Роль международных организаций в деэскалации вооружённых конфликтов на постсоветском пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 07.12.2022

Статья просмотрена: 300 раз

Библиографическое описание:

Зак, Н. С. Роль международных организаций в деэскалации вооружённых конфликтов на постсоветском пространстве / Н. С. Зак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 507-509. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97331/ (дата обращения: 27.04.2024).



Распад СССР и последовавшее за ним образование независимых государств обострили противоречия между многими бывшими республиками.

С распадом СССР обострился до вооружённого противостояния многовековой этнополитический Карабахский конфликт между Азербайджаном, непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой и Арменией.

Российская Федерация, провозглашённая правопреемницей СССР в ООН и Совете Безопасности, также стала основной силой, осуществляющей миротворческие миссии под мандатом ООН в регионе.

Несмотря на принятие Советом Безопасности в 1993 году четырёх резолюций по Нагорному Карабаху (822, 853, 874, 884) [1, 2, 3, 4] ставящих основополагающей целями немедленное прекращение огня, фактически все требования этих резолюций были проигнорированы Азербайджаном.

ООН, и, в частности, Совет Безопасности, де-факто сделавшие Россию посредником в этнополитических конфликтах между бывшими советскими республиками, эффективно отказывались создавать общий миротворческий контингент, делегируя эту роль РФ, как постоянному члену Совбеза и гаранту стабильности в регионе.

Неэффективность данных резолюций Совбеза ООН, а также ставка азербайджанской стороны на силовое решение конфликта свидетельствовали о кризисе ООН как гаранта безопасности в Евразийском регионе. Это привело к поиску путей разрешения противоречий в рамках других международных организаций, а основным фактором, склонившим азербайджанскую сторону к дипломатическому разрешению конфликта, стали не резолюции, упорно ей игнорируемые, а серия военных неудач.

С созданием Содружества Независимых Государств (СНГ) одной из основополагающих её целей объявлялось мирное разрешение конфликтов и споров между её участниками с помощью дипломатии. Однако в рамках СНГ была создана и Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ), с провозглашаемыми целями «укрепления мира, международной и региональной безопасности и стабильности» являющейся де-факто военно-политическим блоком.

В 2009 году был подписан документ о создании КСОР (Коллективных Сил Оперативного Реагирования) направленных на проведение военных операций, отражение агрессий, а также на антитеррористическую деятельность. Несмотря на функционирование в рамках ОДКБ отдельного миротворческого контингента, организация более пяти лет не может добиться от ООН мандата на проведение миротворческих операций за пределами стран-участниц ОДКБ.

Организация, в частности, подверглась критике со стороны одной из стран-участниц — Армении. Никол Пашинян раскритиковал организацию за бездействие во время просьбы его страны о помощи в 2020 году, а также во время заявляемой армянской стороной вооружённой агрессии Азербайджана. В 2022 году, после повторного обращения армянской стороны, организация вновь отказала в помощи Армении.

Данная реакция организации создала широкий слой людей в Армении, усомнившихся в способности России, являющейся основной военной и экономической силой ОДКБ, быть гарантом безопасности и стабильности в Евразии.

Следует также отметить усилия ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе) в поле поиска способов дипломатического урегулирования конфликтов, построения доверительных отношений между государствами-членами, контролю за распространением вооружений, защите прав человека и мониторинга прозрачности выборов.

Несмотря на созыв минской группы ОБСЕ в 1992 г. и дальнейших встреч в Риме для поиска преодоления существующих разногласий и обозначения условий будущего мира, фактическое подписание соглашения о прекращении огня состоялось лишь в 1994 г. по инициативе межпарламентской ассамблеи СНГ (Бишкекский протокол).

Функционирование ОБСЕ практически исключительно как организации превентивной дипломатии, равно как и отсутствие в её приоритетах проведения специальных миротворческих миссий фактически говорит о кризисе эффективности её работы в разрешении конфликтов.

Об этом свидетельствуют нарушение режима прекращения огня в Карабахе в 2016 году, неэффективность мер превентивной дипломатии в разрешении конфликта на Юго-Востоке Украины, следствием которой являлись неоднократные нарушения Минских соглашений.

Деятельность Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине началась в марте 2014 года с согласия всех стран-участниц организации. Её декларируемыми целями являлись мониторинг вооружённого конфликта на Донбассе и поиск путей диалога между Украиной и самопровозглашёнными ДНР и ЛНР. В регулярных отчётах миссии характеризовалась обстановка в зоне вооружённых столкновений, а также гуманитарная ситуация в зоне боевых действий. За 8 лет работы миссии ей было сформировано 2432 ежедневных и 242 оперативных отчёта [5].

В 2022 году из-за отсутствия консенсуса в рядах членов ОБСЕ на продление мандата работа Специальной мониторинговой миссии была приостановлена [5].

Следует отметить кризис международных организаций как основной миротворческой силы в регионе. В основном это связано с рекомендательным характером резолюций и документов, отсутствием реального влияния у данных организаций на разрешение противоречий, а также нормативно-правовой базы.

Игнорирование сторонами конфликтов нормативных документов международных организаций, отсутствие механизмов принуждения противоборствующих сторон к миру, а также ставка одной или обеих сторон конфликта на силовое решение свидетельствуют о неспособности международных организаций предотвращать и разрешать их.

Всё вышеперечисленное указывает на необходимость выработки новой стратегии региональной безопасности и формирования миротворческого контингента из наиболее влиятельных региональных игроков.

Литература:

1. Резолюция Совета Безопасности ООН № 822 от 30.04.1993. — Текст: электронный // ООН: Совет Безопасности ООН: Резолюции Совета Безопасности ООН 1993 года: [сайт]. — URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N93/247/73/PDF/N9324773.pdf?OpenElement (дата обращения: 01.12.2022).

2. Резолюция Совета Безопасности ООН № 853 от 29.07.1993. — Текст: электронный // ООН: Совет Безопасности ООН: Резолюции Совета Безопасности ООН 1993 года: [сайт]. — URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N93/428/36/PDF/N9342836.pdf?OpenElement (дата обращения: 01.12.2022).

3. Резолюция Совета Безопасности ООН № 874 от 14.10.1993. — Текст: электронный // ООН: Совет Безопасности ООН: Резолюции Совета Безопасности ООН 1993 года: [сайт]. — URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N93/557/43/PDF/N9355743.pdf?OpenElement (дата обращения: 03.12.2022).

4. Резолюция Совета Безопасности ООН № 884 от 12.11.1993. — Текст: электронный // ООН: Совет Безопасности ООН: Резолюции Совета Безопасности ООН 1993 года: [сайт]. — URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N93/631/22/PDF/N9363122.pdf?OpenElement (дата обращения: 04.12.2022).

5. Действующий председатель и Генеральный секретарь выразили сожаление по поводу отсутствия консенсуса для продления действия мандата СММ в Украине. — Текст: электронный // ОБСЕ: [сайт]. — URL: https://www.osce.org/ru/chairmanship/515015 (дата обращения: 05.12.2022).

Основные термины (генерируются автоматически): Армения, Азербайджан, азербайджанская сторона, гарант безопасности, превентивная дипломатия, распад СССР, региональная безопасность, Совет Безопасности, Специальная мониторинговая миссия, Украина.


Похожие статьи

Азербайджан, Европейский Союз, Азербайджанская...

В пункте 4.1.2 «Концепции национальной безопасности Азербайджанской Республики»

Азербайджана важное место занимает работа по систематизации и реализации региональных интересов.

Сбалансированная региональная политика может стать самым важным гарантом для

Азербайджан, Европейский Союз, Азербайджанская Республика, Грузия, Брюссель...

Азербайджан в орбите мировой дипломатии | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Гусейн, Б. В. Азербайджан в орбите мировой дипломатии / Б. В. Гусейн.

безопасности, содействие формированию региональной системы безопасности

Распад СССР коренным образом изменил геополитическое положение вокруг Каспия.

Целенаправленная деятельность азербайджанской дипломатии, с одной стороны, и...

Страны СНГ в системе международной безопасности

Из-за позиции Украины передача сохранившегося ядерного потенциала России замедлилась.

В 1993 году к Договору присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия.

Еще в 1999 году Договор о коллективной безопасности стран СНГ был преобразован в

2016 года в Ереване состоялась встреча глав государств-участников Совета коллективной безопасности ОДКБ.

Программа «Восточное партнерство» и ее перспективы

...укрепить стабильность, безопасность и повысить благосостояние в странах региона посредством сотрудничества

Для стран ГУАМ (Украина, Грузия, Молдова и Азербайджан), для которых было характерен

В ходе второго саммита 2011 года Грузия, Украина, и Молдова подтвердили свои цели в

Тем самым, инициатива не была поддержана российской стороной.

ООН и Центральная Азия: региональная безопасность, мир...

[7,117] В 1994 г. ООН в Таджикистане образовал миссию наблюдателей. В 1997 г. при поддержке ООН, после мирных переговоров, было подписано Московское согласие о мире, в этом же году Совет Безопасности усилил полномочия миссии наблюдения в Ташкенте.

Департамент общественной информации ООН в Азербайджане...

Азербайджанская Республика была принята в члены ООН 2 марта 1992 года

Вот уже около 20 лет Азербайджан активно сотрудничает со многими специальными

в Азербайджане г-жи Энверы Селимович выполнение четырех резолюций Совета Безопасности ООН, связанных

В 2000 году по инициативе ДОИООН Азербайджан посетила миссия Телевидения ООН (UNTV)...

Интеграционная политика Республики Армения: причины...

Причиной, по которой Армения не стала исполнять обязательств Договора, стал быстрый распад союза, вызванный положением

С 2001 года Республика Армения становится членом Европейского совета, что

Тот факт, что Россия является гарантом безопасности Армении

Я не раз говорил, что, находясь в одной системе военной безопасности, невозможно и...

Историография локального конфликта на постсоветском...

в том числе и освобождения города Шуши, Вардану Степаняну (1966-1992), представлены в книге Амалии Едигарян [7]. К теме Карабахской войны и формированию АО НКР обращались так же Размик Петросян [10], Днеприк Багдасарян [4], Ованес Айвазян [1], Сенор Асратян [3].

Инициативы Казахстана в формировании новой архитектуры...

...новой архитектуры региональной безопасности на постсоветском пространстве / О. Ж

Существование биполярного мира закончилось распадом СССР, обострились ранее

В 1997г. была создана ГУАМСКАЯ организация (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова), которая в

В Астане на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, отметил успех организации в...

Изменение парадигмы международной безопасности...

...миротворческих операций широкого спектра: от превентивных акций до принуждения к миру, — окончательное решение. о которых принималось бы Советом Безопасности ООН [3].

В то время, как весь мир, не вмешиваясь, наблюдал со стороны, конфликты разрастались.

Ни одна региональная организация в то время не была в состоянии организовать и провести...

Похожие статьи

Азербайджан, Европейский Союз, Азербайджанская...

В пункте 4.1.2 «Концепции национальной безопасности Азербайджанской Республики»

Азербайджана важное место занимает работа по систематизации и реализации региональных интересов.

Сбалансированная региональная политика может стать самым важным гарантом для

Азербайджан, Европейский Союз, Азербайджанская Республика, Грузия, Брюссель...

Азербайджан в орбите мировой дипломатии | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Гусейн, Б. В. Азербайджан в орбите мировой дипломатии / Б. В. Гусейн.

безопасности, содействие формированию региональной системы безопасности

Распад СССР коренным образом изменил геополитическое положение вокруг Каспия.

Целенаправленная деятельность азербайджанской дипломатии, с одной стороны, и...

Страны СНГ в системе международной безопасности

Из-за позиции Украины передача сохранившегося ядерного потенциала России замедлилась.

В 1993 году к Договору присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия.

Еще в 1999 году Договор о коллективной безопасности стран СНГ был преобразован в

2016 года в Ереване состоялась встреча глав государств-участников Совета коллективной безопасности ОДКБ.

Программа «Восточное партнерство» и ее перспективы

...укрепить стабильность, безопасность и повысить благосостояние в странах региона посредством сотрудничества

Для стран ГУАМ (Украина, Грузия, Молдова и Азербайджан), для которых было характерен

В ходе второго саммита 2011 года Грузия, Украина, и Молдова подтвердили свои цели в

Тем самым, инициатива не была поддержана российской стороной.

ООН и Центральная Азия: региональная безопасность, мир...

[7,117] В 1994 г. ООН в Таджикистане образовал миссию наблюдателей. В 1997 г. при поддержке ООН, после мирных переговоров, было подписано Московское согласие о мире, в этом же году Совет Безопасности усилил полномочия миссии наблюдения в Ташкенте.

Департамент общественной информации ООН в Азербайджане...

Азербайджанская Республика была принята в члены ООН 2 марта 1992 года

Вот уже около 20 лет Азербайджан активно сотрудничает со многими специальными

в Азербайджане г-жи Энверы Селимович выполнение четырех резолюций Совета Безопасности ООН, связанных

В 2000 году по инициативе ДОИООН Азербайджан посетила миссия Телевидения ООН (UNTV)...

Интеграционная политика Республики Армения: причины...

Причиной, по которой Армения не стала исполнять обязательств Договора, стал быстрый распад союза, вызванный положением

С 2001 года Республика Армения становится членом Европейского совета, что

Тот факт, что Россия является гарантом безопасности Армении

Я не раз говорил, что, находясь в одной системе военной безопасности, невозможно и...

Историография локального конфликта на постсоветском...

в том числе и освобождения города Шуши, Вардану Степаняну (1966-1992), представлены в книге Амалии Едигарян [7]. К теме Карабахской войны и формированию АО НКР обращались так же Размик Петросян [10], Днеприк Багдасарян [4], Ованес Айвазян [1], Сенор Асратян [3].

Инициативы Казахстана в формировании новой архитектуры...

...новой архитектуры региональной безопасности на постсоветском пространстве / О. Ж

Существование биполярного мира закончилось распадом СССР, обострились ранее

В 1997г. была создана ГУАМСКАЯ организация (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова), которая в

В Астане на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, отметил успех организации в...

Изменение парадигмы международной безопасности...

...миротворческих операций широкого спектра: от превентивных акций до принуждения к миру, — окончательное решение. о которых принималось бы Советом Безопасности ООН [3].

В то время, как весь мир, не вмешиваясь, наблюдал со стороны, конфликты разрастались.

Ни одна региональная организация в то время не была в состоянии организовать и провести...

Задать вопрос