Организационно-педагогические условия физической и хореографической подготовки младших школьников на занятиях чирлидингом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 10.12.2022

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Асбапова, А. З. Организационно-педагогические условия физической и хореографической подготовки младших школьников на занятиях чирлидингом / А. З. Асбапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 240-243. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97254/ (дата обращения: 27.04.2024).



Чирлидинг — относительно новый для России вид спорта, который с каждым годом набирает обороты популярности среди спортсменов всех возрастов. Объединяет в себе три направления: танцы, гимнастика и акробатика, при этом имеет исключительно свои специфические элементы и атрибуты, характерные только для этого вида спорта. В настоящей статье, автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблемы разработки организационно-педагогических условий физической и хореографической подготовки младших школьников на занятиях чирлидингом.

Ключевые слова: развитие педагогики, младший школьный возраст, организационно-педагогические условия, физическая подготовка, хореографическая подготовка, чирлидинг.

Cheerleading is a relatively new sport for Russia, which every year is gaining momentum in popularity among athletes of all ages. It combines three areas: dancing, gymnastics and acrobatics, while it has only its own specific elements and attributes that are characteristic only for this sport. In this article, the author made an attempt of scientific analysis and critical reflection on the problem of developing organizational and pedagogical conditions for the physical and choreographic training of younger students in cheerleading classes.

Keywords: development of pedagogy, primary school age, organizational and pedagogical conditions, physical training, choreographic training, cheerleading.

Зародившийся в прошлом веке, в форме организованной поддержки игроков спортивных команд, чирлидинг в настоящее время не только как неотъемлемая часть различных массовых мероприятий, но и как вид спорта стал пользоваться все большей популярностью в нашей стране. Чирлидинг называют спортивными танцами с элементами гимнастики и акробатики, или новым видом гимнастики, но с нашей точки зрения это абсолютно новый уникальный спортивный феномен, некий симбиоз спорта и танцевального искусства, имеющий свои характерные особенности. [4, с. 92]

В чирлидинге выступления построены на синхронном групповом исполнении элементов различной сложности. В команды входит от 8 до 20 человек.

Разнообразные перемещения младших школьников по площадке, смена рисунков и перестроений — еще одна особенность спортивных программ в чирлидинге, предполагающая умение младших школьников четко ориентироваться на площадке, держать линию рисунков, выполнять перемещения быстро и точно. [3, с. 232]

В рамках нашего исследования мы будем брать за основу преимущественно средства направления чир-данс (чир-перфоманс) и лишь некоторые средства направления чир (чирлидинг). Номинация чир-перфоманс (чир-данс) включает в себя ряд дисциплин: чир-джаз, чир-фристайл и чир-хип-хоп, отличительной особенностью данного направления является танцевальная направленность.

Для хореографической и физической подготовки младших школьников, данные упражнения наиболее подходящие. В чирлидинге важны хореографические композиции, артистизм, синхронность и четкость выполняемых движений, а также техника выполнения основных элементов (прыжки, махи, шпагаты, повороты, элементы полуакробатики, специфические положения рук). В данной дисциплине запрещены сложные акробатические и гимнастические элементы.

Постановочные композиции развиваются по основным законам хореографии. Дисциплина чир-джаз и чир-хип-хоп регламентирована в стиле танцевального направления, в то время как дисциплина чир-фристайл подразумевает постановки в различных танцевальных стилях (классическая хореография, русско-народная, современная и другие танцевальные направления). Отличительной особенностью дисциплины чир-перфоманс является обязательное использование помпонов (яркий спортивный атрибут из ленточек разного материала и цвета) в соревновательной композиции.

Общими положениями для обоих направлений чир-спорта является четкость и резкость выполнения движений, а именно чир-прыжков, махов, поворотов, различных перестроений, а также базовых положений рук как отдельной группы движений, характерных только для чир-спорта, отличающейся прямыми линиями, точностью и резкостью выполнения. [1, с. 320]

Данный вид спорта характеризуется высокой сложностью структуры двигательных действий, поэтому в ходе тренировочного процесса предъявляются высокие требования к развитию и совершенствованию координационных способностей. К ним относятся дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движения, ориентирование в пространстве, сохранение равновесия, чувство ритма, статокинетическая устойчивость. Также выделяют способность к согласованию движений как координационную способность, определяющую уровень сформированности технического мастерства младших школьников. [6, с. 196]

На занятиях чирлидингом у занимающихся воспитывают лидерские качества, учат быть уверенными в себе и своих силах. Большое внимание уделяется воспитанию таких нравственных качеств, как взаимоподдержка и взаимоуважение как внутри своей команды, так и по отношению к командам конкурентов. Это обусловлено тем, что в данном виде спорта существует «кодекс чирлидера», в котором прописаны определенные правила поведения на тренировках и соревнованиях, за невыполнение которых можно получить дисквалификацию команды на соревнованиях. Сплоченность команды, а также доверительные отношения между ее участниками — важное условие для построения пирамид, партнерского взаимодействия и выполнения различных поддержек.

На сегодняшний день чирлидинг успешно внедряется в физическое воспитание детей дошкольного возраста. Данная музыкально-двигательная технология используется в дошкольных учреждениях в рамках физкультурных занятий и дополнительных кружков. Занятия по чирлидингу детей подрастающего поколения представляют собой совокупность элементов спортивных танцев и хореографии, выполняемых под ритмичное музыкальное сопровождение с использованием помпонов и различных кричалок.

Т. В. Калинина отмечает, что использование детского чирлидинга в образовательном процессе дошкольных учреждений способствует: всестороннему физическому развитию детей, формированию базы всевозможных двигательных действий, развитию координационных способностей, приобретению мотивации к занятиям физической культурой, а также развитию познавательных процессов и творческих способностей. [7, с. 246]

Ряд ученых рассматривают чирлидинг как новую здоровьеформирующую технологию в физическом воспитании детей дошкольного возраста, подчеркивая его возможности в формировании потребности занятий двигательной активностью и развитии эмоционально-волевой выносливости подрастающего поколения.

Н. С. Сологубова рассматривает чирлидинг как инновационную технологию физического воспитания дошкольников и отмечает высокую эффективность этого вида спорта в отношении нравственного и эстетического воспитания детей.

О социальной составляющей чирлидинга говорится в трудах С. О. Филипповой. Автор подчеркивает, что использование средств чирлидинга в физическом воспитании детей дошкольного возраста способствует формированию коммуникативных функций (навыков общения в коллективной деятельности), навыков деятельности в разновозрастной группе, социализации, положительных эмоций, а также формированию творчества через музыкальное движение.

Успешное формирование двигательных навыков и гармоничного физического развития, а также мощнейший воспитательный и социализирующий эффект использования чирлидинга в образовательном процессе дошкольников не мог не затронуть предметное поле адаптивного физического воспитания. Также на сегодняшний день нельзя не отметить появление нового для России самостоятельного вида спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья под названием — «пара чир», который ранее относился лишь к ответвлению чир-спорта. Пара чир имеет танцевальную и акробатическую направленность и существует лишь несколько лет, поэтому находится на этапе становления. [5, с. 38]

В. Н. Пташкина рассматривает пара чир как средство реабилитации умственно-отсталых подростков. Высокую эффективность снижения негативных реакций и повышение коммуникативных способностей после занятий чирлидингом у детей, имеющих в анамнезе неврозоподобный синдром, отмечают в своих работах А. В. Доронцева, Н. А. Зинчук и Н. В. Ермолина. К. А. Сорокина рассматривает чирлидинг как средство воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и подчеркивает заинтересованность занимающихся к данному виду спорта.

Занятия данным видом спорта способствуют:

– укреплению здоровья занимающихся, гармоничному физическому развитию, поскольку большинство средств подготовки базируется на упражнениях аэробного характера;

– всестороннему формированию физических качеств, поскольку выполнение соревновательных композиций требует высокого уровня сформированности силовых, скоростно-силовых качеств, общей выносливости, гибкости;

– целенаправленной координационной подготовке. Большинство упражнений чирлидинга — это согласованные двигательные действия, перекрестные движения, ритмичные и дифференцированные по своей структуре локомоции, объединенные в сложные хореографические перестроения. Более того, в рамках соревновательного упражнения сложно координационные движения согласуются с музыкальным ритмом, движениями партнера, произношением речевок;

– совершенствованию речевой функции, поскольку выполнение речевок требует хорошей дикции;

– гармоничному личностному развитию спортсмена, его социализации, поскольку командный вид деятельности формирует положительные черты характера, умение уважать мнение другого, работать в коллективе, сообща решать задачи.

Публичность соревновательной деятельности формирует у спортсменов правильную и полноценную социальную позицию, уверенность в своих силах, понимание многогранности окружающего мира. Немалый вклад в этом отношении играет и привлекательный внешний вид, который формируется в процессе занятий чирлидингом. [2, с. 8]

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что чирлидинг — это широкое спортивно-зрелищное направление, средства которого отличаются, в первую очередь, высокой координационной направленностью, эмоциональностью показательных выступлений, социализирующей способностью, одновременным задействием двигательного и речевого центра с использованием помпонов, выполнением движений под музыкальное сопровождение на основе композиций различных хореографических направлений, а также элементах гимнастики и акробатики.

Литература:

  1. Исследования спроса на занятия чирлидингом и требования к костюмам для соревнований / Е. О. Уткина, К. В. Белоусова, А. В. Лабазова [и др.] // Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. — С. 318–322.
  2. Паныч, Р. Б. Развитие чирлидинга: история и проблемы / Р. Б. Паныч, С. С. Петровский, Д. А. Огурцов // Вести научных достижений. Спорт и право. — 2020. — № 1. — С. 6–10.
  3. Содержание соревновательных программ групповых дисциплин в чирлидинге / М. М. Соловьев, Р. Г. Тихонов, М. В. Купреев, Е. С. Бокулева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2020. — № 12(190). — С. 231–234.
  4. Сорокина, К. А. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование (раздел чирлидинг) / К. А. Сорокина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 3–1. — С. 91–93.
  5. Структура пирамид в групповых дисциплинах чирлидинга / К. О. Борисова, М. М. Соловьев, Р. Г. Тихонов, А. А. Зиновьев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2021. — № 7(197). — С. 37–40.
  6. Федосеева, А. Д. Спортивная подготовка по чир спорту в дисциплинах чирлидинга / А. Д. Федосеева // Вопросы педагогики. — 2021. — № 6–2. — С. 194–198.
  7. Чикватадзе, А. А. Чирлидинг в развитии волевых качеств юных спортсменов / А. А. Чикватадзе // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. — 2020. — Т. 2. — С. 244–249.
Основные термины (генерируются автоматически): вид спорта, дошкольный возраст, физическое воспитание детей, гармоничное физическое развитие, использование помпонов, Россия, средство направления, физическая подготовка, хореографическая подготовка, элемент гимнастики.


Ключевые слова

физическая подготовка, младший школьный возраст, организационно-педагогические условия, чирлидинг, развитие педагогики, хореографическая подготовка

Похожие статьи

Ритмическая гимнастика в физическом развитии дошкольника

В программе использованы различные средства физического воспитания: – основные движения

Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

Ритмическая гимнастика в детском саду. Дошкольное воспитание. координация, ритмическая гимнастика, физическое воспитание.

Игры спортивного характера как основное средство развития...

Статья посвящена проблеме развития физических качеств детей дошкольного возраста

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, игры спортивного характера, развитие

Для оптимального решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста в

Повышению интереса детей к игре и ее результатам способствует внесение элементов...

Педагогические условия организации физического воспитания...

Поэтому так важно заниматься физическим воспитанием детей именно с дошкольного возраста.

Физическое воспитание ставит своей целью всестороннее развитие личности, выработку ценностных

Чтобы осуществлять физическое воспитание детей, необходимо

М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. — 191 с. Менеджмент физической культуры и спорта [Текст] / Т. В...

Педагогические инновации в физическом воспитании...

Сегодня подготовка руководителя физического воспитания ориентирована на работу со

Развитие и совершенствование системы физического воспитания детей дошкольного возраста

Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

Чернышенко Ю.К. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Физическая культура и физическое развитие тесно взаимосвязаны между собой и

Использование различных средств физического воспитания с учетом индивидуального

Таким образом, физическая культура и здоровье постоянно взаимозаменяют друг друга.

Физическое воспитание неразрывно связано с психическим развитием ребенка, а именно

Петр Францевич Лесгафт – основоположник физического...

Ученый рассматривал физические упражнения как средство не только физического, но и

Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т.З.: Семейное воспитание ребенка и его

Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение...

Роль и значение секции дзюдо в физическом развитии детей...

Ключевые слова: физическое развитие, единоборство, дзюдо для дошкольников, секция в

Это позволяет использовать дзюдо в работе с детьми, в том числе дошкольного возраста.

Таким образом, использование нетрадиционных методов физического воспитания, к

Таким образом, включение занятий по дзюдо в программу физической подготовки детей...

Развитие физических качеств через сюжетно-ролевую...

воспитание у детей стойкого интереса и потребности к занятиям. Решение этих задач, по

«Культура движений во многом связана с развитием у детей физических качеств – считает Н.А

Таким образом, ритмическая гимнастика – это прекрасное средство разностороннего

Движение направлено на развитие физических качеств, координационных способностей, а...

Особенности развития физических качеств детей младшего...

 Ключевые слова: спортивный танец, физические качества, ребенок дошкольного возраста.

Теория и практика физического воспитания подрастающего поколения также ставит перед

Прищепа С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет.

Развитие физических качеств через сюжетно-ролевую... ритмическая гимнастика, ребенок, занятие...

Похожие статьи

Ритмическая гимнастика в физическом развитии дошкольника

В программе использованы различные средства физического воспитания: – основные движения

Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

Ритмическая гимнастика в детском саду. Дошкольное воспитание. координация, ритмическая гимнастика, физическое воспитание.

Игры спортивного характера как основное средство развития...

Статья посвящена проблеме развития физических качеств детей дошкольного возраста

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, игры спортивного характера, развитие

Для оптимального решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста в

Повышению интереса детей к игре и ее результатам способствует внесение элементов...

Педагогические условия организации физического воспитания...

Поэтому так важно заниматься физическим воспитанием детей именно с дошкольного возраста.

Физическое воспитание ставит своей целью всестороннее развитие личности, выработку ценностных

Чтобы осуществлять физическое воспитание детей, необходимо

М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. — 191 с. Менеджмент физической культуры и спорта [Текст] / Т. В...

Педагогические инновации в физическом воспитании...

Сегодня подготовка руководителя физического воспитания ориентирована на работу со

Развитие и совершенствование системы физического воспитания детей дошкольного возраста

Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

Чернышенко Ю.К. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Физическая культура и физическое развитие тесно взаимосвязаны между собой и

Использование различных средств физического воспитания с учетом индивидуального

Таким образом, физическая культура и здоровье постоянно взаимозаменяют друг друга.

Физическое воспитание неразрывно связано с психическим развитием ребенка, а именно

Петр Францевич Лесгафт – основоположник физического...

Ученый рассматривал физические упражнения как средство не только физического, но и

Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т.З.: Семейное воспитание ребенка и его

Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение...

Роль и значение секции дзюдо в физическом развитии детей...

Ключевые слова: физическое развитие, единоборство, дзюдо для дошкольников, секция в

Это позволяет использовать дзюдо в работе с детьми, в том числе дошкольного возраста.

Таким образом, использование нетрадиционных методов физического воспитания, к

Таким образом, включение занятий по дзюдо в программу физической подготовки детей...

Развитие физических качеств через сюжетно-ролевую...

воспитание у детей стойкого интереса и потребности к занятиям. Решение этих задач, по

«Культура движений во многом связана с развитием у детей физических качеств – считает Н.А

Таким образом, ритмическая гимнастика – это прекрасное средство разностороннего

Движение направлено на развитие физических качеств, координационных способностей, а...

Особенности развития физических качеств детей младшего...

 Ключевые слова: спортивный танец, физические качества, ребенок дошкольного возраста.

Теория и практика физического воспитания подрастающего поколения также ставит перед

Прищепа С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет.

Развитие физических качеств через сюжетно-ролевую... ритмическая гимнастика, ребенок, занятие...

Задать вопрос