Встатье анализируются вопросы классификации административных наказаний.
Ключевые слова: административное правонарушение, административное наказание, административная ответственность.
The article analyzes the issues of classification of administrative penalties.
Keywords: administrative offense, administrative punishment, administrative responsibility.
Дифференциация отдельных групп административных наказаний основывается на характерных признаках, позволяющих наиболее точно определить их сущность, предназначение и воздействие на нарушителя.
Так, с точки зрения содержательной составляющей карательного действия исследователи выделяют:
– правовые меры, оказывающие моральное влияние на правонарушителя, выражаемые в форме вынесения предупреждения;
– правовые меры, предусматривающие имущественное наказание, выражающееся в форме наложения штрафных санкций, а также изъятия орудия, при помощи которого было осуществлено противоправное деяние, путем конфискации;
– правовые меры, предусматривающие наложение ограничений на личностную свободу действий виновного, к числу которых относятся проведение административного ареста, а также принятие решения о депортации нарушителя, являющегося подданным зарубежного государства, или не имеющего действующего гражданства, за пределы территории РФ;
– правовые меры, имеющие характер организационных, к числу которых относятся временное или постоянное лишение ранее предоставленных определенных правомочий (кроме ситуаций, связанных с лишением прав на вождение автомобильного или иного транспорта), понижение или отмена квалификационного статуса, назначение обязательных работ, а также вынесение запрета в отношении возможности посещать массовые мероприятия, имеющие спортивный характер [2, с. 106].
С точки зрения юридических последствий, возникающих для нарушителя в результате применения наказания, выделяют:
– меры воспитательного рода, направленные на исправление виновного, к числу которых относятся наложение штрафных санкций, административный арест, привлечение к обязательным работам, а также отстранение от занимаемой должности или лишение квалификационного статуса;
– меры ограничительной направленности, исключающие возможность совершения повторного правонарушения, к числу которых относятся конфискация объектов, использовавшихся для совершения деяния, принудительное выдворение из страны, установление запрета на посещение определенных объектов в указанные временные периоды.
С точки зрения продолжительности воздействия административного наказания можно выделить:
– разовые санкции, применяемые единовременно, к числу которых относятся денежные штрафы, вынесение административных предупреждений, изъятие объекта, использовавшегося для совершения нарушения, а также процедура выдворения за пределы территории РФ;
– продолжительные наказания, занимающие определенный промежуток времени, к числу которых относятся наложение административного ареста, временное или постоянное лишение ранее предоставленных определенных правомочий (кроме ситуаций, связанных с лишением прав на вождение автомобильного или иного транспорта), понижение или отмена квалификационного статуса, назначение обязательных работ, приостановка рабочей деятельности.
С точки зрения субъекта, в отношении которого применяется административное наказание, исследователи выделяют:
– санкции, применяемые только в тех случаях, когда нарушителями выступают физические лица (в данный список входят временное или постоянное лишение ранее предоставленных определенных правомочий (кроме ситуаций, связанных с лишением прав на вождение автомобильного или иного транспорта), понижение или отмена квалификационного статуса, наложение административного ареста, а также принудительное выдворение за пределы территории РФ);
– универсальные наказания, допустимые к применению в отношении как физических, так и юридических лиц, к числу которых относятся вынесение официальных предупреждений, наложение денежного штрафа, изъятие объекта, использовавшегося для совершения нарушения, а также принудительная приостановка трудовой или рабочей деятельности [3, с. 235].
С точки зрения законодательного основания, используемого для установления административных санкций:
– федеральные;
– региональные.
Стоит отметить, что положения, закрепленные в рамках ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ [1], предусматривают, что весь перечень возможных административных наказаний, за исключением штрафов и официальных предупреждений, устанавливается исключительно на государственном уровне, путем принятия соответствующих нормативных положений в рамках КоАП РФ.
Общепринятая дифференциация также предусматривает разделение наказаний, применяемых в отношении нарушителей административного права, на основную и дополнительную группы, при этом назначение санкций первой категории может осуществляться исключительно в самостоятельной форме, а второй — в качестве дополнения к основному наказанию.
Категория наказаний, имеющих основной статус, не допускающий возможности применения их в качестве дополнительной административной санкции, включает в себя: вынесение официального предупреждения; наложение денежного штрафа; временное или постоянное лишение ранее предоставленных определенных правомочий (кроме ситуаций, связанных с лишением прав на вождение автомобильного или иного транспорта); понижение или отмена квалификационного статуса; наложение административного ареста; принудительная остановка рабочей деятельности; привлечение виновного к выполнению обязательных исправительных работ.
Прочие виды наказаний, применяемых в отношении нарушителей административного права, могут выступать как в самостоятельном, основном статусе, так и в качестве дополнения, усугубляющего основную санкцию. По мнению Н. Д. Молокова, потребность в применении дополнительного административного наказания может обуславливаться спецификой допущенного нарушения, а также личностной характеристикой ответственного за рассматриваемое деяние лица, и реализуется в ситуациях, когда подобная возможность предусматривается установленной санкционной нормой [4, с. 198].
С практической точки зрения данный тезис выглядит так: в тех ситуациях, когда определение санкции, предусмотренной в отношении административного правонарушения, содержит, помимо основного указания, предлог «с», после которого приводится перечень дополнительных санкций, назначение последних становится для уполномоченных лиц или судебного органа обязательной процедурой. Если же после указания, приведенного в формулировке, использовано примечание «либо без такового», вынесение решения о применении дополнительного наказания обретает свободную форму, и остается на усмотрении должностного лица, ответственного за разрешение дела по административному правонарушению.
С точки зрения практикуемого порядка назначения наказаний, выделяют санкции, реализуемые только судебным путем, и санкции, которые могут быть применены как судебными, так и иными органами юрисдикции. К первой категории относят: лишение ранее предоставленных определенных правомочий (кроме ситуаций, связанных с лишением прав на вождение автомобильного или иного транспорта), понижение или отмена квалификационного статуса, наложение административного ареста, назначение обязательных работ, а также вынесение запрета в отношении возможности посещать массовые мероприятия, имеющие спортивный характер, изъятие орудия, при помощи которого было осуществлено противоправное деяние, путем конфискации, а также приостановка рабочей деятельности. Санкции, выражающиеся в форме вынесения официального предупреждения, наложения обязательного штрафа, а также принудительное выдворение нарушителя, являющегося подданным зарубежного государства, или не имеющего действующего гражданства, за пределы территории РФ, могут быть назначены как судебным органом, так и иными должностными лицами, обладающими соответствующими полномочиями.
Еще один критерий дифференциации — возможность применения альтернативных санкций. К числу административных наказаний, допускающих замену на иную форму, относятся наложение штрафа, а также принудительное выдворение за территорию РФ. В соответствии с положениями, закрепленными в рамках ч. 3 ст. 3.4, а также ч. 3.6 ст. 4.1 КоАП РФ, судебные органы, а также должностные лица, принимающие решение о форме наказания, имеют право выбрать альтернативный вариант.
Исходя из этого, дифференциация наказаний, применяемых в отношении нарушителей административного права, предусматривает возможность использования различных критериев:
– специфики карательного влияния на виновного;
– тяжести юридических последствий;
– продолжительности действия санкций;
– фактического субъекта ответственности.
Статья 3.3 КоАП РФ дает указания на то, что административные санкции подразделяются на основные и дополнительные, а в части 3 дается пояснение, что в качестве наказания можно применять, как только основные, так и дополнительные и основные наказания, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
В целом, соглашаясь с тем, что для административных наказаний характерно видовое разграничение, довольно спорной можно считать позицию некоторых ученых об их системном единстве и внутрисистемном взаимодействии. По нашему мнению, административные наказания нельзя назвать элементами системы, поскольку они существуют независимо друг от друга.
Их объединяют принципы возникновения, цель и основания применения, характерные черты, по которым они отличаются от других административно-правовых санкций. Одновременно они не образуют устойчивой связи, единого целого, в котором каждый из элементов имеет собственную смысловую нагрузку и отвечает за обеспечение определенной функции, что сказывается на существовании всей системы. Так, отказ государства от применения к лицам, виновным в совершении проступка, например, исправительных работ, никак не влияет на другие виды наказаний, порядок их применения.
Следовательно, речь может идти не столько о системе административных наказаний, сколько о видовой совокупности различных санкций, которые могут расширяться или сужаться без влияния на другие виды административных наказаний.
Учитывая изложенное, вопрос классификации административных наказаний следует воспринимать как группировку по определенным критериям. В то же время, необходимо отметить, что развитие правоотношений требует определенных изменений и в мероприятиях их обеспечения, требует динамики правового института административной ответственности. Возникновение новых правоотношений требует их соответствующего обеспечения и защиты, в том числе с помощью административных наказаний, перечень которых сегодня определен в законодательстве.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
- Лопатецкий С. Г. Классификация административных наказаний // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: сборник материалов научно-практической конференции. — М., 2021. С. 104–107.
- Макарейко Н. В. Критерии классификации административных наказаний // Критерии в праве: теория, практика, техника. Сборник статей научно-практической конференции. — М., 2018. С. 233–239.
- Молоков Н. Д. Классификация административных наказаний // Молодой ученый. 2021. № 26. С. 198–199.