В статье рассмотрены и проанализированы нормативно-правовые акты РФ, субъектов РФ, на основании которых предоставляются ежемесячные денежные выплаты и социальные услуги Пенсионным фондом РФ гражданам РФ, проанализирована судебная практика по делам о неправомерном отказе в предоставлении ежемесячных денежных выплат и социальных услуг Пенсионным фондом РФ гражданам РФ, выявлены проблемы предоставления ежемесячных денежных выплат и социальных услуг Пенсионным фондом РФ гражданам РФ.
Ключевые слова: ежемесячные денежные выплаты, социальные услуги, Пенсионный фонд РФ.
The article considers and analyzes the regulatory legal acts of the Russian Federation, the subjects of the Russian Federation, on the basis of which monthly cash payments and social services are provided by the Pension Fund of the Russian Federation to citizens of the Russian Federation, analyzes judicial practice in cases of unlawful refusal to provide monthly cash payments and social services by the Pension Fund of the Russian Federation to citizens of the Russian Federation, identifies problems of providing monthly cash payments and social services services provided by the Pension Fund of the Russian Federation to citizens of the Russian Federation.
Keywords : monthly cash payments, social services, Pension Fund of the Russian Federation.
Актуальность темы статьи заключается в необходимости изучения проблем предоставления ежемесячных денежных выплат и социальных услуг Пенсионным фондом РФ гражданам РФ, поскольку одной из проблем, социально-экономического характера, является недостаточная обеспеченность граждан для полноценного и качественного проживания граждан в России.
Пенсионный фонд РФ (ПФР) — государственный внебюджетный фонд, основной функцией которой является обязательное социальное страхование. Фонд является главнейшим социальным институтом страны и крупнейшей системой оказания государственных услуг в области социального обеспечения.
Сегодня ПФР — один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов в России. Пенсионный фонд создан для государственного управления средствами пенсионной системы. В основе его функционирования ставились две принципиальной важности задачи. Первая — средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому ПФР изначально приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей день. И вторая — основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались работодателями за застрахованных лиц. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой фонд, осуществляющий страховые платежи. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.
Формирование бюджета Пенсионного фонда в Российской Федерации зависит от многих причин: роста ВВП, макроэкономической ситуации в стране, уровня заработной платы, фискальной, страховой, социальной политики государства и др. [9, с. 184].
Структура ПФ РФ представляет собой сложную разветвленную многоуровневую систему. Данный факт обуславливается тем, что деятельность Пенсионного фонда должна охватывать все субъекты и муниципальные образования страны. Руководство фондом осуществляет правление. На него также возложены задачи по изданию нормативных актов, определение текущих и перспективных задач развития. Исполнительная дирекция осуществляет управление средствами обязательного пенсионного страхования, а также контролирует деятельность отделений в субъектах [5]. Региональные отделения осуществляют организацию пенсионного обеспечения во всех субъектах Российской Федерации и контролируют территориальные органы ПФР. На сегодняшний день численность отделений равняется 84. Управление и клиентские службы (2460 подразделений) предоставляют услуги Пенсионного фонда участникам системы обязательного пенсионного страхования. Даная структура необходима для выполнения основных направлений деятельности пенсионного фонда, а именно:
- Учет прав по обязательному пенсионному страхованию, государственному пенсионному и социальному обеспечению.
- Назначение и выплата пенсий по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению.
- Назначение и финансирование социальных выплат.
- Формирование, назначение и выплата средств пенсионных накоплений.
- Ведение государственных программ по материнскому капиталу и софинансированию добровольных пенсионных накоплений.
- Международное сотрудничество по вопросам пенсионного и социального обеспечения.
- Информационно-разъяснительная работа.
Пенсионная система России зависит от многих факторов и рисков, зачастую влияя на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране. Тесная взаимосвязь пенсионного обеспечения России с макроэкономическим состоянием в стране дает понять, что является ведущим фактором социально-экономической ситуации в стране наряду с уровнем инфляции, процентной ставкой, уровнем занятости, уровнем бедности и др.
В соответствии со статьей 7 Конституции РФ, Россия — это государство всеобщего благосостояния. Несмотря на это, данное провозглашения не ведет к необходимому уровню жизни населения РФ [1].
Правовая база ежемесячных денежных выплат и социальных услуг Пенсионным фондом РФ гражданам РФ — это взаимосвязанная система нормативных правовых актов и стандартов, регулирующих организацию и функционирование Пенсионного фонда РФ.
Ежемесячная денежная выплата — социальная выплата, устанавливаемая территориальными органами ПФР отдельным категориям граждан.
С 1 января 2022 года Пенсионный фонд России (ПФР) предоставляет россиянам ряд выплат, компенсаций и пособий, которые прежде назначали и выплачивали органы социальной защиты и Роструда.
В соответствии с принятыми поправками в федеральное законодательство на ПФР были возложены новые дополнительные функции и бюджетные полномочия по осуществлению некоторых мер социальной поддержки.
Речь идет о пособиях, выплатах, компенсациях для пяти категорий россиян:
— неработающим гражданам, имеющим детей;
— лицам, подвергшимся воздействию радиации;
— реабилитированным лицам;
— инвалидам (детям-инвалидам), имеющим транспортные средства по медицинским показаниям;
— военнослужащим и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляет ПФР.
Так, к примеру, через Пенсионный фонд РФ с 2022 года назначаются следующие виды пособий для граждан, имеющих детей:
— ежемесячное пособие неработающим гражданам по уходу за ребенком до 1,5 лет;
— пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации;
— единовременное пособие при рождении ребенка;
— единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
— единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
— ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Назначать новые выплаты, компенсации и пособия Пенсионный фонд производятся за счет организации межведомственного взаимодействия, то есть гражданам, уже получающим эти меры социальной поддержки, назначенные выплаты производятся Пенсионным фондом РФ автоматически на реквизиты, указанные ранее. В этом случае обращаться в ПФР не требуется.
Если же гражданин имеет право на эти пособия, но ещё не воспользовался им, то с 1 января 2022 г. ему необходимо обратиться в клиентскую службу ПФР или офис МФЦ по месту жительства.
В рамках подготовки к осуществлению данных полномочий в субъектах Российской Федерации проведена масштабная работа: на местах созданы рабочие группы с участием региональных министерств социальной защиты населения, проанализирован перечень передаваемых мер, предварительно согласованы проекты типовых форм соглашений об информационном взаимодействии и реестров передачи сведений.Разработаны стандарты предоставления мер социальной защиты (поддержки) для специалистов клиентских служб ПФР, на основе утвержденных паспортов. Продуман в деталях путь гражданина в клиентской службе ПФР, так и в МФЦ. Региональные органы соцзащиты предоставили в ПФР сведения о лицах, являющихся получателями передаваемых мер социальной поддержки.
Новые дополнительные функции и бюджетные полномочия Фонда по осуществлению ряда мер социальной поддержки позволят оптимизировать процессы осуществления социальных выплат. В результате в стране будет внедрен единообразный подход к реализации мер социальной поддержки, что также позволит повысить качество их предоставления.
Нормативными источниками Пенсионного фонда РФ являются нормативные акты и соглашения, содержащие нормы, которые определяют порядок, условия и гарантии реализации обеспечения граждан.
Основным нормативным документом, регламентирующим организацию деятельности по предоставлению ежемесячных денежных выплат и социальных услуг Пенсионным фондом РФ гражданам РФ, является «Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации».
Информирование граждан по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется:
— должностным лицом структурного подразделения территориального органа ПФР, ответственного за предоставление государственной услуги (далее — должностное лицо), при непосредственном обращении гражданина в территориальный орган ПФР;
— работником многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр);
— посредством телефонной, факсимильной и иных средств телекоммуникационной связи;
— путем оформления информационных стендов в местах предоставления государственной услуги, на которых размещается информация;
— путем публикации информационных материалов в средствах массовой информации, издания информационных брошюр, буклетов, иной печатной продукции;
— путем размещения информации на официальном сайте ПФР в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.pfrf.ru (далее соответственно — сайт ПФР, сеть «Интернет») и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал);
— путем размещения брошюр, буклетов и других информационных материалов в помещениях территориальных органов ПФР, предназначенных для приема граждан, а также иных организаций всех форм собственности по согласованию с указанными организациями, в том числе в многофункциональных центрах;
— посредством ответов на письменные обращения граждан.
Представленные федеральные законы обеспечивают предоставление ежемесячных денежных выплат и социальных услуг Пенсионным фондом РФ гражданам РФ, а также регламентируют порядок предоставления ежемесячных денежных выплат и социальных услуг Пенсионным фондом РФ гражданам РФ. Но несмотря на функционирование законодательных актов, которые определяют предоставление ежемесячных денежных выплат и социальных услуг Пенсионным фондом РФ гражданам РФ, судебная практика показывает наличие спорных вопросов, возникающих при определении права на ежемесячные денежные выплаты и социальные услуги Пенсионным фондом РФ гражданам РФ.
Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан утвержден Президиумом Верховного Суда РФ [6].
Так, Верховный Суд опубликовал Определение № 5-КГ21–29-К2 от 31 мая, в котором поддержал мать ребенка-инвалида в требовании перерасчета ежемесячных компенсационных выплат, не полученных в течение нескольких лет по вине пенсионного органа.
Отказ пенсионного органа в перерасчете ежемесячной выплаты не соответствует положениям пенсионного законодательства и Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № 175, в связи с чем истица просила признать незаконным отказ пенсионного органа в установлении ей ежемесячной выплаты как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, со дня возникновения права на эту выплату и обязать ответчика произвести перерасчет этой выплаты.
Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2019 г. в удовлетворении исковых требований было отказано. Впоследствии апелляция и кассация поддержали это решение. Суды указали, что из материалов дела не следует, что уполномоченным органом были нарушены права заявителя, поскольку ежемесячная выплата назначена с месяца подачи заявления в пенсионный орган, оснований для назначения выплаты ранее обращения истицы у органа отсутствовали, в связи с чем действия ответчика не могут быть признаны незаконными, а основания для перерасчета также отсутствуют.
Позднее представитель истицы обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд. Изучив дело, Судебная коллегия по гражданским делам ВС удовлетворила жалобу, отменив решения нижестоящих инстанций в связи с выявленными нарушениями норм материального и процессуального права.
Как пояснил Верховный Суд, в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 с 1 января 2007 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, к категории которых были отнесены в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет. Анализируя положения данного Указа, Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат от 4 июня 2007 г. № 343, Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № 175, Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам от 2 мая 2013 г. № 397, Верховный Суд указал, что ежемесячная выплата рассматриваемой категории граждан является мерой социальной поддержки.
Данная мера направлена на усиление социальной защищенности детей-инвалидов, на обеспечение полноценного ухода за ними, создание условий, позволяющих в максимальной степени компенсировать ограничения их жизнедеятельности, вызванные значительно выраженными стойкими нарушениями функций организма, а также на восполнение материальных потерь для лиц, способных к труду, но оставивших работу ввиду необходимости ухода за ребенком-инвалидом», — отмечено в определении. Кроме того, Суд подчеркнул, что согласно п. 16 Правил от 2 мая 2013 г. № 397 суммы назначенной ежемесячной выплаты, не выплаченные своевременно по вине органа, осуществляющего выплату пенсии, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
ВС отметил, что по общему правилу ежемесячная выплата назначается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, на основании заявления лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также необходимых документов, представляемых этим лицом в случае их отсутствия в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии ребенку-инвалиду.
Суд напомнил об обязанности пенсионного органа информировать граждан о своих компетенциях. Так, ВС заметил, что в п. 3 Положения о Пенсионном фонде РФ указано, что фонд должен обеспечивать разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции ПФР. «При обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию», — указал ВС.
Таким образом, ВС пришел к выводу, что в случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной выплаты, данное лицо имеет право на выплату неполученных сумм ежемесячной выплаты за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Суд также заключил, что суды нижестоящих инстанций не учли тот факт, что пенсионный орган не представил данных о том, что при обращении истицы с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности своему ребенку он выполнил обязанность по информированию о ее праве получения льготы. В связи с этим ВС отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.
На основании вышеизложенного можно определить некоторые направления совершенствования системы предоставления ежемесячных денежных выплат и социальных услуг Пенсионным фондом РФ гражданам РФ:
Во-первых, необходимо создать единую систему категорий граждан РФ, которые имеют право на получение ежемесячных денежных выплат и социальных услуг Пенсионным фондом РФ гражданам РФ, то есть совершенствовать само информационно-техническое содержание, функциональные возможности электронного правительства с учетом различных информационных систем, например, таких как Единая информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) и Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).
Во-вторых, необходимо предоставление ежемесячных денежных выплат и социальных услуг Пенсионным фондом РФ гражданам РФ в полном объеме перевести в форму заявительного порядка через портал государственных услуг.
В-третьих, повысить финансирование ежемесячных денежных выплат и социальных услуг Пенсионным фондом РФ гражданам РФ, в части особо нуждающихся граждан (малообеспеченных, многодетных и т. д.).
Представленные меры, позволят боле эффективно соблюдать права граждан по предоставлению ежемесячных денежных выплат и социальных услуг Пенсионным фондом РФ гражданам РФ.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. ст. 3301.
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, № 2, ст. 128.
- Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.05.2022) «О государственной социальной помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.07.2022) // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699
- Постановление Правления ПФ РФ от 19.08.2019 № 414п (ред. от 23.09.2020) «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2019 № 56895) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.12.2019.
- Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020) // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 11, ноябрь, 2020
- Ехновецкая, Д. А. Правовой режим пенсионного фонда Российской Федерации / Д. А. Ехновецкая // Мировая наука. — 2022. — № 6(63). — С. 78–83.
- Шарко, Д. М. Актуальные проблемы пенсионного фонда России: правовое положение и тенденции развития / Д. М. Шарко // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. — 2022. — № 1. — С. 444–448.
- Черненко, В. А. Пенсионный фонд Российской Федерации: проблемы формирования и развития / В. А. Черненко, Л. Ю. Найжап // Инновации. Наука. Образование. — 2022. — № 49. — С. 184–190.