Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития детей
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.
Библиографическое описание

Михайлова, Е. А. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития детей / Е. А. Михайлова, Е. С. Рыбкина, А. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 76-80. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54115/ (дата обращения: 03.08.2021).



Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надежный и причал.

Она дает призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал.

Е. А. Мухачева

Как показывает практика, жизнь и развитие образовательного учреждения в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного процесса.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.

Родители – основные социальные заказчики ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно по этой причине сегодня наш детский сад ориентируется на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

Очень важно создать атмосферу сотрудничества:

- установление доверительных, партнёрских отношений с родителями;

- вовлечение семьи в единое образовательное пространство;

- создание условий для благоприятного климата взаимодействия с

родителями.

Можно выделить следующие формы работы с родителями:

- анкетирование;

- участие на занятиях;

- совместные праздники, вечера, посиделки, развлечения;

- консультации и беседы;

- конкурсы;

- акции – агитации;

- мастер – классы.

Наша система работы с семьёй позволяет привлечь родителей к совместной деятельности по воспитанию и обучению детей.

Родители с энтузиазмом исполняют роли на утренниках, получая эмоциональный заряд, доставляя радость своим детям. Как мамы, так и папы, играют с детьми, поют песни, читают стихи, участвуют в эстафетах и сценках, танцуют.

E:\Фото\26 декабря 2016 год новогодний утренник\DSC05739.JPG E:\Фото\22 февраля 2018 год\066.JPG E:\Фото\12 июля 2016 год летнее развлечение\064.JPG

Активно принимаем участие в акциях – агитациях: «Поможем братьям нашим меньшим», «Бумажный бум», «Покормите птиц зимой», «Чистый город», «Посади дерево», «Уютный дом каждому», «Доброе сердце». Родители сообща собирают макулатуру, изготавливают скворечники и кормушки, сажают цветы и деревья, высаживают газон, красят инвентарь на участке, рисуют агитационные плакаты и буклеты, собирают корм животным для станции юннатов, гигиенические принадлежности для маленьких деток в дом малютки. Благодаря таким акциям происходит сплочение коллектива нашей группы.

E:\Фото\23 апреля 2016 год субботник\013.JPGE:\Фото\23 апреля 2016 год субботник\014.JPG
Родительские собрания проходят в нетрадиционной форме, используя проектор. Проводим викторины, игры, мастер-классы, используя различные атрибуты. На итоговом родительском собрании обязательно отмечаем участие родителей в общественной жизни ДОУ, а самых активных из них отмечаем благодарственными письмами.

E:\Фото\Выпуск 2015 год\2013 год декупаж родительское собрание в нетрадиционной форме\DSC00888.JPG E:\Фото\Выпуск 2015 год\2013 год декупаж родительское собрание в нетрадиционной форме\DSC00897.JPG

Работа с родителями также ведётся с помощью наглядной информации. В нашей группе оформлен «Уголок родителей», куда помещена ознакомительная и просветительская информация. Ежеквартально выпускаем стенгазеты, буклеты, коллажи, используем презентации о жизни детей в детском саду.

Одной из форм работы с семьями воспитанников являются выставки детских работ и конкурсы. Эта работа настолько интересна и увлекательна, что родители с нетерпением ждут их. Мы принимаем участие в конкурсах на базе нашего детского сада и учреждениях нашего города. На время конкурса холл ДОУ превращается в выставочный зал. Оказывается, что родители, как и дети, любят поощрения, гордятся полученными дипломами.

Анкетирование – одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам работы детского сада.

Были разработаны следующие анкеты:

– «Знакомство»;

– «Развитие речи ребёнка»;

– «Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка»;

– «Тайные мечты вашего ребенка»;

– «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ»;

– «Правильное питание детей».

Проанализировав анкетные данные, разрабатывается план проведения консультаций и бесед. В нашей группе оформлен "Уголок для родителей”. Имеется стенды, на которых оформлены: визитная карточка группы, соглашение между родителями и воспитателями, информация по антитеррористической и пожарной безопасности, правила поведения на дороге. В приёмной постоянно обновляется информация в виде ширм: по кружковой работе, детским болезням, оздоровительных процедурах, сезонным изменениям и духовно – нравственному воспитанию. Имеются буклеты по темам: картотека художественной литературы; правила поведения на воде; роль пальчиковых игр в развитии речи детей; стили семейного воспитания; гимнастика для глаз, точечный массаж. В преддверии праздников и массовых мероприятий, проводим с родителями инструктажи. Они с удовольствием идут на контакт и выполняют наши рекомендации.

Особым успехом пользуется проведение мастер-классов. Один из них: «Весну зазываем – зиму провожаем. Изготовление птиц из ткани», которое проводилось в начале весны. Использовались стихи, песни, заклички о весне. Ребята вместе с мамами вешали разноцветные ленточки на дерево, чтобы украсить его. Весна наступает, солнышко светит. Но какая же весна без птиц. В старину считалось, что птицы несут с собой ключи от счастья, тепло и свет! Весенние птички всегда были символом радости и обновления. Можно украсить ими деревья, а если украсить ими своё жилище в праздник, становится светлее и в доме и на душе. Да и подарить маленькую птичку, как символ надежды на радость обновления, на привнесение в жизнь приятных ожиданий – будет не лишним. Предложили детям вместе с мамами изготовить жаворонков своими руками. Птицы из ткани выглядят очень красиво. Поэтапно выполнив работу, мы украсили птицами наше дерево.У нас получились яркие и красивые жаворонки! Каждая птичка была по – своему красива. По окончанию мастер – класса мы поздравили мамочек с наступающим праздником 8 марта.

E:\Фото\3 марта масстер класс Жаворонки\DSC04337.JPG E:\Фото\3 марта масстер класс Жаворонки\DSC04367.JPG

Интересным и увлекательным было проведение мастер-класса по декупажу. Раскрыли суть понятия «декупаж». Рассказали, что эта старинная техника вновь стала модной и широко распространена в различных странах. Её используют при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, часов, шкатулок, посуды, эксклюзивных предметов интерьера, при оформлении одежды. Разнообразие материалов, появляющихся в магазинах, позволяет декорировать любую поверхность. Использование различных техник: золочение, кракле, художественный декупаж, объёмный декупаж дают неограниченный простор фантазии. В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Предложили родителям выполнить декупаж свечей. Все остались довольны полученным результатом.

E:\Фото\Выпуск 2015 год\2013 год декупаж родительское собрание в нетрадиционной форме\DSC00856.JPG E:\Фото\Выпуск 2015 год\2013 год декупаж родительское собрание в нетрадиционной форме\DSC00884.JPG

Замечательное занятие в нашей группе было проведено ко Дню матери «Сердечко для мамочки». Ребята читали стихи, пели песни. Играли и изготавливали вместе с мамами сердечки. Занятие завершилось чаепитием с домашней выпечкой, которую мамы испекли своими руками. А самое главное, что царила теплая, домашняя атмосфера. Мы с нетерпением ждем новых совместных занятий.

C:\Users\101Sad\Desktop\старшая группа\фото\фото занятия сердечко для мамочки\005.JPG C:\Users\101Sad\Desktop\старшая группа\фото\фото занятия сердечко для мамочки\051.JPG

Работа по взаимодействию с семьей на данный момент еще не закончена, но мы уже видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретают опыт. Мы получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем. Наша работа продолжается. В дальнейшем мы планируем занять активную позицию в совместных мероприятиях с родителями:

- разнообразить тематику мастер – классов и открытых занятий;

- участвовать в местных и городских конкурсах различного

направления;

- привлекать родителей к совместному труду;

- чаще посещать экскурсии;

- принимать участие в акциях – агитациях;

- проводить семинары и родительские собрания в нетрадиционной

форме;

- каждый месяц обновлять наглядный материал для родителей;

- использовать новые формы проведения бесед.

Литература:

  1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. – № 4. – с. 23-35.
  2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  3. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Айрис — пресс, 2006. – 128с. – (Дошкольное воспитание и развитие)
  4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с)
  5. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 64с.
  6. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.
Похожие статьи
Григорян Нелли Владимировна
Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Педагогика
2017
Фрезе Ирина Ивановна
Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника
Педагогика
2016
Жакупова Людция Сагитовна
Взаимодействие детского сада с семьей
Педагогика
2016
Зеленцова Светлана Александровна
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка
Педагогические науки
2011
Барахтенко Юлия Борисовна
Квест — нетрадиционная форма взаимодействия ДОУ с родителями
Педагогика
2018
Кудряшова Наталья Алексеевна
Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста
Педагогика
2018
Труфанова Татьяна Васильевна
Активное участие родителей в образовательной деятельности ДОУ с целью воспитания и передачи семейных ценностей подрастающему поколению
Педагогика
2018
Швецова Наталья Ивановна
Методика взаимодействия с семьей
Педагогика
2015
Михайлова Ирина Викторовна
Современные формы работы с родителями как фактор повышения эффективности взаимодействия семьи и детского сада
Педагогика
2018
Маркелова Светлана Юрьевна
Круглый стол — интерактивная форма проведения родительских собраний как средство реализации положений ФГОС ДО
Педагогика
2016
дата публикации
ноябрь 2018 г.
рубрика
Спецвыпуск
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Григорян Нелли Владимировна
Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Педагогика
2017
Фрезе Ирина Ивановна
Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника
Педагогика
2016
Жакупова Людция Сагитовна
Взаимодействие детского сада с семьей
Педагогика
2016
Зеленцова Светлана Александровна
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка
Педагогические науки
2011
Барахтенко Юлия Борисовна
Квест — нетрадиционная форма взаимодействия ДОУ с родителями
Педагогика
2018
Кудряшова Наталья Алексеевна
Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста
Педагогика
2018
Труфанова Татьяна Васильевна
Активное участие родителей в образовательной деятельности ДОУ с целью воспитания и передачи семейных ценностей подрастающему поколению
Педагогика
2018
Швецова Наталья Ивановна
Методика взаимодействия с семьей
Педагогика
2015
Михайлова Ирина Викторовна
Современные формы работы с родителями как фактор повышения эффективности взаимодействия семьи и детского сада
Педагогика
2018
Маркелова Светлана Юрьевна
Круглый стол — интерактивная форма проведения родительских собраний как средство реализации положений ФГОС ДО
Педагогика
2016