Роль и значение секции дзюдо в физическом развитии детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.

Дата публикации: 20.02.2018

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Казакова Ю. С. Роль и значение секции дзюдо в физическом развитии детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №2. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/87/3102/ (дата обращения: 26.05.2018).



Встатье рассматривается значение занятий по дзюдо для физического развития детей дошкольного возраста, а также возможности организации секции дзюдо в дошкольной образовательной организации. Отмечаются особенности воспитания интереса к дзюдо и формирования элементарных навыков в данном виде единоборства у детей-дошкольников, а также перспективы развития этого направления в детском саду.

Ключевые слова: физическое развитие, единоборство, дзюдо для дошкольников, секция в детском саду, формирование двигательных навыков, привлечение к спортивному образу жизни.

Дзюдо представляет собой боевое искусство, появившееся в конце ХIХ века и являющееся в настоящее время одним из наиболее популярных видов спортивной борьбы. При этом данный вид единоборства не предусматривает использование оружия, способствует комплексному развитию организма и предполагает не только физическое, но и нравственное совершенствование, тренируя волю, развивая скорость мышления и быстроту реакции. Это позволяет использовать дзюдо в работе с детьми, в том числе дошкольного возраста. Следует отметить, что серьезные занятия собственно дзюдо согласно действующим Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН) [5] можно осуществлять в отношении детей, достигших 10-летнего возраста. Однако многие первоначальные знания, которые изучаются на этапе знакомства с дзюдо, а также простейшие элементы координации, самостраховки, группировки, стойки, борьбы вполне доступны для понимания и усвоения детьми уже с четырехлетнего возраста. Поэтому секции дзюдо в дошкольных образовательных организациях набирают популярность, позволяя готовить детей к дальнейшим занятиям борьбой, а также развивая физические качества и дисциплину даже у тех детей, кто не свяжет свою дальнейшую жизнь с занятиями дзюдо.

Функции занятий по дзюдо с дошкольниками соответствуют общим функциям данного единоборства, среди которых:

– Функция социализации и социальной интеграции, которая обеспечивает повышение интереса к сфере дзюдо и способствует формированию социальных отношений, которые очень важны в дзюдо;

– Соревновательно-эталонная функция связана с условиями соревнования и стремлением к победе, которые являются неотъемлемыми составляющими тренировок дзюдоистов;

– Достиженческая функция направлена на необходимость познания каждого занимающегося дзюдо самого себя, своих возможностей и стремления к максимальной реализации этих возможностей;

– Спортивно-оздоровительная функция наиболее полно проявляется при привлечению к занятиям дзюдо развивающегося организма, т. е. в работе с дошкольниками и школьниками;

– Воспитательная функция связана с развитием нравственных качеств личности: уважения к окружающим (в том числе соперникам), взаимопомощи и поддержки, ответственности и т. д.

– Коммуникативная функция способствует развитию и совершенствованию взаимоотношений, в том числе международных (в рамках деятельности Международной федерации дзюдо (IJF) [3]).

Все указанные функции достаточно полно реализуются при работе с детьми дошкольного возраста, т. е. возрастные особенности не являются препятствием к их осуществлению. Также следует отметить, что дошкольный возраст является достаточно благоприятным периодом для изучения новых движений, что входит в содержание программы физической подготовки и необходимо для формирования разнообразных двигательных навыков. В этом отношении занятия дзюдо максимально соответствуют указанной программе, т. к. они способствуют комплексному развитию всех мышечных групп и систем организма, способствуют формированию необходимого двигательного опыта. При этом данный опыт приобретает опережающий характер, т. е. дети, занимающиеся указанным видом единоборства, развиваются быстрее и активнее при сохранении общих закономерностей возрастного развития. Однако использовать возможности дзюдо для развития ребенка есть не всегда, что связано с занятостью родителей, трудностью подбора подходящей по возрасту и расположению секции, дороговизной обучения и т. д. Наличие секции дзюдо непосредственно в образовательной организации позволяет решить данные проблемы и осуществлять столь необходимую работу по укреплению детского здоровья, физическому развитию и привитию дошкольникам потребности в спортивном образе жизни, воспитанию черт спортивного характера и способствует выявлению задатков и способностей детей [1]. Также включение дзюдо в программу физической подготовки является достаточно увлекательным для самих детей, внося новизну в уже привычные занятия физкультурой.

При этом следует отметить, что проведение занятий по дзюдо среди детей дошкольного возраста требует учета их возрастных возможностей и особенностей, что должно найти отражение в разработанной программе, которой руководствуется работа секции. Также программа должна содержать основные цели и задачи, на реализацию которых направлены занятия, прописаны используемые для этого методы, средства и формы, а также отмечены предполагаемые результаты освоения программы и формы оценки достижений (осуществление мониторинга). При составлении программы работы секции дзюдо в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО), в первую очередь следует учитывать, что для детей дошкольного возраста наиболее предпочтительна игровая деятельность, в связи с чем элементы игры следует включать в процесс обучения дзюдо. Для занятий дошкольников важно создать не только игровую обстановку, но и комфортную в эмоциональном плане. Различные эстафеты и соревнования должны быть направлены не только на развитие соревновательного духа, но и на сплочение коллектива, развитие дружеских взаимоотношений. Дзюдо, являясь единоборством, тем не менее, не является агрессивным видом спорта, а напротив, учит уважению, внимательности и корректности в отношениях, в том числе с соперником [6].

На начальном этапе знакомства с техникой дзюдо у дошкольников следует развивать равновесие, координацию, силу и выносливость, акробатические способности и вестибулярный аппарат, ловкость, скорость реакции и т. д. Для этого могут быть использованы разнообразные упражнения, например: бег, прыжки, метание легких снарядов, безопасное падение, соблюдение равновесия и т. д. Эти и другие упражнения могут быть включены в различные сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в том числе с элементами дзюдо, акробатики и танца. Для проведения занятий могут быть использованы различные вспомогательные предметы: мячи и набивные мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, шведская лестница и т. д. Многие упражнения классического дзюдо могут быть сложны для восприятия малышей, поэтому важно их преподнести в легко усваиваемой игровой форме, а также в первую очередь обращать внимание на наличие у детей необходимых базовых знаний и навыков. К ним относятся, например, умение «правильно» падать, знание элементов самостраховки, определенных стоек и позиций [2].

Важной особенностью использования занятий по дзюдо является то, что они могут применяться по отношению к детям, имеющим различный уровень подготовки и не требуют каких-либо особых первоначальных навыков или способностей. Для данных занятий не применяется отбор по какому-либо критерию, и различные в отношении физической подготовки дети могут заниматься дзюдо, постепенно совершенствуя свои способности [4]. В связи с этим занятия секции проводятся в групповой форме, что также более предпочтительно для включения игровых элементов.

Тем не менее, личностные особенности детей позволяют осуществлять индивидуальный подход в деятельности инструктора по физической культуре, что важно проводить совместно с родителями ребенка. Это связано с тем, что многие упражнения желательно повторять в домашних условиях для достижения наилучшего результата, что может быть осуществлено только при помощи и активном участии родителей. К важной задаче родителей относится закрепление полученных навыков, а также мотивация детей на участие в тренировках.

При наличии соответствующих запросов и поддержки со стороны родителей дошкольников, развитие дзюдо в дошкольных образовательных организациях может стать достаточно активным в ближайшем будущем. Это потребует наличия дополнительного, хотя и не слишком затратного оборудования, в первую очередь — татами, а также специфических знаний у инструктора по физической культуре. При этом секция дзюдо вполне может располагаться в имеющемся спортивном зале, и с учетом не слишком дорогостоящего вложения для организации, стать эффективным средством детского развития в рамках образовательной программы, а также востребованным элементом дополнительных образовательных услуг, оказываемых дошкольной образовательной организацией.

Таким образом, использование нетрадиционных методов физического воспитания, к которым можно отнести занятия дзюдо, позволяет развивать двигательную активность и в целом способствует физическому совершенствованию и укреплению здоровья дошкольников, активно и гармонично развивая в первую очередь опорно-двигательную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма. При этом у детей формируются специфические умения и навыки, необходимые как для дальнейших занятий спортом, так и важные в повседневной жизни (навыки самостраховки, гибкости, координации, привитие здорового образа жизни и т. д.), что необходимо для физического развития как девочек, так и мальчиков. Помимо этого, занятия в спортивной секции позволяют развивать личностные качества детей — самостоятельность, целеустремленность, уверенность в себе, волю, лидерство. Таким образом, включение занятий по дзюдо в программу физической подготовки детей дошкольного возраста способствует разностороннему детскому развитию, решая образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, а также может стать основой спортивного будущего ребенка.

Литература:

  1. Ерегина С. В., Тарасенко К. Н. Комплексная оценка физической подготовленности дзюдоистов // Детский тренер, 2007, № 2.
  2. Ерёмина, С.В., Дмитриев Р. М. Методические рекомендации по физической культуре для дошкольников (с начальными формами упражнений по дзюдо) // С. В. Ерёмина, Р. М. Дмитриев, Ю. А. Крищук, С. И. Соловейчик. — М: Советский спорт, 2006. — 212 с.
  3. Минаев, Б. Гений дзюдо; КомпасГид — Москва, 2011. — 408 c.
  4. Сажин, А. В. Дзюдо для начинающих. — М: Книжкин дом, 2010. — 256 c.
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26)
  6. Шулика, Ю. А., Коблев Я. К., Маслов А. А. Борьба дзюдо. Первые уроки. — М: Феникс, 2006. — 160 c.
Основные термины (генерируются автоматически): секции дзюдо, дошкольного возраста, детей дошкольного возраста, занятия дзюдо, организации секции дзюдо, физической подготовки, Наличие секции дзюдо, дзюдо развивающегося организма, отношении занятия дзюдо, работы секции дзюдо, занятиями дзюдо, Международной федерации дзюдо, сфере дзюдо, включение дзюдо, Гений дзюдо, упражнения классического дзюдо, возможности дзюдо, процесс обучения дзюдо, Борьба дзюдо, техникой дзюдо.

Ключевые слова

физическое развитие, единоборство, дзюдо для дошкольников, секция в детском саду, формирование двигательных навыков, привлечение к спортивному образу жизни

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос