных правовых систем. Изменения, внесенные после 1917 года в устройство российского государства, демонстрирует черты федеральной организации института разграничения предметов, но не конкретизирует и не раскрывает их сущности. Большая часть документации того времени рассматривается как программные документы, а не с позиции нормативных актов [2].

Н. А. Кокотов, указывает, что основой становления института разграничения предметов ведения и полномочий являются азы прописанные в Конституции РСФСР, предопределявшие автономность областных союзов, как форму федерации. Разделение полномочий между РФ и её субъектами строилось на принципе разграничения предметов ведения, так в главе 9 данной Конституции представлены 17 вопросов, относящихся к ведению [5, с. 5–18].

Данный принцип становления института разграничения предметов ведения и полномочий был перенесен в Конституцию СССР. Закрепление основ государственного устройства позволяло отразить компетенции полномочий верховных органов.

Л. М. Карапетян, указывает азы становления института разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и её субъектами на исторических фактах, прописанных в ранее действующих Конституциях. При этом указывая на то, что институт разграничения предметов ведения и полномочий унаследовал принцип демократического централизма [6].

В современной Конституции РФ указано ее федеральное государственно-территориальное устройство, которое закреплено в первой статье. Наблюдается особая форма российской организации и функционирования действующей власти на уровнях федерального центра и каждого региона. Отмечается распределение полномочий, действий и функционирования между ними.

Институт разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами [6]

Рис. 1. Институт разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами [6]

Институт становления разграничения предметов и ведения представлен соотношением оптимального составляющего демократичного существования, развития и потребностей общества. Данное соотношения проявляется от уровня государственного РФ, до уровня регионального — её субъектов.

Представим основные разграничения полномочий между РФ и её субъектами:

– предметов ведения РФ, как центра является работа с Конституций РФ (принятие и изменения), ряда федеральных законов. Уделяются внимания вопросам федерального устройства, территорий, федеральной госсобственности;

– предметами совместного ведение субъектов РФ и РФ, с позиции совместной работы являются обеспечения нормативных и правовых актов, соблюдение Конституции РФ. Проводится совместная работа в вопросах использования ресурсов — водных, пользования землей и недрами, и иными природными ресурсами;

– предметами совместного ведение субъектов РФ считаются полномочия, не относящиеся к ведению РФ, либо к их совместному ведению [1].

Анализ исторического и политического характера института разграничения предметов введения и полномочий с точки зрения политико-правовой оценки указывают на ряд проблем характера разграничений. К примеру, наблюдается разногласие процессов федеральных отношений, так как с одной стороны — значима роль федерального центра ФР, а с другой наделение полномочиям её субъектов. Такой подходи затрудняет распределение полномочий между РФ и её субъектами. Институт разграничения предметов ведения на наделен четким механизмом, который позволял бы обеспечивать полноценное участие субъектов РФ при принятие социальны, политических и экономических решений. Наблюдаются диспропорции в развитии отдельных субъектов РФ, так как отдельные регионы стремятся к большей самостоятельности. Острый вопрос несогласованности политических разногласий между РФ и субъектами РФ отражается на производственной инфраструктуре субъектов. На становления института разграничений предметов отражаются самобытность культуры и религиозность ряда убеждений отдельных субъектов.

В современной версии Конституции РФ разграничения предметов ведения, наблюдаемые между РФ и субъектами прописаны конституционными предписаниями и рассматриваются тремя направлениями. К первому направлению относят предметы самого ведения РФ, представленные статьей 71 Конституции РФ, втором в статье 72 указываются предметы совместного ведения субъектов и РФ, третьим направлением считается ведение вне пределов РФ в соответствии со статьей 73.

Таким образом форма передачи полномочий федеральных органов органам государственной власти субъекта — это соглашение, в котором может быть заключено в случаях, не предусмотренных федеральным законом. Характер института конституционно-правового разграничения предметов и полномочий представлен конституционно-правовыми особенностями РФ и её субъектов. Данный институт имеет высокую ценность и значимость, проявляющуюся через укрепление и развития федерализма, но при этом учитывает уникальность национальной асимметрической модели и пределы разумного равенства. Все представленные предметы ведения субъектов законодательно регламентированы в Уставах и Конституции РФ.

Литература:

1. Конституция РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 08.12.2022)

2. Конституция РСФСР [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/red_1978/5478721/ (дата обращения: 08.12.2022)

3. Конституция СССР [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/red_1977/5478732/ (дата обращения: 08.12.2022)

4. Бендюрина С. В., Гончаров М. В., Евстифеев Д. М.; Отв. ред. Кокотов А. Н., Саликов М. С. Конституционное право России: Учебник для бакалавров. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. (переизд. 2020) — 448 с.

5. Кокотов А. Н. Разграничение и согласование полномочий РФ, субъектов федерации и их органов государственной власти // Журнал российского права 2002. № 8, С. 5–18.

6. Карапетян Л. М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/96–02–011-ebzbbv-b-s-karapetyan-l-m-rossiyskiy-federalizm-ravnopravie-i-asimmetriya-konstitutsionnogo-statusa-subektov-gosudarstvo-i-pravo-m (дата обращения: 10.10.2022)

7. Тухватуллин Т. А. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в современных условиях: конституционно-правовое исследование// Автореф. дис. канд. юрид. наук / Т. А. Тухватуллин. М., 2012.- 26 с.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, институт разграничения предметов ведения, полномочие, субъект, Конституция РФ, ведение субъектов РФ, государственное устройство, совместная работа, федеральное устройство, федеральный центр.


Ключевые слова

правовое регулирование, субъект РФ, институт разграничения предметов ведения

Похожие статьи

Современные проблемы распределения полномочий между...

Распределение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами

Российской Федерации» [2]. Соглашение о передаче полномочий между федеральным

Платонов В. М. Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами

Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная...

Правовое регулирование разграничения предметов ведения...

Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная...

Алгоритм разграничения предметов ведения и полномочий заложенный в федеральной.

Конституционно-правовое разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов.

В ст. 71 Конституции РФ установлены предметы ведения федеральных органов.

Полномочия и предметы ведения федерации и ее субъектов...

Анализ положений конституций (уставов) субъектов Федерации по предметам совместного ведения показывает, что подавляющее большинство из них практически дословно воспроизводит положения Конституции РФ и Закона № 184-ФЗ.

Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет...

В Конституции РФ закреплена двуединая природа правового статуса субъектов

В ст. 71 Конституции РФ установлены предметы ведения федеральных органов государственной власти

Полномочия и предметы ведения федерации и ее субъектов в ходе становления

Итак, исходя из ч. 1 ст. 66 Конституции РФ, конституции (уставы) должны дополнять статус...

Система государственного устройства России

Автор излагает широкую концепцию понимания государственного устройства Российской

Алгоритм разграничения предметов ведения и полномочий заложенный в федеральной

В Российской Федерации согласно части 2 статьи 68 федеральной Конституции республики в

Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная...

О субъектном составе Российского федеративного государства...

В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции РФ Президент Российской Федерации

Компетенция этого субъекта Российской Федерации реализуется через полномочия

Учитывая это, часть 2 статьи 65 и статья 137 Конституции РФ предусматривают институт

Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная...

Проблемы федеративного устройства РФ и возможные...

Основные принципы федерализма закреплены в Конституции РФ (ст.5): государственная целостность

Так, согласно Конституции РФ (статье 4 части 1) суверенитет Российской Федерации

Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской

К вопросу о конституциях и уставах субъектов Российской Федерации.

Федерализм и Конституция Российской Федерации

...влияние на государственное устройство страны оказывает Указ Президента России № 849 от 13.

В ст. 65 Конституции дан перечень всех субъектов Российской Федерации. Сам термин «субъект российской Федерации», употребляемый в Конституции РФ, в советских

Российская Федерация, Камчатский край, Конституция РФ, субъект, государственная...

Принцип субсидиарности и эффективность российского...

...власти субъектов Российской Федерации [1]. При этом статьи 11 и 76 Конституции РФ

Так, часть 3 статьи 11 Конституции РФ устанавливает, что «Разграничение предметов ведения и

Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и

В 2004 году Государственная Дума Федеральным законом № 159-ФЗ внесла поправку в...

Похожие статьи

Современные проблемы распределения полномочий между...

Распределение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами

Российской Федерации» [2]. Соглашение о передаче полномочий между федеральным

Платонов В. М. Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами

Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная...

Правовое регулирование разграничения предметов ведения...

Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная...

Алгоритм разграничения предметов ведения и полномочий заложенный в федеральной.

Конституционно-правовое разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов.

В ст. 71 Конституции РФ установлены предметы ведения федеральных органов.

Полномочия и предметы ведения федерации и ее субъектов...

Анализ положений конституций (уставов) субъектов Федерации по предметам совместного ведения показывает, что подавляющее большинство из них практически дословно воспроизводит положения Конституции РФ и Закона № 184-ФЗ.

Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет...

В Конституции РФ закреплена двуединая природа правового статуса субъектов

В ст. 71 Конституции РФ установлены предметы ведения федеральных органов государственной власти

Полномочия и предметы ведения федерации и ее субъектов в ходе становления

Итак, исходя из ч. 1 ст. 66 Конституции РФ, конституции (уставы) должны дополнять статус...

Система государственного устройства России

Автор излагает широкую концепцию понимания государственного устройства Российской

Алгоритм разграничения предметов ведения и полномочий заложенный в федеральной

В Российской Федерации согласно части 2 статьи 68 федеральной Конституции республики в

Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная...

О субъектном составе Российского федеративного государства...

В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции РФ Президент Российской Федерации

Компетенция этого субъекта Российской Федерации реализуется через полномочия

Учитывая это, часть 2 статьи 65 и статья 137 Конституции РФ предусматривают институт

Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная...

Проблемы федеративного устройства РФ и возможные...

Основные принципы федерализма закреплены в Конституции РФ (ст.5): государственная целостность

Так, согласно Конституции РФ (статье 4 части 1) суверенитет Российской Федерации

Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской

К вопросу о конституциях и уставах субъектов Российской Федерации.

Федерализм и Конституция Российской Федерации

...влияние на государственное устройство страны оказывает Указ Президента России № 849 от 13.

В ст. 65 Конституции дан перечень всех субъектов Российской Федерации. Сам термин «субъект российской Федерации», употребляемый в Конституции РФ, в советских

Российская Федерация, Камчатский край, Конституция РФ, субъект, государственная...

Принцип субсидиарности и эффективность российского...

...власти субъектов Российской Федерации [1]. При этом статьи 11 и 76 Конституции РФ

Так, часть 3 статьи 11 Конституции РФ устанавливает, что «Разграничение предметов ведения и

Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и

В 2004 году Государственная Дума Федеральным законом № 159-ФЗ внесла поправку в...

Задать вопрос