Маркетплейс как способ выхода на зарубежные рынки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 17.11.2022

Статья просмотрена: 192 раза

Библиографическое описание:

Бессонова, Е. И. Маркетплейс как способ выхода на зарубежные рынки / Е. И. Бессонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 406-410. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96450/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассмотрены необходимость и преимущества маркетплейса как способа выхода на зарубежные рынки. Проведен сравнительный анализ возможностей маркетплейсов в США и России, а также описана деятельность одного из крупнейших маркетплейсов России Ozon, который демонстрирует ежегодные тенденции роста показателей, является «уникальным явлением» для российского e-commerce, так как торгует на бирже США.

Ключевые слова: маркетплейс, eCommerce, цифровая торговля, Интернет-торговля, развитие бизнеса, онлайн-продажи.

Для бизнеса современным трендом является выстраивание деятельности на маркетплейсах. Выход на зарубежные рынки имеет ряд преимуществ: расширение целевой аудитории, ранее не охваченной, создание нового оптимального механизма продаж, выбор приоритетного направления развития через поиск «ниши», получение ценного опыта. Главным преимуществом маркетплейса является возможность масштабирования положительного опыта и перенос его на другой рынок.

Любая компания при выходе на внешние рынки должна ответить на следующие вопросы:

– когда — стать первопроходцем на рынке (first-mover) или последователем;

– как — определение масштабов выхода как массовый захват или постепенное расширение бизнеса;

– где — выбор ключевых рынков.

Перед компанией стоит выбор модели развития маркетплейса:

– В2В — платформа для профессиональных участников рынка и каналов продаж;

– В2С — платформа по доступу физических лиц к продукции профессиональных участников рынка;

– В2В2С — платформа ля подключения профессиональных участников рынка, каналов продаж и физических лиц.

Наиболее распространенной является модель В2С-сегмента, например, Amazon, eBay, AliExpress, B2C, VirtualExpo. К известным В2В-площадкам относятся AeroExpo (площадка в авиастроительной отрасли), AgriExpo (площадка в сфере оборудования для сельского хозяйства), DirectIndustry (площадка для промышленного оборудования и комплектующих) и другие.

Существует пять этапов выхода на B2C-площаду, представленную на рис. 1.

Этапы выхода на В2С-площадку [2]

Рис. 1. Этапы выхода на В2С-площадку [2]

Существует определенная схема взаимодействия маркетплейсов и их партнеров по вопросам логистики, возвратов, взаиморасчетов, юридическим и бухгалтерским аспектам. Представим на рис. 2 данную специфику работы с маркетплейсами.

Специфика работы с маркетплейсами [1]

Рис. 2. Специфика работы с маркетплейсами [1]

С 2020 г. рынок e-commerce развивается стремительно, что обусловлено ограничениями передвижения в период пандемии, торговая деятельности перешла в онлайн-формат.

В США наблюдается высокая конкуренция, так как 8 млн. магазинов и 30 млн. юридических лиц и стремительный рост покупателей, количество которых к 2025 г. достигнет 291 млн. чел.

Представим на рис. 3 динамику рынка e-commerce в США за 2017–2025 гг.

Прогнозируется, что рынок e-commerce в США к 2025 г. возрастет до 1329,7 млрд. долл. США, то есть за период 2017–2025 гг. показатель возрастет в 3 раза. В 2021 г. объем рынка составил 767,7 млрд. долл. США. Схожая тенденция наблюдается на европейском рынке.

На российском рынке представлено в среднем 280 000 онлайн-магазинов, которые работают в формате В2С, и 5,7 млн. юридических лиц. Соответственно, для рынка России характерна низкая конкуренция среди продавцов.

Динамика рынка e-commerce в США, млрд. долл. США [7]

Рис. 3. Динамика рынка e-commerce в США, млрд. долл. США [7]

Зарубежный рынок для российских производителей является привлекательным из-за высоких доходов и платежеспособности населения. Например, средний чек в России за покупки составляет 4000 руб., а США — более 14000 руб. Но при этом в США процент возраста заказов составляет 30 %, а Японии всего 5 %.

Крупнейшие российские маркетплейсы выходят с локального рынка и осваиваются в других регионах, что открывает возможности для всех участников площадки.

Ozon — одна из ведущих площадок электронной торговли в России, которая создана в 1998 г. Компания имеет более 80 млн. наименований товаров в 20 категориях и более 90 тыс. продавцов на маркетплейсе.

Компания Ozon развивает множество направлений деятельности, которые формируют единую экосистему, целью которое является удовлетворение потребностей клиентов. Компания разрабатывает различные IT-решения по подключению поставщиков к маркетплейсу из России и стран СНГ, развивает трансграничные операции.

С 2021 г. Ozon через платформу Global стал расширять свое присутствие на зарубежных рынках, а в Беларуси и Казахстана. Так с августа 2021 г. получить заказы, оформленные на площадке, можно в 2 000 почтовых отделений Казахстане. В результате партнерства с Казпочтой общее количество точек выдачи заказов Ozon в республике увеличится почти в 20 раз. Также благодаря работе с международными службами доставки Ozon может доставлять заказы в разные страны. Например, в Израиль, Швейцарию и Норвегию.

В августе 2022 г. Ozon открыл представительство в Стамбуле — первый офис компании за рубежом, кроме СНГ. Сотрудники данного офиса будут отвечать за привлечение продавцов и ретейлеров на платформу Ozon, чтобы расширить ассортимент товаров. Компания планирует делать упор в первую очередь на турецкие бренды одежды. Подобные офисы рекомендуется открыть в таких странах как Азербайджан, Армения, Иран, ОАЭ и других.

В 2021 г. в рейтинге Forbes по стоимости бизнеса копаний Рунета, Ozon занимает третью позицию после Яндекса и Wildberries, стоимость компании составила 10,58 млрд. долл. США [3]. Достичь в рейтинге 3ю позицию Ozon смог благодаря размещению в ноябре 2020 г. акции на Nasdaq. Компания привлекла 1,2 млрд. долл. США на IPO, удельный вес новых инвесторов достиг 18,2 %. Также за данную сделку в 2021 г. Ozon получил 1е место в номинации «Сделка года PE» на церемонии Russia PE&VC Awards (XIII Российский конгресс Private Equity и IX Форум венчурных инвесторов) [6].

В рейтинге DataInsight Ozon находится на 2 месте после своего прямого конкурента Wildberries (рис. 4).

Лидером рейтинга является Wildberries, онлайн-продажи которого составили 805,7 млрд. руб., темп прироста показателя составил 95 %. В компании Ozon онлайн-продажи в 2021 г. составили 446,7 млрд. руб., темп прироста — 126 %. На третьем месте рейтинга находится магазин электроники — DNS-shop, продажи компании составили 185,3 млрд. руб., что на 41 % выше по сравнению с 2020 г.

Распределение интернет-магазинов по онлайн-продажам в 2021 г. [4]

Рис. 4. Распределение интернет-магазинов по онлайн-продажам в 2021 г. [4]

Далее представим на рис. 5 динамику показателя GMV — общего объема оборота товаров, данный показатель популярен в связи с развитием направления e-commerce, его используют непродуктовые ритейлеры, развивающиеся по пути маркетплейса.

Динамика GMV Ozon за 2019–2021 гг. [5]

Рис. 5. Динамика GMV Ozon за 2019–2021 гг. [5]

В официальных отчетах показатель GMV публикуют: Ozon, Яндекс, М.Видео, Детский мир и другие компании. Общий объем оборота торговли Ozon в динамике ежегодно возрастает — в 2020 г. на 116599 млн. руб. или 144,27 %, а в 2021 г. на 250846 млн. руб. или 127 %. Доля маркетплейса в GMV также ежегодно увеличивается — в 2019 г. показатель составил всего 17,4 %, а в 2021 г. возрос на 47,4 %, достигнув 64,8 %.

Несмотря на ежегодное развитие компании существует ряд проблем. Например, ежегодный рост финансового убытка. Также Ozon размещает собственные акции на американской фондовой бирже NASDAQ, компания может столкнуться с трудностями доступа к международным рынкам ценных бумаг и долговых инструментов, а также окажется в более сильной зависимости от поддержки государства.

Отметим, что большая часть e-commerce России зависит от инвестиционного климата в стране, покупательской способности и развития экономики в целом, Ozon уникален тем, что является единственной компанией, которая торгует на бирже США.

Санкции уже оказали негативное воздействие на торговлю компании, в дальнейшем прогнозируется ухудшение ситуации — снижение уровня финансового состояния, результативности операций, привлечения капитала в будущем, инвестиций в расширение инфраструктуры и операционной деятельности.

Компании необходимо применить грамотный подход к выявлению лишних затрат и недополученных доходов, что повысит эффективность компании в будущем. К способам выявления излишних затрат и недополученных доходов относятся: анализ дебиторской и кредиторской задолженности, проверка выписки по счетам, контроль за соблюдением условий договоров с поставщиками, анализ косвенных налогов.

Литература:

  1. Куликова О. М. Маркетплейс: бизнес-модель современной торговли / О. М. Куликова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2020. — № 6. — С. 50–55.
  2. Способы выхода российских компаний на внешние рынки через маркетплейсы // Официальный сайт Отраслевой портал. — URL: https://logistics.ru/upravlenie-logistikoy-i-kompaniey/acex-o-marketpleysakh-sposoby-vykhoda-rossiyskikh-kompaniy-na.
  3. Рейтинг 30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes // Forbes. — URL: https://www.forbes.ru/biznes-photogallery/421235–30-samyh-dorogih-kompaniy-runeta-reyting-forbes.
  4. Рейтинг ТОП-100 крупнейших российских интернет-магазинов // Data Insight. — URL: https://top100.datainsight.ru/#tabD13439BA.
  5. Annual Reports And Quarterly Results // Ozon. — URL: https://ir.ozon.com/.
  6. PREQVECA Awards // PREQVEСА. — URL: http://preqveca.ru/awards/.
  7. Retail e-commerce revenue in the USA from 2017 to 2025 // Официальный сайт Statista. — URL: https://www.statista.com/outlook/digital-markets.
Основные термины (генерируются автоматически): США, GMV, Россия, компания, рынок, млрд, профессиональный участник рынка, IPO, NASDAQ, Казахстан.


Похожие статьи

Анализ публичного размещения акций в российских компаниях

Сумма IPO российских компаний составляет порядка 30 млрд. долл., тогда как

Выход российских компаний на рынки иностранного акционерного капитала.

Обзор IPO российских компаний за 2005–2014 гг. [Электронный ресурс].

Данный рынок во многом по строен по принципу американской биржи NASDAQ и фактически является ее аналогом.

Анализ первичного публичного размещения акций российских...

В 2018 г. ни одна компания не разместила своих бумаг на российском рынке.

В последние 2 года заметен стремительный рост рынка IPO.

2020 г. стал годом IPO, во всем мире привлекли 218 млрд долл., что на 36 % больше, чем в 2019 г. На биржи США вышло 480 компаний

IPO, компания, NASDAQ, NYSE, фармацевтический рынок, DSM, аптечная сеть, фондовая биржа...

Выбор площадки для проведения IPO. Анализ выбора российских...

Рис. 3. Распределение географии проведения IPO российских компаний по крупнейшим

И заняла четвертое место после Facebook (18,1 $ млрд.), Google (1,7 $ млрд.) и Alibaba.com (1,5

NASDAQ является основным рынком для тех акций, которые продаются и покупаются в

бы неблагоприятный климат для участников рынка и привело бы к созданию монополии [27].

Деятельность коммерческих банков как профессиональных...

 Статья посвящена особенностям функционирования коммерческих банков в качестве профессиональных участников рынка бумаг, разобраны законодательно закреплённые за ними права на осуществление конкретных видов деятельности на фондовом рынке.

Специфика и потенциал развития сферы отношений...

В 2000 году была создана первая профессиональная ассоциация — «Ассоциация развития

В начале–середине 1990-х годов при зарождении российского фондового рынка практика

года капитализация компании выросла с 200–300 млн долл. (в 1999 году) до 30 млрд долл. к

Первыми российскими компаниями, получившими листинг на фондовом рынке США, стали...

Рынок ценных бумаг РФ: тенденции и особенности развития

– ухода ряда участников с российского фондового рынка после 2014 г.

Статистика объемов торгов Московской биржи на рынке ценных бумаг, в млрд. руб. Российский рынок ценных бумаг также ощутил на себе последствия, связанные с развитием.

Данный рынок во многом по строен по принципу американской биржи NASDAQ и фактически является ее аналогом.

Стратегии проникновения иностранных компаний на...

В России успешно ведут бизнес компании «большой фармы» — лидеры мировой фармацевтической индустрии. В таблице 1 представлен рейтинг фармацевтических компаний, которые лидируют по объему продаж на российском фармацевтическом рынке.

Правовой статус профессиональных участников рынка ценных...

- деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Рассмотрим правовое положение и деятельность каждого профессионального участника рынка ценных бумаг. 1) Брокер — профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся брокерской деятельностью.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

 Рынок ценных бумаг представляет собой организационно-правовую систему взаимодействия между эмитентами, инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг по поводу выпуска, размещения и погашения ценных бумаг.

Похожие статьи

Анализ публичного размещения акций в российских компаниях

Сумма IPO российских компаний составляет порядка 30 млрд. долл., тогда как

Выход российских компаний на рынки иностранного акционерного капитала.

Обзор IPO российских компаний за 2005–2014 гг. [Электронный ресурс].

Данный рынок во многом по строен по принципу американской биржи NASDAQ и фактически является ее аналогом.

Анализ первичного публичного размещения акций российских...

В 2018 г. ни одна компания не разместила своих бумаг на российском рынке.

В последние 2 года заметен стремительный рост рынка IPO.

2020 г. стал годом IPO, во всем мире привлекли 218 млрд долл., что на 36 % больше, чем в 2019 г. На биржи США вышло 480 компаний

IPO, компания, NASDAQ, NYSE, фармацевтический рынок, DSM, аптечная сеть, фондовая биржа...

Выбор площадки для проведения IPO. Анализ выбора российских...

Рис. 3. Распределение географии проведения IPO российских компаний по крупнейшим

И заняла четвертое место после Facebook (18,1 $ млрд.), Google (1,7 $ млрд.) и Alibaba.com (1,5

NASDAQ является основным рынком для тех акций, которые продаются и покупаются в

бы неблагоприятный климат для участников рынка и привело бы к созданию монополии [27].

Деятельность коммерческих банков как профессиональных...

 Статья посвящена особенностям функционирования коммерческих банков в качестве профессиональных участников рынка бумаг, разобраны законодательно закреплённые за ними права на осуществление конкретных видов деятельности на фондовом рынке.

Специфика и потенциал развития сферы отношений...

В 2000 году была создана первая профессиональная ассоциация — «Ассоциация развития

В начале–середине 1990-х годов при зарождении российского фондового рынка практика

года капитализация компании выросла с 200–300 млн долл. (в 1999 году) до 30 млрд долл. к

Первыми российскими компаниями, получившими листинг на фондовом рынке США, стали...

Рынок ценных бумаг РФ: тенденции и особенности развития

– ухода ряда участников с российского фондового рынка после 2014 г.

Статистика объемов торгов Московской биржи на рынке ценных бумаг, в млрд. руб. Российский рынок ценных бумаг также ощутил на себе последствия, связанные с развитием.

Данный рынок во многом по строен по принципу американской биржи NASDAQ и фактически является ее аналогом.

Стратегии проникновения иностранных компаний на...

В России успешно ведут бизнес компании «большой фармы» — лидеры мировой фармацевтической индустрии. В таблице 1 представлен рейтинг фармацевтических компаний, которые лидируют по объему продаж на российском фармацевтическом рынке.

Правовой статус профессиональных участников рынка ценных...

- деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Рассмотрим правовое положение и деятельность каждого профессионального участника рынка ценных бумаг. 1) Брокер — профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся брокерской деятельностью.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

 Рынок ценных бумаг представляет собой организационно-правовую систему взаимодействия между эмитентами, инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг по поводу выпуска, размещения и погашения ценных бумаг.

Задать вопрос