Данная научная статья направлена на рассмотрение проблемы использования приемов и форм технологии интегрированного обучения на уроках математики в 10–11 классах. Целью работы состоит в обосновании проблемы использования технологии интегрированного обучения. В работе приводится анализ текстовых задач многих современных методистов и психологов. Полученные результаты будут интересны педагогическим работникам школ, с целью рационального планирование уроков математики в основной школе.
Ключевые слова: интеграция, интегрированный подход, горизонтальная интеграция, вертикальная интеграция, интегрированный урок.
Научная статья посвящена созданию у обучаемых целостного представления об окружающем мире, а именно формирование мировоззрения, основывающихся на использовании приемов интеграции. Актуальность темы в том, что современное общество, ставит высокую планку, для нынешних старшеклассников.
Данная проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться так же только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.
Интеграция вошла в педагогику вначале 1980-х гг., благодаря принятию педагогами данного термина, произошел интегративный процесс, благодаря которому на протяжении десятилетий происходит взаимопроникновение наук. В особенности, это наблюдается в таких науках, как математика, информатика и физика, что было обусловлено научно — техническим прогрессом, развитием компьютерной техники [3].
Рассмотрим определение интеграции. Интеграция — это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области [7].
Результатом интеграции является новая реальность, в которой каждый компонент сохраняет свои качества, уничтожение, подчинение, растворение одного в другом — исключается.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры [2].
Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления.
Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности обучающихся, что позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Рассмотрим ряд преимуществ, которые дают интегрированные уроки: такие уроки способствуют формированию познавательного интереса у обучающихся, а также повышается мотивация, формируется целостная картина мира, при которой, явления рассматриваются с разных сторон, более широко развивается речь, формируется навык обобщения, сравнения, умозаключения, снимается перенапряжение ку обучающихся, также расширяются представления о предмете, расширяется кругозор, личность становится более равносторонне, интеллектуально и гармонически развитая. Данный метод способствует нахождению новых связей между фактами, которые впоследствии углубляют определённые выводы и наблюдения учащихся в различных предметных областях [5].
Структура и содержание интегрированного урока представляют собой следующие компоненты:
- Учебный материал представляет собой четкую, компактную, сжатую структуру материала.
- Данные уроки более информативны за счёт используемого материала на уроке.
- Логическая взаимосвязь представленного материала на каждом этапе урока.
Основными особенностями при планировании интегрированных уроков является [1]:
Во-первых, в необходимости определения главной цели интегрированного урока. Как только общая цель урока определена, необходимо взять из содержания других предметов сведения, для её реализации.
Во-вторых, интеграция способствует снятию перегрузки учащихся за счёт переходов в течении урока на разнообразные виды деятельности. Поэтому, необходимо тщательно распределить нагрузку в ходе урока различными видами деятельности.
В-третьих, интегрированный урок предполагает тщательную координацию действий учителями предметниками, между которыми осуществляется интеграция.
Интегрированный уроки классифицируются по способу организации, а именно [6]:
- Урок проводится двумя и более учителями разных дисциплин.
- Урок проводится одним учителем, имеющим базовую подготовку по данным предметам.
Интегрированные уроки предполагают следующие формы: урок-игра, урок-исследование, урок-беседа, урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие.
Цели и задачи интегрированных уроков заключаются в том, что у обучающихся формируется целостные знания об окружающем мире, развивается творческая активность и образное мышление у обучающихся, а также устанавливаются межпредметные и внутрипредметные связи [4].
Интегрированный урок может быть представлен следующими формами: лекции междисциплинарного, исследовательского типа, ролевые и познавательные игры, уроки-исследования, уроки. По форме выполнения заданий: индивидуальная, коллективная, групповая.
Очень важно вначале такого урока создать в коллективе доброжелательную атмосферу, для этого можно использовать различные символы, музыкальное сопровождение, опорные схемы, использовать различные методы и формы работы.
На уроки данного типа необходимо разработать критерии оценки обучающихся, нужно оценивать [7]:
- Кругозор обучающегося;
- Убежденность обучающегося;
- Применение интегрированного содержания.
Один из вариантов интеграции на уроках математики — устный счёт с вопросами из разных предметов школьного курса.
Важно понимать, что устный счёт очень полезен, так как развивает мыслительную деятельность, укрепляется память, появляется способность концентрировать внимание, воспринимать информацию на слух [3].
Устный счет дает возможность подсчитывать понятия, величины, что дает возможность проверить необходимый уровень знаний. Так же при выполнении задания самостоятельно, обучающийся невольно будет вынужден вновь прочитать текст учебника, так как без этого он не сможет выполнить задание [6].
Приведем примеры таких заданий:
1. Вспомните, сколько признаков равенства треугольников. Теперь, количество, которое вы вспомнили нужно умножить на число букв в слове, обозначающем единицу работы. (интегрирование математики и физики)
2. Сколько слагаемых в формуле кума суммы? Разделите полученное число на 4 % от количествf материков. (интегрирование математики и географии)
3. Сколько букв в фамилии Льва Николаевича? Умножьте полученное число на квадрат числа биссектрис у треугольника. (математика и литература)
4. Сколько букв в названии столицы России? Возведите данное количество, которое у вас получилось в куб, а к полученному числу прибавьте возраст страны России. (математика и история)
Для интегрированных уроков очень хорошо объединение математики с следующими дисциплинами: информатика, физика, география, химия, биология, астрономия [5].
Для примера возьмем из дисциплины математики такую тему, как «Координатная плоскость», которая изучается в 6 классе. Для интеграции с такой дисциплиной, как астрономия, можно составить игровые задания на тем «Координатная плоскость в астрономии». Такое задание способствует изучению темы с творческой стороны, а также расширит кругозор. Так же можно, при построении созвездий Большой и Малой медведицы, учащимся можно рассказать легенду о ней.
В курсах физики, химии, информатики присутствует курс математика. Например, в курсе физики задачи на силу, приложенную к одной точке, обучающийся должен использовать тему «Векторы» из курса математики. Также для нахождения кинетической энергии, скорости, ускорения, нужно вспомнить темы курса математики, такие как производная и первообразная.
Также, из курса химии, мы видим связь в таких заданиях, как задачи на процентный состав, на смеси.
Итак, задача современной педагогики — соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую. Это в свою очередь стимулирует аналитическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности [1].
Благодаря всему этому достигается целостное восприятие действительности, как необходимая предпосылка естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках в большей мере происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной. Преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, интеграция дает возможность высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Важную роль в процессе обучения и воспитания школьников играют естественнонаучные дисциплины.
Литература:
1. Введение в психологию. Под ред. Петровского А. В. — М.: Академия, 1996.
2. Далингер В. А. Совершенствование процесса обучения математике на основе реализации внутрипредметных связей. / Омск.гос. пед. ин-т им. A. M. Горького. — Омск, 1993.
3. Кордемский Б. А. Внеучебные задачи на смекалку как одна из форм развития математической инициативы у подростков и взрослых: Автореф. дис. на соиск. учен. степ..канд. пед. наук. — М., 1956.
4. Епишева О. Б. Общая методика преподавания математики в средней шко¬ле: Курс лекций: Учеб.пособие для студ. физ.- мат. спец. пед. ин-тов. — Тобольск: Изд. ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 1997.
5. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008.
6. Потапова М. В. Преемственность в развитии исследовательских способностей в процессе выполнения экспериментальных заданий учащимися средней школы// Мир науки, культуры, образования. № 5, 2012, с. 154–157.
7. Федеральный перечень учебников на 2019–2020 учебный год. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://4ege.ru/materials_podgotovka/58282-federalnyy-perechen-uchebnikov-na-2019–2020-uchebnyy-god.html — Последнее обновление 05.12.2019