Использование музыкально-дидактических пособий на музыкальных занятиях в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Холманских, А. Р. Использование музыкально-дидактических пособий на музыкальных занятиях в ДОУ / А. Р. Холманских, Е. Ю. Дружинина, А. А. Кизилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 230-231. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97262/ (дата обращения: 03.12.2024).



Восприятие музыки — сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний и опыта, задачи, которые мы перед собой ставим, заключаются в том, чтобы воспитать ребенка в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темпе, динамике и т. д.), различать произведения по жанру, характеру, слышать высоту звуков и тембр музыкальных инструментов. Исходя из вышеизложенного, актуальным в педагогической практике в современных условиях является разработка и использование музыкально-дидактических пособий, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывая у него зрительную, слуховую, двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Использование музыкально-дидактических пособий и игр в музыкальном развитии детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представления о музыке, её выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкальные способности и возникает интерес к музыке. Использование наглядных пособий активизирует умственную деятельность ребёнка, развивает его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческих характер.

Чаще всего на своих музыкальных занятия мы используем такие дидактические пособия и игры, как:

— Игры на развитие восприятия музыки

— Игры на развитие музыкального слуха,

— Ложки,

— Ксилофон-колокольчики,

— Игры с клавесами и другими музыкальными инструментами,

— Музыкальный театр

Ложки, ксилофон, колокольчики в музыкальном воспитании дошкольников отвечают требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде:

— информативны; обладают дидактическими свойствами;

— полифункциональны: способствуют развитию творчества, воображения. Пригодны к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра);

— являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства;

— вариативны (есть несколько вариантов использования каждой их части);

— доступны (их структура и содержание доступны детям дошкольного возраста).

Ложки — это игра, средство развития межполушарных связей детей. А также ритмические модели и техника игры на ложках, как дополнительное средство в общекоррекционной работе для детей с особенностями развития. В процессе игр улучшается мозговое кровообращение, развиваются новые нейронные связи в коре головного мозга.

Ксилофон-колокольчики. Колокольчики окрашены в разные цвета, и каждый из них имеет своё особое звучание. Это способствует выстраиванию ассоциаций с музыкальными нотами. Игрушку можно поворачивать и создавать свою собственную мелодию, ударяя по разным колокольчикам. Способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма, мелкой моторики и воображения.

Игры с палочками Клавесами дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным в период дошкольного детства для гармоничного и целостного развития детей. Это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования.

Музыкальный театр представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:

— восприятие музыки;

— песенно-игровое творчество;

— пластическое интонирование;

— инструментальное музицирование;

— художественное слово;

— театрализованные игры;

Постановка музыкальной сказки открывает возможность детям проявить творчество, импровизацию, фантазию. Важным моментом является включение в творческий процесс ассоциативного мышления ребенка, что обусловлено неизбежным включением предметно-пространственной среды. Музыкальный театр позволяет всесторонне развить ребенка, выразить его творческий потенциал, научить ставить перед собой сложные задачи и находить их творческие решения.

Большое значение имеет качественное взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, от того, как они будут работать совместно, зависит успешность проведения музыкально-дидактических игр. Перед занятием нужно объяснить игру воспитателю, чтобы на занятии он сделал первый показ, а дети поняли правила игры. Он должен следить за ходом игры, чтобы вовремя тактично направить ребенка и помочь ему. Также воспитатель должен контролировать взаимоотношения играющих, сохраняя при этом самостоятельный и творческий характер игры. В младших группах воспитатель не только должен организовывать игры, но и сам становиться их активным участником. Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкально-дидактические игры способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной игровой форме приобщать их к основам музыкального искусства.

C:\Users\МУЗРУК\Desktop\МУЗРУК ДРУЖИНИНА Е.Ю\ПОРФОЛИО МУЗЗАЛА 19\20200317_123600.jpg

C:\Users\МУЗРУК\Desktop\МУЗРУК ДРУЖИНИНА Е.Ю\ПОРФОЛИО МУЗЗАЛА 19\20200207_124020.jpg

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, музыкальный театр, восприятие музыки, мелкая моторика, музыкальный слух, пособие, чувство ритма.


Похожие статьи

Применение дидактических игр на уроках математики

Использование текстового редактора на логопедических занятиях по коррекции нарушений письменной речи обучающихся с ОВЗ

Использование принципов художественно-педагогического общения на уроках МХК

Методика использования электронного учебника на уроках естественно-математического цикла как средство реализации новых ФГОС

Применение игровых методик для развития познавательного интереса на уроках географии

Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Формирование орфографического навыка на уроке русского языка в процессе использования дидактических игр

Использование коммуникативно-речевых заданий на занятиях по русскому языку

Использование количественного анализа на внеурочных занятиях по химии

Похожие статьи

Применение дидактических игр на уроках математики

Использование текстового редактора на логопедических занятиях по коррекции нарушений письменной речи обучающихся с ОВЗ

Использование принципов художественно-педагогического общения на уроках МХК

Методика использования электронного учебника на уроках естественно-математического цикла как средство реализации новых ФГОС

Применение игровых методик для развития познавательного интереса на уроках географии

Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Формирование орфографического навыка на уроке русского языка в процессе использования дидактических игр

Использование коммуникативно-речевых заданий на занятиях по русскому языку

Использование количественного анализа на внеурочных занятиях по химии

Задать вопрос