Инициативы Казахстана в формировании новой архитектуры региональной безопасности на постсоветском пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Темиркулов, О. Ж. Инициативы Казахстана в формировании новой архитектуры региональной безопасности на постсоветском пространстве / О. Ж. Темиркулов, Е. Р. Искаков, О. Р. Булумбаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 258-261. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80732/ (дата обращения: 05.12.2021).



Ключевые слова: Казахстан, постсоветское пространство, Азербайджан, государство — участники, инициатива Казахстана, область безопасности, Российская Федерация, международный терроризм, политическая нестабильность, региональный масштаб, Грузия, Россия, Таджикистан, Организация Договора, Президент Казахстана, координация усилий, коллективная безопасность, этап, создание, государство, создание механизма.

Одной из интеграционных инициатив, направленных на обеспечение сотрудничества в области безопасности, является создание военно-политического союза с сопредельными государствами с одинаковым вектором развития на постсоветском пространстве. Роль и инициатива Казахстана в формировании таких союзов были и остаются очень важными. К таким организациям мы можем отнести ОДКБ и ШОС.

Современная геополитическая реальность требует от Казахстана сбалансированной внешней политики. Как отметил в своей статье известный казахстанский эксперт Д. Сатпаев: «за первое десятилетие нового века геополитическая ситуация в мире существенно изменилась и превратилась в огромный комплекс проблем, способных противостоять вызовам и угрозам для безопасности и стабильности Казахстана. В этой связи первоочередной задачей для Казахстана является реализация сбалансированной и ответственной внешней политики, учитывающей интересы Казахстана и динамику реального и мирового развития» [1, с. 17].

С уходом СССР с политической карты мира государства на постсоветском пространстве он столкнулся с вооруженными конфликтами, политической нестабильностью, ничтожностью и уязвимостью внешних границ — все это требовало коллективных усилий.

В ХХ веке в мировом господстве существовали две идеологии, две системы: коммунизм и капитализм. Существование биполярного мира закончилось распадом СССР, обострились ранее заторможенные конфликты на национальной и территориальной основе. Возникла политическая нестабильность, вооруженные конфликты, некогда большие участки общей границы остались незакрытыми, поток наркотиков увеличился в несколько раз. Ни одно государство СНГ, включая Российскую Федерацию, не может решить эти проблемы в одиночку. Требуется кооперирование и координация усилий всех стран-членов СНГ. Одной из основных задач перед новыми независимыми государствами было создание и обеспечение коллективной безопасности.

«Коллективная безопасность представляет собой систему совместных действий государств, в целях поддержания международного мира и противодействия актам агрессии, деятельность, установленную Уставом ООН и осуществляемую в рамках этой всемирной организации, региональных организаций безопасности, организаций и соглашений по коллективной самозащите» [2, с. 202].

Созданию механизма коллективной безопасности способствовали обострение политической ситуации в ряде государств-членов СНГ (полномасштабная война между Азербайджаном и Арменией, гражданская война в Таджикистане, сепаратизм на Северном Кавказе) и обострение ситуации на границах бывшего Союза. Поэтому главным приоритетом стало создание механизма, полностью обеспечивающего коллективную безопасность в рамках СНГ. Основным партнером в деле обеспечения безопасности для Республики Казахстан стала Россия вследствие наличия общих границ, военно-технического потенциала и сложившихся связей между руководством двух государств. Казахстанский политолог М. Лаумулин: «Казахстан стал одним из самых честных и надежных партнеров России на постсоветском пространстве, обязательным участником всех интеграционных процессов» [3, с. 302].

Создан на основе Договора о коллективной безопасности, подписанного 15 мая 1992г. вг. Ташкенте.

В соответствии с декларацией государств — участников «Договора о коллективной безопасности», подписанной вг. Алматы от 10 февраля 1995г., государства — участники исходят из того, что в результате преодоления конфронтации, расширения партнерства и всестороннего сотрудничества, укрепления доверия в военной сфере, сокращения ядерных и обычных вооружений сложились благоприятные условия для отказа от использования Вооруженных сил как средства решения международных вопросов. Также, согласно декларации: «договор о коллективной безопасности» закладывает основу для создания новой структуры безопасности, направленной на содействие дальнейшему развитию позитивных процессов как во взаимоотношениях между государствами-участниками, так и в более широком плане на международной арене и эффективное решение новых задач в области безопасности и сотрудничества. Объединив свои усилия в области коллективной безопасности, государства — участники видят созданную ими систему коллективной безопасности как составную часть общеевропейской системы безопасности, а также как часть потенциальной системы безопасности в Азии [4].

Можно сделать вывод, что в декларации ОДКБ прослеживается оборонная линия и доминируют, прежде всего, политические средства предотвращения конфликтов. В соответствии со статьей 1 Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. «государства — участники подтверждают обязательство отказаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях. Они обязуются мирным путем урегулировать все разногласия между собой и другими государствами».

Согласно статье 4, в случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства — участники оказывают ему необходимую помощь, включая военную, а также оказывают поддержку находящимся в их распоряжении средствам в порядке осуществления права коллективной обороны в соответствии со статьей 51 Устава ООН» [1].

По мнению российского политолога Ю. А. Никитиной, «формирование системы коллективной безопасности должно пройти три этапа: первый этап характеризуется созданием правовой базы с 1992 по 1995 годы, созданием вооруженных сил государств-участников, разработкой программ научно-технического сотрудничества. На втором этапе была поставлена задача создания коалиционных группировок войск для отражения агрессии и планирования их применения с 1996 по 2000 год. Начиная с 2001 года, на третьем этапе предполагается завершить создание системы коллективной безопасности «[5, с. 18]

К сожалению, в договоре о коллективной безопасности проблема Нагорного Карабаха, как и Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия, оказалась хуже из-за наличия множества нерешенных проблем между государствами-членами СНГ. Поляризованы взгляды участников военно-политической интеграции. В 1997г. была создана ГУАМСКАЯ организация (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова), которая в то время имела активные связи с НАТО.

Протокол о продлении договора о коллективной безопасности. В 1994г. подписаны и утверждены всеми государствами-участниками, кроме Грузии, Азербайджана и Узбекистана.

Позже в целях повышения эффективности организации и выхода на новый уровень Совета коллективной безопасности (КНБ) в 2000г. был подписан Меморандум о повышении эффективности ДКБ. В соответствии со статьей 1 меморандума «проведение сессий и заседаний этих органов СНГ в строгом соответствии с установленным регламентом по вопросам, связанным с реализацией Договора и формированием действенной системы коллективной безопасности» [6].

В 2001г. созданы Коллективные силы быстрого развертывания участников из России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Затем в 2002г. в целях усиления эффективности своей работы и выхода на новый уровень договора о коллективной безопасности была организована Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) [7]. В мае 2002г. на саммите ДКБ Казахстан поддержал идею Первого Президента России В. Путина о преобразовании ДКБ в Организацию Договора о коллективной безопасности.

Новым направлением работы стало включение в Устав ОДКБ положения государства — члены координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, незаконной миграцией и другими угрозами безопасности государств-членов. Это было связано с нестабильностью в регионе Ближнего и Среднего Востока (Афганистан, Ирак).

Организация определила основные цели и задачи:

— проведение совместных военных учений в системе ОДКБ;

— развитие коллективных сил оперативного развертывания;

— координация усилий по созданию систем объединенной разведки [7].

Первый Президент Казахстана, выступая в июне 2004г. В Астане на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, отметил успех организации в борьбе с наркотрафиком: «благодаря скоординированным действиям спецслужб и правоохранительных органов наших стран было задержано и уничтожено более пяти тонн наркотиков. Изъято около 500 единиц огнестрельного оружия, выявлено более 4000 наркопреступлений, раскрыто 12, 5 тысяч уголовных правонарушений».

По инициативе Казахстана разработаны мероприятия по борьбе с наркотрафиком извне, а также принят ряд рекомендаций по приведению законодательства стран по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом. Н. А. Назарбаев считает, что «создание антинаркотических, антитеррористических» полос «безопасности» по периметру границы, участие государств-членов ОДКБ в практической реализации идеи подготовки кадров возможно, очень перспективный обмен мнениями с афганской стороной». Также Первый Президент Казахстана отметил, что «мы переходим от этапа договорно-правового организационного оформления организации к уровню ее наполнения практическим содержанием. Необходимо определить роль и место ОДКБ в архитектуре международной безопасности, а сама организация должна сконцентрироваться, прежде всего, на военно-политической составляющей нашего сотрудничества» [8].

Одной из стратегических инициатив, предложенных Казахстаном, позволяющих ОДКБ выйти на принципиально новый уровень, является установление партнерских отношений с организациями, занимающимися проблемами безопасности в глобальном и региональном масштабе «ОДКБ должно установить партнерские отношения с международными организациями, занимающимися проблематикой обеспечения безопасности в глобальном и региональном масштабе. Такая деятельность должна дополнять друг друга. Это в равной степени относится и к взаимоотношениям ОДКБ и НАТО» [8].

Для государств-членов ОДКБ, прежде всего, это построение в рамках организации эффективной международной структуры, способной обеспечить безопасность и стабильность на пространстве Евразийского континента.

Республика Казахстан является активным сторонником интеграционных проектов в рамках ОДКБ. Казахстан всегда поддерживал союзнические отношения с Российской Федерацией и, участвуя в них совместно с СНГ и Шанхайской организацией сотрудничества, имеет общие границы и близость в военно-политических вопросах. ОДКБ имеет особое значение для Казахстана в области безопасности, в связи с общностью целей с другими членами ОДКБ.

Литература:

  1. Д. Сатпаев, Қазақстан Республикасының қазіргі кезеңдегі сыртқы саясаты «Қазақстан жаһандық жүйелерде» журналы, № 2, 2008.
  2. Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. Большой юридический словарь. М.: — 790 с. 2001. –
  3. Лаумулин М. Центральная Азия зарубежная политология и мировая геополитика. Том V. — Алматы, 2009. — 356 с.
  4. На основании деклараций государств-участников Договора о коллективной безопасности от 10 февраля 1995г. в г. Алматы. http://odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=129.
  5. Никитина Ю. А. OДКБ и ШOC: мoдeли рeгиoнализма в cфeрe бeзoпаcнocти. — М.: Изд-вo МГИМO, 2009. — C. 320.
  6. «Меморандум» о повышении эффективности договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992г. и его адаптации к современной геополитической ситуации».// Минск 2000г., 24 мая.//http://odkb-csto.org/documents / detail.php? ELEMENT _ ID = 131.
  7. Устав «Организации Договора о коллективной безопасности» Кишинев 7 октября, 2002г.//http://www.odkb-csto.org/documents/ detail.php?ELEMENT_ID=124.
  8. Доклад Н. А. Назарбаева на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в расширенном составе, состоявшейся в Астане в июне 2004 года // http://www.akorda.kz
  9. К. К. Токаев Преодоления. Дипломатические очерки. — Алматы, 2003.- 317 с.
Основные термины (генерируются автоматически): коллективная безопасность, Казахстан, Азербайджан, область безопасности, постсоветское пространство, Грузия, международный терроризм, политическая нестабильность, региональный масштаб, Российская Федерация.


Ключевые слова

Россия, Азербайджан, государство, создание, международный терроризм, Казахстан, постсоветское пространство, Российская Федерация, этап, коллективная безопасность, Грузия, Таджикистан, государство — участники, инициатива Казахстана, область безопасности, политическая нестабильность, региональный масштаб, Организация Договора, Президент Казахстана, координация усилий, создание механизма
Задать вопрос