В статье представлено осмысление возможностей изучения гастрономических пристрастий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в школе. Рассмотрены методические аспекты изучения романа, а также проанализированы подходы к исследованию гастрономических вкусов персонажей художественных произведений с точки зрения морально-этической оценки и создания их портретных характеристик.
Ключевые слова : литература, художественная литература, роман, гастрономические пристрастия, системно-деятельностный подход, исследовательский подход, метод проектов.
На сегодняшний день ключевыми условиями реализации требований ФГОС на уроках литературы является содействие гуманистическому, патриотическому, эстетическому и духовно-нравственному воспитанию личности, формированию речевой культуры, всестороннему и полному личностному развитию обучающихся. Благодаря тому, что «Война и мир» Л. Н. Толстого является не просто романом, а романом-эпопеей с огромной широтой охвата действительности позапрошлого века, литературным произведением, пропитанным колоритом истинной народности, выразившейся в глубоком постижении русского национального характера и того, как он проявился в исторических событиях, изучение романа способствует реализации указанных выше требований.
Изучение гастрономических пристрастий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» на уроках литературы в школе и является актуальным в связи с тем, что позволяет раскрыть характеры и мотивацию героев через их привычки употребления пищи, даёт возможность познакомиться обучающимся с гастрономической культурой разных социальных групп и стран в XIX веке, научиться проводить параллели между стилистическими принципами литературного творчества автора и стилистическими принципами его бытового поведения, а также понимать символизм еды через призму лингво-культурологических представлений и психологические аспекты пищевого поведения человека.
В современной психологической науке пищевое поведение является одним из самых ярких маркеров наличия тех или иных ментальных проблем человека. Пищевые привычки индивида тесно связаны не только с его соматическим здоровьем, географическими и социокультурными особенностями культуры питания в окружающей его среде, но и с его психологическим состоянием и характером [12, с. 25–39]. Ранее эти факты не были подтверждены научно, однако интуитивно в обществе понималась связь между гастрономическими пристрастиями и внутренним миром. Неудивительно, что авторы литературных произведений использовали кулинарные вкусы героев для того, чтобы раскрыть их характеры. Не обошла стороной эта тенденция и русскую литературу. Знаменитые русские писатели неоднократно прибегали к описанию гастрономических пристрастий как средству создания портретных характеристик персонажа.
Рассматривая методические аспекты изучения гастрономических пристрастий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в школе, нельзя не остановиться на тех теоретических основах, благодаря которым стало возможным создание конкретных уроков, где были воплощены идеи методики преподавания гастрономических вкусов персонажей в качестве невероятно информативной и психологически тонкой характеристики их личностных особенностей.
Изучение пищевого кода культуры и его образного выражения в языке активно вошло в проблематику лингво-культурологии и лингвистической семантики конца XX — начала XXI веков. Под кодом культуры, вслед за Н. Ф. Алефиренко, Д. Б. Гудковым, В. В. Красных, М. Л. Ковшовой, Е. С. Кубряковой, В. Н. Телия, Г. В. Токаревым, Е. А. Юриной и др., понимается исторически сложившаяся нормативно-ценностная символическая система вторичного означивания, несущая в себе культурную информацию о мире, структурирующая, организующая этнокультурное сознание и проявляющаяся в процессах категоризации мира, в том числе в процессах языкового миро моделирования [4, с. 221–286].
Пищевой код является одним из базовых в передаче культурно значимых смыслов, в образном, символическом и метафорическом выражении представлений о мире в языке (А. К. Байбурин, Т. Б. Банкова, Е. В. Беленко, Е. В. Капелюшник, М. Л. Ковшова, В. В. Красных, Ю. С. Степанов, В. Н. Топоров и др.). Его значимость определяется тем, что пища является основным объектом жизнедеятельности и условием выживания человека. Пищевой код задействован в обрядах самых различных типов (свадебный, поминальный, похоронный, религиозный и т. п.), он сопровождает рубежные моменты жизни человека в обществе, маркированные соответствующим ритуалом, связанным с едой [10, с. 91–147].
В христианской картине мира одним из семи смертных грехов стало считаться чревоугодие, что отложило значительный отпечаток на восприятие «обжорства» в европейской литературе. Склонность к чревоугодию стала использоваться не только для негативной морально-нравственной оценки греховного поведения, но и как отрицательная портретная характеристика, говорящая, что от такого человека не стоит ждать чего-либо хорошего
В современной культурной антропологии принято полагать, что подобное отношение в христианстве к чревоугодию сформировалось не только из-за того, что эта религия призвана отрицать мирское, телесное, низменные (земные наслаждения), ставя в приоритет загробную вечную жизнь бессмертной души, но и по причине того, что христианство изначально зарождалось как религия протеста против римских традиций, обычаев и порядков. Таким образом, изначально христианское осуждение чревоугодия было во многом связано именно с желанием противопоставить новые ценности римским порядкам.
Абсолютное большинство гуманитарных исследований последних десятилетий развиваются в русле антропоцентрической парадигмы, согласно которой субъект познания (человек) становится центром научных изысканий, и лингвистика, педагогика, методика преподавания, литературоведение не стали тут исключением. Рассматривать морально-этические аспекты оценки, отражённые в художественном тексте, в отрыве от культуры, создателем и потребителем которой является человек, представляется невозможным. Культура же, в современном понимании, представляет собой ни что иное, как совокупность ценностей, порождаемых обществом [2, с. 45–59]. В каждом из обществ, объединённых по тому или иному (в частности — национальному и/или языковому) признаку, существует определенная организованная иерархически система ценностей. Элементы данных систем могут пересекаться, наслаиваться и дублировать друг друга, но не могут быть абсолютно идентичными, что обуславливает многообразие культур, существующих в мире. Таким образом, язык служит хранилищем культуры, явленной в ценностях, а выявление и изучение как универсальных, так и специфичных ценностей того или иного сообщества (народа) является актуальной проблемой современной науки [3, с. 143–146].
Субъект оценки — лицо или группа лиц, совершающая акт оценивания, т. е. приписывающая оценку объекту.
Объект оценки — объект, которому приписывается ценность, или объекты, ценности которых сопоставляются. Фактически объектом оценки может быть не только человек или предмет, но и событие, явление, действие и т. п.
Относительно характера оценка бывает двух типов: абсолютная и сравнительная. В первом случае объект оценивается сам по себе относительно определенных ценностей, во втором — сопоставляется с другим объектом.
Основание оценки — то, с точки зрения, чего производится оценка, то есть аксиологическое отношение, в условиях цивилизации — ценность [1, с. 145–210].
В рамках нашего исследования субъектами оценки выступает автор художественного произведения и его читатель, объектами — герои литературных произведений, их гастрономические пристрастия и поведенческие характеристики. Стоит отметить, что читательская оценка может не совпадать с авторской, однако при изучении литературного произведения важно понимать, почему писатель использовал выбранные средства (описание конкретных гастрономических вкусов и привычек персонажа) для создания тех или иных портретных характеристик, побуждающих читателя к определённой морально-этической оценке.
Именно на эти теоретические основы мы опирались при разработке уроков.
При подготовке методических рекомендаций к изучению гастрономических пристрастий героев романа «Война и мир» в школе мы руководствовались современными требованиями ФГОС и исходили из того, что обучающимся должно быть интересно изучать гастрономические пристрастия персонажей. Является довольно распространённым мнение, что школьниками скучно и сложно изучать «Войну и мир», поэтому одной из главных наших задач было создать такие уроки, на которых интеллектуальная и эмоциональная вовлеченность учеников в образовательный процесс была бы максимальной, у них появлялось бы самостоятельное желание прочитать «Войну и мир», разобраться в мотивации персонажей, хитросплетениях сюжета, узнать больше о историческом социокультурном контексте событий, отображённых в данном произведении Л. Н. Толстого. Для решения этой задачи нами были проанализированы требования ФГОС к организации уроков, а также исследованы аспекты познавательной учебной мотивации.
Главным условием реализации ФГОС является системно-деятельностный подход к организации процесса обучения, направленный на раскрытие творческого и интеллектуального потенциала и способностей обучающихся, личностное развитие и формирование готовности к самостоятельной жизни в современном мире. Для этого ученик должен быть не пассивным реципиентом, получающим от педагога знания в готовом виде, а активным участником образовательного процесса, который при этом сам добывает знания. Таким образом, системно-деятельностный подход является методологической основой ФГОС, а под процессом приобретения и усвоения знаний понимается выполнение учащимися определённых действий познавательного характера и получение новых умений, а не только запоминание материалов школьной программы.
Помимо соответствия требованиям ФГОС и соблюдения принципов системно-деятельностного подхода в образовательной деятельности одной из ключевых методических задач при разработке технологических карт уроков для нас является повышение уровня мотивации обучающихся к изучению романа «Война и мир». Следует отметить, что одной из важнейших проблем отечественной педагогики и методики преподавания является формирование устойчивой мотивации обучающихся, подталкивающей их к активной включенности в образовательный процесс [5, с. 213–217].
Нами были определены следующие составляющие для реализации проектов по изучению гастрономических пристрастий персонажей романа «Война и мир»:
- Приоритет отдаётся развитию коммуникативных навыков и умению работать в команде, для чего выбраны групповые, а не индивидуальные формы реализации проектов.
- Использование личного и учебного опыта обучающихся как аналитической базы для рефлексии.
- Последовательная и тщательная проработка на занятиях вопросов, связанных с формированием и развитием критического мышления, устойчивой способности к рефлексии, повышения навыков межличностной коммуникации.
- Последовательная и тщательная проработка умения совершать действия, нацеленные на результаты, ожидаемые как для краткосрочного планирования, способности прогнозировать результаты своих усилий в разных стартовых условиях.
- Работа над вопросами поиска и создания мотивации в условиях формирования устойчивой само рефлексии через игровые формы взаимодействия.
- Проектная деятельность направлена на развитие понимания соотношения этического и эстетического компонента гастрономических предпочтений персонажа как его авторской и читательской морально-этической оценки.
- Проектная деятельность также направлена на умение выделения гастрономических вкусов героев литературных произведений как их портретных характеристик.
- Разработка уроков должна быть ориентирована на самостоятельный поиск информации обучающимися.
В ходе анализа методической литературы нами было установлено, что необходимо развивать и поддерживать познавательную мотивацию обучающихся к изучению гастрономических пристрастий героев романа «Война и мир», для чего необходимо выбирать такие формы организации уроков и занятий, чтобы школьники могли проявить максимальную личную активность и самостоятельность. В связи с этим мы выбрали проектно-исследовательский подход для организации уроков в школе
Литература:
- Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. — М.: Языки русской культуры, 1998. — 896 с.
- Капелюшник, Е. В. Кулинарный код культуры в семантике образных средств языка: дис. канд. филол. наук / Е. В. Капелюшник. — Томск, 2012. — 199 с.
- Капелюшник, Е. В. Репрезентация кулинарного кода культуры в семантике образных средств языка (на примере образного лексико-фразеологического микрополя «Зерно / Крупа / Каша») / Е. В. Капелюшник // Молодой ученый. — Чита, 2009. — № 2. — С. 143–146.
- Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории / Б. В. Марков. — Спб.: Изд-во «Лань», 1997. — 384 с.
- Рыспаева Ч. К. Связь психолого-педагогического сопровождения и информационных технологий в диагностике учебной мотивации / Ч. К. Рыспаева // Наука и инновационные технологии. — 2018. — № 4 (9). — С. 213–217.
- Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц / В. Н. Телия. — М.: Наука, 1986. — 143 с.
- Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В. Н. Телия. — М.: Языки русской культуры, 1996. — 285 с.
- Телия В. Н. Типы языковых значений. Связанное значение слова в языке / В. Н. Телия. — М.: Наука, 1981. — 269 с.
- Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений в 30 т. / Л. Н. Толстой. — М.: Гослитиздат, 1951. — 605 с.
- Топоров В. Н. Еда // Мифы народов мира: энциклопедия. — М., 1980. — Т. 1.
- Юнг К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг; сост. и вступ. ст. А. М. Руткевича. — М.: Ренессанс, 1991. — 304 с.
- Юрина Е. А. Вкусные метафоры: пищевая традиция в зеркале языковых образов / Е. А. Юрина. — Кокшетау, 2013. — 238 с.