Феномен дрифта: от уличной субкультуры к профессиональному автоспорту | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 08.12.2022

Статья просмотрена: 579 раз

Библиографическое описание:

Шендеров, А. Л. Феномен дрифта: от уличной субкультуры к профессиональному автоспорту / А. Л. Шендеров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 260-264. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97383/ (дата обращения: 05.05.2024).



Статья посвящена феномену современного дрифта как направления профессионального автоспорта. Автором производится анализ истории развития и становления дрифта в Японии, подчеркиваются некоторые аспекты трансляции опыта страны на Россию. Описываются факторы, обусловившие формирование данной субкультуры, впоследствии ставшей одним из направлений профессионального автоспорта. Уточнены следующие факторы: бурный социально-экономический рост, влияние научно-технического прогресса на состояние покрышек шин автомобилей, развитие автомобилей, рост популярности уличных гонок.

Ключевые слова: дрифт, история дрифта, субкультура, профессиональный автоспорт, дрифт-культура.

Введение. Современный дрифт рассматривается как одно из направлений автоспорта, является спортивной дисциплиной, связанной с прохождением поворотов при использовании техники управляемого заноса. Дрифт является достаточно экстремальным видом автоспорта, требует широкой предварительной подготовки, соблюдения ряда условий. Однако, как профессиональная дисциплина дрифт стал рассматриваться в России относительно недавно — около 10–12 лет назад.

Актуальность рассмотрения феномена дрифта как процесса перехода от субкультуры к реальному спорту диктуется тем, что ежегодное число дрифт-соревнований во всем мире увеличивается. При этом, пример становления данного направления профессионального автоспорта показывает возможность перевода ценностей отдельных субкультур в новейшие спортивные дисциплины и соревновательные направления — в этом заключается ключевая ценность феномена дрифта.

Цель исследования — произвести ретроспективный анализ истории развития дрифта и определить современное состояние данного направления профессионального автоспорта.

Основная часть. История дрифта насчитывает свыше пятидесяти лет — она является достаточно короткой, но в тоже время емкой. Первоистоки дрифта как правило связывают с началом 1930-ых годов, когда на автомобильных гонках применялись техники управляемого заноса — причем демонстрировались они, чаще всего, для большей зрелищности и продвижения соревнований.

Однако, как верно замечается во многих источниках, дрифт как отдельный род занятий автовладельцев (нелегальных уличных гонщиков), возник в течение 1970-х годов. Важно отметить, что истинной родиной дрифта считается Япония — страна характеризуется наличием протяженных извилистых трасс, длительных спусков, на которых практиковались начинающие дрифтеры. Забегая наперед, стоит уточнить, что представители данной субкультуры того времени постепенно перешли из уличных занятий в профессиональный автоспорт, стали участниками Формулы-1 и многих других соревнований; вывели собственное направление дрифт-культуры [1].

Одной из наиболее ярких подобных личностей являлся японец Кунимицу Такахаси, мотогошнщик, а в последующем автогонщик и дрифтер; первый в мире японец, участвовавший в чемпионате мира в шоссейно-кольцевых мотогонках, яркий чемпион Японии. Именно он заложил ряд основ в субкультуру дрифта, используя технику управляемого заноса при участии в автогонках — постепенно поклонники, наблюдая за зрелищностью подобного исполнения, стали продвигать идею использования управляемого заноса, придавая ей более массовый характер.

Однако поистине культовой личностью, обеспечившей популярность, и, в последствии, легальность данного вида автоспорта стоит считать Кэйити Цутия, японца, собравшего огромный клуб фанатов по всему миру. Именно Кэйити Цутия (совместно с Дайджиро Инада) положил начало процессам легализации дрифта, основал в 1999 году гоночную серию D-1 Grand Prix, в последующем ставшей площадкой для действия всемирной ассоциации дрифта. В ряде источников именно Кэйити Цутия присваивается идея ввода понятия «дрифт», представляющего современную спортивную дисциплину [3].

Становление дрифта как одной из форм субкультуры неразрывно связано с процессами развития автомобильной промышленности, повышения качества и сцепления покрышек, бурного социально-экономического роста Японии. Начиная с 1960-х годов в мире появляются первые усовершенствованные покрышки, обеспечивающие не только хорошее сцепление с дорогой, но и высокую управляемость в заносе. Это обеспечило возможность использования ранее непопулярных техник дрифта в деятельности автогонщиков того времени — хотя эти процессы и носили обобщенный характер, не были системными, в последующем они стали основой формирования целого направления и субкультуры, положившей начало профессиональному автоспорту практически по всему миру [5].

Субкультура дрифта как феномен основывается на многих факторов; например, строится на росте популярности уличных нелегальных гонок, предполагающих скоростной соревновательный спуск нескольких автомобилей. В таком случае проводилось два парных заезда со сменой позиций участников — один выступал в роли стартующего, другой в роли догоняющего и выполняющего определенные маневры в моменте поворота. Качественный управляемый занос гарантировал участнику возможность сократить дистанцию за счет разгрузки задней оси автомобиля и сохранения скорости — популярность данной техники среди уличных автогонщиков Японии вследствие чего неуклонно росла.

Стоит также заметить, что первоначально техника использовалась Кэйити Цутия на любительских автогонках — исключительно в качестве одного из способов эффективного преодоления поворотов. В 1987 г., наблюдая все больший внешний интерес к дрифту, он совместно с рядом автомастерских и автомобильных журналов записал дрифт-видео, в котором демонстрировал своеобразный мастер-класс по прохождению гонок с использованием управляемого заноса. Как итог, начиная с 1990-ых годов в Японии значительно возросла популярность дрифт-культуры; вместе с тем, участилось количество несчастных случаев среди участников нелегальных гонок, связанных с неподготовленностью как самих гонщиков, так и их автомобилей, трассы, шин к управлению заносом. Это в значительной степени положило начало к легализации данного вида уличных гонок — в таком случае проще и эффективнее было организовывать гонки в специально отведенных местах, нежели разрушать городскую (в том числе неподготовленную к дрифту) дорожную инфраструктуру [2].

В результате еще через десять лет (к концу 1990-х и началу 2000-х) дрифт был принят в качестве официального вида автоспорта — были разработаны специальные требования и регламенты к трассе, автомобилям участников, самих участников гонок. В гонках участвовали не только пилоты автомобилей, но и целые дрифт команды. Однако традиционным стал именно парный дрифт, эффективно позаимствованный у практиков нелегальных гонок в Японии. Сегодня парный дрифт — это эталонный вид состязаний в данном направлении автоспорта, распространенный не только в Японии, но и в других крупнейших странах, в том числе России.

Вхождение других государств в спортивную дисциплину дрифта носило аналогичный опыту Японии характер: первоначально соревнования проводились нелегально, однако, со временем, для непрофессиональных гонщиков создали собственную площадку для участия на относительно равных условиях.

В России эти процессы носили схожий характер; однако ввиду территориальной протяженности и удаленности многих городов, дрифт-культура развивалась неравномерно, первоначально в нешироких уличных кругах. Закономерным первооткрывателем в организованной и достаточно масштабной дрифт-культуре стал именно г. Владивосток, близлежащий к Японии, располагающий широкой доступностью японских марок автомобилей, наиболее пригодных к выполнению техник с управляемым заносом.

В последующем (в том числе под влиянием кинематографа) к 2010-м годам дрифт дошел и до центральных регионов, Подмосковья и Москвы — стал одной из форм развлечения как его участников, так и зрителей, первоначально не имел профессионального характера (кроме того, в ряде источников описываются случаи «протестов» участников дрифт-субкультуры в отношение вхождения дрифтеров в России в число участников профессионального автоспорта; первые соревнования проводились под лозунгом «дрифт — не спорт»). Тем не менее, несмотря на наличие подобных протестных заявлений, именно в 2010-ых годах дрифт стали рассматривать как соревнование. В результате был организован первый чемпионат RDS (Russian Drift Series), активно проводимый и по сегодняшний день [4].

В заключение нашего анализа сформируем ретроспективу развития дрифта как феномена субкультуры на пути к профессиональному автоспорту (рис. 1):

История развития дрифта как профессионального автоспорта: от субкультуры до официальных соревнований

Рис. 1. История развития дрифта как профессионального автоспорта: от субкультуры до официальных соревнований

Обращаясь к рис. 1, важно уточнить, что на нем представлена примерная структура поэтапного развития дрифта исключительно как культурного явления. Тем не менее, для многих стран данные процессы строились по схожему сценарию, исключительно в контексте учета традиционных реалий и обстоятельств (на что указывает опыт России).

Заключение. Таким образом, по результатам проведенного анализа удалось установить, что сегодня дрифт является профессиональным автоспортом, его популярность неуклонно растет. Вместе с тем, как феномен, дрифт прошел долгий пятидесятилетний путь — от уличных нелегальных техник отдельных гонщиков до спортивной дисциплины со своими ценностями, эталонами и правилами. Стоит уточнить, что развитие дрифта стало следствием произошедших изменений в области научно-технического прогресса, принятия официальными организациями необходимости стимулирования развития данной субкультуры, движения к прогрессу и создания площадок для спортивных соревнований.

Литература:

  1. Дрифт: между спортом и улицей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.championat.com/auto/article-3195471-drift-mezhdu-sportom-i-ulicej.html (дата обращения: 04.12.2022).
  2. Маштакова Е. И. Дрифт и его история: к проблеме субкультурных образований // Евразийский гуманитарный журнал. 2020. № 2. С. 85–95.
  3. Начало истории дрифт — дрифт в Японии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mag-option.ru/istoriya-poyavleniya-drift-kultury-drift-history/ (дата обращения: 05.12.2022).
  4. Что такое дрифт и его история [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://autoiwc.ru/other/drift.html (дата обращения: 03.12.2022).
  5. Plutynsky A. Drift: A Historical and Conceptual Overview // Biological Theory. 2007. № 2(2). Pp. 156–167.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный автоспорт, Япония, управляемый занос, Россия, гонка, спортивная дисциплина, субкультура, RDS, бурный социально-экономический рост, научно-технический прогресс.


Ключевые слова

субкультура, дрифт, история дрифта, профессиональный автоспорт, дрифт-культура

Похожие статьи

Боевая классика — экстремальная молодежная субкультура XXI...

«Боевая классика» — субкультура, зародившаяся в России в начале 21 века.

дрифт (техника прохождения поворотов и вид автоспорта, характеризующиеся использованием управляемого заноса на

Представителей этой субкультуры отличает особая активность, жизнерадостность, риски.

Ключевые слова: социальный портрет, реконструкторы, субкультура...

Научно-технический прогресс — положительные...

Ключевые слова: научно-технический прогресс, глобализация, техническое перевооружение, инновации, нововведения. На сегодняшний день техническое и технологическое развитие является актуальной темой, которая требует непрерывного изучения и исследования.

Влияние автоспорта на развитие автомобильной индустрии

Библиографическое описание: Бондарь, Н. Е. Влияние автоспорта на развитие автомобильной индустрии / Н. Е. Бондарь.

Уже в этот момент автоспорт начинает свое влияние на автомобильную индустрию, ведь гонки подразумевают не только скорость, но и надежность.

Экономический рост и факторы, его определяющие

В представленной статье определена сущность экономического роста, выявлены факторы

экономический рост в зависимости от сложившихся социально-экономических отношений в обществе.

роста, выступает повышение уровня квалификационной и профессиональной

2. Маслова О. Л., Илюк А. Д. Экономический рост: понятие и сущность, его развитие в России...

Сущность, закономерности и социально-экономические...

...и социально-экономические последствия научно-технической революции / Е. Г. Маркова.

Современная эпоха закономерно называется эпохой научно-технической революции (НТР).

В беспрецедентной по масштабам послевоенной гонке вооружений сверхдержавы сделали

Экономический рост отождествляется прежде всего с научно-техническим прогрессом и...

Методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций

Научно-техническая революция, высокие темпы научно-технического прогресса

На рисунке 5 четко просматривается тенденция к росту наших данных, а также ее сезонная компонента.

Среда разделяется на научно-техническую, технико-экономическую, экономическую

Социальная — насколько необходимо предсказываемое развитие объекта для общества.

Технический прогресс и общество | Статья в журнале...

Возникают и развиваются новые научные дисциплины, такие как биоинженерия

Научно-технический прогресс — это единый процесс, взаимовлияющее развитие науки и

технические специалисты — «технократы», которые способны рационально управлять им. К

[7, с. 49–50] Бурный научно-технический рост сформировал дисгармоничное общество...

Современное состояние российского рынка профессионального...

 В статье рассматривается рынок профессионального спорта в России.

Президент России В. В. Путин по этому поводу заявил, что «финансирование физкультуры и

Первый путь связан с тем, что в мире рост популярности профессионального спорта

VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http...

Роупджампинг. Анализ активности субкультуры в социальной...

Анализ активности субкультуры в социальной сети «ВКонтакте» / Н. А. Бобкова, М. В. Гладков, С. П. Мелехов.

Ключевые слова: экстремальный спорт, rope jumping, социальные сети, роупджампинг

Как мы отмечали ранее, роупджампинг мало описан в научной литературе. В имеющиеся работах внимание исследователей сконцентрировано на технической стороне...

Похожие статьи

Боевая классика — экстремальная молодежная субкультура XXI...

«Боевая классика» — субкультура, зародившаяся в России в начале 21 века.

дрифт (техника прохождения поворотов и вид автоспорта, характеризующиеся использованием управляемого заноса на

Представителей этой субкультуры отличает особая активность, жизнерадостность, риски.

Ключевые слова: социальный портрет, реконструкторы, субкультура...

Научно-технический прогресс — положительные...

Ключевые слова: научно-технический прогресс, глобализация, техническое перевооружение, инновации, нововведения. На сегодняшний день техническое и технологическое развитие является актуальной темой, которая требует непрерывного изучения и исследования.

Влияние автоспорта на развитие автомобильной индустрии

Библиографическое описание: Бондарь, Н. Е. Влияние автоспорта на развитие автомобильной индустрии / Н. Е. Бондарь.

Уже в этот момент автоспорт начинает свое влияние на автомобильную индустрию, ведь гонки подразумевают не только скорость, но и надежность.

Экономический рост и факторы, его определяющие

В представленной статье определена сущность экономического роста, выявлены факторы

экономический рост в зависимости от сложившихся социально-экономических отношений в обществе.

роста, выступает повышение уровня квалификационной и профессиональной

2. Маслова О. Л., Илюк А. Д. Экономический рост: понятие и сущность, его развитие в России...

Сущность, закономерности и социально-экономические...

...и социально-экономические последствия научно-технической революции / Е. Г. Маркова.

Современная эпоха закономерно называется эпохой научно-технической революции (НТР).

В беспрецедентной по масштабам послевоенной гонке вооружений сверхдержавы сделали

Экономический рост отождествляется прежде всего с научно-техническим прогрессом и...

Методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций

Научно-техническая революция, высокие темпы научно-технического прогресса

На рисунке 5 четко просматривается тенденция к росту наших данных, а также ее сезонная компонента.

Среда разделяется на научно-техническую, технико-экономическую, экономическую

Социальная — насколько необходимо предсказываемое развитие объекта для общества.

Технический прогресс и общество | Статья в журнале...

Возникают и развиваются новые научные дисциплины, такие как биоинженерия

Научно-технический прогресс — это единый процесс, взаимовлияющее развитие науки и

технические специалисты — «технократы», которые способны рационально управлять им. К

[7, с. 49–50] Бурный научно-технический рост сформировал дисгармоничное общество...

Современное состояние российского рынка профессионального...

 В статье рассматривается рынок профессионального спорта в России.

Президент России В. В. Путин по этому поводу заявил, что «финансирование физкультуры и

Первый путь связан с тем, что в мире рост популярности профессионального спорта

VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http...

Роупджампинг. Анализ активности субкультуры в социальной...

Анализ активности субкультуры в социальной сети «ВКонтакте» / Н. А. Бобкова, М. В. Гладков, С. П. Мелехов.

Ключевые слова: экстремальный спорт, rope jumping, социальные сети, роупджампинг

Как мы отмечали ранее, роупджампинг мало описан в научной литературе. В имеющиеся работах внимание исследователей сконцентрировано на технической стороне...

Задать вопрос