В статье автор рассматривает проблемы законодательного регулирования представления прокурора об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве.
Ключевые слова: обвиняемый, представление прокурора об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, прокурор.
На сегодняшний день прокурор выступает одним из важнейших субъектов при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве («сделки со следствием») и проверке его надлежащего исполнения. Иными словами, прокурор оценивает практическую реализацию условий досудебного соглашения о сотрудничестве, заключенного с обвиняемым. Так, если с обвиняемым была заключена «сделка со следствием», то прокурор должен проверить не только обоснованность обвинительного заключения, но и практические аспекты реализации условий такой сделки. Если прокурор, исследовав материалы уголовного дела, удостоверится в том, что обвиняемый добросовестно выполнял условия «сделки со следствием», то он составляет специальное представление. Порядок оформления данного уголовно-процессуального документа раскрывается в ст. 317.5. Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) [3].
Прокурор, по сути, проверяет надлежащее исполнение обвиняемым условий заключенной с ним «сделки со следствием». Надлежащее исполнение в данном случае подтверждается тем, что обвиняемый не уклонялся от содействия следственным органам, предоставлял им максимально обширную и достоверную информацию об интересующих их эпизодах преступной деятельности и ее участниках. Проверяя достоверность предоставленной обвиняемым информации о преступлении или преступлениях, прокурор должен соотносить ее с теми уголовно-процессуальными доказательствами, которые удалось собрать следственным органам в ходе проведения предварительного расследования. На это должно быть обращено внимание суда в соответствующем представлении.
Итак, для практики заключения досудебного соглашения о сотрудничестве составление прокурором представления об особом порядке проведения судебного заседания играет особо значимую роль, поскольку этим уголовно-процессуальным документом фактически подтверждается эффективность «сделок со следствием» в России. Проверка прокурором надлежащего исполнения «сделки со следствием» призвана избежать ситуаций, когда заключение «сделки со следствием» может иметь чисто формальное значение. То есть обвиняемый может сначала согласиться на сотрудничество со следственными органами, но впоследствии недобросовестно относиться к выполнению взятых на себя обязательств. Эту рассогласованность в поведении обвиняемого и должен выявлять прокурор, изучая материалы уголовного дела.
Представляется, что при закреплении правил заключения досудебного соглашения о сотрудничестве отечественным законодателем не был соблюден принцип баланса интересов сторон в уголовном судопроизводстве. В частности, в ст. 317.5. УПК РФ не были учтены интересы потерпевшего.
Стоит напомнить, что копия прокурорского представления должна быть вручена обвиняемому и его защитнику. Ознакомившись с прокурорским представлением, они могут составить свои замечания, которые могут быть приняты во внимание прокурором. Для потерпевшего никаких аналогичных уголовно-процессуальных прав российский законодатель не предоставляет. Мы солидарны с правоведами, которые видят в этом проблему с обеспечением баланса интересов в уголовном судопроизводстве [1, с. 65].
По нашему мнению, потерпевшего необходимо наделить правами ознакомления с заключенным досудебным соглашением о сотрудничестве, а также с составленным представлением об особом порядке проведения судебного заседания и решением об аннулировании досудебного соглашения о сотрудничестве. Данная необходимость обусловлена тем, что все эти уголовно-процессуальные документы напрямую затрагивают законные интересы потерпевшего.
Ранее мы обратили внимание на то, что прокурор проверяет исполнение «сделки со следствием» вместе с обвинительным заключением. Здесь стоит особо подчеркнуть, что недопустимо обособленное рассмотрение данных уголовно-процессуальных вопросов. Так, российским законодателем исключена ситуация, когда обвинительное заключение проверяется одним прокурором, а надлежащее исполнение «сделки со следствием» — другим. Оценивать исполнение «сделки со следствием» вправе лишь тот прокурор, в компетенцию которого входит утверждение обвинительного заключения по конкретному уголовному делу.
Если прокурор пришел к выводу, что условия «сделки со следствием» не были исполнены обвиняемым надлежащим образом, то он должен оформить решение об ее аннулировании. Невыполнение прокурором обязанности по составлению решения об аннулировании «сделки со следствием» является неправомерным. Приведем пример из правоприменительной практики. В уголовном деле было пятеро обвиняемых. Один из них отказался от заключения досудебного соглашения о сотрудничестве. Все обязательства перед следственными органами обвиняемые, подписавшие досудебное соглашение о сотрудничестве, выполнили. Однако прокурор, утверждавший обвинительное заключение, вообще не принял во внимание эти обстоятельства. Он посчитал, что, поскольку на сотрудничество со следственными органами один из обвиняемых не согласился, досудебное соглашение о сотрудничестве автоматически признается недействительным. Соответственно, по мнению прокурора, оформление каких-либо дополнительных уголовно-процессуальных документов (представления или решения об аннулировании) не требовалось. Суд, в который было направлено уголовное дело для его рассмотрения, с выводами прокурора не согласился, указав, что его поведение не соответствует требованиям УПК РФ. В итоге уголовное дело было возвращено в прокуратуру для устранения данного нарушения [2].
Думается, что одним из пробелов действующего уголовно-процессуального законодательства является неурегулированность вопроса о порядке принятия прокурором решения об аннулировании «сделки со следствием». В частности, в УПК РФ отсутствуют нормы, которые бы раскрывали вопросы содержания (обязательных элементов) решения прокурора об аннулировании досудебного соглашения о сотрудничестве в связи с его ненадлежащим исполнением, сроках принятия такого решения, ознакомления с ним других участников уголовного процесса, представления возражений и возможности его обжалования.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что законодательное регулирование представления прокурора об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, нуждается в совершенствовании. В частности, по нашему мнению, российскому законодателю необходимо сделать следующее: 1) наделить потерпевшего правом на ознакомление с содержанием досудебного соглашения о сотрудничестве, представления прокурора об особом порядке проведения судебного заседания, решения прокурора об аннулировании досудебного соглашения о сотрудничестве; 2) дополнить ст. 317.5. УПК РФ нормой о порядке составления прокурором решения об аннулировании досудебного соглашения о сотрудничестве.
Литература:
- Наумов А. М. Представление прокурора об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве // Ученые записки. — 2021. — № 3 (39). — С. 63–70.
- Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14 апреля 2010 г. № 66-О10–41 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.11.2022).
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921.