Совместная разработка и реализация социально значимых проектов как эффективное средство социально-личностного развития дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, май 2019)

Дата публикации: 06.05.2019

Статья просмотрена: 129 раз

Библиографическое описание:

Уварова И. М. Совместная разработка и реализация социально значимых проектов как эффективное средство социально-личностного развития дошкольников [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 23-25. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15048/ (дата обращения: 20.10.2019).



На современном этапе развития общества одной из наиболее актуальных становится проблема социализации детей и подростков. Действительно, успешная адаптация в мире людей и нахождение в нём своего места, реализация собственного потенциала, играют немаловажную роль в становлении человека. Опыт отношений с другими людьми, полученный в детские годы, определяет дальнейшее развитие личности ребёнка. Именно поэтому мы считаем, что уже в дошкольном возрасте ребёнку важно предоставить возможность активного позитивного взаимодействия с социумом. Считаем, что традиционные методы и подходы к социализации дошкольников не позволяют в полной мере сформировать социальную компетентность ребёнка.

Что же в таком случае является эффективным средством позитивной социализации? Проанализировав опыт работы педагогов ДОУ и эффективность применения современных образовательных технологий с целью социально-личностного развития дошкольников, пришли к выводу о целесообразности применения технологии проектной деятельности. Считаем, что разработка и реализация совместных социально значимых проектов, привлечение дошкольников к активному участию в социальных акциях, является основой формирования собственного опыта ребёнка по взаимодействию с социальной средой, его активной жизненной позиции.

Под «социально значимыми» мы понимаем проекты, имеющие социальный эффект, в ходе которых разрабатываются различные варианты решения социальных проблем, участники которых вступают в конструктивное взаимодействие с социумом.

Конечно, мы не решаем с дошкольниками глобальные социальные проблемы. Но помочь малышам из соседней группы быстрее адаптироваться к детскому саду, напомнить водителям о соблюдении правил перевозки детей, подготовить своими силами концерт ко Дню пожилого человека, подарить прохожим весёлые солнышки и поделиться своей улыбкой, научить родителей выполнять музыкальную зарядку и «заразить» их идеей соблюдения всей семьей правил здорового образа жизни — это, и многое другое, нам вполне по силам.

За прошедший учебный год педагогами нашего ДОУ совместно со старшими дошкольниками, их родителями, с привлечением работников различных социальных организаций города были разработаны и реализованы следующие социально значимые проекты:

  1. проект «Спешите делать добрые дела!»

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «В», педагог-психолог, родители, воспитатели, работники детской библиотеки.

Цель проектасоздать условия для формирования социально-нравственного опыта участников образовательных отношений в ходе совместной проектной деятельности.

Основные социально значимые мероприятия проекта:

– социальная акция «День спонтанного проявления доброты»;

– изготовление «Дерева добрых дел»;

– социально-экологическая акция «Поможем птицам!»;

– акция «В небо птицу выпускаю» (изготовили птиц на основе воздушных шаров, прикрепили к ним послания с призывами «Спешите делать добрые дела!» и запустили в небо);

– акция «Книгообмен — эта книга ждет нового читателя»;

– акция «Улыбнитесь вместе с нами!».

  1. проект «Помни, водитель, ты тоже родитель!»

Участники проекта:дети старшей группы, родители, воспитатели, сотрудники ОГИБДД ОВД по Кореновскому району.

Цель проекта:создать условия для формирования у детей и родителей навыков безопасного поведения на улицах города в процессе совместной проектной деятельности.

Основные социально значимые мероприятия и продукты проекта:

– акция «Чтобы избежать беды, с автокреслом ты води!»;

– совместная с родителями и сотрудниками ОГИБДД ОВД по Кореновскому району викторина «Мы за безопасность на дороге!»;

– выставка поделок детей и родителей «Транспорт будущего»;

– спортивное развлечение «Знатоки дорожных правил»;

– открытое письмо родителям: «Помни, водитель, ты тоже родитель!».

  1. проект «Теплом души согрей меня»

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители, сотрудники Кореновского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Планета детства», дети с ОВЗ, посещающие реабилитационный центр.

Цель проекта: создать условия для воспитания толерантности, сочувствия, понимания и принятия людей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные социально значимые мероприятия и продукты проекта:

– концерт «Теплом души согрей меня» для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей;

– благотворительная акция «Все дети играют в игрушки»;

– социальная акция «Открытка для особого ребенка»;

– совместный мастер-класс по лепке.

  1. проект «Мы за здоровый образ жизни! А вы?»

Участники проекта: дети средней группы «Б», воспитатели, инструктор по физической культуре.

Цель проекта:создание условий для формирования у детей и родителей потребности в здоровом образе жизни.

Основные социально значимые мероприятия проекта:

– социальная акция «На зарядку по порядку, папа с мамой вместе с нами, становись!»;

– акция «Открытое письмо родителям «Мы выбираем спорт и здоровье!»;

– совместное спортивное развлечение «Спортивная семья»;

– вечер подвижных игр с папами;

– социальная акция «Школьники дошколятам: весёлая зарядка».

  1. проект «Улыбнитесь, малыши!»

Участники проекта: дети младшей группы, дети подготовительной группы, родители, воспитатели групп, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Цель: формирование опыта взаимоотношений и сотрудничества, расширение зоны контактов детей в пространстве детского сада через разные виды деятельности в ходе реализации совместного образовательного проекта.

Основные социально значимые мероприятия проекта:

– акция «Книга в подарок малышам»;

– организация «Школы маленьких волонтёров»;

– изготовление с родителями книжек — малышек для малышей;

– вечер игр с детьми и родителями младшей группы;

– совместные физкультурные и музыкальные занятия, развлечения и игры детей младшей и подготовительных групп.

Подробнее остановлюсь на проекте «Теплом души согрей меня», который был разработан и реализован совместно с Кореновским реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Планета детства». Дошкольники приобрели опыт общения и игрового взаимодействия с детьми с ОВЗ, вместе с ними приняли участие в мастер-классе по лепке из глины, изготовили для них сувениры своими руками, подготовили концерт. Большое впечатление на детей произвел просмотр фильма «Даже слоны не бросают своих детей-инвалидов» и мультфильма «Подарок». В результате реализации проекта полностью изменилось отношение детей к людям с ОВЗ, исчезли страхи, настороженность, появился опыт позитивного общения, проявления душевной чуткости. Приведу высказывание одного из дошкольников после совместного мастер-класса и игрового общения: «Оказывается, с ними тоже можно дружить!».

Разработка и реализация с дошкольниками совместных социально значимых проектов, привлечение их к участию в социальных акциях позволило значительно расширить круг социального общения детей, сформировать уверенность в себе, почувствовать свою значимость, эмоциональную удовлетворенность от совместного выполнения общественно полезных дел, добрых поступков. Наши дошкольники постепенно учатся работать в команде, совместно решать проблемы, приобретают социальные навыки, что является непременным условием успешности в современном мире.

Литература:

  1. Деркунская, В. А. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду: методическое пособие / В. А. Деркунская, С. С. Агабекян, Н. А. Воронина; ред. В. А. Деркунская. — М.: Центр педагогического образования, 2018. — 240 с.
  2. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов / ред. В. А. Сластёнина. — М.: Академия, 2000. — 200 с.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, участник проекта, социальная акция, проект, значимое мероприятие проекта, здоровый образ жизни, Кореновский реабилитационный центр, Кореновский район, детский сад.

Похожие статьи

Совместная деятельность с родителями по формированию...

В работе с родителями мы сделали упор на пропаганду здорового образа жизни, на знакомство с проводимой в группе работой по формированию здорового образа жизни у детей, и вовлечение родителей в неё. Но проблема в том, что родители чаще всего выступают в...

Реализация проекта «Здоровый педагог — успешные дети

Реализация проекта осуществляется согласно разработанному плану мероприятий, в реализации которого может участвовать каждый педагог и

Таким образом, в ходе реализации проекта созданы условия для позитивного микроклимата в коллективе до 98 %; наблюдается...

«Добротой согреем сердца» (программа...)

Сотрудничество участников проекта направлено на благотворительность и поддержку талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья

- статистические данные: о количестве проведённых благотворительных мероприятий, участниках акций, количестве...

Взаимодействие родителей и детского сада при формировании...

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Основные принципы здорового образа жизни

Работа в дошкольной образовательной организации по...

План работы по проекту. Срок проведения мероприятий.

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс

здоровый образ жизни, ребенок, детский сад, родитель, здоровый ребенок, семья, дошкольный...

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию...

– Тематические акцииЗдоровый образ жизни», «Лес здоровья»). – Радиовещание по радиосети дошкольного учреждения: «Здорово

Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ физической...

Проект «Здоровье детей в наших руках» | Статья в журнале...

Актуальность проекта: После обследования детей старшей группы у многих выявлен низкий уровень физического развития и физической

здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, родитель, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, основная задача, рациональная...

Физкультурно-спортивные мероприятия как средство...

игра, здоровый образ жизни, умение, ребенок, команда, воспитанник, утренняя зарядка, подвижная игра, комплексный подход

Хорошо, когда в семьях рождаются здоровые и крепкие дети. А на какую помощь и поддержку не только со стороны родителей может рассчитывать...

Проект «Развитие здоровьесберегающей среды» в МБДОУ...

здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное учреждение, оздоровительная технология, старший

правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни

здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей, родитель, группа...

МДОБУ детский сад № 43 муниципального образования...

Совместная разработка и реализация социально значимых проектов как эффективное средство социально-личностного развития дошкольников. Подпишитесь на нашу рассылку: Подписаться.

Похожие статьи

Совместная деятельность с родителями по формированию...

В работе с родителями мы сделали упор на пропаганду здорового образа жизни, на знакомство с проводимой в группе работой по формированию здорового образа жизни у детей, и вовлечение родителей в неё. Но проблема в том, что родители чаще всего выступают в...

Реализация проекта «Здоровый педагог — успешные дети

Реализация проекта осуществляется согласно разработанному плану мероприятий, в реализации которого может участвовать каждый педагог и

Таким образом, в ходе реализации проекта созданы условия для позитивного микроклимата в коллективе до 98 %; наблюдается...

«Добротой согреем сердца» (программа...)

Сотрудничество участников проекта направлено на благотворительность и поддержку талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья

- статистические данные: о количестве проведённых благотворительных мероприятий, участниках акций, количестве...

Взаимодействие родителей и детского сада при формировании...

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Основные принципы здорового образа жизни

Работа в дошкольной образовательной организации по...

План работы по проекту. Срок проведения мероприятий.

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс

здоровый образ жизни, ребенок, детский сад, родитель, здоровый ребенок, семья, дошкольный...

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию...

– Тематические акцииЗдоровый образ жизни», «Лес здоровья»). – Радиовещание по радиосети дошкольного учреждения: «Здорово

Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ физической...

Проект «Здоровье детей в наших руках» | Статья в журнале...

Актуальность проекта: После обследования детей старшей группы у многих выявлен низкий уровень физического развития и физической

здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, родитель, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, основная задача, рациональная...

Физкультурно-спортивные мероприятия как средство...

игра, здоровый образ жизни, умение, ребенок, команда, воспитанник, утренняя зарядка, подвижная игра, комплексный подход

Хорошо, когда в семьях рождаются здоровые и крепкие дети. А на какую помощь и поддержку не только со стороны родителей может рассчитывать...

Проект «Развитие здоровьесберегающей среды» в МБДОУ...

здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное учреждение, оздоровительная технология, старший

правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни

здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей, родитель, группа...

МДОБУ детский сад № 43 муниципального образования...

Совместная разработка и реализация социально значимых проектов как эффективное средство социально-личностного развития дошкольников. Подпишитесь на нашу рассылку: Подписаться.