Мотивация курсантов, обучающихся в ведомственных институтах ФСИН России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мотивация курсантов, обучающихся в ведомственных институтах ФСИН России / М. Н. Юрков, М. Ю. Шевлякова, Е. А. Семёнова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 522-525. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97068/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье рассматривается проблема сформированности мотивации на обучение у курсантов ведомственного института. Проведено расследование для выявления преобладающих ценностей курсантов, способствующих успеху в служебной деятельности, а также опрос среди курсантов, который прояснил основные виды мотивации для курсантов.

Ключевые слова: курсант, ведомственный институт, образовательная деятельность, мотивация, ФСИН России.

В процессе обучения в ведомственных институтах курсанты во многих ситуациях испытывают эмоциональное выгорание. Это связано с большой нагрузкой, не только физической, но и моральной. Строгая дисциплины, чёткий распорядок дня и другие мероприятия по плану курсовых офицеров, всё это так или иначе сказывается на душевном состоянии курсантов, а впоследствии, и на его учебной деятельности. Поэтому, следует найти определённый способ мотивационного воздействие на обучающегося с целью его дальнейшего всестороннего развития.

Начнем с того, что означает понятие «мотивация». Словарь С. И. Ожегова трактует нам следующее, что мотивация — это способ быстрого достижения цели, основанный на психофизиологическом процессе, который направляет поведение человека, способствует его активности и работоспособности. Можно говорить о том, что мотивация представляет собой определённую совокупность мотивов. Отсюда следует, что и мотивация учебной деятельности в условиях военного вуза должна иметь свои особенности. Их изучение и учет в процессе обучения представляется весьма актуальной задачей для военного учебного заведения.

В процессе обучения происходит изменение некоторых характерологических свойств личности: у курсантов гипертимные свойства личности замещаются стеническими. Эти изменения оказывают равное по интенсивности воздействие на все мотивационные ориентации, структурирующие мотивацию обучения. Динамика характерологических особенностей личности, с одной стороны, сдерживает рост значимости «результативной» и «оценочной» мотивационных ориентации, а, с другой — способствует снижению выраженности ориентации на процесс, и росту мотивационной ориентации на избегание неудач.

Структура личностно-ориентационной направленности также изменяется в процессе обучения. Это проявляется в увеличении выраженности направленности на себя при одновременном снижении удельного веса других элементов структуры направленности. Вследствие таких изменений возрастает роль мотивационной ориентации на избегание неудач и снижается значимость мотивационной ориентации на процесс.

В процессе обучения возрастает значимость пяти мотивов: самоутверждения, материального благополучия, избегания срочной службы, престижность получаемой профессии, ответственности за совершение определенных поступков. Изменения иерархии мотивов обучения определяют динамику мотивационных ориентаций на процесс и на избегание неприятностей, а также стимулируют динамику мотивационной ориентации на объективную оценку.

Большое влияние на учебную деятельность влияют также и ценностные ориентации курсантов. Для одной группы учеба будет преобладающей деятельностью, для других, пустой тратой времени. Нами было проведено расследование среди 1, 2 и 4 курсов Кузбасского института ФСИН России для выявления преобладающих ценностей курсантов, помогающих им в служебной деятельности. Всего было опрошено 96 человек. Из них 68, 2 % высказались о том, что несмотря на всю нагрузку, учебная деятельность остается преобладающей; для 27 % опрашиваемых главной ценностью является занятие спортом, оно же является мотивацией для достижения высоких спортивных результатов; самая малочисленная группа опрошенных курсантов придерживаются идеи о том, что главной сферой их деятельности являются художественные коллективы.

Среди качеств, препятствующих или способствующих обучению, особого разнообразия выявлено не было. К способствующим обучению были отнесены такие личностные особенности курсантов, как упорство, усидчивость, целеустремленность, ответственность, заинтересованность, трудолюбие. К мешающим учебе была причислена лень, а также недостаток времени и неумение его грамотно распределить, неуверенность или самоуверенность, медлительность. Проведенное исследование показало, что соотношение типов мотивации на обучение среди опрошенных курсантов меняется в зависимости от курса в сторону внешней стимуляции, связанной с получением диплома. Это происходит за счет уменьшения доли курсантов, настроенных на овладение профессией. Уровень мотивации на получение знаний существенно не варьируется в зависимости от курса обучения. Возможно, данная ситуация связана с особенностями обучения в ведомственном вузе и с необходимостью совмещать учебную и служебную деятельность, нести службу в нарядах, выполнять требования старших по званию. Данные обстоятельства усложняют процесс обучения и требуют больших затрат от курсантов. Неправильно расставленные приоритеты в виде большей значимости служебной деятельности приводят к изменению соотношения типов мотивации в сторону желания получить диплом и выйти из стен учебного заведения. Результаты заставляют задуматься о важности развития внутренней мотивации у курсантов высших учебных заведений, связанной с поддержанием любознательности и интереса к выбранной профессии (за счет правильной расстановки приоритетов, слаженной работы курсового звена и преподавательского состава вуза).

Также был проведен опрос среди курсантов 2 курса Кузбасского института ФСИН России по вопросу: «Что вас мотивирует на образовательную деятельность?».

Высокая оценка со стороны окружающих — 3,3;

Принцип: все учатся, и я тоже — 7,69;

Различные поощрения — 15,38;

Повышенная стипендия — 36,26;

Личная ответственность — 37,36.

По данному опросу, можно сделать вывод, что личная ответственность и повышенная стипендия являются главными мотиваторами к учебной деятельности.

Стипендия не является положительной мотивацией, так как это значит, что учеба — это всего лишь получение денег, а не знаний. То есть нет как такового интереса к учебе и пропадает умение получения удовольствия от приобретенных знаний. Но, с другой стороны, желание получать повышенную стипендию, способствует положительным оценкам у курсантов.

Что касается личной ответственности — это является внутренней мотивацией каждого человека, кто-то развивает данное качество, а кто-то нет. Имея данное качество, курсант задает себе цель — стать хорошим сотрудником с большим багажом знаний, он оценивает сам себя и совершенствуется. Курсант чувствует ответственность перед собственным выбором, тем самым показывая наивысший результат в образовательной деятельности. Интерес к знаниям является важным элементом для формирования ответственности у курсантов.

Немалую роль играет способ мотивации как поощрения. Данный способ имеет две стороны, как и стипендия. С одной стороны, используя поощрения за добросовестное выполнение обязанностей в учебе, руководство способствует получению положительных оценок, тем самым повышая образовательный уровень курса, но с другой стороны этот вид мотивации отрицательно сказывается на некоторых курсантах, так как они учатся только ради поощрения, а не совершенствования своей личности.

Другие два варианта опроса являются менее значимыми способами мотивации для курсантов. Принцип: все учатся, и я тоже, а также оценка окружающих — слабый мотиватор для курсантов. Это значит, что курсанты имеют свои собственные установки, а не равняются на других и не зависят ни от чьего мнения. Данное качество способствует саморазвитию и в дальнейшем может положительно сказаться на служебной деятельности.

Таким образом, мотивация играет важнейшую роль в привлечении курсантов к учебной деятельности. Результаты исследований заставляют задуматься о необходимости развития внутренней мотивации у курсантов, связанной с поддержанием интереса к выбранной служебной деятельности. Следует правильно расставлять приоритеты и реализовывать правильные ценности для достижения желаемых результатов в разных сферах служебной деятельности, этому должно способствовать не только сам курсант, но и его окружение, включая преподавателей. Правильный подход преподавателей ведомственных институтов к образовательной деятельности способствует развитию стремления к учебе курсантов. Руководство также не должно оставаться в стороне, прививая интерес к будущей деятельности с помощью практики, основанной на личном опыте, побуждать курсантов изучать дисциплины института с наибольшей заинтересованностью. Мотивация — неотъемлемая часть обучения курсантов в ведомственных институтах ФСИН России.

Литература:

  1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
  2. . Бариляк И. А. Мотивация учебной деятельности курсантов и студентов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 3(30).
  3. Жданова И. В., Ластовец И. В. Особенности личностного развития курсантов МВД и психологические условия его гармонизации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3(59).
  4. Аверин В. А. Психология личности. СПб., 2001
  5. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2008
Основные термины (генерируются автоматически): курсант, процесс обучения, служебная деятельность, учебная деятельность, мотивационная ориентация, образовательная деятельность, Россия, внутренняя мотивация, личная ответственность, повышенная стипендия.


Ключевые слова

мотивация, образовательная деятельность, курсант, ФСИН России, ведомственный институт

Похожие статьи

О формировании мотивации к обучению у курсантов военных...

В работе рассматривается тема формирования мотивации к обучению курсантов в военных вузах.

Отражены особенности и условия мотивации к обучению.

Мотивация учебной деятельности курсантов связана с особенностями: исходного уровня готовности к

Развитие у курсантов мотивации возможно путём целевых ориентаций образовательной деятельности.

Проблема мотивационной готовности курсантов учебных...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с.12].

Формирование мотивации и потребности курсантов военного...

Рассматривается потребность и мотивация как внутренние побудители активности

«Мотивация учебной деятельности будущих офицеров детерминирует проявление ими

В процессе обучения в военном вузе учебная деятельность характеризуется двумя типами

Питер, 2000. — 512 с. 2. Богуславский, В. В. Мотивация учебной деятельности курсантов...

Военно-профессиональная мотивация | Статья в журнале...

Процесс формирования мотивации курсантов высших учебных заведений к занятиям

Во-вторых, упущения в деятельности субъектов воинского воспитания, проявляющиеся в разнице между

Для укрепления и развития внутренней мотивации в ходе обучения, важно создавать

Внешняя мотивация курсантов в ходе педагогического процесса обеспечивает...

Коучинг как метод обучения повышению мотивации к учебной...

...военное образование, методы обучения, мотивация учебной деятельности, коучинг.

6. Доломанюк Л. В. Мотивация учебной деятельности курсантов /Л. В. Доломанюк

В решении этой задачи важное место принадлежит не только процессу обучения...

Эффективное средство для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их...

Формирование военно-профессиональной мотивации...

Мотивация учебной деятельности — это динамический процесс, который...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности...

Формирование мотивации и потребности курсантов военного... В процессе обучения в

В процессе обучения в военном вузе учебная деятельность характеризуется двумя типами.

Развитие мотивации обучения кадет через развитие активности...

Библиографическое описание: Мишин, Г. А. Развитие мотивации обучения кадет через развитие

Мотивация обучения — это общее название для процессов, методов, средств побуждения

2. Деятельность кадет носит, в определенной степени, индивидуализированный характер.

В процессе учебной деятельности доминирование внутренней мотивации...

Индивидуально-психологические особенности будущих...

Учебный военный центр является образовательным учреждением, поэтому его основная

в учебной деятельности — способность к быстрому запоминанию учебного материала.

В деятельности его отличают пассивность и безразличность к делам коллектива.

Здесь в совместной, хорошо и интересно организованной деятельности у курсантов развиваются...

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов.

Похожие статьи

О формировании мотивации к обучению у курсантов военных...

В работе рассматривается тема формирования мотивации к обучению курсантов в военных вузах.

Отражены особенности и условия мотивации к обучению.

Мотивация учебной деятельности курсантов связана с особенностями: исходного уровня готовности к

Развитие у курсантов мотивации возможно путём целевых ориентаций образовательной деятельности.

Проблема мотивационной готовности курсантов учебных...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с.12].

Формирование мотивации и потребности курсантов военного...

Рассматривается потребность и мотивация как внутренние побудители активности

«Мотивация учебной деятельности будущих офицеров детерминирует проявление ими

В процессе обучения в военном вузе учебная деятельность характеризуется двумя типами

Питер, 2000. — 512 с. 2. Богуславский, В. В. Мотивация учебной деятельности курсантов...

Военно-профессиональная мотивация | Статья в журнале...

Процесс формирования мотивации курсантов высших учебных заведений к занятиям

Во-вторых, упущения в деятельности субъектов воинского воспитания, проявляющиеся в разнице между

Для укрепления и развития внутренней мотивации в ходе обучения, важно создавать

Внешняя мотивация курсантов в ходе педагогического процесса обеспечивает...

Коучинг как метод обучения повышению мотивации к учебной...

...военное образование, методы обучения, мотивация учебной деятельности, коучинг.

6. Доломанюк Л. В. Мотивация учебной деятельности курсантов /Л. В. Доломанюк

В решении этой задачи важное место принадлежит не только процессу обучения...

Эффективное средство для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их...

Формирование военно-профессиональной мотивации...

Мотивация учебной деятельности — это динамический процесс, который...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности...

Формирование мотивации и потребности курсантов военного... В процессе обучения в

В процессе обучения в военном вузе учебная деятельность характеризуется двумя типами.

Развитие мотивации обучения кадет через развитие активности...

Библиографическое описание: Мишин, Г. А. Развитие мотивации обучения кадет через развитие

Мотивация обучения — это общее название для процессов, методов, средств побуждения

2. Деятельность кадет носит, в определенной степени, индивидуализированный характер.

В процессе учебной деятельности доминирование внутренней мотивации...

Индивидуально-психологические особенности будущих...

Учебный военный центр является образовательным учреждением, поэтому его основная

в учебной деятельности — способность к быстрому запоминанию учебного материала.

В деятельности его отличают пассивность и безразличность к делам коллектива.

Здесь в совместной, хорошо и интересно организованной деятельности у курсантов развиваются...

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов.

Задать вопрос