Самооценка женщин зрелого возраста, не прошедших сепарацию от родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 28.11.2022

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Горохова, И. С. Самооценка женщин зрелого возраста, не прошедших сепарацию от родителей / И. С. Горохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/443/96914/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье представлены результаты исследования самооценки женщин зрелого возраста, проживающих в родительских семьях. Представлены результаты диагностики типов воспитания их матерей. Найдены достоверные взаимосвязи, позволяющие оценить связь между такими явлениями как: самооценка взрослых детей и тип воспитания матерей, указывающих на причины незавершенной сепарации между детьми и родителем (матери).

Ключевые слова : психологическая сепарация от родителей, женщины зрелого возраста, матери, тип воспитания, самооценка, женственность.

Согласно данным ВОЗ период жизни человека в границах от 18 до 44 лет является периодом молодости. Наше исследовательское внимание направлено на выборку женского пола в возрасте от 30 до 39 лет. Данный отрезок жизни входит в период молодости по данным ВОЗ. Однако, справедливо отметить, что молодость в периодизации ВОЗ занимает достаточно продолжительный отрезок, а потому философия человека и состояние его здоровья в 18–20 лет может резко отличаться от таковых признаков в 25–30 лет и тем более после 30 лет. Кроме того, молодость — достаточно емкое и неопределенное понятие, поэтому считаем необходимым определить данное понятие для женщин.

Молодость для женщины — это расцвет ее сексуальности, период установления прочных интимно-личностных контактов, период создания семьи, и, конечно, способности к рождению здорового потомства как подтверждение ее фертильности [3]. Конечно, в настоящее время не все женщины стремятся к образованию семьи, есть и те, для кого карьера первичнее, а создание семьи и рождение ребенка откладывается на более поздний срок, есть и вовсе движение «чайлдфри», т. е. сообщество женщин, сознательно отказывающихся от роли материнства, но претендующие на партнерство с противоположным полом [4]. Есть еще одна причина, по которой женщины старше 30 лет все еще проживают в родительской семье, не имеют постоянного партнера, а некоторые и вовсе отличаются небогатым опытом общения с мужчинами. Эта причина, о которой непринято говорить, — незавершенная психологическая сепарации от родителей [2].

Женщине по природе не свойственно проживать свою жизнь в одиночестве, поэтому, если это не осознанный отказ от интимно-личностных отношений, семьи, детей, то такое одиночество может отражаться на самооценке взрослой женщины и влиять на различные сферы жизни [1; 3].

Самооценка личности как психологический феномен является предметом изучения в психологической науке на протяжении уже многих лет. Интерес к данному феномену проявляют как отечественные, так и зарубежные ученые. Однако несмотря на плодотворность научных исследований, в психологической науке продолжаются дискуссии с целью прийти к общему толкованию данного феномена. Данные дискуссии пока еще не увенчались успехом, а потому единое определение феномена самооценки личности в науке отсутствует. Рассмотрим точки зрения ученых и охарактеризуем данный феномен.

Представители зарубежного течения (З. Фрейд, А. Бандура, Г. Мид, Б. Скиннер, А. Маслоу, Р. Мей, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) акцентируют наше внимание на концепции «Я». «Я»-концепция — это модель, отражающая представления индивида о самом себе. В данной модели имеется как когнитивный, так и эмоциональный, ценностный элементы. Поведение человека строго регламентируется и направляется всеми элементами данной модели. Самооценка в структуре данной модели соотносится с эмоциональным и ценностным элементами [5].

В отечественной психологии выдающимися учеными Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, В. В. Столиным, В. С. Мухиной и др., самооценка представляет собой стержень личности, фундамент личности, формирующий самосознание. Ученые подчеркивают связь деятельности и самооценки личности. Данная связь выражается в том, что именно в деятельности возможно формирование самооценочного компонента личности [5].

В целом, обобщая позиции ученых, самооценку можно трактовать как систему знаний человека о самом себе, которая формируется в процессе собственной деятельности, проб и ошибок, с одной стороны, а с другой стороны, под влиянием социума. Качественная характеристика самооценки может способствовать активной целенаправленной деятельности на пути достижения цели, а также выступать препятствием в достижении цели. Самооценка личности также является тем фундаментом, на основе которого формируются здоровые, гармоничные отношения с другими представителями социума.

Известно, что определенная доля взрослых людей сохраняют симбиотическую привязанность к родителям, что во многом обусловлено особенностями родительского воспитания. Даже несмотря на свою внешнюю социальную успешность, их, возможно, можно отнести к лицам с внутренними проблемами, которые могут быть связаны с негативным отношением к себе. Мы осуществили инструментальное психодиагностическое обследование взрослых незамужних бездетных женщин вне постоянных отношений (30–40 лет), проживающих с родителями, в количестве 12 человек, которые составили нашу выборку. Испытуемые тестировались на предмет их самооценки (Экспресс-диагностика уровня самооценки Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова) [6]. Также в исследовании были задействованы матери испытуемых в количестве 12 человек. Возраст матерей от 57 лет до 66. Матерям предлагался опросник «Типы воспитания детей» [7]. Всего в исследовании приняло участи 24 человека: 12 молодых незамужних женщин в возрасте 30–40 лет, проживающих с родителями, и сами родители (12 человек), в частности матери этих женщин.

Согласно полученным результатам по каждой из методик мы имеем возможность качественно-количественного анализа данных. Последние представлены на рисунках 1–2 и в таблице.

Выраженность самооценки в нашей группе испытуемых-женщин выглядит следующим образом (см. рис.1).

Выраженность самооценки в группе испытуемых

Рис. 1. Выраженность самооценки в группе испытуемых

Из рисунка 1 следует, что в группе испытуемых усредненный уровень самооценки составляет 47,83, что свидетельствует о ее очевидной заниженности, то есть речь идет о том, что нашим испытуемым свойственны постоянные сомнения в себе, в своих возможностях, высокая критичность по отношению к себе, что препятствует, в свою очередь, объективному признанию собственных положительных качеств, даже несмотря на их очевидность; также они склонны к социальным страхам отвержения социумом, они лишены решительности, чувства своей притягательности, для них характерны чрезвычайная ревнивость, трусоватость, стеснительность, обидчивость, завистливость и т. п. Принято считать, что основы подобного отношения к себе закладываются в родительской семье.

В поисках таких оснований мы пришли к изучению стилей воспитания, доминирующих в родительских семьях испытуемых нашей выборки.

Соотношение выраженностей стилей семейного воспитания, по мнению матерей наших испытуемых, отражено на гистограммах ниже (рис. 2).

Соотношение выраженностей стилей семейного воспитания в группе матерей

Рис. 2. Соотношение выраженностей стилей семейного воспитания в группе матерей

Из рисунка 2 следует, что в группе испытуемых диагностически репрезентативными данные получились по шкалам «Повышенная моральная ответственность» (8,41), «Ежовые рукавицы» (5,16), «Золушка» 7,66). Остальные шкальные показатели оказались выраженными в незначимой степени, а поэтому оказались вне описательного поля внимания.

Итак, во-первы х, стилистике воспитания родителей испытуемых свойственны: сверхнормативные экспектации относительно будущего ребенка (его потенциала, социальной успешности, интеллекта и т. п.); обременение детей неподъемными и неадекватными возрастным ресурсам обязанностями; доминирование рациональности в воспитании (постоянные нравоучения и требования), формализованных установок по отношению к детям, что может привести к бесполой педагогике и эмоциональной уплощенности, их неспособности адаптироваться к эмоциогенной противоречивой ситуации; во-вторых , диагностирован стиль, характеризуемый: пристальным вниманием к своим детям и постоянным за ними контролем, навязывая им свою клишированную ценностно-смысловую ориентацию; полным пренебрежением к детской индивидуальности, из-за чего заметно снижается приспособительный потенциал ребенка, провоцируются межличностные противоречия в группе ровесников,, потребительство и чувство бессилия; отсутствием тепла, требованием неукоснительного послушания, из-за чего дети эмоционально черствеют; в-третьих , диагностирован стиль, характеризуемый: дефицитом нежности и любви при избытке унижений, в результате чего дети переживают свою ненужность, стараясь при этом быть похожими на некий родительский образец, угождая, но получая взамен только недовольство и гневные реакции; беспричинными наказаниями, постоянными поручениями и нагрузками, в результате чего дети не понимают, как себя вести и уходят от безнадежности в выдуманный беспроблемный мир, а повзрослев склонны к мстительны тенденциям по отношению к родителям.

Таким образом, результаты исследования позволяют нам достаточно убедительно говорить, что выявленные типы воспитания выступают препятствием для психологической сепарации женщин молодого возраста.

Литература:

  1. Алямкина М. А. Особенности ценностно-смысловой сферы женщин, не состоящих в браке / М. А. Алямкина, Е. В. Арсеньева // Огарёв-online. — 2014. — № 1. — С. 5–14.
  2. Белова А. В. Особенности образа мира у замужних и незамужних женщин // Наука и современное общество: актуальные вопросы, достижения и инновации Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Издательство: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.) (Пенза). — 2021. — С. 134–138.
  3. Вараева Н. В. Феномен женственности и его взаимосвязь с женской самооценкой // Наука, образование, общество. 2016. № 1 (7). С. 269–280.
  4. Вараева Н. В. Феноменология женственности и женская идентичность в современном социуме// Индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые идеи, проблемы, научные направления, Институт психологии РАН. Москва. 2020 С. 359–372.
  5. Горькая, Ж. В. Психология ценностей / Ж. В. Горькая. — Самара: Издательство «Самарский университет», 2014. — 92 c.
  6. Фетискин, Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. /Н. П. Фетискин и др. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.53–54
  7. Шапарь, В. Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. Ростов н/Д., 2006. С.77–85.
Основные термины (генерируются автоматически): группа испытуемых, женщина, самооценка личности, родитель, ценностный элемент, выраженность самооценки, соотношение выраженностей стилей, семейное воспитание, самооценка, родительская семья, ребенок, психологическая наука, постоянная, период молодости, отношение, мать, зрелый возраст.


Ключевые слова

матери, самооценка, женственность, тип воспитания, : психологическая сепарация от родителей, женщины зрелого возраста

Похожие статьи

Роль родителей в формировании самооценки ребёнка

Поэтому основу самооценки закладывают именно родители, как активные участники и организаторы

Почему же в становлении самооценки ведущую роль играет именно мать?

Психологический журнал. 1992.-№ 4.-С.99–100. Куперсмит С. Предпосылки самооценки.

Самооценка в детстве — это первоначально присвоение ребёнком оценки родителей.

Семья как фактор формирования социальной уверенности...

младший школьный возраст, ребенок, адекватная самооценка, завышенная самооценка

ребенок, семья, отношение, заниженная самооценка, фрустрация потребностей

У детей из полных семей уровень самооценки, чаще всего...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, самооценка, адекватная самооценка, младший.

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей...

...применяемого родителями, на самооценку и межличностные отношения детей 8–10 лет. В исследовании приняли участие 2 группы детей: дети 8 лет — 31 человек, дети 10 лет — 31

данных показал, что самооценка детей 8–10 лет зависит от типа семейного воспитания.

На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи.

Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной...

Становление самоотношения и самооценки ребенка — процесс долгий и многоуровневый.

Самооценка ребенка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых

Активное влияние семьи на становление и формирование самооценки ребенка бесспорно

семейное воспитание, ребенок, родитель, стиль, стиль воспитания, мать, семья, Адлер...

Особенности самооценки подростков из неполных семей

Авторами проанализирована специфика развития самооценки в подростковом возрасте.

Сензитивным периодом изменений самооценки является подростковый возраст.

Дети из неполных семей нуждаются в признании группой сверстников.

Меньший процент испытуемых имеет средний и низкий уровень самооценки.

Смысложизненные ориентации многодетных матерей

Ключевые слова:материнство, многодетность, смысложизненные ориентации, личность

Изучение психологических особенностей многодетных матерей актуально в настоящее

была создана выборка, включающая 20 женщин от 29–49 лет, которые имеют от 3–6 детей.

Низкий уровень показали 10 % испытуемых. Такие результаты, даже при общем высоком показатели...

Результаты эмпирического исследования взаимосвязи...

 Современное общество ориентировано на отношение к самореализации личности как источнику

Выборка: всего в исследовании приняло участие 60 женщин в возрасте от 20 до 40 лет.

Средний возраст участниц эмпирического исследования составил 32,3 лет.

Показатели невротизации у испытуемых указывают, что из общего числа испытуемых 83,3 % обладают...

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для...

Юношеский возраст — критический период для развития самооценки.

По методике А уровень самооценки складывается из коэффициента самооценки по. В результате обследования выявлено, что у 55% испытуемых уровень самооценки по.

Самооценка – результат постоянного сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с.

Самооценка и ее роль в формировании личности | Юный ученый

Библиографическое описание: Лесникова, А. А. Самооценка и ее роль в формировании личности / А. А

Ключевые слова : самооценка, личность, Я-концепция личности.

– живем в негативном обществе, постоянно имеем дело с негативно настроенными людьми.

Однако семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в...

Похожие статьи

Роль родителей в формировании самооценки ребёнка

Поэтому основу самооценки закладывают именно родители, как активные участники и организаторы

Почему же в становлении самооценки ведущую роль играет именно мать?

Психологический журнал. 1992.-№ 4.-С.99–100. Куперсмит С. Предпосылки самооценки.

Самооценка в детстве — это первоначально присвоение ребёнком оценки родителей.

Семья как фактор формирования социальной уверенности...

младший школьный возраст, ребенок, адекватная самооценка, завышенная самооценка

ребенок, семья, отношение, заниженная самооценка, фрустрация потребностей

У детей из полных семей уровень самооценки, чаще всего...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, самооценка, адекватная самооценка, младший.

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей...

...применяемого родителями, на самооценку и межличностные отношения детей 8–10 лет. В исследовании приняли участие 2 группы детей: дети 8 лет — 31 человек, дети 10 лет — 31

данных показал, что самооценка детей 8–10 лет зависит от типа семейного воспитания.

На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи.

Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной...

Становление самоотношения и самооценки ребенка — процесс долгий и многоуровневый.

Самооценка ребенка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых

Активное влияние семьи на становление и формирование самооценки ребенка бесспорно

семейное воспитание, ребенок, родитель, стиль, стиль воспитания, мать, семья, Адлер...

Особенности самооценки подростков из неполных семей

Авторами проанализирована специфика развития самооценки в подростковом возрасте.

Сензитивным периодом изменений самооценки является подростковый возраст.

Дети из неполных семей нуждаются в признании группой сверстников.

Меньший процент испытуемых имеет средний и низкий уровень самооценки.

Смысложизненные ориентации многодетных матерей

Ключевые слова:материнство, многодетность, смысложизненные ориентации, личность

Изучение психологических особенностей многодетных матерей актуально в настоящее

была создана выборка, включающая 20 женщин от 29–49 лет, которые имеют от 3–6 детей.

Низкий уровень показали 10 % испытуемых. Такие результаты, даже при общем высоком показатели...

Результаты эмпирического исследования взаимосвязи...

 Современное общество ориентировано на отношение к самореализации личности как источнику

Выборка: всего в исследовании приняло участие 60 женщин в возрасте от 20 до 40 лет.

Средний возраст участниц эмпирического исследования составил 32,3 лет.

Показатели невротизации у испытуемых указывают, что из общего числа испытуемых 83,3 % обладают...

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для...

Юношеский возраст — критический период для развития самооценки.

По методике А уровень самооценки складывается из коэффициента самооценки по. В результате обследования выявлено, что у 55% испытуемых уровень самооценки по.

Самооценка – результат постоянного сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с.

Самооценка и ее роль в формировании личности | Юный ученый

Библиографическое описание: Лесникова, А. А. Самооценка и ее роль в формировании личности / А. А

Ключевые слова : самооценка, личность, Я-концепция личности.

– живем в негативном обществе, постоянно имеем дело с негативно настроенными людьми.

Однако семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в...

Задать вопрос