В статье рассматриваются особенности формирования межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Проанализировав ведущую деятельность, новообразования, значение игры, взаимодействия со сверстниками и учащимися старшего школьного возраста, игровая деятельность определена как средство коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
Ключевые слова: межличностные отношения, учащиеся младшего школьного возраста, дети с речевыми нарушениями, игровая деятельность.
Отношения с людьми другими людьми имеют большое значение для формирования личности ребенка, особенно для детей с нарушениями речи. Насколько удачным будет процесс приобретения первых навыков межличностного общения, настолько благоприятно будут складываться взаимоотношения с окружающими.
Процесс исследования межличностного общения у детей с нарушениями речи всегда будет иметь огромное значение. Это можно объяснить тем, что навыки межличностного общения и взаимодействия личности в социуме оказывают непосредственное воздействие на физическое, психическое здоровье, на становление и социализацию взрослой личности. Данной проблеме посвящено большое количество работ среди отечественных и зарубежных ученных. Проблеме развития межличностных отношений младших школьников посвящены труды Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Л. И. Божович, В. В. Давыдова,
Я. Л. Коломинского, В. И. Слободчикова, Г. А. Цукерман Д. Б. Эльконина, Н. П. Аникеева, И. Н. Минькова, Дж. Боулби, А. Фрейд, Ч. Кули и мн. др. По мнению исследователей межличностные отношения — взаимосвязи между школьниками, которые формируются в результате эмоционального отношения друг к другу и выражаются в ходе их взаимодействия и совместной деятельности. Г. С. Абрамова отмечает, что межличностное отношение — это знакомая, понятная, узнаваемая форма активности, которая проявляется в индивидуальном и коллективном сознании людей.
Главную роль для развития личности учащихся младшего школьного возраста несет ученический коллектив и взаимоотношения, которые строятся в нем. Ребенок в школьном коллективе получает возможность проявить свое «Я» и свою позицию.
Отношения между младшими школьниками играют важнейшую роль в развитии личности. Система взаимоотношений между детьми данного возраста является самой насыщенной для ребенка, так как на этом этапе происходит оценка его личности. Поэтому, непринятие в группе сверстников ребенок, как правило переживает очень остро [3, с. 35].
В зарубежной психологии существуют различные взгляды на феномен межличностных отношений. В работе Р. Бейлса (1980) выделяются следующие виды взаимодействий, которые условно относятся к следующим областям: «область позитивных эмоций, что проявляется в солидарности и согласии; область решения проблем, что находит свое проявление в предложении, высказывании мнения; область постановки проблем, что проявляется в просьбе об информации, высказать мнение; область негативных эмоций, что проявляется в несогласии, создании напряженности и демонстрации антагонизма» [5, с. 215].
Е. С. Шамухаметова (2018) называет следующие характерные черты межличностных отношений: «взаимозависимость поведения сторон взаимодействия, когда поведение одного индивида является стимулом для поведения другого; взаимные поведенческие ожидания, основанные на межличностном восприятии друг друга; предполагаемая каждой стороной взаимодействия оценка ценности, которая приписывается действиям и мотивам другого, а также удовлетворенности, которую он может обеспечить» [8, с. 92].
Межличностные взаимоотношения — это связь, в процессе реализации которой самым важным выступает индивид. В. В. Абраменкова (2019) отмечает то, что межличностные взаимоотношения характеризуются обоюдной ориентацией, так как общество никак не независимо от концепции надежд, стандартов, ориентаций, конструкций также склонностей, посредством призмы которой воспринимается, также оценивается общество [6, с. 97].
Доктор психологических наук А. М. Лобок говорит, что каждый ребенок — это индивидуальность со своим характером, объемом знаний, личными качествами и умственными способностями. Но все дети — разные: у них разный темп развития, разные склонности и возможности, разные проблемы. А дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана. Одной из категорий детей с ограниченными возможностями развития являются дети с нарушениями речи. У детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии различных речевых процессов. Поэтому эти дети не в состоянии четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему, ориентировать свою речь на партнера в ситуации общения. Всё это затрудняет его внутреннее раскрытие в среде сверстников и социуме в целом.
В последние годы многократно увеличился рост количества детей с трудностями в обучении. Причины, которые вызывают это, многозначны. Таким детям необходима помощь в освоении образовательной программы специальный подход, систематическая, направляющая, организующая помощь как со стороны учителей, специалистов так и родителей.
Психологи и учителя в последнее десятилетие отмечают снижение уровня коммуникативных взаимодействий и увеличение количества детей с повышенной социальной и межличностной тревожностью. Наблюдается рост травли детей сверстниками, переживание одиночества, вражда и агрессия к одноклассникам. Поэтому умение взаимодействовать, сотрудничать и быть толерантным актуально для учащихся младшего школьного возраста.
Коллектив младших школьников является самой первой социальной группой, где учащихся может объединять общая деятельность, которая направлена на конкретную цель. Исследования Л. И. Божович (2016), Я. Л. Коломинского (2016) и др. указывается что в младшем школьном возрасте большое значение придается статусу ребенка среди сверстников. Положительная динамика и уважение со стороны окружающих формирует в ребёнке уверенность в себе расширяет круг взаимодействий и интересов.
Дети школьного возраста в младших классах быстро осваивают навыки общения. В этот период активно формируются жизненные контакты сообщества. Младшие школьники приобретают способности к социальному взаимодействию со сверстниками, а также умение заводить друзей считается одной из самых важных тем воспитания в этом возрасте.
В младшем школьном возрасте понятие отношений усложняется в связи с поступлением детей в среднюю школу. В это время сфера общения значительно расширяется. Дети вступают в разные типы взаимоотношений с новыми людьми. Изменение внутреннего восприятия младшего школьника связано со сменой партнера по общению. Сфера общения касается проблемных вопросов, связанных с образованием и их трудовой деятельностью.
В работе И. Н. Миньковой (2016) указано что в начальных классах круг общения ребенка начинает быстро расти, а привязанности становятся более постоянными. В детском коллективе во время игры устанавливаются особенные взаимоотношения. По мнению исследователя: «общение переходит на новый уровень, так как дети хорошо понимают поступки и мотивы сверстников, это положительно влияет на межличностные отношения» [7, с. 71].
Социальный статус школьника связан единой социально значимой целью, учебной деятельностью и её результатами. Социальный статус ребёнка характеризуется сплоченностью, индивидуальностью, ответственностью и наличием абсолютного равенства всех участников процесса как в правах, так и в обязанностях.
Взаимоотношения учащихся младших классов в значительной степени формируются учителями в рамках системы образования. Педагог содействует развитию статуса учащегося и межличностных отношений в классе.
Проблему применения игровых технологий на уроках изучали такие психологи и педагоги, как Л. С. Выготский (2004), Ф. Н. Гоноболин (1973), А. В. Запорожец (1966), Я. И. Коломенский (1969), В. А. Крутецкий (1998), М. И. Лисина (1986), А. М. Шахнарович (1990), Н. С. Жукова (2008), Т. Б. Филичева (1993) и другие. Согласно ученным применение игр при обучении может помочь стимулировать работу детей, формирует познавательную активность, внимательность, интерес, понимание, заинтересованность к исследуемому, формирует фантазию, снижает агрессию и переутомление у ребенка, так как игра делает процедуру преподавания интересной для детей.
По мнению большинства современных исследователей, игра положительно влияет на формирование личности ребёнка.
Посредством игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, а также отрабатывают навыки конструктивного общения, умение входить в контакт, вести диалог, играть по правилам, соблюдать очередность, осваивают социальные роли, развивают внимание и эмпатию к партнёру, совершенствуют невербальные навыки общения. Учащееся старших классов являются примером для личностного роста младших школьников. Благодаря совместной игровой деятельности учащееся младшего школьного возраста обретают ключевые умения и свойства в общении, необходимые для взаимоотношений с ровесниками, родителями и педагогами.
Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеклассных мероприятиях, тем эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.
По мнению Я. И. Коломенского: выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу.
Участвуя в играх, дети учатся преодолевать застенчивости и робость. У них формируются адекватные межличностные отношения, умение действовать сообща, характеризующиеся доброжелательностью, взаимопомощью. Воспитывается честность, находчивость, инициативность, настойчивость, целеустремленность. Складываются организаторские и коммуникативные умения.
Игры, применяемые в учебном процессе, многогранны и разнообразны.
Традиционно выделяют несколько групп игр: настольные; дидактические; подвижные; деловые и интеллектуальные.
Настольная игра — одно из средства формирования возможностей обучающихся, расширения их горизонта. Настольный вид развлечения может быть, как персональной, так и коллективной общественной деятельности. Они предоставляют возможность дифференцированно приблизиться к оценке познаний и возможностей учащихся. Настольная игра формирует фантазию, мышление и внимательность. В ней имеется компонент состязания. Настольные игры учат стремительно и разумно анализировать.
Дидактические игры разнообразны. Данные вид развлечения проводится на прогулках, экскурсиях, а также на занятиях с целью обобщения знаний, развития простых определений.
Подвижные игры позволяют решать такие учебные задачи как снятие переутомления, формирования навыков командной игры, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость. Подвижные игры учат бороться за личное или коллективное первенство.
Играя в ролевую игру, младший школьник примеряет на себя определенную роль и совершает действия в воображаемой ситуации, повторяя поступки реального человека.
Интеллектуальные игры предоставляют возможность решать образовательные задачи развивают интерес к обучению, формируют неординарность мыслительных и творческих процессов.
В основе интеллектуальной игры — лежит использование игроками умственных способностей и осведомлённости. Игра может быть, как индивидуальной, так и групповой. Главная задача интеллектуальных игр формирование высших психических функций.
Деловая игра развивает у ребенка воображение, творчество способствует формированию анализировать, сопоставлять, аргументировать информацию. Деловая игра моделирует установленные требования в диалоговом порядке. В процессе деловой игры идёт обмен мыслями и знаниями.
В настоящее время общее количество детей с нарушениями речи возрастает, что оказывает специфическое воздействие на совершенствование коррекционных технологий в образовательном учреждении. Это ставит перед педагогами определенные задачи поиска путей коррекционной помощи, которая позволяет добиться быстрого и устойчивого эффекта. Организовывая коррекционные занятия, необходимо помнить главные принципы деятельности, Т. А. Пастухова к таким принципам относит «подбор приемов и методов коррекционной работы с опорой на ведущую деятельность возраста, использование принципов педагогического сотрудничества при взаимодействии с детьми, учет зоны ближайшего развития и использование здоровьесберегающих технологий». Так, П. Ф. Каптерев писал: «Детей, отстающих в своем развитии от других по разным причинам, тугих на развитие, медленных в соображениях,.. не совсем хорошо понимающих всякого рода отвлеченности, — таких детей много... Такие дети в школе без игр, вместо того, чтобы развиваться, будут тупеть, прозябать, проводить время в ничегонеделании. Если учитель будет настолько искусен, что занятия по учению до некоторой степени свяжет с играми, если он ухитрится смягчить таким детям резкость перехода от свободной энергичной игры, требующей непременного участия телесной деятельности, к отвлеченному, связанному с неподвижностью, с сидением учению, то он получит в свои руки ключ к раскрытию способностей таких детей, он сможет руководить их развитием и оказать существенно важные, неоценимые услуги, которые отразятся самым благотворным образом на всей их последующей жизни».
Учащееся младшего школьного возраста особенно эмоционально переживают предъявляемые к ним требования и правила что усугубляют ситуацию. На фоне стресса дети чувствуют себя неуспешными, отдаляются от классного коллектива, замыкаются в себе или проявляют агрессию по отношению к одноклассникам. Используя игру как средство коррекции межличностных отношение учащихся младшего школьного возраста, учитель облегчает переход к систематическому обучению, к новым условиям и ритму жизни школьника.
Исследуя особенности становления межличностного общения среди детей с речевыми нарушениями Л. Ф. Спирова обнаружила значительные индивидуальные различия в словарном запасе детей, поступивших в школу. Большинство детей с тяжелыми нарушениями речи не смогли сами до поступления в школу овладеть достаточным запасом слов. Бедность словаря проявлялась как в незнании многих слов и оборотов, так и в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи знакомые слова. Необходимые навыки связной речи в большинстве случаев отсутствуют. Это препятствует не только эффективной учебной деятельности детей, но и их самовыражению в школьной среде, основной причиной чего является скудный арсенал языковых средств для выражения чувств, мыслей, оценочных суждений и несформированность навыков коммуникативного взаимодействия. Отношения в данном возрасте имеют свои особенности. Сфера общения значительно расширяется.
Для учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями процесс становления межличностных отношений осложняется имеющимися дефектами речи. Использование игровых методов способствует формированию межличностного взаимодействия и становлению личности. Ребёнок учится воспринимать себя, что положительно влияет на отношение к окружающим. Применение игровой деятельности в коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями позволяет расширить круг общения ребёнка, научить общаться и взаимодействовать с партнерами по игре. Младшие школьники учатся проявляют инициативу, развивать эмоциональный интеллект координировать свои действия с другими игроками.
Таким образом, оптимизация межличностного общения учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями нацелена на формирование субъективности у младших школьников. С помощью игры учитель готовит учащегося занять субъективную позицию по отношению к ведущей деятельности данного возраста — учению. В связи с этим ученый
Б. Г. Ананьев говорит о человеке не только как о субъекте деятельности, но и как о субъекте труда, субъекте познания и субъекте общения. Игра непроизвольно, ненавязчиво учит детей эффективно регулировать собственное поведение и строить адекватные межличностные отношения, превращаясь тем самым в действенное средство социализации учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
Своей многогранностью и доступностью в применении игра способствует становлению межличностных отношений и коммуникативных навыков у учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
Таким образом значение игры в коррекции межличностных отношений у учащихся младшего школьного возраста нельзя недооценивать. Игра относится к неспецифическим методам коррекции межличностных взаимодействий. Коррекционные занятия посредствами игровой деятельности является менее травматичной и наиболее полно удовлетворяющей потребности всех участников учебного процесса. Игра становится универсальным коррекционным средством, которое даёт возможность всесторонне влиять на развитие межличностных отношений учащихся школьного возраста.
Литература:
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2017. — 334 с.
- Абрамова Г. С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2002.- 496 с.
- Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 2009. — 276 с.
- Емельянова И. Г. Особенности межличностных отношений современных младших школьников / И. Г. Емельянова // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2018. — № 7–10. — С. 35–38 с.
- Запорожец А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка младшего школьного возраста / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова. — М.: Просвещение, 2008. — 317 с.
- Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2012. — 576 с.
- Лукьяненко Е. С. Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками / Е. С. Лукьяненко, О. А. Линецкая // Евразийский союз ученых. — 2019. — 5–6 (14). — С. 135–137.
- Минькова И. Н. Межличностные отношения младших школьников на этапе перехода из начальной школы в среднюю / И. Н. Минькова // Вестник Белорусского гос. университета культуры и искусств. — 2016. — № 6. — С. 66–82.
- Шамухаметова Е. С. Особенности межличностного эмпатического взаимодействия младших школьников / Е. С. Шамухаметова // Вестник КГУ. — 2018. — № 2. — С. 132–137.