Необходимость осуществления расходов бюджета обусловлена реализацией государственной политики в различных областях деятельности. Очевидно, что для претворения в жизнь определённых целей, достижения необходимых показателей государству приходится производить затраты, именуемые расходами бюджета. Помимо понятия «расходы бюджета» в законе выделяются также понятия «расходные обязательства» и «бюджетные обязательства». На практике возникают вопросы: в чем отличие этих понятий, как они соотносятся?
Данная статья посвящена изучению понятий «расходы бюджета», «расходные обязательства» и «бюджетные обязательства», а также их соотношению.
Ключевые слова: расходы бюджета , расходные обязательства, бюджетные обязательства, бюджет, исполнение бюджета.
Н. А. Шевелева утверждает, что расходная составляющая самостоятельности бюджетов предполагает соответствие государственным полномочиям, обусловленным нормами Конституции РФ и нормами федеральных законов, из нее вытекающими [6, с. 8]. Я с ней согласна. Действительно, расходы бюджета обусловлены функциями государства. Они направляются на:
- охрану общественного порядка, прав и свобод человека и гражданина;
- оборону страны;
- реализацию внешней политики государства;
- обеспечение социальных прав человека (на труд, образование, бесплатную медицину и охрану здоровья, отдых, жилище и т. д.);
- обеспечение безопасности границ государства и т. д.
Исполнение бюджета происходит путем осуществления расходов бюджета, когда бюджетные средства направляются на конкретные цели, в строго определённом объёме в соответствии с законом (решением) о бюджете. Арутюнян М. С. и Хисматуллин О. Ю. считают, что в бюджетном процессе исполнение бюджета — наиболее важная стадия, означающая фактическую реализацию соответствующего закона (решения) о бюджете [7, с. 87]. Я согласна с ними, так как именно в процессе исполнения бюджета происходит распределение денежных единиц на реализацию функций государства.
Поветкина Н. А. утверждает, что участники бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджетов в рамках установленных бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) [8, с. 67]. Действительно, при соблюдении принципов экономности и результативности можно будет достичь наилучших показателей максимально эффективно.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации [1] (далее — БК РФ) основаниями осуществления расходов бюджета являются расходные обязательства и бюджетные обязательства.
В соответствии со ст. 6 БК РФ расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Можно привести следующие примеры расходных обязательств:
- создание резервных фондов;
- обеспечение охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности;
- обеспечение прав и законных интересов беженцев и вынужденных переселенцев;
- оказание мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам;
- материальная поддержка материнства, отцовства и детства;
- государственное регулирования инвестиционной деятельности и т. д.
Важно отметить, что нет единого нормативного правового акта, где содержатся расходные обязательства, они включаются в разные законы, подзаконные акты, договоры, соглашения. На практике это порождает проблемы, связанные с определением основания возникновения расходного обязательства. Хаитов Г. А. считает, что из содержания БК РФ невозможно определить, что должен содержать закон (иной нормативный правовой акт, договор, соглашение), чтобы в результате его принятия возникло расходное обязательство. Он обращает внимание на то, что отсутствие четких критериев отнесения законов и иных нормативных правовых актов к числу актов, в результате принятия которых возникают расходные обязательства, отсутствие требований к содержанию таких актов порождают на практике возможность произвольного включения тех или иных актов в реестр расходных обязательств [9, с. 41].
Бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (ст. 6 БК РФ). Бюджетное обязательство является частью расходного обязательства. Расходное обязательство представляет собой обязанность публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения оплатить что-то из бюджета. А бюджетное обязательство — это расходное обязательство, которое должно быть исполнено в соответствующем финансовом году в соответствии с законом (решением) о бюджете.
Примерами бюджетных обязательств могут быть: выполнение государственных контрактов, межбюджетные трансферты в форме субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта субъектам РФ, предоставление субсидий юридическому лицу и т. д.
Если говорить о соотношении понятий «расходы бюджета», «расходные обязательства» и «бюджетные обязательства», то это соотношение определено в ст. 65 БК РФ. В основе лежит расходное полномочие, которое определяется в соответствии с:
- Конституцией РФ [2] (ст. 71–73).
Например, оборона и безопасность в соответствии с п. м) ст. 71 Конституции РФ относится к ведению РФ, из чего следует, что эта сфера финансируется из федерального бюджета.
- Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ [3]. В соответствии со статьей 26.2 данного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] (глава 3 — вопросы местного значения).
Например, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 14 к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, что финансируется из местного бюджета.
Из расходного полномочия возникает расходное обязательство. Расходное обязательство включается в закон (решение) о бюджете и становится бюджетным обязательством.
Как было упомянуто выше, расходное обязательство возникает на основании законов, подзаконных актов, договоров и соглашений. Возможность осуществлять расходы бюджета появится, когда расходное обязательство станет бюджетным. То есть бюджетные обязательства — это расходные обязательства, включенные в соответствующий бюджет, которые становятся расходами бюджета.
Продемонстрирую это на конкретном примере. Статья 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 04.08.2022) «О ветеранах» [5] предусматривает меры социальной поддержки ветеранов, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. При включении в закон о бюджете эти расходные обязательства становятся бюджетными обязательствами, а при их израсходовании они становятся расходами бюджета.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможность осуществления расходов бюджета возникает тогда, когда расходное обязательство включается в соответствующий закон (решение) о бюджете и становится бюджетным обязательством.
Процесс осуществления расходов бюджета должен основываться на принципах экономности и результативности. Это необходимо не только для обеспечения эффективного функционирования бюджетной системы РФ, но и для исполнения политики государства в различных сферах деятельности.
Литература:
- «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 04.11.2022) (ред. от 14.07.2022 № 338-ФЗ) / Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 19.11.2022).
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (ред. от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) / Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 19.11.2022).
- Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021 № 414-ФЗ) / Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 19.11.2022).
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 14.07.2022 № 253-ФЗ) / Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 19.11.2022).
- Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от от 04.08.2022 № 360-ФЗ) / Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 19.11.2022).
- Шевелева Н. А. Бюджетная система России: опыт и перспективы правового регулирования в период социально-экономических реформ. СПб.: Изд. Дом СПбГУ 2004. С.278.
- Арутюнян М. С., Хисматуллин О. Ю. К вопросу о повышении эффективности бюджетных расходов // Правовое государство: теория и практика. 2020. № 1(59). С.87–93.
- Поветкина Н. А. Расходы бюджета: понятие, признаки, особенности // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 8 (57). С.65–70.
- Хаитов Г. А. Об отдельных вопросах возникновения расходных обязательств в Российской Федерации: правовые аспекты // Сибирский юридический вестник. 2022. № 2 (97). С. 39–46.