Разработка системы моделирования двигателя внутреннего сгорания в рабочем режиме | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 19.11.2022

Статья просмотрена: 172 раза

Библиографическое описание:

Заболотский, И. А. Разработка системы моделирования двигателя внутреннего сгорания в рабочем режиме / И. А. Заболотский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96510/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье описана разработка системы моделирования двигателя внутреннего сгорания.

Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, разработка системы моделирования.

Для разработки, наладки и обслуживания двигателей внутреннего сгорания (ДВС) автомобилей необходимы специалисты, подготовка которых занимает длительное время. Одним из наиболее эффективных методов обучения является обучение, предполагающее работу с реальным оборудованием, однако использование реального двигателя внутреннего сгорания (ДВС) требует специально оборудованной лаборатории, что связано с высокой теплоотдачей работы ДВС, ядовитыми выхлопными газами, а также вибрациями и шумом [1]. Кроме того, весогабаритные характеристики реальных ДВС не всегда позволяют беспрепятственно транспортировать и устанавливать их. Существующие в области автомобилестроения специальные системы, моделирующие работу ДВС, чаще всего принадлежат заводам — производителям ДВС, и они чрезвычайно дороги. Для начальной подготовки, в том числе школах, необходимо наглядно показывать работу ДВС в рабочем режиме, в то время как сейчас на уроках физики изучают лишь основы перехода топлива в работу в ДВС.

Разработанная система предназначена для наглядной демонстрации, как меняются мощность, крутящий момент и обороты их пикового момента. В дальнейшем данная программа может быть использована не только для того, чтобы обучить будущих автомехаников особенностям строения ДВС и познакомить с процессами, происходящих в ДВС, тех, кто изучает автомобилестроение, но и для подбора оптимальных параметров при разработке ДВС под определенные задачи.

В программе отображается блок ДВС. Количество цилиндров, высота цилиндра и их диаметр зависят от заданных параметров, которые могут быть изменены во время выполнения программы.

Для расчета крутящего момента [3, 4] была использована формула 1.1:

(1.1)

где P — эффективное давление, D — диаметр цилиндра, i — количество цилиндров, t — количество тактов и M — крутящий момент.

Для получения эффективного давления, необходимого для получения крутящего момента, используется уравнение Клапейрона — Менделеева (1.2):

(1.2)

где P — давление, V — объем, m — масса топлива, M — молярная масса топлива, R — универсальная газовая постоянная, T — температура сгорания).

Программа разработана на языке программирования C++. Для рендера сгенерированной трехмерной модели двигателя внутреннего сгорания используется графический двигатель собственной разработки с применением библиотеки OpenGL, для рендера интерфейса используется ImGUI.

Скриншот программы

Рис. 1. Скриншот программы

В окне Engine Parameters заданы следующие параметры:

— cylinders count — количество цилиндров;

— bore — диаметр цилиндра;

— stroke — длина цилиндра;

— compression — степень сжатия;

— fuelcount — масса сгораемого топлива;

— fuel M молярная масса топлива;

— burn Temperature — температура сгораемого топлива;

— 2 tacts — выбор количества тактов, если отметить — двухтактный, если нет — четырехтактный;

— interface Colour — цвет интерфейса;

— engine Colour — цвет трехмерной модели двигателя.

В этом же окне программа выводит значения: CVolume(Cylinder Volume — объем цилиндра, AVolume(Average Volume — объем двигателя), Pressure — эффективное давление, MaxTorque и MaxPower — пиковые значения крутящего момента и мощности. В окне Engine Plot — отображается график зависимости крутящего момента и мощности от количества оборотов двигателя (красная линия–мощность, синяя линия — крутящий момент). Нажав на кнопку P, можно сделать скриншот программы, который сохранится в корневой папке программы в формате.bmp.

На рисунке 2 показана часть кода программы — функция, отвечающая за генерацию и рендер [6] цилиндра в окне программы.

Фрагмент программы для генерации 3D моделей цилиндров

Рис. 2. Фрагмент программы для генерации 3D моделей цилиндров

С помощью формул тригонометрии (Рис. 2), можно построить круг (входящий параметр sizezoom — диаметр круга), задав два круга с помощью массивов структур vertexn (являющимися координатами позиции вершины в трехмерном пространстве). Также можно построить между ними прямоугольники (функция renderPolygon, принимающая на вход 4 трехмерных координаты), состоящие из двух треугольников, тем самым на экране будет выведен трехмерный цилиндр (параметр length — его высота). Также в функции renderCylinder мы можем указать, нужно ли создавать верхнюю или нижнюю грань цилиндра (переменные типа bool top и down). Входящий параметр c функции renderCylinder отвечает за центральную точку в трехмерном пространстве, где будет происходить генерация цилиндра.

На данный момент расчет происходит в упрощенном режиме (не учитываются углы впуска/выпуска распределительных валов, угол опережения зажигания и т. п.), но в дальнейшем эти параметры будут учитываться при расчете. Трехмерная модель двигателя будет иметь большее количество полигонов, чтобы быть больше похожей на блок реального двигателя внутреннего сгорания.

Литература:

1. Палагута К. А., Тройков С. М. Полунатурное моделирование электронной системы управления двигателем внутреннего сгорания (ЭСУ ДВС). Надежность и качество: труды международного симпозиума, 2010.

2. Johnson Bruce. Professional Visual Studio 2017. John Wiley & Sons, Inc., 2018.

3. Луканин. В. Н. Том 1. Двигатели внутреннего сгорания. Теория рабочих процессов, 2005.

4. Луканин. В. Н. Том 3. Компьютерный практикум. Моделирование процессов в ДВС, 2005.

5. Боресков. А. В. Программирование компьютерной графики, 2019.

Основные термины (генерируются автоматически): крутящий момент, внутреннее сгорание, эффективное давление, диаметр цилиндра, молярная масса топлива, реальный двигатель, сгораемое топливо, скриншот программы, трехмерная модель двигателя, трехмерное пространство.


Похожие статьи

Математическая модель расчета двухтактных двигателей...

При таких допущениях процессы, протекающие в цилиндре двигателя, описываются

где: Hu — низшая теплота сгорания топлива, Дж/кг; qc — цикловая подача топлива, кг; dx/dt

Такая запись моделирует подвод массы топлива в предположении мгновенного сгорания топлива

Рис. 1 б. Расчетная схема двигателя: GExh, GСyl, GСС, GInt — масса газа в системе выпуска...

Обзор математических моделей рабочих процессов газового...

Известные модели смесеобразования и сгорания чрезвычайно разнообразны.

несколько модернизированном виде в программе ДИЗЕЛЬ-РК (РК-модель), учитывает

Параметры двигателя и системы подачи топлива приведены в табл. 2. 85 с. Кулешов А. С

85 с. Кулешов А. С. Программа расчета и оптимизации двигателей внутреннего сгорания ДИЗЕЛЬ-РК.

Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, трехмерное...

...чертежи и трехмерные модели коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания и его частей.

Массы элементов коленчатого вала, используемые при расчетах, определяются средствами системы

Эффективные показатели двигателя внутреннего сгорания (ДВС) зависят от

На детали КШМ действуют силы давления газов и силы инерции от поступательно.

Компьютерное моделирование процессов распыла и дисперсии...

В работе была использована модель камеры сгорания в форме цилиндра, высота которой 15 см

Давление в камере сгорания составляет 80 бар, скорость впрыска жидкого топлива равна 250 м/с.

Химические реакции горения этих топлив в камере сгорания представлены ниже

На следующем рисунке 4 представлены поля концентрации обоих видов топлив в момент...

Описание конструкции и процессов в двигателе внутреннего...

двигатель внутреннего сгорания, трехмерное моделирование, параметрическая модель.

Виртуальная лаборатория для расчета развития топливного факела

Поскольку распыл топлива происходит в газовой среде, в первую очередь необходимо описать состояние этой

где – средний поверхностный диаметр капли, – характерный размер, – число Вебера.

Где d23 и We определяются аналогично, а характерный размер при эффективном диаметре. Наконец для отрывного режима. Особенности реализации модели в программе.

Повышение топливной экономичности двигателя внутреннего...

Современные двигатели внутреннего сгорания (ДВС) — гораздо мощные и экономичные по

экспериментальная установка, представляющая собой физическую модель магнитного активатора топлива.

распределяет их в потоке таким образом, чтобы горение топлива в ДВС происходило эффективнее.

Данные по расходу топлива при нагрузке двигателя 3 кВт*ч.

Оптимизация ДВС с помощью ПК ASCMO | Статья в журнале...

Ключевые слова: комбинированный двигатель внутреннего сгорания, кибернетическая модель

Данный метод позволяет получить наилучшую сходимость модели с реальным двигателем.

Рис. 3. План эксперимента по крутящему моменту и частоте вращения.

– установлено, что снижение удельного эффективного расхода топлива ниже 210 г/кВт*ч...

Разработка методики уточнения одномерных моделей на основе...

Рисунок 1 – Интеграция трехмерных и одномерных расчетов с целью уточнения математических моделей.

Для примера рассмотрим уточнение моделей для диффузора с внутренней конической и

Скубачевский Г.С. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет деталей.

Основная сложность при моделировании рабочего процесса – это расчет сгорания.

Похожие статьи

Математическая модель расчета двухтактных двигателей...

При таких допущениях процессы, протекающие в цилиндре двигателя, описываются

где: Hu — низшая теплота сгорания топлива, Дж/кг; qc — цикловая подача топлива, кг; dx/dt

Такая запись моделирует подвод массы топлива в предположении мгновенного сгорания топлива

Рис. 1 б. Расчетная схема двигателя: GExh, GСyl, GСС, GInt — масса газа в системе выпуска...

Обзор математических моделей рабочих процессов газового...

Известные модели смесеобразования и сгорания чрезвычайно разнообразны.

несколько модернизированном виде в программе ДИЗЕЛЬ-РК (РК-модель), учитывает

Параметры двигателя и системы подачи топлива приведены в табл. 2. 85 с. Кулешов А. С

85 с. Кулешов А. С. Программа расчета и оптимизации двигателей внутреннего сгорания ДИЗЕЛЬ-РК.

Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, трехмерное...

...чертежи и трехмерные модели коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания и его частей.

Массы элементов коленчатого вала, используемые при расчетах, определяются средствами системы

Эффективные показатели двигателя внутреннего сгорания (ДВС) зависят от

На детали КШМ действуют силы давления газов и силы инерции от поступательно.

Компьютерное моделирование процессов распыла и дисперсии...

В работе была использована модель камеры сгорания в форме цилиндра, высота которой 15 см

Давление в камере сгорания составляет 80 бар, скорость впрыска жидкого топлива равна 250 м/с.

Химические реакции горения этих топлив в камере сгорания представлены ниже

На следующем рисунке 4 представлены поля концентрации обоих видов топлив в момент...

Описание конструкции и процессов в двигателе внутреннего...

двигатель внутреннего сгорания, трехмерное моделирование, параметрическая модель.

Виртуальная лаборатория для расчета развития топливного факела

Поскольку распыл топлива происходит в газовой среде, в первую очередь необходимо описать состояние этой

где – средний поверхностный диаметр капли, – характерный размер, – число Вебера.

Где d23 и We определяются аналогично, а характерный размер при эффективном диаметре. Наконец для отрывного режима. Особенности реализации модели в программе.

Повышение топливной экономичности двигателя внутреннего...

Современные двигатели внутреннего сгорания (ДВС) — гораздо мощные и экономичные по

экспериментальная установка, представляющая собой физическую модель магнитного активатора топлива.

распределяет их в потоке таким образом, чтобы горение топлива в ДВС происходило эффективнее.

Данные по расходу топлива при нагрузке двигателя 3 кВт*ч.

Оптимизация ДВС с помощью ПК ASCMO | Статья в журнале...

Ключевые слова: комбинированный двигатель внутреннего сгорания, кибернетическая модель

Данный метод позволяет получить наилучшую сходимость модели с реальным двигателем.

Рис. 3. План эксперимента по крутящему моменту и частоте вращения.

– установлено, что снижение удельного эффективного расхода топлива ниже 210 г/кВт*ч...

Разработка методики уточнения одномерных моделей на основе...

Рисунок 1 – Интеграция трехмерных и одномерных расчетов с целью уточнения математических моделей.

Для примера рассмотрим уточнение моделей для диффузора с внутренней конической и

Скубачевский Г.С. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет деталей.

Основная сложность при моделировании рабочего процесса – это расчет сгорания.

Задать вопрос