Исполнение наказов избирателей депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации: конституционно-правовой анализ (на примере Тюменской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 29.11.2022

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Мишунина, А. А. Исполнение наказов избирателей депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации: конституционно-правовой анализ (на примере Тюменской области) / А. А. Мишунина, Д. Ж. Арсаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 258-260. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96875/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье авторы анализируют правовое регулирование одной из форм взаимодействия региональных депутатов с населением — институт наказов избирателей. Авторы отмечают важность данного института прямого волеизъявления народа и выявляют отдельные правовые пробелы в вопросе конституционно-правового регулирования наказов избирателей. В связи с этим в статье последовательно и аргументировано обосновывается предложения и рекомендации по совершенствованию действующего законодательства в исследуемой сфере.

Ключевые слова: наказ избирателей, избиратель, депутат, Тюменская областная Дума, отзыв депутата, выполнение наказов избирателей

Конституция Российской Федерации в частях 1 и 2 статьи 3 устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления [1]. Для реализации указанных положений на практике предусмотрены различные формы взаимодействия народных избранников с гражданами. Среди таких форм особое место занимает, институт наказов, данных депутату избирателями. Посредством данного института избиратели участвуют в управлении делами государства. Прямое участие заключается в праве граждан — избирателей сформулировать наказ и требовать его исполнения, а опосредованное — через обязательность исполнения депутатом полученного от народа поручения.

В научной литературе можно встретить различные точки зрения определения понятия «наказ избирателей». Одно из наиболее полно охватывающих данный термин, на наш взгляд, дает профессор С. А. Авакьян, который определяет наказ, как «поручение избирателей депутату или в целом законодательному органу по вопросу, входящему в компетенцию соответствующего органа» [3, с.248].

Для современного российского правового поля наказ избирателей является институтом прямого изъявления воли народа, суть которого заключается в установлении обязательности для соответствующих органов государственной власти либо конкретных должностных лиц привести в исполнение и осуществить обоснованную резолюцию избирателей.

Таким образом, наказ приобретает важное общественное значение. В большинстве случае он нацелен на обеспечение должного уровня финансовых, материальных, общественных, социально-культурного правоотношений и социально-экономическое развитие субъекта РФ в целом или отдельного избирательного округа на его территории.

Наказ избирателей позволяет удовлетворить различные потребности граждан. Рассматриваемый институт представляет большой интерес для научного изучения. Особенно глубоко в научных кругах он исследовался в советское время. Это обусловлено тем, что в тот временной период наказ избирателей был закреплен нормативно на уровне правовых актов советского государства.

В настоящее время, далеко не во всех субъектах РФ приняты закона о наказах избирателей: Северо-Кавказский Федеральный округ: из 6 субъектов РФ, входящих в его состав, только в одном принят такой закон; Приволжский Федеральный округ: из 14 субъектов РФ в трех принят закон; Уральский Федеральный округ: из 6 субъектов РФ только в двух принят закон; Сибирский Федеральный округ: из 10 субъектов РФ только в одном принят закон; Дальневосточный Федеральный округ: из 10 субъектов РФ в четырех принят закон; Центральный Федеральный округ: из 17 субъектов РФ в четырех принят закон.

Анализ регионального законодательства, регулирующего институт наказов избирателей, выявил отсутствие единообразного подхода к дефиниции рассматриваемого понятия. Так в разных нормативных правовых актах наказ избирателей определяется как поручения, обращения и предложения избирателей, а также как предложения по поручениям избирателей.

Рассмотрим особенности правового регулирования наказов избирателей на примере Тюменской областной Думы. Законом Тюменской области «О наказах избирателей, данных депутатам Тюменской областной Думы» от 01.07.1998 № 40 определена организация работы по выполнению наказов избирателей, данных депутатам областной Думы, как одной из форм выражения и реализации воли и интересов населения, непосредственного участия граждан в управлении делами области и общества, укрепления связи Думы с населением [2].

Вышеуказанным Законом Тюменской области в ст. 1 дано следующее определение понятия наказов избирателей — «обобщенные депутатом Думы или одобренные собраниями избирателей, а также полученные на встречах с избирателями в течение созыва предложения избирателей своим депутатам, направленные на улучшение деятельности органов государственной власти области по вопросам экономического, социального и политического развития; по удовлетворению материальных и духовных потребностей жителей области» [2].

Организация работы по выполнению наказов избирателей состоит из следующих этапов:

  1. Внесение избирателями предложений;
  2. Предварительное изучение предложений по наказам избирателей;
  3. Рассмотрение и обобщение предложений по наказам избирателей;
  4. Утверждение перечня наказов избирателей;
  5. Организация исполнения наказов избирателей;
  6. Контроль за выполнением наказов избирателей;
  7. Публикация информации о выполнении наказов избирателей.

Тюменской областная Дума составляет перечень наказов, которые будут исполняться за счет средств специального резервного фонда Правительства Тюменской области, а также список наказов обязательных к исполнению депутатами или которые следует направить для реализации в соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления.

Принимая во внимание общественные интересы, а также учитывая наличие необходимых материальных, финансовых и трудовых ресурсов, часть наказов может быть признана нецелесообразными.

Наказ избирателей нацелен на восполнение недостатков в работе государственных или муниципальных органов по инициативе населения. Таким образом, наказ позволяет внести дополнения в уже принятые программы развития территории, помочь в решении разнообразных социальных задач, направить публичную власть в те сферы общественной и государственной жизни, которые видится важными для избирателей.

Анализируя опыт различных регионов России, а также мнения, сложившиеся в научной среде [4, с. 45], можно сделать вывод, что рассматриваемый институт получил признание и высокую оценку не только у избирателей, но и от депутатов.

Часто наказы становятся частью бюджетной системы субъектов РФ и муниципальных образований. На исполнение наказов избирателей ежегодно направляются большие финансовые ресурсы. Посредством данного института прямой демократии корректируются целевые программы развития территорий.

Исследование научной и периодической литературы не выявило какой-либо аргументированной критики института наказов. Напротив, все авторы единогласно высказываются за необходимость и значимость наказов.

Видится, что на сегодняшний день существуют отдельные пробелы и коллизионные моменты в вопросе конституционно-правового регулирования рассматриваемого института. Так, законодательный орган власти обладает правом признать наказ избирателей нецелесообразными, а, следовательно, не исполнить его. В таких условиях возможна ситуация, когда наказы, нацеленные на перспективу, будут необоснованно признаваться нецелесообразными, поскольку это не требует от депутатов предоставления какой-либо дополнительной аргументации, обоснования или открытого общественного обсуждения с избирателями.

Целесообразность является оценочной категорией, что не способствует обоснованности и однозначности принятия решения для отклонения наказов избирателей. Существует риск подмены демократической сущности наказов, придание им формально-юридического характера.

Конституционно — правовое закрепление общественного обсуждения при принятии решения депутатом о нецелесообразности наказа избирателей и подготовка обоснованной информации о финансово-экономической нецелесообразности наказа, например, путем опубликования данной информации на официальном сайте законодательного органа субъекта РФ или в региональных средствах массовой информации является, на наш взгляд, необходимым звеном в механизме взаимодействия депутата с избирателями и повышения эффективности работы региональных парламентариев. Данная процедура призвана способствовать открытости и гласности со стороны депутатов во взаимоотношениях с избирателями при осуществлении ими функций представления интересов населения.

Резюмируя исследуемый в настоящей статье материал, можно выделить следующее ключевые положения:

  1. Принятие и исполнение депутатами наказов избирателей на территории Тюменской области является законодательно урегулированной процедурой с четкой правовой регламентацией, имеющей социально ориентированный характер и являющейся реальным конституционно-обеспеченным механизмом участия населения в управлении делами государства, значимость которого сложно недооценить.
  2. Определенным пробелом в вопросе исполнения депутатами наказов избирателей видится отсутствие конституционно — правового закрепления общественного обсуждения при принятии решения депутатом о нецелесообразности наказа избирателей и законодательно закрепленной обязанности по подготовке информации-обоснования о финансово-экономической нецелесообразности наказа, например, путем опубликования данной информации на официальном сайте законодательного органа субъекта РФ или в региональных средствах массовой информации, что является, на наш взгляд, необходимым звеном в гласном (прозрачном) механизме взаимодействия депутата с избирателями и повышения эффективности работы депутатского корпуса по представлению интересов избирателей в органах публичной власти.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
  2. Закон Тюменской области от 01 июля 1998 г. № 40 «О наказах избирателей, данных депутатам Тюменской областной Думы» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
  3. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс / С. А.Авакьян. — Москва: Инфра-М, Норма, 2014. — 912 c. — Текст: непосредственный.
  4. Алимов, Э. В. Проблемы реализации наказов избирателей в субъектах Российской Федерации / Э. В. Алимов. — Текст: непосредственный // Журнал российского права. — 2019. — № 10. — С. 42–53.
Основные термины (генерируются автоматически): наказ избирателей, субъект РФ, выполнение наказов избирателей, депутат, избиратель, рассматриваемый институт, Тюменская областная Дума, Тюменская область, управление делами, государственная власть.


Ключевые слова

депутат, избиратель, отзыв депутата, наказ избирателей, Тюменская областная Дума, выполнение наказов избирателей

Похожие статьи

Конституционно-правовые основы регулирования форм...

Ключевые слова: избиратель, депутат, формы взаимодействия с избирателями, Тюменская областная

Согласно ч.1–3 ст.3 Конституции РФ, непосредственное осуществление власти происходит

Законодательным органом Тюменской области является Тюменская областная Дума

Закон Тюменской области «О наказах избирателей, данных депутатам областной...

Исполнение наказов избирателей депутатами законодательных...

Библиографическое описание: Мишунина, А. А. Исполнение наказов избирателей депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации: конституционно-правовой анализ (на примере Тюменской области) / А. А. Мишунина, Д. Ж. Арсаева.

Научный журнал «Молодой ученый» №47 (442) ноябрь 2022 г.

Название: Государственный долг РФ и его влияние на экономическую безопасность страны.

Название: Защитник как субъект фальсификации по статье 303 УК РФ.

Название: Исполнение наказов избирателей депутатами законодательных органов

депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации с избирателями на примере Тюменской области.

Проблемы взаимоотношений органов государственной власти...

7. Постановление Тюменской областной Думы от 29 ноября 1995 г. № 137

согласия совета Дум «О Договоре об отношениях органов исполнительной власти Тюменской области

1995. № 10. 8. О Договоре между органами государственной власти Тюменской области

Российская Федерация, государственная власть, субъект Федерации, автономный округ...

Административные отношения: определение, содержание...

Депутаты законодательных органов ведут активную работу с избирателями, и к тому же обладают

Решение Президента РФ об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от. конституционно-правовая ответственность, исполнительная власть, субъекты РФ...

орган государственной власти субъекта Российской Федерации, Губернатор Тюменской...

Депутат как субъект законодательной инициативы

Библиографическое описание: Скрябина, А. В. Депутат как субъект законодательной

В федеральных органах государственной власти многосоставного общества Совет

с помощью таких законопроектов нередко приобретают дополнительные голоса своих избирателей.

реализуются в Государственной Думе РФ или в законодательных органах субъектов РФ.

Реализация правового статуса депутата государственной думы...

...более широкий спектр вопросов, чем те, которые рассматривает Государственная Дума.

округ или регион, в котором депутат Государственной Думы ведет прием избирателей.

власти РФ и ее субъектов, у предприятий, учреждений, организаций, а также граждан РФ

Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, иных организаций

Актуальные проблемы современной избирательной системы

...системе при выборах в законодательные органы власти субъектов Российской Федерации [4].

основных гарантиях и о выборах депутатов Госдумы, касающийся порядка рассмотрения поступающих в суд

подписных листов; сведений, подтверждающих подлинность подписей избирателей.

регистрации избирателей и подведению итогов выборов и референдумов в РФ.

Тюменская область как пример региона с устойчивым развитием

Результатом позиции Конституционного Суда Российской Федерации в 1997 г. стало заключение сроком на 5 лет Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Похожие статьи

Конституционно-правовые основы регулирования форм...

Ключевые слова: избиратель, депутат, формы взаимодействия с избирателями, Тюменская областная

Согласно ч.1–3 ст.3 Конституции РФ, непосредственное осуществление власти происходит

Законодательным органом Тюменской области является Тюменская областная Дума

Закон Тюменской области «О наказах избирателей, данных депутатам областной...

Исполнение наказов избирателей депутатами законодательных...

Библиографическое описание: Мишунина, А. А. Исполнение наказов избирателей депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации: конституционно-правовой анализ (на примере Тюменской области) / А. А. Мишунина, Д. Ж. Арсаева.

Научный журнал «Молодой ученый» №47 (442) ноябрь 2022 г.

Название: Государственный долг РФ и его влияние на экономическую безопасность страны.

Название: Защитник как субъект фальсификации по статье 303 УК РФ.

Название: Исполнение наказов избирателей депутатами законодательных органов

депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации с избирателями на примере Тюменской области.

Проблемы взаимоотношений органов государственной власти...

7. Постановление Тюменской областной Думы от 29 ноября 1995 г. № 137

согласия совета Дум «О Договоре об отношениях органов исполнительной власти Тюменской области

1995. № 10. 8. О Договоре между органами государственной власти Тюменской области

Российская Федерация, государственная власть, субъект Федерации, автономный округ...

Административные отношения: определение, содержание...

Депутаты законодательных органов ведут активную работу с избирателями, и к тому же обладают

Решение Президента РФ об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от. конституционно-правовая ответственность, исполнительная власть, субъекты РФ...

орган государственной власти субъекта Российской Федерации, Губернатор Тюменской...

Депутат как субъект законодательной инициативы

Библиографическое описание: Скрябина, А. В. Депутат как субъект законодательной

В федеральных органах государственной власти многосоставного общества Совет

с помощью таких законопроектов нередко приобретают дополнительные голоса своих избирателей.

реализуются в Государственной Думе РФ или в законодательных органах субъектов РФ.

Реализация правового статуса депутата государственной думы...

...более широкий спектр вопросов, чем те, которые рассматривает Государственная Дума.

округ или регион, в котором депутат Государственной Думы ведет прием избирателей.

власти РФ и ее субъектов, у предприятий, учреждений, организаций, а также граждан РФ

Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, иных организаций

Актуальные проблемы современной избирательной системы

...системе при выборах в законодательные органы власти субъектов Российской Федерации [4].

основных гарантиях и о выборах депутатов Госдумы, касающийся порядка рассмотрения поступающих в суд

подписных листов; сведений, подтверждающих подлинность подписей избирателей.

регистрации избирателей и подведению итогов выборов и референдумов в РФ.

Тюменская область как пример региона с устойчивым развитием

Результатом позиции Конституционного Суда Российской Федерации в 1997 г. стало заключение сроком на 5 лет Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Задать вопрос