Самооценка женщин зрелого возраста, не прошедших сепарацию от родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 28.11.2022

Статья просмотрена: 222 раза

Библиографическое описание:

Горохова, И. С. Самооценка женщин зрелого возраста, не прошедших сепарацию от родителей / И. С. Горохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/443/96914/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлены результаты исследования самооценки женщин зрелого возраста, проживающих в родительских семьях. Представлены результаты диагностики типов воспитания их матерей. Найдены достоверные взаимосвязи, позволяющие оценить связь между такими явлениями как: самооценка взрослых детей и тип воспитания матерей, указывающих на причины незавершенной сепарации между детьми и родителем (матери).

Ключевые слова : психологическая сепарация от родителей, женщины зрелого возраста, матери, тип воспитания, самооценка, женственность.

Согласно данным ВОЗ период жизни человека в границах от 18 до 44 лет является периодом молодости. Наше исследовательское внимание направлено на выборку женского пола в возрасте от 30 до 39 лет. Данный отрезок жизни входит в период молодости по данным ВОЗ. Однако, справедливо отметить, что молодость в периодизации ВОЗ занимает достаточно продолжительный отрезок, а потому философия человека и состояние его здоровья в 18–20 лет может резко отличаться от таковых признаков в 25–30 лет и тем более после 30 лет. Кроме того, молодость — достаточно емкое и неопределенное понятие, поэтому считаем необходимым определить данное понятие для женщин.

Молодость для женщины — это расцвет ее сексуальности, период установления прочных интимно-личностных контактов, период создания семьи, и, конечно, способности к рождению здорового потомства как подтверждение ее фертильности [3]. Конечно, в настоящее время не все женщины стремятся к образованию семьи, есть и те, для кого карьера первичнее, а создание семьи и рождение ребенка откладывается на более поздний срок, есть и вовсе движение «чайлдфри», т. е. сообщество женщин, сознательно отказывающихся от роли материнства, но претендующие на партнерство с противоположным полом [4]. Есть еще одна причина, по которой женщины старше 30 лет все еще проживают в родительской семье, не имеют постоянного партнера, а некоторые и вовсе отличаются небогатым опытом общения с мужчинами. Эта причина, о которой непринято говорить, — незавершенная психологическая сепарации от родителей [2].

Женщине по природе не свойственно проживать свою жизнь в одиночестве, поэтому, если это не осознанный отказ от интимно-личностных отношений, семьи, детей, то такое одиночество может отражаться на самооценке взрослой женщины и влиять на различные сферы жизни [1; 3].

Самооценка личности как психологический феномен является предметом изучения в психологической науке на протяжении уже многих лет. Интерес к данному феномену проявляют как отечественные, так и зарубежные ученые. Однако несмотря на плодотворность научных исследований, в психологической науке продолжаются дискуссии с целью прийти к общему толкованию данного феномена. Данные дискуссии пока еще не увенчались успехом, а потому единое определение феномена самооценки личности в науке отсутствует. Рассмотрим точки зрения ученых и охарактеризуем данный феномен.

Представители зарубежного течения (З. Фрейд, А. Бандура, Г. Мид, Б. Скиннер, А. Маслоу, Р. Мей, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) акцентируют наше внимание на концепции «Я». «Я»-концепция — это модель, отражающая представления индивида о самом себе. В данной модели имеется как когнитивный, так и эмоциональный, ценностный элементы. Поведение человека строго регламентируется и направляется всеми элементами данной модели. Самооценка в структуре данной модели соотносится с эмоциональным и ценностным элементами [5].

В отечественной психологии выдающимися учеными Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, В. В. Столиным, В. С. Мухиной и др., самооценка представляет собой стержень личности, фундамент личности, формирующий самосознание. Ученые подчеркивают связь деятельности и самооценки личности. Данная связь выражается в том, что именно в деятельности возможно формирование самооценочного компонента личности [5].

В целом, обобщая позиции ученых, самооценку можно трактовать как систему знаний человека о самом себе, которая формируется в процессе собственной деятельности, проб и ошибок, с одной стороны, а с другой стороны, под влиянием социума. Качественная характеристика самооценки может способствовать активной целенаправленной деятельности на пути достижения цели, а также выступать препятствием в достижении цели. Самооценка личности также является тем фундаментом, на основе которого формируются здоровые, гармоничные отношения с другими представителями социума.

Известно, что определенная доля взрослых людей сохраняют симбиотическую привязанность к родителям, что во многом обусловлено особенностями родительского воспитания. Даже несмотря на свою внешнюю социальную успешность, их, возможно, можно отнести к лицам с внутренними проблемами, которые могут быть связаны с негативным отношением к себе. Мы осуществили инструментальное психодиагностическое обследование взрослых незамужних бездетных женщин вне постоянных отношений (30–40 лет), проживающих с родителями, в количестве 12 человек, которые составили нашу выборку. Испытуемые тестировались на предмет их самооценки (Экспресс-диагностика уровня самооценки Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова) [6]. Также в исследовании были задействованы матери испытуемых в количестве 12 человек. Возраст матерей от 57 лет до 66. Матерям предлагался опросник «Типы воспитания детей» [7]. Всего в исследовании приняло участи 24 человека: 12 молодых незамужних женщин в возрасте 30–40 лет, проживающих с родителями, и сами родители (12 человек), в частности матери этих женщин.

Согласно полученным результатам по каждой из методик мы имеем возможность качественно-количественного анализа данных. Последние представлены на рисунках 1–2 и в таблице.

Выраженность самооценки в нашей группе испытуемых-женщин выглядит следующим образом (см. рис.1).

Выраженность самооценки в группе испытуемых

Рис. 1. Выраженность самооценки в группе испытуемых

Из рисунка 1 следует, что в группе испытуемых усредненный уровень самооценки составляет 47,83, что свидетельствует о ее очевидной заниженности, то есть речь идет о том, что нашим испытуемым свойственны постоянные сомнения в себе, в своих возможностях, высокая критичность по отношению к себе, что препятствует, в свою очередь, объективному признанию собственных положительных качеств, даже несмотря на их очевидность; также они склонны к социальным страхам отвержения социумом, они лишены решительности, чувства своей притягательности, для них характерны чрезвычайная ревнивость, трусоватость, стеснительность, обидчивость, завистливость и т. п. Принято считать, что основы подобного отношения к себе закладываются в родительской семье.

В поисках таких оснований мы пришли к изучению стилей воспитания, доминирующих в родительских семьях испытуемых нашей выборки.

Соотношение выраженностей стилей семейного воспитания, по мнению матерей наших испытуемых, отражено на гистограммах ниже (рис. 2).

Соотношение выраженностей стилей семейного воспитания в группе матерей

Рис. 2. Соотношение выраженностей стилей семейного воспитания в группе матерей

Из рисунка 2 следует, что в группе испытуемых диагностически репрезентативными данные получились по шкалам «Повышенная моральная ответственность» (8,41), «Ежовые рукавицы» (5,16), «Золушка» 7,66). Остальные шкальные показатели оказались выраженными в незначимой степени, а поэтому оказались вне описательного поля внимания.

Итак, во-первы х, стилистике воспитания родителей испытуемых свойственны: сверхнормативные экспектации относительно будущего ребенка (его потенциала, социальной успешности, интеллекта и т. п.); обременение детей неподъемными и неадекватными возрастным ресурсам обязанностями; доминирование рациональности в воспитании (постоянные нравоучения и требования), формализованных установок по отношению к детям, что может привести к бесполой педагогике и эмоциональной уплощенности, их неспособности адаптироваться к эмоциогенной противоречивой ситуации; во-вторых , диагностирован стиль, характеризуемый: пристальным вниманием к своим детям и постоянным за ними контролем, навязывая им свою клишированную ценностно-смысловую ориентацию; полным пренебрежением к детской индивидуальности, из-за чего заметно снижается приспособительный потенциал ребенка, провоцируются межличностные противоречия в группе ровесников,, потребительство и чувство бессилия; отсутствием тепла, требованием неукоснительного послушания, из-за чего дети эмоционально черствеют; в-третьих , диагностирован стиль, характеризуемый: дефицитом нежности и любви при избытке унижений, в результате чего дети переживают свою ненужность, стараясь при этом быть похожими на некий родительский образец, угождая, но получая взамен только недовольство и гневные реакции; беспричинными наказаниями, постоянными поручениями и нагрузками, в результате чего дети не понимают, как себя вести и уходят от безнадежности в выдуманный беспроблемный мир, а повзрослев склонны к мстительны тенденциям по отношению к родителям.

Таким образом, результаты исследования позволяют нам достаточно убедительно говорить, что выявленные типы воспитания выступают препятствием для психологической сепарации женщин молодого возраста.

Литература:

  1. Алямкина М. А. Особенности ценностно-смысловой сферы женщин, не состоящих в браке / М. А. Алямкина, Е. В. Арсеньева // Огарёв-online. — 2014. — № 1. — С. 5–14.
  2. Белова А. В. Особенности образа мира у замужних и незамужних женщин // Наука и современное общество: актуальные вопросы, достижения и инновации Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Издательство: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.) (Пенза). — 2021. — С. 134–138.
  3. Вараева Н. В. Феномен женственности и его взаимосвязь с женской самооценкой // Наука, образование, общество. 2016. № 1 (7). С. 269–280.
  4. Вараева Н. В. Феноменология женственности и женская идентичность в современном социуме// Индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые идеи, проблемы, научные направления, Институт психологии РАН. Москва. 2020 С. 359–372.
  5. Горькая, Ж. В. Психология ценностей / Ж. В. Горькая. — Самара: Издательство «Самарский университет», 2014. — 92 c.
  6. Фетискин, Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. /Н. П. Фетискин и др. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.53–54
  7. Шапарь, В. Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. Ростов н/Д., 2006. С.77–85.
Основные термины (генерируются автоматически): группа испытуемых, женщина, самооценка личности, родитель, ценностный элемент, выраженность самооценки, соотношение выраженностей стилей, семейное воспитание, самооценка, родительская семья, ребенок, психологическая наука, постоянная, период молодости, отношение, мать, зрелый возраст.


Ключевые слова

матери, самооценка, женственность, тип воспитания, : психологическая сепарация от родителей, женщины зрелого возраста

Похожие статьи

Самооценка мужчин зрелого возраста, не прошедших сепарацию от родителей

В статье представлены результаты исследования самооценки мужчин зрелого возраста, проживающих в родительских семьях. Представлены результаты диагностики типов воспитания их матерей. Найдены достоверные взаимосвязи, позволяющие оценить связь между так...

Психологические особенности беременных и недавно родивших женщин

В статье рассмотрен сравнительный анализ специфики отношения к беременности и родительских установок у беременных и недавно родивших женщин в зависимости от порядка рождения в семье, возраста и психологических особенностей. Установлено, что в качеств...

Влияние стилей семейного воспитания на сепарацию людей с ОВЗ

В статье рассматриваются основные стили семейного воспитания в семьях, где родился ребенок с ограниченными возможностями здоровья, основные причины формирования семейных отношений, анализируются основные ошибки в семейном воспитании детей с ОВЗ и их ...

Особенности развития самосознания детей родителей с разным уровнем жизнестойкости

В данной статье теоретически раскрыта сущность понятий «жизнестойкость» и «самосознание», рассмотрены основные модели становления самосознания в онтогенезе. Представлены результаты практического исследования с целью определения самосознания у детей с...

Особенности внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен сравнительный анализ особенностей внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, и в семьях, воспитывающих здорового ребенка. Обнаружены различия в таких показателях как удовлетворенность браком, психологический ...

Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями

В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...

Личностные характеристики матерей, имеющих детей с зависимыми формами поведения

В статье описывается исследование личностных особенностей и системы воспитания у матерей подростков с зависимыми формами поведения и матерей подростков без зависимых форм поведения. В результате исследования получен вывод, что для матерей, воспитываю...

Психологический анализ биографических эпизодов наркозависимых

В статье представлены результаты диагностики типов личности и стилей семейного воспитания лиц подросткового и юношеского возраста, проходящих лечение от наркотической зависимости. В статье приводятся биографические выдержки молодых людей, позволяющие...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...

Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников

В статье отражены подходы к проблеме работы педагога-психолога с семьёй по формированию адекватной самооценки младших школьников. Психолого-педагогическая деятельность с родителями рассматривается как ориентация на универсальные с точки зрения педаго...

Похожие статьи

Самооценка мужчин зрелого возраста, не прошедших сепарацию от родителей

В статье представлены результаты исследования самооценки мужчин зрелого возраста, проживающих в родительских семьях. Представлены результаты диагностики типов воспитания их матерей. Найдены достоверные взаимосвязи, позволяющие оценить связь между так...

Психологические особенности беременных и недавно родивших женщин

В статье рассмотрен сравнительный анализ специфики отношения к беременности и родительских установок у беременных и недавно родивших женщин в зависимости от порядка рождения в семье, возраста и психологических особенностей. Установлено, что в качеств...

Влияние стилей семейного воспитания на сепарацию людей с ОВЗ

В статье рассматриваются основные стили семейного воспитания в семьях, где родился ребенок с ограниченными возможностями здоровья, основные причины формирования семейных отношений, анализируются основные ошибки в семейном воспитании детей с ОВЗ и их ...

Особенности развития самосознания детей родителей с разным уровнем жизнестойкости

В данной статье теоретически раскрыта сущность понятий «жизнестойкость» и «самосознание», рассмотрены основные модели становления самосознания в онтогенезе. Представлены результаты практического исследования с целью определения самосознания у детей с...

Особенности внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен сравнительный анализ особенностей внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, и в семьях, воспитывающих здорового ребенка. Обнаружены различия в таких показателях как удовлетворенность браком, психологический ...

Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями

В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...

Личностные характеристики матерей, имеющих детей с зависимыми формами поведения

В статье описывается исследование личностных особенностей и системы воспитания у матерей подростков с зависимыми формами поведения и матерей подростков без зависимых форм поведения. В результате исследования получен вывод, что для матерей, воспитываю...

Психологический анализ биографических эпизодов наркозависимых

В статье представлены результаты диагностики типов личности и стилей семейного воспитания лиц подросткового и юношеского возраста, проходящих лечение от наркотической зависимости. В статье приводятся биографические выдержки молодых людей, позволяющие...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...

Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников

В статье отражены подходы к проблеме работы педагога-психолога с семьёй по формированию адекватной самооценки младших школьников. Психолого-педагогическая деятельность с родителями рассматривается как ориентация на универсальные с точки зрения педаго...

Задать вопрос