Автор: Казакова Юлия Сергеевна

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.

Дата публикации: 20.02.2018

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Казакова Ю. С. Роль и значение секции дзюдо в физическом развитии детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №2. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/87/3102/ (дата обращения: 21.02.2018).

Препринт статьи



Встатье рассматривается значение занятий по дзюдо для физического развития детей дошкольного возраста, а также возможности организации секции дзюдо в дошкольной образовательной организации. Отмечаются особенности воспитания интереса к дзюдо и формирования элементарных навыков в данном виде единоборства у детей-дошкольников, а также перспективы развития этого направления в детском саду.

Ключевые слова: физическое развитие, единоборство, дзюдо для дошкольников, секция в детском саду, формирование двигательных навыков, привлечение к спортивному образу жизни.

Дзюдо представляет собой боевое искусство, появившееся в конце ХIХ века и являющееся в настоящее время одним из наиболее популярных видов спортивной борьбы. При этом данный вид единоборства не предусматривает использование оружия, способствует комплексному развитию организма и предполагает не только физическое, но и нравственное совершенствование, тренируя волю, развивая скорость мышления и быстроту реакции. Это позволяет использовать дзюдо в работе с детьми, в том числе дошкольного возраста. Следует отметить, что серьезные занятия собственно дзюдо согласно действующим Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН) [5] можно осуществлять в отношении детей, достигших 10-летнего возраста. Однако многие первоначальные знания, которые изучаются на этапе знакомства с дзюдо, а также простейшие элементы координации, самостраховки, группировки, стойки, борьбы вполне доступны для понимания и усвоения детьми уже с четырехлетнего возраста. Поэтому секции дзюдо в дошкольных образовательных организациях набирают популярность, позволяя готовить детей к дальнейшим занятиям борьбой, а также развивая физические качества и дисциплину даже у тех детей, кто не свяжет свою дальнейшую жизнь с занятиями дзюдо.

Функции занятий по дзюдо с дошкольниками соответствуют общим функциям данного единоборства, среди которых:

– Функция социализации и социальной интеграции, которая обеспечивает повышение интереса к сфере дзюдо и способствует формированию социальных отношений, которые очень важны в дзюдо;

– Соревновательно-эталонная функция связана с условиями соревнования и стремлением к победе, которые являются неотъемлемыми составляющими тренировок дзюдоистов;

– Достиженческая функция направлена на необходимость познания каждого занимающегося дзюдо самого себя, своих возможностей и стремления к максимальной реализации этих возможностей;

– Спортивно-оздоровительная функция наиболее полно проявляется при привлечению к занятиям дзюдо развивающегося организма, т. е. в работе с дошкольниками и школьниками;

– Воспитательная функция связана с развитием нравственных качеств личности: уважения к окружающим (в том числе соперникам), взаимопомощи и поддержки, ответственности и т. д.

– Коммуникативная функция способствует развитию и совершенствованию взаимоотношений, в том числе международных (в рамках деятельности Международной федерации дзюдо (IJF) [3]).

Все указанные функции достаточно полно реализуются при работе с детьми дошкольного возраста, т. е. возрастные особенности не являются препятствием к их осуществлению. Также следует отметить, что дошкольный возраст является достаточно благоприятным периодом для изучения новых движений, что входит в содержание программы физической подготовки и необходимо для формирования разнообразных двигательных навыков. В этом отношении занятия дзюдо максимально соответствуют указанной программе, т. к. они способствуют комплексному развитию всех мышечных групп и систем организма, способствуют формированию необходимого двигательного опыта. При этом данный опыт приобретает опережающий характер, т. е. дети, занимающиеся указанным видом единоборства, развиваются быстрее и активнее при сохранении общих закономерностей возрастного развития. Однако использовать возможности дзюдо для развития ребенка есть не всегда, что связано с занятостью родителей, трудностью подбора подходящей по возрасту и расположению секции, дороговизной обучения и т. д. Наличие секции дзюдо непосредственно в образовательной организации позволяет решить данные проблемы и осуществлять столь необходимую работу по укреплению детского здоровья, физическому развитию и привитию дошкольникам потребности в спортивном образе жизни, воспитанию черт спортивного характера и способствует выявлению задатков и способностей детей [1]. Также включение дзюдо в программу физической подготовки является достаточно увлекательным для самих детей, внося новизну в уже привычные занятия физкультурой.

При этом следует отметить, что проведение занятий по дзюдо среди детей дошкольного возраста требует учета их возрастных возможностей и особенностей, что должно найти отражение в разработанной программе, которой руководствуется работа секции. Также программа должна содержать основные цели и задачи, на реализацию которых направлены занятия, прописаны используемые для этого методы, средства и формы, а также отмечены предполагаемые результаты освоения программы и формы оценки достижений (осуществление мониторинга). При составлении программы работы секции дзюдо в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО), в первую очередь следует учитывать, что для детей дошкольного возраста наиболее предпочтительна игровая деятельность, в связи с чем элементы игры следует включать в процесс обучения дзюдо. Для занятий дошкольников важно создать не только игровую обстановку, но и комфортную в эмоциональном плане. Различные эстафеты и соревнования должны быть направлены не только на развитие соревновательного духа, но и на сплочение коллектива, развитие дружеских взаимоотношений. Дзюдо, являясь единоборством, тем не менее, не является агрессивным видом спорта, а напротив, учит уважению, внимательности и корректности в отношениях, в том числе с соперником [6].

На начальном этапе знакомства с техникой дзюдо у дошкольников следует развивать равновесие, координацию, силу и выносливость, акробатические способности и вестибулярный аппарат, ловкость, скорость реакции и т. д. Для этого могут быть использованы разнообразные упражнения, например: бег, прыжки, метание легких снарядов, безопасное падение, соблюдение равновесия и т. д. Эти и другие упражнения могут быть включены в различные сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в том числе с элементами дзюдо, акробатики и танца. Для проведения занятий могут быть использованы различные вспомогательные предметы: мячи и набивные мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, шведская лестница и т. д. Многие упражнения классического дзюдо могут быть сложны для восприятия малышей, поэтому важно их преподнести в легко усваиваемой игровой форме, а также в первую очередь обращать внимание на наличие у детей необходимых базовых знаний и навыков. К ним относятся, например, умение «правильно» падать, знание элементов самостраховки, определенных стоек и позиций [2].

Важной особенностью использования занятий по дзюдо является то, что они могут применяться по отношению к детям, имеющим различный уровень подготовки и не требуют каких-либо особых первоначальных навыков или способностей. Для данных занятий не применяется отбор по какому-либо критерию, и различные в отношении физической подготовки дети могут заниматься дзюдо, постепенно совершенствуя свои способности [4]. В связи с этим занятия секции проводятся в групповой форме, что также более предпочтительно для включения игровых элементов.

Тем не менее, личностные особенности детей позволяют осуществлять индивидуальный подход в деятельности инструктора по физической культуре, что важно проводить совместно с родителями ребенка. Это связано с тем, что многие упражнения желательно повторять в домашних условиях для достижения наилучшего результата, что может быть осуществлено только при помощи и активном участии родителей. К важной задаче родителей относится закрепление полученных навыков, а также мотивация детей на участие в тренировках.

При наличии соответствующих запросов и поддержки со стороны родителей дошкольников, развитие дзюдо в дошкольных образовательных организациях может стать достаточно активным в ближайшем будущем. Это потребует наличия дополнительного, хотя и не слишком затратного оборудования, в первую очередь — татами, а также специфических знаний у инструктора по физической культуре. При этом секция дзюдо вполне может располагаться в имеющемся спортивном зале, и с учетом не слишком дорогостоящего вложения для организации, стать эффективным средством детского развития в рамках образовательной программы, а также востребованным элементом дополнительных образовательных услуг, оказываемых дошкольной образовательной организацией.

Таким образом, использование нетрадиционных методов физического воспитания, к которым можно отнести занятия дзюдо, позволяет развивать двигательную активность и в целом способствует физическому совершенствованию и укреплению здоровья дошкольников, активно и гармонично развивая в первую очередь опорно-двигательную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма. При этом у детей формируются специфические умения и навыки, необходимые как для дальнейших занятий спортом, так и важные в повседневной жизни (навыки самостраховки, гибкости, координации, привитие здорового образа жизни и т. д.), что необходимо для физического развития как девочек, так и мальчиков. Помимо этого, занятия в спортивной секции позволяют развивать личностные качества детей — самостоятельность, целеустремленность, уверенность в себе, волю, лидерство. Таким образом, включение занятий по дзюдо в программу физической подготовки детей дошкольного возраста способствует разностороннему детскому развитию, решая образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, а также может стать основой спортивного будущего ребенка.

Литература:

  1. Ерегина С. В., Тарасенко К. Н. Комплексная оценка физической подготовленности дзюдоистов // Детский тренер, 2007, № 2.
  2. Ерёмина, С.В., Дмитриев Р. М. Методические рекомендации по физической культуре для дошкольников (с начальными формами упражнений по дзюдо) // С. В. Ерёмина, Р. М. Дмитриев, Ю. А. Крищук, С. И. Соловейчик. — М: Советский спорт, 2006. — 212 с.
  3. Минаев, Б. Гений дзюдо; КомпасГид — Москва, 2011. — 408 c.
  4. Сажин, А. В. Дзюдо для начинающих. — М: Книжкин дом, 2010. — 256 c.
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26)
  6. Шулика, Ю. А., Коблев Я. К., Маслов А. А. Борьба дзюдо. Первые уроки. — М: Феникс, 2006. — 160 c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос