Статья посвящена процедуре подтверждения соответствия средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения. В статье авторы проводят анализ нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности и работы контрольно-надзорных органов. Выявлена необходимость создания алгоритма проверки сертификатов и деклараций о соответствии с применением форматно-логического контроля. Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена важностью вопросов обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
Ключевые слова: пожарная безопасность, подтверждение соответствия, контроль, форматно-логический контроль, декларация, схемы декларации.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — ФЗ-69) [1]. В области обеспечения пожарной безопасности ФЗ-69 регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее — граждане).
Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [3] от 22.07.2008, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации создана система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами (ст.3 ФЗ-69).
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является нормативное правовое регулирование, и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности.
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности (ст.20 ФЗ-69).
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В настоящее время отношение к качеству у предприятий пожарно-технического профиля достаточно требовательное, так как большое внимание общества и государства обращено на проблемы пожарной безопасности. Основной фактор, определяющий важность этой проблемы — высокая смертность по причине пожаров, и как следствие — жесткие требования к качеству средств обеспечения пожарной безопасности. С 1 января 2020 года вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» [3].
Снижение негативных последствий экономической и социальной деятельности граждан является основной целью совершенствования мировой экономики. Стремительность научного и технического прогресса, увеличение расхода благ имущественного характера, энергоресурсов и негативного воздействия на окружающую среду значительным образом оказывают влияние на производственный процесс, осуществление работ и оказание услуг потребителям.
Все развитые страны сумели установить обязательные и добровольные требования к своей продукции, а также сумели создать процедуры по контролю за выполнением данных требований, которые исключают попадание на рынок некачественной продукции и защищают здоровье людей и окружающую среду.
Деятельность национального регулирования включает формулирование и обеспечение соблюдения обязательных требований, а также наложение санкций в случае их нарушения.
Одним из основных методов этого вида контроля является техническое регулирование, которое является относительно новым для механизмов российского законодательства и позволяет беспрепятственное распространение продукции в рамках транснационального рынка в соответствии с правилами и требованиями Всемирной торговой организации (ВТО).
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Относительные новшества технических регламентов российского законодательства и их слабая теоретическая проработка определяют беспорядочное и бессистемное формирование его законодательной базы. В ходе реформ технического регулирования упразднились основные части Федерального закона «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002 г.: стандартизация, сертификация и надзор за вопросами безопасности определенных типологий продукции [4]. Эти изменения предназначены для устранения любых возникающих несоответствий и устранения функции стандартов, которые «облегчают» подтверждение соответствия требованиям, но степень взаимодействия стандартизации и технического регулирования еще не ясны.
Законодательство государств-членов ЕАЭС в области технического регулирования имеет достаточные сходства и различия в сфере применения технических регламентов, предмета технических регламентов, перечня документов, которые устанавливают требования к безопасности, порядка и основания их разработки, схем подтверждения соответствия, процедур государственных контрольно-надзорных мероприятий, а также оснований для привлечения к административной ответственности за их нарушения. Все государства, состоящие в ЕАЭС, имеют свою модель контроля требований, отражающую специфику правовой системы, организацию административных институтов и уровень технологического развития.
В качестве одного из основных движущих факторов для каждого члена ЕАЭС по регулированию отношений с продукцией, правовой надзор в области технического надзора следует общей тенденции сближения с международными методами и правилами, и постепенно, у каждого государства, входящего в состав ЕАЭС, формируется своя внутренняя система совокупности законодательных актов.
Однако, это не мешает государствам–членам ЕАЭС разрабатывать и иметь разные методы формирования законодательной базы для оценки (оценки соответствия) и построения самого порядка осуществления подтверждения соответствия.
Требования, предусмотренные техническими регламентами, должны обеспечивать баланс интересов государства и частного бизнеса, а также применение единого подхода к использованию технических регламентов, позволяющего достигать стабильного экономического оборота вне зависимости от типа или характеристик сделки, осуществляемой субъектом хозяйствования. Несмотря на это, отсутствие внеплановой актуализации требований к безопасности продукции, связанной с развитием научно-технического прогресса и постоянно изменяющегося законодательства, несоответствие содержания требований в технических регламентах планке современного развития техники и нарушение международных нормативных документов привели к дополнительной коммерческой нагрузке. На сегодняшний день технические регламенты имеют не отвечающие современным требованиям нормативы, а объем нормативной документации в максимальной степени обусловлен недостаточной последовательностью этих требований.
Поэтому, несмотря на то что сегодня принято большое количество нормативно-правовых актов в области технического надзора, нельзя говорить о результативной функционирующей системе определения требований безопасности продукции, циркулирующей на рынке Российской Федерации и на едином рынке ЕАЭС.
Эти обстоятельства определяют важность формулировки инструкций по сертификации продукции в рамках обеспечения пожарной безопасности для формализации и учета всех требований нормативных правовых актов, предъявляющих требования к безопасности продукции и гарантии национальной безопасности страны.
Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
На сегодняшний день главной проблемой при осуществлении подтверждения соответствия средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения является непонимание заявителями обязательных требований, предъявляемых к ним. Каждое контролируемое лицо самостоятельно осуществляет поиск требований в технических регламентах. Часто допускаются неумышленные ошибки из-за непонимания применимости требований нормативно-технической документации к конкретной продукции, неверной ее идентификации, неправильно выбранным методам контроля и достаточности методов для принятия решения о соответствии продукции.
Одним из вариантов решения данной проблемы можно считать создание автоматизированного реестр требований технических регламентов к объектам контроля. Каждый орган государственного контроля (надзора) в сфере своей компетенции должен определить требования к продукции, за соответствием которой он осуществляет контроль. К данным сведениям следует предоставить общий доступ. Создание реестра требований позволит осуществить переход от выявления нарушений к их предотвращению.
Цели создания автоматизированного реестра требований (рис. 1).
Рис. 1. Цели создания автоматизированного реестра требований
На основе реестра требований технических регламентов предлагается создать автоматизированный сервис проверки деклараций о соответствии и сертификатов соответствия с применением форматно-логического контроля.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2021 № 936 «О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными» [5] органы государственного контроля (надзора) наделяются полномочиями по признанию недействительными деклараций о соответствии.
В [5] было установлено, что регистрация деклараций о соответствии проводится с использованием специализированного сервиса автоматизированной электронной регистрации деклараций о соответствии с применением структурного, форматно-логического и иных видов контроля.
Однако в нормативно-правовой документации не содержатся определения понятий: «структурный», «форматно-логический» и «иные виды контроля» и порядок осуществления данных видов контроля.
Под контролем понимается наблюдение, надсмотр над чем-нибудь с целью проверки.
Структурный контроль — проверка синтаксически правильно сформированного документа на его действительность, т. е. на соответствие заранее определенному набору правил — описанию структуры определенного типа документа, называемой схемой документа [6].
Структурный контроль является первичным по отношению к другим видам контроля и осуществляется автоматически в системе Microsoft Office.
Форматный контроль включает в себя [6]:
— анализ и проверка представленных данных на соответствие форматам, шаблонам;
— контроль разрядности;
— контроль допустимости значений: числовых, символьных, даты и время.
Под логическим контролем понимается сопоставление полученных показателей в целях оценки их взаимосвязанности.
Таким образом, можно сказать, что форматно-логический контроль — проверка соответствия документов, включающая два этапа:
- Первый этап включает в себя контроль документов определенному формату;
- Второй этап подразумевает проверку этих документов на логическую целостность по установленным правилам и/или на соответствие информации, содержащейся в системе или во внешних информационных ресурсах.
Логическая целостность — соответствие информации её внутренней логике, структуре и всем явно заданным правилам, характеризуется отсутствием нарушений ограничений целостности, присущих логической модели данных (т. е. неявных ограничений), и явных ограничений, заданных декларативным или процедурным путем.
В настоящее время форматный контроль осуществляется в неполной мере, а логический не осуществляется вовсе.
В связи с отсутствием на данный момент какого-либо порядка действий при осуществлении ФЛК предлагается создать критерии и порядок для его выполнения. В данном порядке должны быть официально закреплены операции, процедуры, процессы, необходимые для выполнения форматно-логического контроля. Данный документ должен четко разграничить сферу действия и порядок осуществления структурного, форматно-логического и иных видов контроля.
Для осуществления задачи создания автоматизированного форматно-логического контроля деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, необходимо понимать протекающие в нем процессы.
Сервис должен гарантировать достоверность содержащейся в нем информации.
Нарушения логической целостности базы данных могут быть связаны не только с вводом в нее недостоверных данных, они могут являться также следствием неверной технологии ввода и корректировки данных, низкой достоверности самих данных, и т. д.
Для полей используются следующие виды ограничений: тип и формат поля, задание диапазона значений, недопустимость пустого поля, задание множества, проверка на уникальность значения какого-либо поля.
Поскольку объем требований к сведениям, содержащихся в декларациях о соответствии или сертификатов соответствия, очень обширен, для проведения любого вида контроля необходимо четко обозначить требования, выполнение которых будет проверяться.
Для обеспечения эффективности контроля соответствия сведений, содержащихся в регистрируемых декларациях или сертификатах, а также полноты документов, необходимых для подтверждения соответствия, требования должны быть понятными для пользователей.
Рассмотрим механизм ФЛК за декларациями о соответствии и сертификатов соответствия на примере продукции (оборудования), обеспечивающей пожарную безопасность, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технического регламента в форме декларирования соответствия согласно ТР ТС 043/2017 «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» [7] (рис. 2).
Рис. 2. Механизм ФЛК за декларациями о соответствии
Для наглядности представим общий механизм ФЛК за сертификатами соответствия на примере пожарных оповещателей, главной частью которого была идентификация объекта в формате таблицы (таблица 1).
Таблица 1
Механизм проведения ФЛК за сертификатами соответствия
Объект |
Форматный контроль |
Логический контроль |
Результат |
Оповещатель пожарный |
Значением поля «выбор технического регламента» может быть весь перечень действующих технических регламентов |
Значением поля «выбор технического регламента» для автомобильного бензина может быть только «ТР ЕАЭС 043/2017» |
Данный объект относится к ТР ЕАЭС 043/2017 |
Оповещатель пожарный |
Значением поля «выбор типа объекта» может быть только «оповещатель пожарный» |
Определен тип исследуемого объекта |
|
Оповещатель пожарный |
Значением поля «выбор формы подтверждения соответствия» для пожарного оповещателя может быть «сертификация соответствия» |
Определена форма подтверждения соответствия |
|
Оповещатель пожарный |
Значением поля «выбор кода ТН ВЭД ЕАЭС» для пожарного оповещателя может быть только «26.30» |
Определен код (ОКПД 2/ТН ВЭД ЕАЭС) для исследуемого объекта |
|
Оповещатель пожарный |
Значением поля «выбор типа объекта сертификации» может быть либо «серия», либо «партия», либо «единичное производство» |
Определен тип объекта сертификации |
|
Оповещатель пожарный |
Значением поля «схема сертификации» может быть либо «1с», либо «2с», либо «3с», либо «4с» |
Значением поля «схема сертификации» для серийно выпускаемых пожарных оповещателей может быть либо «1с», либо «2с» |
Определена схема сертификации |
Оповещатель пожарный |
Значением поля «заявитель» при сертификации соответствия топлива может быть либо «зарегистрированное в соответствии с законодательством государства-члена ТС на его территории ЮЛ», либо «ФЛ, являющееся изготовителем», либо «ФЛ, являющееся уполномоченным представителем изготовителя», либо «ФЛ, являющееся импортером» |
Выбран заявител |
|
Оповещатель пожарный |
Значением поля «тип испытательной лаборатории» может быть только «аккредитованная испытательная лаборатория» |
Определен тип испытательной лаборатории |
|
Оповещатель пожарный |
Проверяется на непустое значение. Ячейка может принимать только цифровое значение (допускается указание точки между знаками) |
Если заполнено, то дата выдачи сертификата соответствия должна быть больше, чем дата проведения испытания |
Дата выдачи сертификата соответствия должна быть больше, чем дата проведения испытания |
Оповещатель пожарный |
Проверяется на непустое значение. Ячейка может принимать только цифровое значение (допускается указание точки между знаками) |
Если заполнено, то дата выдачи сертификата соответствия должна быть больше, чем дата проведения испытания |
Дата выдачи сертификата соответствия должна быть больше, чем дата проведения испытания |
Оповещатель пожарный |
Проверяется на непустое значение. Ячейка может принимать только цифровое значение (допускается указание точки между знаками) |
Если заполнено, то дата выдачи сертификата соответствия должна быть больше, чем дата проведения испытания |
Дата выдачи сертификата соответствия должна быть больше, чем дата проведения испытания |
Оповещатель пожарный |
Проверяется на непустое значение. Ячейка может принимать только цифровое значение (допускается указание точки между знаками) |
Дата начала срока действия сертификата соответствия |
|
Оповещатель пожарный |
Проверяется на непустое значение. Ячейка может принимать только цифровое значение |
Срок действия сертификата соответствия |
|
Оповещатель пожарный |
Проверяется на непустое значение. Ячейка может принимать только цифровое значение (допускается указание точки между знаками) |
Дата окончания срока действия сертификата соответствия |
|
Оповещатель пожарный |
Должны быть представлены: — протокол (протоколы) испытаний; — копия документа, в котором установлены требования к объекту; — сертификат соответствия |
Определено соответствие комплекта документов |
Создание автоматизированного сервиса проверки деклараций о соответствии или сертификата соответствия с применением форматно-логического контроля с одной стороны будет способствовать пониманию контролируемыми лицами обязательных требований при подтверждении соответствия своей продукции, и являться тем самым инструментом профилактики нарушений, а с другой — станет эффективным инструментом государственного контроля (надзора).
Внедрение сервиса форматно-логического контроля позволит снизить число потенциальных ошибок в документах о соответствии.
Предполагаемый положительный эффект от введения автоматического форматно-логического контроля (рис. 3).
Рис. 3. Предполагаемый положительный эффект от введения автоматического форматно-логического контроля
Литература:
1. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ. — Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/603920498 (дата обращения: 10.01.2023);
2. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ. — Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/603920498 (дата обращения: 10.01.2023);
3. Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017) — Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/603920499 (дата обращения: 10.01.2023);
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». — Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/901836556 (дата обращения: 10.01.2023);
- Постановление Правительства РФ от 19.06.2021 № 936 «О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными». — Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/603920499 (дата обращения: 12.01.2023);
- СВК «Контроль». — Текст: электронный // СВК «Контроль»: [сайт]. — URL: https://www.tks.ru/soft/control (дата обращения: 14.07.2023);
- Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017). — Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/603933399 (дата обращения: 12.01.2023);
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». — Текст: электронный // Электронный ресурс: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/565415215 (дата обращения: 10.01.2023);
- Единый реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии. — Текст: электронный // ФСА: [сайт]. — URL: https://pub.fsa.gov.ru/rss/certificate (дата обращения: 04.07.2023).