Роль межличностных отношений в управлении коллективом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 21.02.2020

Статья просмотрена: 252 раза

Библиографическое описание:

Яблокова, Ю. С. Роль межличностных отношений в управлении коллективом / Ю. С. Яблокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 254-255. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67405/ (дата обращения: 08.03.2021).



В статье представлено изучение вопроса о роли межличностных отношений в управлении коллективом.

Ключевые слова: управление коллективом, межличностные отношения, роль межличностных отношений.

Актуальность работы заключается в том, что один из важных аспектов изучения проблем межличностных отношений — это межличностные отношения в организации и поэтому одним из важных вопросов являются личностные компоненты, связанные с межличностными отношениями, которые существенно влияют на результативность профессиональной деятельности как коллектива, так и сотрудников организации. Также в профессиональной сфере часто возникают ситуации нигармоничных межличностных отношений, что приводит к конфликтам. Следственно, проблема изучения межличностных отношений в организации, а также в ситуациях конфликтного взаимодействия является на данный момент важной и актуальной.

Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат многообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными. Межличностные отношения между членами организации подразделяются на формальные и неформальные.

Формальные — это те отношения, которые определяются соответствующими инструкциями и должностными обязанностями каждого члена организации, то есть формальными установками. Психологическая близость (симпатия, уважение, дружба) укрепляет официальную группу, помогает решать поставленные задачи. Формальные группы имеют юридический статус и создаются руководством для закрепления разделения труда и улучшения его организации

Неформальные — это человеческие отношения между членами организации, обусловленные реальной позицией каждого члена коллектива. Неофициальные группы возникают на основе единой направленности психологической мотивации, симпатии, близости взглядов. Такая группа не предусматривается ни штатным расписанием, ни инструкцией.

Мы разработали ряд рекомендаций, которые позволят руководителю повысить эффективность работы своего коллектива и команды, при выполнении их.

1) Руководителю необходимо учитывать, что каждый из работников подвержен влиянию окружающих, поэтому его поведение должно интерпретироваться с учетом этого воздействия: руководитель должен также понимать учитывать, что повседневная жизнь и работа взаимодействуют друг с другом.

2) Руководитель должен быть заинтересован и обеспечить развитие и повышение квалификации своего коллектива и команды. При правильном руководстве, обучение может помочь им преодолеть трудности при решении задач. Успех коллектива зависит от того, насколько его участники хорошо разрешать возникшие конфликты, разногласия и другие проблемы. Особое внимание должно уделяться распределению обязанностей и контролю за отношениями между работниками.

3) Руководители могут сами создать для членов групп и команд возможность повышения эффективности и использовать средства поощрения, усиливая чувство удовлетворения своим трудом. Такие действия могут привести к росту сплоченности и эффективности групп. Команда и сплоченные коллективы являются наиболее производительными, их нормы эффективности и цели способствуют успешному выполнению задач.

4) Нужно поощрять сотрудников за установление реальных целей, для предотвращения потери рабочего времени, признавая индивидуальный вклад в общее дело каждого сотрудника организации.

5) Необходимо создать сотрудникам условия для достижения успеха. Использование таких приемов, как участие в установлении целей, специальные задания могут создать у членов группы чувство непосредственного участия. Успех необходим для всех стадий развития группы и ее превращения в команду. Однако особенно это важно для успеха в только что сформированных группах, так как первые успехи приведут к росту чувства удовлетворенности своим трудом.

6) В любом коллективе нужно развивать чувство ответственности и самостоятельности, а также позволять сотрудникам, самим выбирать решать проблемы и оценивать результат своей работы. Нужно научить сотрудников разделять обязанности руководителей и при необходимости их заменять.

В заключении отметим, что внедрение ряда предложенных рекомендаций поможет руководителям повысить качество работы и экономический результат, т.к. межличностные отношения проходят практически через все сферы жизнедеятельности человека. Актуальным вопросом современной жизни остается проблема развития групп, в которые объединены люди в процессе всей своей жизни. На наш взгляд, одним из важных и значимых вопросов является изучение межличностных отношений в коллективе. Руководителям необходимо уделять больше времени на развитие и улучшение межличностных отношений, которые являются важными для количественных и качественных показателей выполняемой работы, а также экономического результата образовательного учреждения в целом.

Литература:

  1. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. — М.,2003.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.,2001.
  3. Десслер Г. Управление персоналом. — М., 2009.
  4. Зельдович Б. З. Организационное поведение. — М., 2008.
  5. Рогожина Т. В. Теория организации. Учебное пособие. — М., 2001.
  6. Алехин И. А. Педагогический инструментарий формирования компетенций в высшей школе / И. А. Алехин, И. С. Казаков, У. А. Казакова // Мир образования-образование в мире. — М., 2018. — № 1.– С. 171–178.
  7. Казаков И. С. О проблеме исследования феномена персонификации обучения в отечественной науке // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. — Сочи, 2011. — № 3. — С. 127–129.
  8. Казаков И. С. Реализация компетентностного подхода в современном образовании / И. С. Казаков, У. А. Казакова // Мир образования-образование в мире. — М., 2017. — № 2.– С. 29–34.
  9. Tyunnikov Y. S. Succession of continuity education: the role and possibilities of a media resource / Y. S. Tyunnikov, T. P. Afanasyeva, I. S. Kazakov, M. A. Maznychenko // Медиаобразование. — М., — 2018. — № 1. — С. 28–38.
  10. Тюнников Ю. С. Непрерывное формирование медиакомпетентности учителя в условиях постоянных изменений информационной и образовательной среды / Ю. С. Тюнников, Т. П. Афанасьева, И. С. Казаков, М. А. Мазниченко // Медиаобразование. — М., — 2017. — № 1. — С. 58–74.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, член организации, коллектив, команда, руководитель, сотрудник организации, управление коллективом, экономический результат.


Ключевые слова

межличностные отношения, управление коллективом, роль межличностных отношений

Похожие статьи

Проблемы взаимодействия руководителя и коллектива...

Руководитель организации — это человек, который одновременно с обладанием

Анализ взаимодействия руководителя и коллектива в современных условиях проводился в

1. Для сотрудника отдела организации труда и заработной платы, а также других подобных ему...

Стиль управления коллективом | Статья в журнале...

Стиль управления коллективом подразделения (части) — это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых педагогических задач, выработки и реализации управленческих решений офицером — руководителем коллектива.

Проблема руководства коллективом в психологической науке

И все-таки оптимизация взаимоотношений в организации не является основным способом повышения эффективности деятельности

Результат деятельности руководителей имеет две стороны. С одной стороны, он отражает деятельность самих руководителей, то есть стиль...

Совершенствование социально-трудовых отношений как фактор...

Коллектив — это не простая арифметическая сумма индивидов, а качественно новая

Каждый коллектив должен ясно и четко представлять цель своей деятельности, вокруг которой и

Бабаев, А. А. Управление персоналом на разных этапах жизненного цикла организации (на...

Эффективное взаимодействие руководителя и коллектива...

Статья посвящена проблемам взаимодействия руководителя дошкольной организации и педагогического коллектива. Автором в статье раскрыты принципы, функции, способы организации и компоненты совместной деятельности руководителя и коллектива.

Роль руководителя в системе управления организацией

Руководитель (менеджер) — ключевой элемент в системе оценки персонала.

Также в системе управления каждый руководитель должен соблюдать правила этикета труда и

Экономический анализ и его роль в системе управления деятельностью спортивной...

Оценка влияния эффективности межличностных отношений на...

Доброжелательные взаимоотношения сотрудников в организации улучшают социально-психологический климат в колективе, способствуют росту производительности труда отдельного работника и повышают эффективность работы коллектива в целом [2, с. 75].

Психологические составляющие карьеры сотрудника организации

Основной ячейкой такой организации является коллектив — высшая форма развития малой группы.

В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, тем выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более...

Значение и роль руководителя в деятельности организации

Система управления персоналом стоит на трех «китах» — профессионализме работников и руководителей, мотивации персонала к труду и приверженности людей своей организации. Система управления как феномен управленческой и коммуникационной деятельности...

Отношение сотрудников к труду как составляющая...

Успех предприятия (организации) определяется качеством труда его сотрудников. При этом важно, что одной из определяющих характеристик качества выполняемой работы является отношение сотрудников к труду. Отношение к труду — это и экономическая, и этическая...

Похожие статьи

Проблемы взаимодействия руководителя и коллектива...

Руководитель организации — это человек, который одновременно с обладанием

Анализ взаимодействия руководителя и коллектива в современных условиях проводился в

1. Для сотрудника отдела организации труда и заработной платы, а также других подобных ему...

Стиль управления коллективом | Статья в журнале...

Стиль управления коллективом подразделения (части) — это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых педагогических задач, выработки и реализации управленческих решений офицером — руководителем коллектива.

Проблема руководства коллективом в психологической науке

И все-таки оптимизация взаимоотношений в организации не является основным способом повышения эффективности деятельности

Результат деятельности руководителей имеет две стороны. С одной стороны, он отражает деятельность самих руководителей, то есть стиль...

Совершенствование социально-трудовых отношений как фактор...

Коллектив — это не простая арифметическая сумма индивидов, а качественно новая

Каждый коллектив должен ясно и четко представлять цель своей деятельности, вокруг которой и

Бабаев, А. А. Управление персоналом на разных этапах жизненного цикла организации (на...

Эффективное взаимодействие руководителя и коллектива...

Статья посвящена проблемам взаимодействия руководителя дошкольной организации и педагогического коллектива. Автором в статье раскрыты принципы, функции, способы организации и компоненты совместной деятельности руководителя и коллектива.

Роль руководителя в системе управления организацией

Руководитель (менеджер) — ключевой элемент в системе оценки персонала.

Также в системе управления каждый руководитель должен соблюдать правила этикета труда и

Экономический анализ и его роль в системе управления деятельностью спортивной...

Оценка влияния эффективности межличностных отношений на...

Доброжелательные взаимоотношения сотрудников в организации улучшают социально-психологический климат в колективе, способствуют росту производительности труда отдельного работника и повышают эффективность работы коллектива в целом [2, с. 75].

Психологические составляющие карьеры сотрудника организации

Основной ячейкой такой организации является коллектив — высшая форма развития малой группы.

В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, тем выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более...

Значение и роль руководителя в деятельности организации

Система управления персоналом стоит на трех «китах» — профессионализме работников и руководителей, мотивации персонала к труду и приверженности людей своей организации. Система управления как феномен управленческой и коммуникационной деятельности...

Отношение сотрудников к труду как составляющая...

Успех предприятия (организации) определяется качеством труда его сотрудников. При этом важно, что одной из определяющих характеристик качества выполняемой работы является отношение сотрудников к труду. Отношение к труду — это и экономическая, и этическая...

Задать вопрос