Особенности этики речевой коммуникации в деятельности юриста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 12.11.2022

Статья просмотрена: 1541 раз

Библиографическое описание:

Коленкова, Е. Г. Особенности этики речевой коммуникации в деятельности юриста / Е. Г. Коленкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96247/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор рассматривает особенности этики речевой коммуникации юриста и ее влияние на профессиональную деятельность.

Ключевые слова: речевая коммуникация, этика юриста, деловое общение.

Социальная повестка в современном обществе меняется и спрос на профессионализм, коммуникативную компетентность специалистов растет как в политическом, так и в социально-экономическом плане. Гуманизация общественной и политической жизни, возрастающая роль профессионального юриста как самостоятельной единицы ставит вопрос о его коммуникативной подготовке, моральных и нравственных установках.

Вне всякого сомнения остается тот факт, что обращаясь к одним и тем же словам можно по-разному интерпретировать суть одного и того же правового акта, а при использовании одних и тех же документов можно прийти к противоположным выводам относительно их содержания. С помощью речевых коммуникативных средств юрист устраняет эту двусмысленность и неопределенность, управляет участниками социально-правовой практики и выносит эффективные и качественные решения по многообразным вопросам, регулируемым правом. Основная часть профессиональной деятельности юриста реализовывается в процессе взаимодействия с людьми. Профессия юриста предполагает обширную вербальную практику, необходимость использования точных словесных выражений правовых понятий, категорий связана с подготовкой и оформлением большого количества правовых документов, с передачей и получением информации в устной и письменной форме.

Осуществление профессиональной деятельности в любой форме речевой коммуникации требует как специальной подготовки, так и владения стратегическими и тактическими навыками. Верный выбор юристом тактических средств речевой коммуникации ведет к ее оптимизации, а также к эффективному решению поставленных стратегических задач. В юридической практике речевая коммуникация может одновременно решать разные задачи: обмен информацией и демонстрация отношения друг к другу, взаимное влияние и понимание, плодотворное сотрудничество, стремление к сближению целей, улучшение партнерских отношений.

Под коммуникативно-речевой стратегией в юридической практике понимается линия речевого поведения, которую избирает юрист для выполнения коммуникативной задачи, достижения своих целей в речевом взаимодействии. Стратегия речевой коммуникации не только ориентируется на определенные ситуации, возникающие в процессе общения, а также на планирование вербального взаимодействия в зависимости от условий общения и личности собеседника. К стратегическим элементам речевой юридической коммуникации можно отнести выбор цели, ситуации, условий общения, объекта речевой юридической коммуникации [4 с. 155].

Между тем в процессе речевой коммуникации важно не только умение владеть словом, но и следование этическим нормам. Так, юридическая этика представляет собой науку о требованиях к морально-нравственным качествам работников юридической сферы, о культуре юридической деятельности. Профессиональная этика юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм правового и нравственного сознания [2 c. 19].

Этикет как установленный, принятый обществом порядок поведения отражается и в речевых формах. Общение людей обусловлено нормами вежливости, употреблением слов, словосочетаний и целых фраз, принятыми за эталон в определенно ситуации среди людей общей профессии, социальной группы, где проявляется стремление к единообразию в употреблении терминированных единиц. Области применения речевого этикета, имеющего свой обширный этический словарь самые различные, это может быть приветствие при встрече, процедура знакомства, согласие или несогласие с чьим-либо мнением и т. п.

Каждое сказанное слово, и в особенной степени сказанное юристом, должно употребляться в точном значении и к месту, в частности, когда дается аргументация со ссылкой на законодательные акты. Нарушением элементарных норм приличия следует считать употребление экспрессивно сниженных слов и словосочетаний: в речи юриста недопустимы бранные слова, вульгарная речь, жаргонная лексика.

Основу вербальной коммуникации юриста составляет процесс делового общения, который представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами; создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.

Под этикой делового общения следует понимать сумму выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий [2 с.34].

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. Стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты поведения людей.

Этические нормы пронизывают все формы человеческой активности, они универсальны, но в каждой сфере эти неписаные законы приобретают специфический характер. Это относится и к деятельности юристов, которая становится эффективной, когда она регулируется некими особыми этическими правилами, которые не только базируются на общечеловеческих моральных ценностях, но и учитывают конкретные условия данной организации.

Нормы этики юриста реализуются в сфере юридической практики и демонстрируют его этические установки. Наиболее наглядно они проявляются в конфликтных или проблемных ситуациях, когда у юриста нет иной, кроме этической основы для принятия решения.

Специфические профессиональные нравственные требования предъявляются как к юристам, так и к сотрудникам правоохранительных органов, что обуславливается важность сферы деятельности. В этом отношении особенность профессиональной морали юристов является результатом специфического преломления общих принципов и норм морали в их служебной деятельности и неслужебном поведении и выражается в нескольких чертах. Так нормы поведения и морали юриста являются обязательными и определенными, а также они юридически оформлены и подкреплены законом. Данные нормы и принципы требуют исполнительности и обязательны к выполнению в профессиональной деятельности юриста. Вместе с тем юрист в своей деятельности должен руководствоваться принципами справедливости, законности, уважения человеческого достоинства. Стоит отметить, что культура общения юриста с гражданами строится на индивидуальном подходе, соблюдении такта и внутренних этических установок. [5 с.28].

Таким образом, в деятельности профессиональных юристов наблюдается синтез правовых и нравственных принципов их взаимосвязь и взаимообусловленность. Соблюдение юристом этических норм в процессе вербальной коммуникации и следование нормам закона, повышение уровня нравственно-правовой культуры способствуют его положительному восприятию как гражданами, так и коллегами в условиях профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Джамалдинова М. С. Юрист и профессиональная этика // Современные научные исследования и разработки. 2019. № 1 (30). С. 349–351.
  2. Есикова М. М. Профессиональная этика юриста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tstu.ru/book/elib/pdf/2015/esikova.pdf?ysclid=l7zybg5qjt768351748
  3. Зарубина Е. В. О соотношении права и морали [Текст] // Наука и современность. 2015. № 40. С. 163–167.
  4. Канафина, М. А. Профессиональная речь юриста [Текст] // Наука и современность. 2015. № 36. С. 154–157.
  5. Кобликов А. С. Юридичская этика: учебник для вузов / А. С. Кобликов М.: Издательство НОРМА. 2000. — 168 с.
  6. Кошелева С. В. Основы делового общения: учебное пособие / С. В. Кошелева. — Орел: ОрелГТУ, 2005. — 70 с.
  7. Ляховненко Ю. Г. Профессиональная этика и ее особенности в юридической деятельности // Сборник научных трудов кафедры правовой культуры и защиты прав человека: сборник научных работ преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. / — Ставрополь: Издательско-информационный центр «Фабула». 2021. С.19–22.
Основные термины (генерируются автоматически): деловое общение, речевая коммуникация, норма, профессиональная деятельность, юридическая практика, юрист, принцип, профессиональная деятельность юриста, речевая юридическая коммуникация, условие общения.


Ключевые слова

деловое общение, речевая коммуникация, этика юриста

Похожие статьи

Юридическая риторика в профессиональной деятельности...

Заметно усиливается значение юридической риторики в воспроизводстве речевых навыков

Юридическая риторика необходима тем специалистам, которые выступают в судах, а

– С. 19-26. Жукова И.А. Формирование профессиональной компетентности юриста в

Андреев В. И. Деловая риторика. (Практический курс делового общения и ораторского мастерства)./

К вопросу о коммуникативной компетентности юриста

Ключевые слова: юрист, коммуникативная компетентность, педагогические условия.

Коммуникативная компетентность юристов невозможна без коммуникативной готовности.

Учет особенностей профессиональной юридической коммуникации, овладение

1. Жалинский, А. Э. Профессиональная деятельностью юриста/ А. Э. Жалинский.

Коммуникативная компетентность юриста: компоненты, критерии...

Специфика профессиональной деятельности юриста проявляется в реализации им нормативно-правовой

коммуникативная компетентность, профессиональное общение, коммуникативная

коммуникативная компетентность, профессиональная деятельность, способность, эмпатия

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на...

Проблемы реализации коммуникативных задач в юридическом...

Однако юридический дискурс, как и любая речевая коммуникация, предполагает, что участники коммуникации воздействуют друг на друга. Речевое воздействие является неотъемлемой частью юридического диалогического дискурса.

Деловые переговоры как основная форма деловой коммуникации

А сам процесс переговоров сопровождает деятельность бизнес-структур практически

Объектом исследования является деловая коммуникация, а предметом — деловые

в обществе представляет собой именно двусторонний процесс, речевое взаимодействие.

не умение увлекать за собой, а такую простую вещь, как «практика, практика, практика».

Современность и речевая культура будущего юриста

 В данной статье рассмотрена проблема речевой культуры будущего юриста.

Эффективная коммуникация, умение воздействовать на собеседника или на аудиторию, не манипулируя ими, умение

Данная проблема является актуальной в профессиональной подготовке будущих юристов.

В свете теории речевой деятельности различаются два аспекта

Развитие языковых навыков в формировании культуры общения...

Предполагается, что многоаспектность речевой подготовки студентов юридического профиля сотрудников правоохранительных органов, может быть оптимально реализована с помощью модульной структуры обучения русскому языку и культуре речи.

Обучение коммуникации на английском языке студентов...

Проблема общения между людьми была актуальна на всех этапах развития общества.

Деловая переписка — целая культура общения, имеющая свои правила и нормы, знание

Монотонность речи часто является причиной неудачи в деловой коммуникации.

общение, деловой иностранный язык, обучение будущих юристов, коммуникативная функция общения.

Ораторское искусство адвоката: общая характеристика и значение

Структура профессиональной юридической речи включает в себя такие элементы, как: лексикон, произношение

Профессиональная этика и ораторское искусство современного юриста: Материалы

Ораторское искусство в адвокатской деятельности. Публичная судебная речь — один из...

Власов А. А. Культура речи в профессиональной деятельности адвоката.

Похожие статьи

Юридическая риторика в профессиональной деятельности...

Заметно усиливается значение юридической риторики в воспроизводстве речевых навыков

Юридическая риторика необходима тем специалистам, которые выступают в судах, а

– С. 19-26. Жукова И.А. Формирование профессиональной компетентности юриста в

Андреев В. И. Деловая риторика. (Практический курс делового общения и ораторского мастерства)./

К вопросу о коммуникативной компетентности юриста

Ключевые слова: юрист, коммуникативная компетентность, педагогические условия.

Коммуникативная компетентность юристов невозможна без коммуникативной готовности.

Учет особенностей профессиональной юридической коммуникации, овладение

1. Жалинский, А. Э. Профессиональная деятельностью юриста/ А. Э. Жалинский.

Коммуникативная компетентность юриста: компоненты, критерии...

Специфика профессиональной деятельности юриста проявляется в реализации им нормативно-правовой

коммуникативная компетентность, профессиональное общение, коммуникативная

коммуникативная компетентность, профессиональная деятельность, способность, эмпатия

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на...

Проблемы реализации коммуникативных задач в юридическом...

Однако юридический дискурс, как и любая речевая коммуникация, предполагает, что участники коммуникации воздействуют друг на друга. Речевое воздействие является неотъемлемой частью юридического диалогического дискурса.

Деловые переговоры как основная форма деловой коммуникации

А сам процесс переговоров сопровождает деятельность бизнес-структур практически

Объектом исследования является деловая коммуникация, а предметом — деловые

в обществе представляет собой именно двусторонний процесс, речевое взаимодействие.

не умение увлекать за собой, а такую простую вещь, как «практика, практика, практика».

Современность и речевая культура будущего юриста

 В данной статье рассмотрена проблема речевой культуры будущего юриста.

Эффективная коммуникация, умение воздействовать на собеседника или на аудиторию, не манипулируя ими, умение

Данная проблема является актуальной в профессиональной подготовке будущих юристов.

В свете теории речевой деятельности различаются два аспекта

Развитие языковых навыков в формировании культуры общения...

Предполагается, что многоаспектность речевой подготовки студентов юридического профиля сотрудников правоохранительных органов, может быть оптимально реализована с помощью модульной структуры обучения русскому языку и культуре речи.

Обучение коммуникации на английском языке студентов...

Проблема общения между людьми была актуальна на всех этапах развития общества.

Деловая переписка — целая культура общения, имеющая свои правила и нормы, знание

Монотонность речи часто является причиной неудачи в деловой коммуникации.

общение, деловой иностранный язык, обучение будущих юристов, коммуникативная функция общения.

Ораторское искусство адвоката: общая характеристика и значение

Структура профессиональной юридической речи включает в себя такие элементы, как: лексикон, произношение

Профессиональная этика и ораторское искусство современного юриста: Материалы

Ораторское искусство в адвокатской деятельности. Публичная судебная речь — один из...

Власов А. А. Культура речи в профессиональной деятельности адвоката.

Задать вопрос