Статья посвящена рассмотрению лексико-семантических средств, с помощью которых Оскар Уайльд создаёт образ главного героя в романе «Портрет Дориана Грея». Цель статьи — показать, как с помощью антитезы вечной молодости и стареющего портрета показано внутреннее падение героя. В работе характеризуются главные концепты романа — внешность Дориана Грея, двойник на холсте, как отражение его души, и психологический портрет персонажа, в котором прослеживается его изменение в худшую сторону. На основе их анализа нами рассмотрено, как пороки, запечатлённые на портрете, проступают и в поведении Дориана. Статья предназначена для широкого круга читателей, интересующихся романом или темой противопоставления внешности человека и его души.
Ключевые слова: образ Дориана Грея; лексико-семантические средства создания образа; антитеза.
Творчество Оскара Уайльда, знаменитого английского писателя, поэта, философа и ярчайшего представителя эстетизма в литературе, ученые анализируют с разных точек зрения на протяжении нескольких десятилетий. Несмотря на то, что в России О. Уайльд известен как прозаик, он творил в разных жанрах. Из-под его пера вышли стихи, поэма, пьесы, журналистские эссе и очерки, что позволило ему сформировать уникальную систему мировоззрения, которая ярко нашла своё отражение в романе «Портрет Дориана Грея».
Именно этот, единственный роман в творчестве писателя, стал самым известным произведением Уайльда, выйдя в свет в 1890 году. Уже тогда он сыскал скандальную славу у современников и разноречивые оценки, во многом благодаря неоднозначному образу главного героя.
С помощью, в сущности, незамысловатого сюжета, персонажей, окружающих главного героя, и уникальной эстетической позиции, выраженной в них, Оскар Уайльд создал яркий многогранный образ, который остаётся интересным читателям и по сей день. А мистическая тема стареющего портрета, выступающего антитезой к цветущему внешнему облику юноши, продолжает захватывать внимание не только философов, но и писателей, режиссёров и драматургов, взявших её за основу своих произведений уже после О. Уайльда.
С помощью лексико-семантических средств автор талантливо показывает контраст между молодым и привлекательным внешним образом главного героя и его разложившимся моральным обликом.
В первую очередь хочется обратить внимание на внешность Дориана Грея. Автор намеренно наделяет главного героя так называемыми «ангельскими» чертами: «ясными голубыми глазами», «золотистыми кудрями», «изящным рисунком алых губ» [3, с. 30]. Такая внешность невольно вызывает ассоциации с чем-то возвышенным, каноничным и светлым. Е. С. Куприянова отмечает, что с первоначальной претензией образа центрального персонажа связывается особый мифологический ряд, устанавливающий многочисленные параллели между Дорианом и «божественными юношами» античности — Адонисом, Парисом, Нарциссом, Антиноем. «Эта аллюзивная линия, — считает она, — нацелена на актуализацию классического эстетического эталона…» [1, с. 70]. И, действительно, внешность будто бы обожествляет Дориана, она притягивает и располагает к нему людей. Так, сам автор отмечает, что «в его лице было нечто такое, что сразу внушало доверие» [3, с. 31], а по мнению Лорда Генри, Дориан Грей «очаровательное существо, на которое всегда будет приятно смотреть…» [3, с. 11]. Мы видим, что акцент в повествовании намеренно ставится на необыкновенную красоту юноши — он нравится всем, кто его видит, а если вспомнить то, что с годами главный герой сохранит молодость, то описание «ангельской» внешности становится очевидной метафорой на античный образ «божественного юноши».
Внешность Дориана Грея — один из двух главных концептов, с помощью которых автор строит главный образ романа. В контрасте с ним выступает портрет, написанный рукой Бэзила Холлуорда, он же является отражением подлинной сущности главного героя, проявившейся в последствии. Приятной, не изменившейся с годами, внешности противопоставляется отталкивающее описание портрета: «отвратительное лицо, жутко ухмыляющееся с полотна», «ужасная перемена», «поредевшие волосы», «угасшие глаза» [3, с. 247–248].
Мы помним, что в начале романа портрет был полной копией юноши, но после роковой клятвы постепенно начал меняться, искажаясь вместо героя и вместе с тем перенимая на себя его пороки. Можно сказать, что Дориан и его портрет внешне полностью противоположны, и, действительно, автор нарочно выстраивает такую понятную антитезу образов с помощью лексико-семантических средств.
Н. Б. Титова считает, что «в интерпретации Уайльда двойник — тёмное роковое начало» [2, с. 956], похожая мысль встречается и у З. В. Экажевой, она отмечает, что «именно портрет даёт юноше познать порок в совершенстве» [4, с. 33]. И, правда, как только Дориан осознал, что двойник на холсте берет на себя все последствия его образа жизни, то почувствовал, что ему все нипочем, — это развязало ему руки. Итак, вечная молодость и красота резонируют с уродливым стареющим образом на холсте. Это противостояние приятной наружности и души, внешнего и внутреннего, является главной антитезой романа.
Изменения портрета очевидны, но на самом деле меняется не только он: сам Дориан тоже не остаётся прежним. Его красота и молодость никуда не делись, но зачерствевшая душа, к слову, отражённая на портрете, все ещё остаётся при нём. По мере того, как стареет портрет, Дориан меняется с ним в худшую сторону. Метаморфозы эти заметны и в психологическом портрете юноши. Так, при первой встрече с главным героем во второй главе автор характеризует его действия следующим образом: «протянул капризно», «поспешно вскочил, порозовев от смущения» [3, с. 29]. Здесь Дориан своим поведением напоминает наивного ребёнка, его простота и искренность располагают к себе людей, как и соответствующая его чистому образу внешность. Во второй же половине романа мы встречаем уже другие примеры: «спросил с безразличным голосом» [3, с. 236], «нетерпеливо воскликнул» [3, с. 238], «перебил» [3, с. 241], «сказал, отчеканивая слова» [3, с. 245]. Этими словами автор передаёт нервозность и тревожность персонажа, а вместе с ними и его растущий нарциссизм. И, если Дориан видел изменения лишь в своём нарисованном двойнике, то окружающие его люди видели эти изменения в поведении юноши и постепенно стали отворачиваться от героя, потому как репутация его стала такой же гнилой, как и образ на портрете.
Таким образом, мы видим, как Оскар Уайльд талантливо играет, казалось бы, простыми внешними характеристиками — ангельской внешностью героя и гнилой душой, заключённой на холсте, но между тем показывает, что пороки все равно проступают в человеке, и окружающим не обязательно смотреть на спрятанный портрет, чтобы их увидеть.
Литература:
- Куприянова, Е. С. Мифологема «вечной юности» и роман О.Уайльда «Портрет Дориана Грея» [Текст]/ Е. С. Кприянова// Вестник новгородского государственного университета № 51, 2009, С. 70–73.
- Титова, Н. Б. Структурные особенности категории двойника (на примере произведений О. Уайльда) [Текст]/ Н. Б. Титова// Литературоведение. Межкультурная коммуникация. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, № 4 [2], 2010, С. 955–957.
- Уайльд, Оскар. Портрет Дориана Грея [Текст] / Оскар Уайльд; [пер. с англ. В. В. Чухно]. — Москва: Издательство «Э», 2016. — 352с. — (Всемирная литература).
- Экажева, З. В. Образ-символ портрета в литературе (на примере повести Н.В Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея») [Текст]/ З. В. Экаджева// Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 9 (30) Т.2, 2020, С. 30–34.