Смысложизненные ориентации многодетных матерей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Михайлова, В. С. Смысложизненные ориентации многодетных матерей / В. С. Михайлова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7152/ (дата обращения: 24.04.2024).

В данной статье представлены результаты исследования смысложизненных ориентаций матерей, имеющих трех и более детей.

Ключевые слова:материнство, многодетность, смысложизненные ориентации, личность, психологические качества.

 

Изучение психологических особенностей многодетных матерей актуально в настоящее время по ряду причин. Во-первых, в связи со спецификой этой формы семьи, которая в настоящее время в психологическом аспекте недостаточно изучена. Во-вторых, из-за недостаточной разработанности самого понятия материнства. Так, Б. Бернс в предисловии к книге «Разные лики материнства» пишет: «Если мы хотим понять детское развитие и убеждены, что ранние годы важны для жизни ребенка, тогда, вероятно, важно исследовать наши представления о матери. Если мы хотим понять развитие человека, тогда материнство, конечно, — важная область исследований». Однако при всей значимости проблемы материнства, само материнство как психологический феномен исследован недостаточно.

По мнению Е. В. Пономаревой, материнство — социально-культурный феномен, особая форма самореализации женщины, предназначенная ей природой, проявляющаяся в духовной потребности быть матерью и в определенном поведении: в заботе о потомстве, любви к детям, ответственности за их воспитание.

Филиппова Г. Г. рассматривает материнство с точки зрения трех подходов: материнство как взаимодействие матери и ребенка, материнство как результат развития мотивационно-потребностной сферы личности женщины и материнство как определенный набор личностных качеств женщины [6]. В рамках исследования личностных особенностей матери изучены и особенности ее мотивационно-потребностной сферы (А. А. Бодалев, В. В. Столин, О. А. Карабанова, Г. Г. Филиппова, Е. И. Захарова, Е. Ю. Печникова и др.). В структуре направленности личности центральным является феномен смысла жизни — как индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем или иным значимым для нее объектам или явлениям.

С точки зрения второго подхода, материнство — результат развития мотивационно-потребностной сферы личности женщины, что подразумевает мотив, придающий всему поведению определенный смысл. Психологический анализ закономерностей становления и функционирования личностного смысла является центральной проблемой при изучении путей развития и воспитания личности как индивидуальности (А. Г. Асмолов).

В ряде работ (В. Э. Чудновский, Д. А. Леонтьев, Г. В. Акопов, А. В. Горбачева, З. К. Голышева) понятие смысла жизни также отождествляется с понятием смысложизненных ориентаций. Смысложизненные ориентации каждого человека — это набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования [8]. Особенность данной потребности заключается в уникальности её понимания каждым человеком, а, следовательно, невозможно определить готовые клише наиболее успешных целей существования, что и создаёт трудности их изучения и развития.

При этом Д. А. Леонтьев раскрывает содержание данного феномена следующим образом. Смысложизненные ориентации как сложные социально-психологические образования порождаются реальными значимыми жизненными взаимоотношениями субъекта и бытия, они релевантны по отношению ко всему жизненному пути личности (включая прошлое, настоящее, будущее), задают вектор и границы самореализации личности как субъекта жизненного пути через структурную организацию жизненных целей — ценностей [5].

Для определения уровня смысложизненных ориентаций, а именно результата осознания целей и смысла собственной жизни мы использовали «Опросник смысложизненных ориентаций», который был адаптирован Леонтьевым Д. А.

Для нашего исследования была создана выборка, включающая 20 женщин от 29–49 лет, которые имеют от 3–6 детей. Выборка является репрезентативной по своему составу: 85 % респондентов состоят в браке, 55 % имеют высшее образование, 5 % — неполное высшее, 40 % — среднее специальное.

Основываясь на данных средних значений и стандартных отклонений, приведенными Леонтьевым Д. А., получились следующие результаты:

По общему показателю ОЖ 2 матери (10 %) показали низкий уровень смысложизненных ориентаций, 6 матерей (30 %) показали средний уровень, и 12 матерей (60 %) показали высокие результаты (см. Рис.1). Это значит, что большинство матерей, участвующих в нашем исследовании живут осмысленной жизнью, ставят перед собой ясные цели, добиваются результатов. Большинство матерей полностью удовлетворены своей жизнью, ясно соотносят цели с будущим, эмоциональную насыщенность — с настоящим, удовлетворенность — с достигнутыми результатами, с прошлым.

Рис. 1.

 

Ниже представлены результаты респондентов по субшкалам, которые были разделены на три уровня (табл.1).

Таблица 1

Распределение выборки по результатам исследования смысложизненных ориентаций (%)

Уровень осмысленности

Осмысленность жизни

Осмысленность целей

Процесс жизни

Результативность жизни

Локус контроля «Я»

Локус контроля «Жизнь»

Высокий

60 %

60 %

50 %

55 %

60 %

60 %

Средний

30 %

30 %

35 %

40 %

30 %

35 %

Низкий

10 %

10 %

15 %

5 %

10 %

5 %

 

Шкала «Осмысленность целей». Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. 60 % респондентов показали высокий уровень по данной шкале. Такие результаты вероятно характеризуют не только целеустремленного человека, но и прожектора, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Средний уровень по шкале «осмысленность целей» показали 30 % респондентов. Низкий уровень показали 10 % испытуемых. Такие результаты, даже при общем высоком показатели осмысленности жизни, присущи людям, которые живут сегодняшним или вчерашним днем.

Шкала «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Содержание этой шкалы совпадает с теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. 60 % респондентов показали высокий уровень по данной шкале. Высокие баллы по данной шкале, вероятно, характеризуют гедониста, живущего сегодняшним днем. 30 % испытуемых показали средний уровень, и 10 % — низкий. Такие результаты — признак неудовлетворенностью своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущем.

Шкала «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией».

Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. 50 % испытуемых показали высокий уровень. Высокие баллы характеризуют человека, который, скорей всего, доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. 35 % респондентов показали средний уровень результативности жизни и 15 % — низкий уровень, что означает, вероятно, неудовлетворенность прожитой частью жизни.

Шкала «Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни»).

55 % респондентов показали высокий уровень по данной шкале. Такие баллы по данной шкале соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. 40 % испытуемых показали средний уровень, и 5 % — низкий. Низкие баллы свидетельствуют о неверии в свои силы контролировать события собственной жизни.

Шкала «Локус контроля — жизнь или управляемость жизни».

60 % респондентов показали высокие результаты, и 35 % — средние. Высокие баллы соответствуют убеждению в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкий уровень по данной шкале показали 5 % матерей. Такие результаты характеризуют фатализм, убежденность в том, что жизнь неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Основываясь на полученных данных средних значений и стандартных отклонений нашей выборки, мы получили следующие результаты:

По общему показателю ОЖ 2 матери (10 %) показали низкий уровень смысложизненных ориентаций, 14 матерей (70 %) показали средний уровень, и 4 матери (20 %) показали высокие результаты (см. Рис.2).

Рис. 2.

 

Ниже так же представлены результаты респондентов по субшкалам, которые были разделены на три уровня (табл.2).

Таблица 2

Распределение выборки на три уровня по результатам исследования смысложизненных ориентаций (%)

Уровень осмысленности

Осмысленность жизни

Осмысленность целей

Процесс жизни

Результативность жизни

Локус контроля «Я»

Локус контроля «Жизнь»

Высокий

20 %

30 %

30 %

15 %

10 %

15 %

Средний

70 %

60 %

45 %

70 %

70 %

70 %

Низкий

10 %

10 %

25 %

15 %

20 %

15 %

 

Таким образом, по результатам опросника «Смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева можно сделать вывод о том, что многодетные матери показали достаточно высокие результаты смысложизненных ориентаций. Это значит, что большинство матерей, участвующих в нашем исследовании живут осмысленной жизнью, ставят перед собой ясные цели, добиваются результатов. Большинство матерей полностью удовлетворены своей жизнью, ясно соотносят цели с будущим, эмоциональную насыщенность — с настоящим, удовлетворенность — с достигнутыми результатами, с прошлым. Таким мамам характерны целеустремленность, жизнерадостность, свобода выбора и ощущение себя творцом своей жизни.

 

Литература:

 

1.         Артюхова, Ю. В. Ценности и воспитание [Текст] /Ю. В. Артюхова // Педагогика — 2005г. — № 4 с. 117–121.

2.         Бодалев, А. А. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними [Текст] / А. А. Бодалев // Мир психологии. — 2001. — № 2. — С. 54–58.

3.         Васягина, Н. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России [Текст]: монография / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург: [б.и.], 2013. — 364 с.

4.         Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) [Текст]/Д. А. Леонтьев — М.: «СМЫСЛ», 1992. — 16 с.

5.         Леонтьев Д. А. Психология смысла [текст].- М.: Смысл, 2003.

6.         Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии [Текст] / Г. Г. Филиппова // Вопросы психологии из Перечня ВАК. — 2001.- № 2. — С.23–35.

7.         Филиппова, Г. Г. Психология материнства [Текст]: учеб. пособие / Г. Г. Филиппова. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002–240 с.

8.         Чудновский В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии.- № 3.-2003.- С.3–15.

Основные термины (генерируются автоматически): уровень, шкала, большинство матерей, высокий уровень, жизнь, локус контроля, мать, ориентация, процесс жизни, результативность жизни.

Похожие статьи

Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия

У 3% представителей данной группы выявлен низкий уровень постановки и осознания целей, у 6% - низкий уровень результативности жизни, у 6% - низкий уровень «локуса-контроля – Я» и «локуса-контроляжизнь».

Смысложизненные ориентации студентов-первокурсников...

основе собственных целей и смыслов (Локус контроля — Я); считают людей

Основные термины (генерируются автоматически): студент, уровень интернет-зависимости, интернет-зависимое поведение, Шкала интернет-зависимости, Чен, интернет, собственная жизнь, риск...

Мотивация как фактор успешности профессиональной деятельности

локус контроляжизнь, или управляемость жизни: средний уровень у 72 процентов работников, низкий уровень у 28 процентов, низкие уровень — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю...

Особенности смысложизненных ориентаций...

Локус контроля- жизнь — 33,10

Результативность жизни — 27, 30

Локус контроля-я — 19,97. Во всех пяти шкалах больше баллов получили студенты во...

Особенности ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин...

уровень выраженности кризиса, жизнь, среднее, женщина, выраженный симптом кризиса, кризисное состояние, возрастной кризис, счастливая семейная жизнь, локус контроля, результативность жизни.

Изучение связи уровня субъективного локуса контроля...

Очень высокий уровень субъективного благополучия (1 стен) отмечен у 1% студентов. У 3% представителей данной группы выявлен низкий уровень постановки и осознания целей, у 6% - низкий уровень результативности жизни, у 6% - низкий уровень «локуса-контроля – Я» и...

Особенности жизнестойкости осужденных различного возраста...

Результативность жизни, удовлетворенность самореализацией. 24,6.

Локус контроляжизнь, управляемость жизни. 29,0. 26,0.

Статистически значимые различия на уровне p≤0,01 выявлены по шкале «локус контроля — Я (Я-хозяин жизни)» между группой респондентов в...

Самооценка, уровень притязаний — факторы, регулирующие...

‒показатель «результативность жизни» достиг среднего уровня у 10 % подростков. ‒ показатель «локус контроля — я»- не изменился, остался на прежнем уровне у 15 % (низкие баллы по шкале «локус контроля — Я» (Я — хозяин жизни)...

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

Низкие баллы по шкале «локус контроляжизнь или управляемость жизни» демонстрируют 30 % подростков группы риска, то есть фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно...

Похожие статьи

Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия

У 3% представителей данной группы выявлен низкий уровень постановки и осознания целей, у 6% - низкий уровень результативности жизни, у 6% - низкий уровень «локуса-контроля – Я» и «локуса-контроляжизнь».

Смысложизненные ориентации студентов-первокурсников...

основе собственных целей и смыслов (Локус контроля — Я); считают людей

Основные термины (генерируются автоматически): студент, уровень интернет-зависимости, интернет-зависимое поведение, Шкала интернет-зависимости, Чен, интернет, собственная жизнь, риск...

Мотивация как фактор успешности профессиональной деятельности

локус контроляжизнь, или управляемость жизни: средний уровень у 72 процентов работников, низкий уровень у 28 процентов, низкие уровень — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю...

Особенности смысложизненных ориентаций...

Локус контроля- жизнь — 33,10

Результативность жизни — 27, 30

Локус контроля-я — 19,97. Во всех пяти шкалах больше баллов получили студенты во...

Особенности ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин...

уровень выраженности кризиса, жизнь, среднее, женщина, выраженный симптом кризиса, кризисное состояние, возрастной кризис, счастливая семейная жизнь, локус контроля, результативность жизни.

Изучение связи уровня субъективного локуса контроля...

Очень высокий уровень субъективного благополучия (1 стен) отмечен у 1% студентов. У 3% представителей данной группы выявлен низкий уровень постановки и осознания целей, у 6% - низкий уровень результативности жизни, у 6% - низкий уровень «локуса-контроля – Я» и...

Особенности жизнестойкости осужденных различного возраста...

Результативность жизни, удовлетворенность самореализацией. 24,6.

Локус контроляжизнь, управляемость жизни. 29,0. 26,0.

Статистически значимые различия на уровне p≤0,01 выявлены по шкале «локус контроля — Я (Я-хозяин жизни)» между группой респондентов в...

Самооценка, уровень притязаний — факторы, регулирующие...

‒показатель «результативность жизни» достиг среднего уровня у 10 % подростков. ‒ показатель «локус контроля — я»- не изменился, остался на прежнем уровне у 15 % (низкие баллы по шкале «локус контроля — Я» (Я — хозяин жизни)...

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

Низкие баллы по шкале «локус контроляжизнь или управляемость жизни» демонстрируют 30 % подростков группы риска, то есть фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно...