Правовое регулирование разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 19.11.2022

Статья просмотрена: 1033 раза

Библиографическое описание:

Белоусова, Е. В. Правовое регулирование разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами / Е. В. Белоусова, А. А. Язынина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 175-178. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96540/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье авторы пытаются выделить основы правового регулирования разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Ключевые слова: правовое регулирование, разграничение предметов ведение, полномочия, субъекты РФ.

Специфика законодательства в практическом аспекте разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и её субъектами определена Конституцией Российской Федерации [1].

Основная роль данных разграничений обуславливается конституционными гарантиями и принципами при постановке целевых ориентиров, стратегических задач и базиса соблюдения законности. Сегодня, проблематика правового регулирования разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерацией и субъектами считается одной из дискуссионных. Построенная модель конституционного характера представлена двухуровневым способом структурирования правового регулирования в отношении предметов ведения.

К примеру, закрепления перечня предметов ведения указывается в статье 71 Конституции РФ, а ведение её субъектов в статьях 72 и 73 [1]. Следует уделить внимание тому факту, что правовое регулирование предметов ведения и полномочий, как модель, ближе к практике стран ФГР и Австрии. При этом предметы ведения не имеют четкой правовой определенности, что отражается на применения статей 71,72 и 73 Конституции РФ в практической деятельности [1].

Особую значимость в исследовании правового регулирования разграничения предметов введения и регулирования представляют исследования А. Н. Кокотова, в которых указывается, что разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами не считаются перераспределением предметов на базе Конституции РФ и конституционно установленных предметов. Следовательно, с правовой точки зрения следует выделять статьи 71,72 и 73 Конституции и конкретизацию положений по данным статьям [5, с. 5–18].

С другой стороны, правовая компетенция разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и её субъектами, указывает на выделение источников подтверждающих финансовое и материальное обеспечение органов государственной власти. В подтверждение можно привести выдержку из статьи 11 части 3 Конституции РФ: «Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий» [1].

Представим конституционную модель правового регулирования разграничения предметов ведения и полномочий между субъектами и Российской Федерацией на базе Конституции РФ (статья 72) и иных нормативных актов. Основой для модели выступают федеральные законы и правовые акты субъектов Российской Федерации. Конституционная модель представлена на рисунке 1.

Конституционная модель правового регулирования разграничения предметов ведения и полномочий между субъектами и Российской Федерацией на базе Конституции РФ и иных нормативных актов [6]

Рис. 1 Конституционная модель правового регулирования разграничения предметов ведения и полномочий между субъектами и Российской Федерацией на базе Конституции РФ и иных нормативных актов [6]

Как видно из рисунка 1, предметы ведения представлены элементом правового и конституционного статуса для Российской Федерации и субъектов Федерации, все правовые вопросы регулирования встраиваются по отраслевому принципу. Наблюдается недопустимость действий перераспределения конституционных разграничений предметов ведения и полномочий.

Полномочия федеральных органов в настоящий момент не четко прописаны, нет исчерпывающего перечня, а реализация происходит за счет федерального бюджета. Полномочия субъектов Российской Федерации указывается в ФЗ «Об общ0их принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ», также в части реализации и исполнения средств бюджета субъектов. Реализация правового регулирования считается обязательной [2].

Выделим основные разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и её субъектами. Данные предметы ведения носят конкурирующий характер, а именно субъекты Федерации наделены государственной властью в следующих областях [7, с. 20–26]:

– по обеспечению единой правовой системы с позиции административного и административно-процессуального законодательства;

– по обеспечению охраны природы и её использования;

– по обеспечению защиты прав человека и социальной сферы;

– по координации внешнеэкономической связи субъектов, либо международной связи.

Правовые и законодательные нормы позволяют отталкиваться от того, что под правовым регулированием разграничения предметов ведения и полномочий следует отталкиваться от уточнение содержательной базы учрежденных предметов введения, но с учетом юридических и технических обособлений. Таким образом правовое регулирования позволяет разграничивать функционал самих предметов ведения и конкретизировать полномочия. Наблюдается тенденция соответствия правового статуса для субъектов Федерации действующему праву и законодательству, с учетом имеющихся у субъектов суверенных прав. Важно понимать, что субъекты Российской Федерации наделены правом самостоятельно принимать и разрабатывать уставы, при этом утверждение от федеральных органов в данном случае не требуется.

Имеющиеся компетенции федеральных органов позволяет определять круг правовых интересов для сохранения целостности Российской Федерации, единства работы правового института и института народного хозяйства. Субъекты наделены полномочиями в сферах, которые были отданы в их правовое пользование и ведение.

Структурирование совместной работы и разграничения по ним указывают на разделение полномочий в цепочке работы Российской Федерации и её субъектов для решения спектра правовых вопросов.

Таблица 1

Спектр вопросов по разграничению предметов ведения и полномочий

Спектр вопросов ведения РФ

Спектр вопросов ведения РФ и её субъектов

Спектр вопросов ведения субъектов РФ

– федеральное законодательство и устройство;

– работа и функционирования органов гос. власти;

– гражданство на территории РФ;

– работа федерального бюджета

– в соответствии с законодательной и правовой базой субъектов РФ;

– в соответствии с федеральным законодательством субъектов;

– в соответствии с владением, пользованием и распоряжением землей и иными ресурсами;

– в соответствии с разграничением госсобственности.

– те вопросы, которые не входят в спектр вопросов ведения РФ и не входят в предмет исключительной компетенции, совместного ведения субъектов и РФ.

Дело в том, что в законе нет четкого разделения между компетенциями, которые относились бы только к ведению субъектов, что вызывают правовые трудности.

Целесообразно, в реальных ситуациях регулирования предметов отталкиваться от установки правовых рамок, которые позволяли бы определять пределы правового регулирования в отношении субъектов и указывать на развитие правовой практики работы. В этом случае потребуется новые доработки в действующие нормативные акты. Важно не разграничивать правовые отношения и правовые полномочия, которые возможно доработать юридическими особенностями для предметов ведения.

Если рассматривать законодательные основы, указывающие на государственно-территориальную организацию, то выделяется принципы Конституции РФ — целостность, достоверность, единство управления. При этом, С. В. Бендюрина указывает на разделение вертикального характера между субъектами и самой Федерацией, что доказывает неравенство в сфере разграничения полномочий [4, с. 100–103]

Опыт правового регулирования в странах мира позволяет говорить о том, что для федерального государства характерны разграничения правовых компетенций по данному вопросу. На каждом уровне власти проводятся механизмы правового регулирования, которые соответствуют их полномочиям.

В судебной практике Высшего суда РФ указывается, что смысл статей 3,5, 11, 72 Конституции РФ раскрывается через правовые основы суверенного волеизлияния субъектов, которые отражаются в договоре или Конституции РФ. Таким образом, даже наличие суверенитета прописанного в статусу субъекта указывает на подчинение Российской Федерации и единство государства [1].

Ориентир правового регулирования между Российской Федерацией и субъектами выстраивает правовая система в сферах общественной жизни. Важно внести уточнение для правовой работы разграничения предметов ведения и полномочий со стороны субъектов. Рекомендуется внести дополнения в Конституцию РФ в статью 3, которые будут обобщать перечень предметов введения в виде [1]:

– доработки вопросов территориального и административного устройства субъектов;

– доработки по установлению систематизации органов со стороны государственной власти всех субъектов;

– доработки вопросов управления и распоряжения государственной собственностью субъектов и системы органов государственной власти;

– определения новых задач социально-экономического развития, которые будут отражены в Конституции РФ и государственных программ субъектов:

– доработки по контролю за внебюджетными фондами и регионального налогообложения;

– доработки в части почетного звания и наград для субъектов Федераций.

Следовательно, отталкиваясь от вышесказанного стоит учитывать, что правовое регулирование разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и её субъектами требует доработки законодательных актов и норм, которые будут более объективно разграничивать работу и совместное ведение субъектов и Федерации. Такой подход позволит избежать противоречий и провести оптимизацию правового и конституционного механизма разграничения предметов ведения и полномочий.

Литература:

1. Конституция РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 10.10.2022)

2. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/ (дата обращения: 10.10.2022)

3. Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 92-О [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (дата обращения: 10.10.2022).

4. Бендюрина С. В., Гончаров М. В., Евстифеев Д. М.; Отв. ред. Кокотов А. Н., Саликов М. С. Конституционное право России: Учебник для бакалавров. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. (переизд. 2020) — 448 с.

5. . Кокотов А. Н. Разграничение и согласование полномочий РФ, субъектов федерации и их органов государственной власти // Журнал российского права 2002. № 8, С. 5–18.

6. Эбзббв Б. С., Карапетян Л. М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/96–02–011-ebzbbv-b-s-karapetyan-l-m-rossiyskiy-federalizm-ravnopravie-i-asimmetriya-konstitutsionnogo-statusa-subektov-gosudarstvo-i-pravo-m (дата обращения: 10.10.2022)

7. Тухватуллин Т. А. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в современных условиях: конституционно-правовое исследование// Автореф. дис. канд. юрид. наук / Т. А. Тухватуллин. М., 2012.- 26 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, правовое регулирование, Конституция РФ, полномочие, правовое регулирование разграничения предметов ведения, субъект, государственная власть, предмет ведения, баз Конституции РФ, Конституционная модель.


Ключевые слова

полномочия, правовое регулирование, субъекты РФ, разграничение предметов ведение

Похожие статьи

Правовые особенности собственного правового регулирования...

При этом собственное правовое регулирование субъектов РФ в рамках единой системы

– собственное правовое регулирование субъектов Федерации регулирует такие сферы

В целом, проблема разграничения предметов ведения и полномочий между различными

2002. № 8. С.29–33. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л. В...

Современные проблемы распределения полномочий между...

Конституционно-правовое разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов

Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная...

В ст. 71 Конституции РФ установлены предметы ведения федеральных органов

Конституция РФ, государственная власть, Российская Федерация, государственное устройство...

Правовой статус субъектов Российской Федерации как...

Субъект федерации вправе иметь свою собственную правовую и судебную систему [1, с. 157]. Современная Российская Федерация является: ‒ конституционной Федерацией, то есть федеративная форма государственной власти устанавливается на основе Конституции.

Система государственного устройства России | Статья в журнале...

Закреплённые в Конституции РФ 1993 года конституционные модусы указывают на то, что

Согласно академической науки правовая система есть продукт деятельности государства.

Алгоритм разграничения предметов ведения и полномочий заложенный в федеральной

Согласно части 1 статьи 67 Конституции РФ «Территория Российской Федерации включает в...

Российская Федерация как правовое государство

Правовое регулирование организации власти сталкивается со многими проблемами

Единство системы проявляется в «разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти».

Мальцев Г. В. Правовая система субъекта Российской Федерации.

Полянов С. К. Субъект РФ: правовое положение и полномочия. — 3-е изд.

Правовое регулирование государственных границ...

Правовые основы охраны и защиты Государственной границы Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности государства закреплены в положениях Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах (законах РФ).

Проблемы федеративного устройства РФ и возможные варианты...

Основные принципы федерализма закреплены в Конституции РФ (ст.5): государственная

Так, согласно Конституции РФ (статье 4 части 1) суверенитет Российской Федерации

Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской

Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная...

О форме государственного устройства России в широком и узком...

Закреплённые в Конституции РФ 1993 года конституционные модусы указывают на то, что Российская

как предметы ведения государства и его полномочия, а также территориальный и

Также отражены особенности государственного устройства в Российской Федерации.

публичная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ...

Конституционное право и конституционное законодательство...

Основным назначением конституционного (уставного) законодательства субъекта РФ заключается в том

К примеру, согласно ст. ст. 4; 25 Конституции Республики Татарстан вне пределов ведения РФ

Договор РФ и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном

1) Конституция РФ, включая инкорпорированные в нее поправки

Похожие статьи

Правовые особенности собственного правового регулирования...

При этом собственное правовое регулирование субъектов РФ в рамках единой системы

– собственное правовое регулирование субъектов Федерации регулирует такие сферы

В целом, проблема разграничения предметов ведения и полномочий между различными

2002. № 8. С.29–33. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л. В...

Современные проблемы распределения полномочий между...

Конституционно-правовое разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов

Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная...

В ст. 71 Конституции РФ установлены предметы ведения федеральных органов

Конституция РФ, государственная власть, Российская Федерация, государственное устройство...

Правовой статус субъектов Российской Федерации как...

Субъект федерации вправе иметь свою собственную правовую и судебную систему [1, с. 157]. Современная Российская Федерация является: ‒ конституционной Федерацией, то есть федеративная форма государственной власти устанавливается на основе Конституции.

Система государственного устройства России | Статья в журнале...

Закреплённые в Конституции РФ 1993 года конституционные модусы указывают на то, что

Согласно академической науки правовая система есть продукт деятельности государства.

Алгоритм разграничения предметов ведения и полномочий заложенный в федеральной

Согласно части 1 статьи 67 Конституции РФ «Территория Российской Федерации включает в...

Российская Федерация как правовое государство

Правовое регулирование организации власти сталкивается со многими проблемами

Единство системы проявляется в «разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти».

Мальцев Г. В. Правовая система субъекта Российской Федерации.

Полянов С. К. Субъект РФ: правовое положение и полномочия. — 3-е изд.

Правовое регулирование государственных границ...

Правовые основы охраны и защиты Государственной границы Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности государства закреплены в положениях Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах (законах РФ).

Проблемы федеративного устройства РФ и возможные варианты...

Основные принципы федерализма закреплены в Конституции РФ (ст.5): государственная

Так, согласно Конституции РФ (статье 4 части 1) суверенитет Российской Федерации

Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской

Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная...

О форме государственного устройства России в широком и узком...

Закреплённые в Конституции РФ 1993 года конституционные модусы указывают на то, что Российская

как предметы ведения государства и его полномочия, а также территориальный и

Также отражены особенности государственного устройства в Российской Федерации.

публичная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ...

Конституционное право и конституционное законодательство...

Основным назначением конституционного (уставного) законодательства субъекта РФ заключается в том

К примеру, согласно ст. ст. 4; 25 Конституции Республики Татарстан вне пределов ведения РФ

Договор РФ и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном

1) Конституция РФ, включая инкорпорированные в нее поправки

Задать вопрос