Как выстроить дальнейшие отношения среди коллег после повышения одного из сотрудников до начальника отдела | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 23.11.2022

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Хисамутдинов, Ш. Р. Как выстроить дальнейшие отношения среди коллег после повышения одного из сотрудников до начальника отдела / Ш. Р. Хисамутдинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96625/ (дата обращения: 03.05.2024).



Основная задача современного руководителя заключается в умении четко выстраивать отношения внутри коллектива, создавая при этом благоприятный социально-психологический климат. Особенно важно это сделать молодому начальнику, который еще вчера был со всеми на одном уровне. От того, насколько быстро новый руководитель сможет найти общий язык с коллегами и выстроить верную иерархию отношений, зависит в конечном итоге эффективность работы команды в целом.

Ключевые слова: деловая карьера, коллеги, отношения в коллективе, психология, социально-психологический климат.

Повышение по служебной лестнице является, пожалуй, для каждого сотрудника заветной целью. Карьерный рост — это приобретение большей власти, рост самоуважения ну и конечно увеличение достатка. Особенно приятно, когда карьерный рост происходит на фоне поступательной оценки руководством достижений, т. е. когда каждодневный, порой весьма непростой труд наконец-то дает свои плоды и приводит к заслуженному итогу.

Казалось бы, заслуженное развитие деловой карьеры, сотрудник назначен на должность начальника отдела, при этом есть все: знание специфики, изученный коллектив, четкое понимание целей организации! И именно в этот момент новый начальник сталкивается с непониманием и даже иногда с ярко выраженной агрессией со стороны коллег, с которыми еще вчера находился на одном уровне и по-приятельски беседовал на различные темы. Под угрозу ставится выполнение производственных задач, нарушение социально-психологического климата, появление неприкрытых конфликтов. Попытаемся разобраться, как можно сгладить сложившуюся ситуацию и не допустить трудовые несогласованности.

На рис. 1 представим в общем виде схему выстраивания отношений с подчиненными (вчерашними коллегами).

Схема выстраивания отношений с подчиненными

Рис. 1. Схема выстраивания отношений с подчиненными

Составлено автором самостоятельно.

Рассмотрим эти этапы более подробно.

Итак, на начальном этапе следует сразу исключить неопределенность в отношениях, т. е. дать понять своим подчиненным, что прежними эти отношения уже не будут. В нашем случае, когда речь идет об отделе, необходимо побеседовать с каждым из сотрудников и перечислить возложенные на него задачи в рамках достижения тех или иных производственных целей. В процессе данной беседы необходимо обрисовать каналы поступления поручений (почта, телефон, устные указания). Стоит также указать на необходимость соблюдения трудовой дисциплины, упомянув при этом, что в случае наличия каких-то личных или семейных проблем, сотрудник может рассчитывать на помощь и понимание руководителя. На этом этапе очень важно дать понять, что так, как было раньше, уже не будет. Здесь важно найти грамотный баланс между установлением субординации и сохранением благоприятной психологической обстановки в коллективе.

На этапе выяснения ожидания новому начальнику отдела необходимо узнать у сотрудников, какие у них существуют пожелания к новому руководителю. Важно дать понять, что, зная проблемы коллег не понаслышке, новый руководитель готов участвовать в трудовой деятельности каждого, может оказать необходимую поддержку в плане профессионального роста, а также направить усилия подчиненных в нужное русло. Самая большая ошибка в новой должности — изменения «с места в карьер» [3]. Необходимо в самом начале своей трудовой деятельности на новом месте дать понять коллективу, что поддержка во всех благих начинаниях сотрудникам от нового руководителя гарантирована.

На следующем этапе, который будет сопутствовать руководителю постоянно, необходимо дать понять всем и каждому, что сотрудники отдела и всего трудового коллектива являются одной командой. Надо озвучить, что у коллектива общие цели, начальник отдела полностью открыт к диалогу. При этом следует вовлекать подчиненных в решение производственных вопросов, делегировать им решение интересных задач, благодарить за ценные вклады публично, а критиковать стоит наедине по принципу «сэндвича» (рис. 2).

Принцип «сэндвича» при критике подчиненного

Рис. 2. Принцип «сэндвича» при критике подчиненного

Составлено автором самостоятельно.

На четвертом этапе, который также, как и предыдущий, является постоянным процессом, важно научиться справляться со своими эмоциями. Стоит помнить, что если эмоциональные всплески рядовые сотрудники все же могут себе позволить, то для должности начальника отдела — это крайне нежелательно. Нужно научиться быть максимально корректным и уравновешенным, чтобы не допустить психологических срывов внутри коллектива. Начальник, не умеющий справляться со своими эмоциями, может быть весьма опасным и нежелательным элементом как для своих подчиненных, так и для вышестоящего руководства. Также стоит отметить, что сохранение хладнокровия важно начальнику еще и потому, что могут возникнуть различные негативные реакции вчерашних коллег на случившийся карьерный взлет [1]:

— зависть, уязвленное самолюбие, обида из серии «почему он(а), а не я»;

— скептицизм, недоверие к возрасту и отсутствию опыта руководящей работы. Обычно такие реакции свойственны более возрастным коллегам;

— настороженность;

— саботаж, причем чаще не в открытом, а в завуалированном виде. Его могут инициировать неформальные лидеры коллектива.

Именно поэтому эмоциональная зрелость очень важна для нового руководителя. Коллеги должны понимать, что новый начальник стрессоустойчив, а значит надежен и уверен в себе и возглавляемом им коллективе.

Также хотелось бы отметить, что в назначении нового начальника значительную лепту внесли и его теперешние подчиненные. Отношения с ними, несомненно, сыграли значительную роль в повышении. Новому начальнику необходимо это помнить и стараться возвратить коллективу этот «долг». Ведь недаром бытует мнение, что чем счастливее и спокойнее подчиненные, тем более успешен их руководитель [2].

Важно обращать внимание на атмосферу в коллективе и не разрушать сформированные правила и традиции. Всегда хорошо срабатывают благодарность и комплименты по делу. Стоит сохранять единомышленников, при этом стараться выйти на новый уровень, так можно быстрее вжиться в новую роль и преумножить авторитет среди своих подчиненных.

Литература:

  1. Герасимова А. С. Коллеги стали подчиненными: выстраиваем отношения. — URL: https://glavkniga.ru/elver/2013/18/1194 (дата обращения: 03.11.2022).
  2. Ионова Н. П. С повышением! Как руководить бывшими коллегами и не нажить врагов. — URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/352077-s-povysheniem-kak-rukovodit-byvshimi-kollegami-i-ne-nazhit-vragov (дата обращения: 04.11.2022).
  3. Покало Е. И. От панибратства до прогулов. Какие сложности ждут сотрудника при повышении. — URL: https://probusiness.io/management/5310-ot-panibratstva-do-progulov-kakie-slozhnosti-zhdut-sotrudnika-pri-povyshenii.html (дата обращения: 03.11.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): коллектив, подчиненный, деловая карьера, должность начальника отдела, карьерный рост, коллега, начальник, начальник отдела, отношение, руководитель, сотрудник, социально-психологический климат, схема выстраивания отношений, трудовая деятельность.


Похожие статьи

Социально-психологический климат в организации и его...

Ключевые слова: социально-психологический климат, межличностные отношения

Отношения, складывающиеся на основе деловых контактов, восприятия людьми друг друга и их

Социально-психологический климат — результат систематической психологической

Благоприятный социально-психологический климат коллектива зависит, прежде всего, от...

Особенности психологического климата в коллективе

Оно выступает в качестве особого качества межличностных отношений в коллективе, это

единство коллектива» [5]. Социально-психологический климат трудового коллектива — это социально

Чем более сплочен коллектив, тем стабильнее в нем психологический климат

Важной характеристикой социально-психологического климата является общий...

Проблемы взаимодействия руководителя и коллектива...

Начавшись как межличностный конфликт (водитель — секретарь начальника отдела

Начальник МУПАТП напрямую влияет на деятельность предприятия, именно от него

В то же время секретарь начальника отдела эксплуатации и сотрудники отдела учета и анализа

1. Для сотрудника отдела организации труда и заработной платы, а также других подобных ему...

Социально-психологические факторы, влияющие на стремление...

Ключевые слова: карьера, успешность карьеры, социально-психологические факторы карьеры

Это внутреннее поведение и отношение, изменение связанных с деятельностью навыков

Следовательно, видно, что на продвижение по карьерной лестнице сотрудника в компании оказывают

начальником; социально-психологический климат в коллективе; в)...

Влияние стиля управления на удовлетворенность работников...

...отношения с сотрудниками, отношения с руководством и возможности карьерного роста» [3].

работы, но и от атмосферы в коллективе, а также от отношений между подчиненными и

деловых отношений в этом коллективе, а не эмоционально-личностных отношениях.

Благоприятный социально-психологический климат — это длительный процесс.

Роль межличностных отношений в управлении коллективом

В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально

Такие действия могут привести к росту сплоченности и эффективности групп.

управление коллективом, межличностные отношения, роль межличностных отношений.

1. Для сотрудника отдела организации труда и заработной платы, а также других подобных ему...

Стиль управления коллективом | Статья в журнале...

...психологических воздействий руководителя по отношению к его подчиненным, а

Стиль управления, которым руководствуется военный руководитель (являющийся начальником или командиром)

− по целевому признаку (по характеру целей управленческой деятельности): деловой и

Данный стиль руководства следует назвать социально-психологическим, он...

Влияние психологической совместимости сотрудников на...

Ключевые слова : социально-психологический климат, психологическая совместимость

Понимание термина «морально-психологический климат» неоднозначно.

благоприятный социально-психологический климат, способствующий выстраиванию открытого диалога и

Понимание значимости добрых межличностных отношений в коллективах прослеживается и в...

Управление карьерой как инструмент мотивации персонала

Именно для данной категории сотрудников необходимо обеспечить карьерный рост, т. к

Интересы руководства компании и ее сотрудников в большинстве случаев не совпадают.

Если руководитель держит подчиненных на некоторой дистанции, то к выполнению его

Повышение в должности не способствует сохранению дружеских отношений с коллегами.

Похожие статьи

Социально-психологический климат в организации и его...

Ключевые слова: социально-психологический климат, межличностные отношения

Отношения, складывающиеся на основе деловых контактов, восприятия людьми друг друга и их

Социально-психологический климат — результат систематической психологической

Благоприятный социально-психологический климат коллектива зависит, прежде всего, от...

Особенности психологического климата в коллективе

Оно выступает в качестве особого качества межличностных отношений в коллективе, это

единство коллектива» [5]. Социально-психологический климат трудового коллектива — это социально

Чем более сплочен коллектив, тем стабильнее в нем психологический климат

Важной характеристикой социально-психологического климата является общий...

Проблемы взаимодействия руководителя и коллектива...

Начавшись как межличностный конфликт (водитель — секретарь начальника отдела

Начальник МУПАТП напрямую влияет на деятельность предприятия, именно от него

В то же время секретарь начальника отдела эксплуатации и сотрудники отдела учета и анализа

1. Для сотрудника отдела организации труда и заработной платы, а также других подобных ему...

Социально-психологические факторы, влияющие на стремление...

Ключевые слова: карьера, успешность карьеры, социально-психологические факторы карьеры

Это внутреннее поведение и отношение, изменение связанных с деятельностью навыков

Следовательно, видно, что на продвижение по карьерной лестнице сотрудника в компании оказывают

начальником; социально-психологический климат в коллективе; в)...

Влияние стиля управления на удовлетворенность работников...

...отношения с сотрудниками, отношения с руководством и возможности карьерного роста» [3].

работы, но и от атмосферы в коллективе, а также от отношений между подчиненными и

деловых отношений в этом коллективе, а не эмоционально-личностных отношениях.

Благоприятный социально-психологический климат — это длительный процесс.

Роль межличностных отношений в управлении коллективом

В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально

Такие действия могут привести к росту сплоченности и эффективности групп.

управление коллективом, межличностные отношения, роль межличностных отношений.

1. Для сотрудника отдела организации труда и заработной платы, а также других подобных ему...

Стиль управления коллективом | Статья в журнале...

...психологических воздействий руководителя по отношению к его подчиненным, а

Стиль управления, которым руководствуется военный руководитель (являющийся начальником или командиром)

− по целевому признаку (по характеру целей управленческой деятельности): деловой и

Данный стиль руководства следует назвать социально-психологическим, он...

Влияние психологической совместимости сотрудников на...

Ключевые слова : социально-психологический климат, психологическая совместимость

Понимание термина «морально-психологический климат» неоднозначно.

благоприятный социально-психологический климат, способствующий выстраиванию открытого диалога и

Понимание значимости добрых межличностных отношений в коллективах прослеживается и в...

Управление карьерой как инструмент мотивации персонала

Именно для данной категории сотрудников необходимо обеспечить карьерный рост, т. к

Интересы руководства компании и ее сотрудников в большинстве случаев не совпадают.

Если руководитель держит подчиненных на некоторой дистанции, то к выполнению его

Повышение в должности не способствует сохранению дружеских отношений с коллегами.

Задать вопрос