Реализация наставничества между возрастными группами ДОУ через проект «Содружество» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аладатова, Е. В. Реализация наставничества между возрастными группами ДОУ через проект «Содружество» / Е. В. Аладатова, А. М. Нехорошева, Н. А. Николаева, Т. П. Шестакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 385-386. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96586/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье авторы раскрывают опыт организации наставничества между старшими и младшими группами детей в детском саду.

Ключевые слова: наставничество, проект, общение.

Общение — одна из самых важных человеческих потребностей. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире , социализироваться, стать социально ценной личностью . Одним из средств, способствующих позитивной социализации, является организация наставничества между разными возрастными группами в детском саду .

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Именно поэтому в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте выделена образовательная область « Социально-коммуникативное развитие » . Её основной целью является позитивная социализация детей дошкольного возраста , приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Разрабатывая данный проект, мы рассматривали наставничество как сотрудничество детей разного возраста. Сотрудничество детей обладает огромным воспитательным потенциалом, так как старшие дети передают свой опыт младшим. Данный проект мы назвали «Содружество». Участниками данного проекта стали дети, вновь поступившие в детский сад (возраст на начало проекта составлял 2–2,3 года, старшие ребята (5-6 лет), воспитатели, педагог-психолог, старший методист и родители.

Позиция старшего, знающего и умеющего больше и использующего знания и умения для того, чтобы сделать что-то полезное и приятное тем, кто сам этого еще не может, существенно влияет на представления старших детей о себе. Практическая реализация такой позиции обогащает образ — Я, вносит в него такие положительные черты, как: «Я тот, кто помогает маленьким и слабым, кто доставляет им радость, кто может защитить их». Одновременно появляется гордость за такие качества и поступки.

Знакомство детей в рамках проекта «Содействие» началось с возникновения взаимного расположения, доверия и интереса, прошло этап легкого и приятного взаимодействия и только на фоне сложившейся взаимной доброжелательности постепенно перешло к более сложным формам.

Одним из вариантов общения, направленного на знакомство и возникновения положительных эмоций у всех участников, стал сюрпризный момент «Добро пожаловать в детский сад». Дети старшей группы пришли к малышам в ярких костюмах знакомых малышам персонажей. Они приветствовали малышей песнями, прибаутками. Пригласили на хороводные игры, музыкальные игры с ускорением.

Следующим этапом взаимодействия, требующим от старших несколько больших усилий, чем концерты, стало изготовление для подопечных малышей подарков. Цель этой работы — учить детей доставлять радость другим, заслуживать их благодарность и в тоже время чувствовать себя более взрослыми и умелыми. У младших же в результате появляются симпатия и интерес к старшим и готовность общаться с ними и по другим поводам.

Традицией стало участие старших наставников в утренниках, в роли персонажей (Снегурочка, Дождик, Петушок, Кукла Катя и другие)

Когда малыши перешли во вторую младшую группу, старшие дети поздравили их на празднике «Новоселье», пели песни, вместе танцевали, а также подарили малышам комплект настольных игр. Обучать играть в них приходили в свободное время, во вторую половину дня.

В группе малышей открылся клуб «Талантошки». Работа в нём стала неотъемлемой частью нашего проекта. Старшие дошкольники с большим интересом и желанием готовились к различным «мастер-классам». Темы, виды деятельности помогали спланировать и подготовить воспитатели и родители. В ходе работы клуба, дети старшей группы предлагали малышам самые разные занятия: разучивали песенки и танцы, пальчиковую гимнастику, занимались продуктивными видами деятельности, учили рисовать нетрадиционными техниками.

Важной частью работы по проекту «Содружество» стало привлечение старших ребят к процессу формирования культурно-гигиенических навыков. Наставники оказывали малышам помощь при одевании на прогулку, так как малыши в большинстве готовы слушать старших и следовать их инструкциям.

Большая и на наш взгляд важнейшая часть работы по проекту «Содружество» происходила на прогулке. Здесь ключевая роль уделялась формированию основ безопасности. Известно, что наибольшее количество травм происходит именно во время прогулок. Здесь старшие дети выступали в роли наставников во время организации подвижных игр, экскурсий вокруг детского сада, опытно — экспериментальной деятельности с песком, снегом. Малыши, глядя на старших детей, посильно участвовали в трудовой деятельности (сбор сухих листьев, подметание дорожек и прочее). В весенний период, в рамках работы по проекту «Содружество», ребята высадили на огороде морковь, петрушку, кукурузу. Наблюдали за ростом урожая, вместе радовались результатам совместного труда.

Мы старались придерживаться правил:

1. Общение старших и младших должно быть эпизодическим, а также ограниченным по частоте (не более 2 раз в неделю и около 25–30 минут).

2. Общение должно вызывать положительные эмоции у обеих возрастных групп и восприниматься ими как яркое, интересное событие.

3. Старшие общаются с младшими исключительно добровольно. Их действия одобряются воспитателем, педагогом — психологом, заместителем директора по МВР, о них сообщается родителям. Общение должно быть связано с конкретным делом, понятным и интересным всем детям.

4. Содержание общения должно постепенно усложняться по степени зависимости старших и младших партнеров друг от друга.

Заключением сотрудничества детей в течение года, стало поздравление от малышей на балу выпускников детского сада, где малыши с удовольствие поздравляли своих наставников

Таким образом, реализуя проект по наставничеству «Содружество», мы решаем две задачи:

1) обогащаем образ — Я старших детей представлениями о себе как о помощнике и защитнике слабых;

2) формируем у всех участников новый опыт доброжелательных отношений.

Как показала данная практика, опыт взаимодействия детей младшего и старшего возраста способствовал не только их успешной социализации, но и помогал развитию речи, овладению культурно-гигиеническими навыками, эмоциональное состояние малышей становилось более стабильным. В свою очередь, старшие дети понимали свою значимость, это способствовало формированию у них позиции взрослого, снимало тревожность, ребята становились более внимательными и ответственными, что способствовало формированию школьной готовности.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, малыш, проект, ребенок, общение, сотрудничество детей, старшая группа.


Похожие статьи

Взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного...

Актуальность разновозрастного общения детей в ДОУ в настоящее время возросла.

Перспективный план по взаимодействию детей старшего и младшего возраста в ДОУ.

Цель : формирование опыта сотрудничества детей разного дошкольного возраста.

Ключевые слова: ребенок, детский сад, группа, ситуация, позитивная социализация, сотрудничество.

Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет...

- растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей

Сотрудничество детей со сверстниками на занятии представляет собой тип взаимодействия

Творческая группа нашего детского сада под руководством доцента кафедры дошкольной педагогики и

1. Римашевская Л. С., Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников...

Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др.

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками...

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из

Общение детей, педагогов, родителей всегда было и остаётся актуальным вопросом.

Детям — для создания фундамента, на котором строится дальнейшее развитие личности.

сближают детей друг с другом и с взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества...

Среди «изолированных» остается категория детей, редко посещающих детский сад.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать (1—4 части). М., 1998.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного... Уже в группе детского сада существует множество

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из.

Совместная разработка и реализация социально значимых...

Участники проекта:дети старшей группы, родители, воспитатели, сотрудники ОГИБДД ОВД по Кореновскому

Основные социально значимые мероприятия проекта: – акция «Книга в подарок малышам»

правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни. здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей, родитель, группа...

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие...

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях...

Библиографическое описание: Попова, Л. В. Взаимодействие семьи и детского сада в

Участниками этого клуба являются педагоги, родители и дети старшей логопедической

Дальнейшее развитие проекта. Авторский проект прошел этап апробации, что позволяет в

Башлакова-Ласминская Л. Н., Брыскина С. А. Сотрудничество детского сада и семьи в...

проектная деятельность, ребенок, детский сад, метод проектов...

Деятельность дошкольной организации по развитию... проект, родитель, детский сад, питание детей, ребенок, проектный метод, дошкольный возраст, образовательная деятельность, проектная деятельность, возрастная группа.

Исследование процесса формирования культуры общения...

Исследование влияния проектной деятельности старшего дошкольника на его культуру общения в МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирный Курского района Ставропольского края позволило принять участие в нем детей старших групп в количестве 50...

Похожие статьи

Взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного...

Актуальность разновозрастного общения детей в ДОУ в настоящее время возросла.

Перспективный план по взаимодействию детей старшего и младшего возраста в ДОУ.

Цель : формирование опыта сотрудничества детей разного дошкольного возраста.

Ключевые слова: ребенок, детский сад, группа, ситуация, позитивная социализация, сотрудничество.

Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет...

- растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей

Сотрудничество детей со сверстниками на занятии представляет собой тип взаимодействия

Творческая группа нашего детского сада под руководством доцента кафедры дошкольной педагогики и

1. Римашевская Л. С., Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников...

Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др.

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками...

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из

Общение детей, педагогов, родителей всегда было и остаётся актуальным вопросом.

Детям — для создания фундамента, на котором строится дальнейшее развитие личности.

сближают детей друг с другом и с взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества...

Среди «изолированных» остается категория детей, редко посещающих детский сад.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать (1—4 части). М., 1998.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного... Уже в группе детского сада существует множество

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из.

Совместная разработка и реализация социально значимых...

Участники проекта:дети старшей группы, родители, воспитатели, сотрудники ОГИБДД ОВД по Кореновскому

Основные социально значимые мероприятия проекта: – акция «Книга в подарок малышам»

правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни. здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей, родитель, группа...

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие...

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях...

Библиографическое описание: Попова, Л. В. Взаимодействие семьи и детского сада в

Участниками этого клуба являются педагоги, родители и дети старшей логопедической

Дальнейшее развитие проекта. Авторский проект прошел этап апробации, что позволяет в

Башлакова-Ласминская Л. Н., Брыскина С. А. Сотрудничество детского сада и семьи в...

проектная деятельность, ребенок, детский сад, метод проектов...

Деятельность дошкольной организации по развитию... проект, родитель, детский сад, питание детей, ребенок, проектный метод, дошкольный возраст, образовательная деятельность, проектная деятельность, возрастная группа.

Исследование процесса формирования культуры общения...

Исследование влияния проектной деятельности старшего дошкольника на его культуру общения в МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирный Курского района Ставропольского края позволило принять участие в нем детей старших групп в количестве 50...

Задать вопрос