В статье рассмотрены новеллы лицензионных требований, предъявляемых к деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; сделан позитивный вывод об их результативности.
Ключевые слова: лицензионные требования, пожарная безопасность, лицензиат, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относится более пятидесяти видов деятельности, в том числе деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Лицензионные требования для данного вида деятельности установлены Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» от 28.07.2020 г. № 1128 (далее — Положение о лицензировании).
Проведение лицензионного контроля направлено, прежде всего, на обеспечение качества выполнения работ и услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности в области пожарной безопасности, выявление и пресечение нарушений лицензионных требований, к которым в том числе относятся требования к квалификации и опыту работы лиц, непосредственно выполняющих указанные работы и услуги [1, с. 7]. В 2021 г., в рамках реализации «регуляторной гильотины» и вышеуказанных целей, лицензионные требования были изменены и впоследствии дополнены в 2022 г.
Лицензионное требование, установленное пп. «в» п. 4 Положения о лицензировании, и изложенное в редакции от 30.11.2021 г., совместило в себе несколько лицензионных требований, изложенных в утратившем силу Положении о лицензировании, а также внесло новые требования. В настоящий момент вышеуказанное лицензионное требование изложено следующим образом: «наличие у соискателя лицензии или лицензиата работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, заключившего с соискателем лицензии или лицензиатом трудовой договор, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Пожарная безопасность», либо высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (профиль — «Пожарная безопасность»), либо иное высшее образование при условии получения дополнительного профессионального образования по типовой дополнительной профессиональной программе — программе профессиональной переподготовки, утвержденной лицензирующим органом, и имеющего стаж работы не менее 5 лет в организациях, осуществляющих лицензируемый вид деятельности на должностях, связанных с выполнением работ (оказанием услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) службы в организациях (учреждениях) федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на должностях, связанных с осуществлением лицензируемого вида деятельности. Работник может быть ответственным за осуществление лицензируемого вида деятельности только у одного юридического лица или индивидуального предпринимателя».
Рассмотрим данное лицензионное требование в сравнении с требованием утратившего силу Постановления Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2011 г. № 1225 (далее — Положение о лицензировании 2011 г.).
- В соответствии с пп. «б» п. 4 Положения о лицензировании 2011 г., базовым образованием для работников являлось профессиональное техническое образование и повышение квалификации, соответствующее выполнению работ и оказанию услуг. В новой редакции действующего Положения о лицензировании базовым образованием для работников является высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Пожарная безопасность», либо высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность».
Вместе с тем необходимо отметить, что к пояснительной записке к проекту Положения о лицензировании не было изложено никаких доводов в пользу введения необходимого образования по специальностям «Пожарная безопасность» и «Техносферная безопасность». Изучение образовательных программ по указанным специальностям показало, что такие специалисты действительно получают обширные знания в сфере пожарной безопасности, однако им не предоставляются необходимые технические знания для осуществления качественного монтажа, технического обслуживания и ремонта средств обеспечения пожарной безопасности. В связи с этим, на наш взгляд, вышеуказанным специалистам представляется необходимым также, как и другим работникам, получать дополнительное образование, восполняющее данный пробел знаний.
- Пп. «в» п. 4 Положения о лицензировании также указывает на то, что для специалистов, имеющих иное высшее образование, также необходимо иметь документ, подтверждающий получение дополнительного профессионального образования по типовой дополнительной профессиональной программе.
Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются в соответствии с Приказом МЧС России «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности» от 05.09. 2021 г. № 596. Однако в указанном акте отсутствует цель дополнительного профессионального образования — научить техническим основам, что в данной сфере деятельности представляется необходимым.
- Пп. «в» п. 4 Положения о лицензировании устанавливает требование к минимально необходимому стажу работников, являющихся исполнителями лицензируемого вида работ — не менее 5 лет в организациях, осуществляющих лицензируемый вид деятельности на должностях, связанных с выполнением работ (оказанием услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) службы в организациях (учреждениях) федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на должностях, связанных с осуществлением лицензируемого вида деятельности.
Нововведение существенно увеличило необходимый стаж, — ранее требовалось 3 года работы в области лицензируемой деятельности. Увеличение необходимого стажа безусловно способствует более качественному оказанию услуг по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Однако даже такое увеличение необходимого стажа на практике создает проблему с поиском работников, которые таким стажем обладают, так как далеко не у всех лицензиатов есть сотрудники с необходимым стажем.
- Согласно пп. «в» п. 4 Положения о лицензировании работник, являющийся исполнителем лицензируемого вида работ, более не может совмещать трудовую деятельность у нескольких лицензиатов одновременно.
Данный запрет установлен впервые. Анализ судебной практики наталкивает на вывод о том, что необходимость введения данного запрета была обусловлена наличием большого количества у лицензиатов фиктивных сотрудников, которые в действительности не осуществляют трудовую деятельность у него. На наш взгляд, введение данного запрета было необходимой мерой, принятой в целях пресечения нарушений со стороны лицензиатов в части наличия у них работников с требуемым образованием и стажем.
Анализ нововведений лицензионных требований к деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений свидетельствует о стремлении государства организовать непрерывный процесс обучения, что безусловно положительно скажется на качестве лицензируемой деятельности.
Литература:
- Воевода, С. С. Зенкова, И. Ф. Анализ перспектив развития отдельных аспектов лицензирования в области пожарной безопасности / С. С. Воевода, И. Ф. Зенкова // Актуальные вопросы пожарной безопасности. — 2021. — С. 6–11.