Современность и речевая культура будущего юриста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Васильева Е. Н., Карпова С. Е., Кондратьев А. Я., Королев В. О. Современность и речевая культура будущего юриста // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 383-385. — URL https://moluch.ru/archive/153/43359/ (дата обращения: 11.12.2018).



В данной статье рассмотрена проблема речевой культуры будущего юриста. Рассматривается роль виртуального дискурса в развитии современной коммуникации, а также в развитии информационных и компьютерных технологий.

Ключевые слова: виртуальная реальность, виртуальный дискурс, коммуникативная компетенция, жанры виртуального дискурса

Понимание особенностей современной языковой ситуации, речевого поведения современного юриста необходимо для полноценного межличностного, в том числе профессионального общения.

Языковая среда является важнейшей составляющей гуманитарной образовательной среды, и ориентация в ней требует специальной профессиональной подготовки. Эффективная коммуникация, умение воздействовать на собеседника или на аудиторию, не манипулируя ими, умение предотвращать конфликты, формулировать и отстаивать свою точку зрения предполагают особое внимание к языковой составляющей общения будущего юриста.

Совершенствование языковой и коммуникативной компетенций на основе системно-деятельностного подхода в гуманитарной сфере составляют главную цель курса «Русский язык и культура речи» для специальности Право и организация социального обеспечения.

В докладе мы рассмотрим вопросы, связанные с особенностями проявления речевой культуры в интерактивной среде. Данная проблема является актуальной в профессиональной подготовке будущих юристов.

В конце XX — начале XXI в. развитие информационных технологий способствовало не только созданию принципиально новых способов хранения, поиска и представления информации, но и возникновению новой культурной и языковой среды, новой лингвистической реальности, которая формируется и стремительно развивается с расширением сферы действия современных средств коммуникации, Интернета в частности. Сегодня следует особо подчеркнуть, что Интернет обладает не только информационной функцией, но и коммуникативной. Этот особый, виртуальный тип коммуникации лежит вне временных и пространственных рамок и является одной из характерных особенностей виртуального пространства. Ввиду всеобщей распространенности этого явления исследование различных видов коммуникации и коммуникативного пространства в сети Интернет становится актуальной проблемой. Кроме того, следует особо отметить, что на сегодняшний день общение в сети занимает значимое место в сфере речевой коммуникации современного человека и молодого поколения в частности.

Одной из форм общения современного человека является виртуальный дискурс.

В современной науке дискурс понимается как сложное явление, состоящее из участников коммуникации, ситуации общения и самого текста. В свете теории речевой деятельности различаются два аспекта:

1) создание или порождение дискурса (обдумывание, планирование, говорение, оформление в письменном виде);

2) понимание дискурса (слушание, восприятие письменного текста, анализ, интерпретация).

Под дискурсом понимается особое использование языка для выражения особой ментальности, а также особой идеологии. Это вызывает активизацию некоторых параметров языка и, в конечном счете, требует особой грамматики и особых правил лексики. Весь этот языковой материал также можно назвать дискурсом. Примером дискурса может служить и сумма высказываний какого-либо персонажа художественного произведения, который выступает в этом случае как модель реальной языковой личности.

На сегодняшний день виртуальный дискурс исследован недостаточно глубоко, что связано в первую очередь с не так давно начавшимся развитием области коммуникации через Интернет и социальные сети в частности.

На основе ключевых утверждений А. Е. Войскунского, занимающегося проблемами психологии Интернет использования и человеко-взаимодействия, Интернет «превратился в своеобразную лабораторию испытаний над естественным языком» [4].

Проблемы общения в социальных сетях весьма интересуют современную молодежь, в том числе и студентов специальности Право и организация социального обеспечения. Поэтому для наиболее успешного решения злободневных вопросов мы предлагаем студентам всех специальностей такую интерактивную форму изучения данного вопроса как управляемая учебная дискуссия (далее — дискуссия).

Задачи дискуссии условно можно разделить на 3 блока:

1) задачи конкретно-содержательного плана:

2) задачи организации взаимодействия в группе, подгруппах:

3) задачи, направленные на освоение конкретных коммуникативных и дискуссионных мыслительных умений:

Планируемый результат дискуссии: использование технологии образовательной дискуссии будет способствовать формированию таких ключевых компетенций, как: информационная (умение проводить отбор и структурировать необходимую информацию); коммуникативная (опыт публичного выступления, ведение спора, совместной работы); социокультурная (умение строить речевое поведение в соответствии со спецификой исследуемой проблемы и квазипрофессиональной ситуацией).

Непосредственно организация данного учебного занятия предполагает поиск решения главной проблемы, сформулированной в виде вопроса: «Общение в сети Интернет — ЗА или ПРОТИВ».

Все студенты являются по ходу занятия активными участниками дискуссии. Каждый из них вправе представить аргументы как «за», так и «против», при этом обосновывать свои мысли, предположения, аргументы, умозаключения, подкрепляя их примерами.

Преподаватель как ведущий обеспечивает письменно-графическое оформление результатов аналитических выводов участников дискуссии на доске в виде таблицы (обозначение аргументов «ЗА» и «ПРОТИВ»). Допустимо, на наш взгляд, чтобы в роли ведущего выступал активный студент, в таком случае преподаватель может стать непосредственным участником дискуссии.

Понятие виртуального дискурса и его особенностей осваивается путём рассмотрения в ходе дискуссии различных его жанров, таких как электронное письмо, форум, чат, блог, многопользовательская ролевая игра онлайн, переписка в социальных сетях (vkontakte и т. п.), флейм, виртуальный роман, флуд, спам. Жанры виртуального дискурса являются, таким образом, отправными точками при организации дискуссии.

Ход дискуссии организуется таким образом, чтобы соблюдалась очерёдность выступления оппонентов со стороны «ЗА» и со стороны «ПРОТИВ». При этом выступающий с одной стороны вправе рассчитывать на подкрепление аргументов своей позиции другими участниками, сидящими за одним с ним столом. После выдвижения аргументов с одной стороны, участникам-оппонентам также предоставляется возможность опровергнуть изложенный тезис. Итогом управляемой учебной дискуссии является вывод, сформулированный самими его участниками.

Для формирования лингвистически компетентной языковой личности важное значение имеет как «живое» общение, так и общение в виртуальной реальности, а профессия юриста требует не только профессионального мастерства, но и широкого общего образования, в том числе и в сфере информационных технологий. Особенно это важно в век развития информационных технологий. Не секрет, что в настоящее время при выполнении профессиональных обязанностей государственные органы и должностные лица, в частности, суды, судьи, прокуроры и т. д. общаются с гражданами с использованием информационных технологий. В отдельных случаях судебные заседания в различных судебных инстанциях осуществляются с использованием информационных средств коммуникации, что не подрывает такие основополагающие принципы права, как законность, публичность, состязательность и гласность и др.

Решению задач по усвоению норм общения в двух этих сферах и служит рассмотренная нами интерактивная форма учебного занятия.

Литература:

  1. Синцов Е. В. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. В. Синцов. — М.: Флинта: Наука, 2009. — 160 с. — Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru.
  2. Арутюнова, Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева — М.: Сов. Энциклопедия, 1990. — С. 136–137.
  3. Источник: http://refleader.ru/bewmerrnaotr.html
  4. Войскунский 2001 http://psynet.carfax.ru/texts/voysk6.htm
Основные термины (генерируются автоматически): виртуальный дискурс, будущий юрист, управляемая учебная дискуссия, социальное обеспечение, современный человек, речевое поведение, речевая культура, коммуникативная компетенция, виртуальная реальность, учебное занятие.


Похожие статьи

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Социокультурная компетенция подразумевает знание национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культуры...

Современные теоретические представления... | Молодой ученый

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетенция, коммуникация, вербальная и невербальная коммуникация.

Способность изменять коммуникативное поведение людей.

3) умение порождать дискурс любой протяженности, сообразуясь с культурно-речевой...

Особенности виртуального дискурса | Статья в журнале...

Дискурс представляет собой определенный тип коммуникативного поведения, обусловленный социально-культурными

Вслед за О.В. Лутовиновой, под виртуальным дискурсом мы понимаем «текст, погруженный в ситуацию общения в виртуальной реальности» [2, с. 9].

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление...

В современном мире всё большую роль играет умение людей взаимодействовать друг с другом – от этого зависит эффективность работы, уровень взаимоотношений. Важным компонентом успешного речевого общения на личностном уровне является сформированность...

Коммуникативные стратегии реализации целей экзамена как...

Дискурс представляет неотъемлемую часть взаимодействия людей.

При этом адекватность речевого поведения коммуникантов оценивается успехом речевого взаимодействия, т. е. достижением коммуникативной цели, а также соответствием правилам речевого и...

Основные элементы педагогического дискурса

Разностатусное речевое взаимодействие происходит, соответственно, между людьми, занимающими разные положения в образовательном процессе.

4. Габидуллина А. П. Моделирующие жанры учебно-педагогического дискурса, 2002.–

Говорение как один из способов формирования коммуникативной...

4) коммуникативная; 5) социальная [2, с.20]. В обучении неродным языкам акцентируют языковую (лингвистическую), речевую, коммуникативную, социокультурную и многие прочие виды компетенций. Согласно типовой образовательной учебной программе основным...

Дискурс как основа социального взаимодействия

Это коммуникативное действие может быть речевым, письменным, иметь вербальные и невербальные составляющие».

Сам дискурс является уникальной формой социального поведения человека для выражения его представлений об окружающем мире.

Разработка комплекса упражнений для развития навыка...

Последовательность речевых актов создает дискурс.

где условия общения – это сфера лингвистического характера, учебная, профессиональная и др.

5. Н.И. Форфатинская – Речевое общение; коммуникативно-прогматический подход., М., 2002.

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Социокультурная компетенция подразумевает знание национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культуры...

Современные теоретические представления... | Молодой ученый

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетенция, коммуникация, вербальная и невербальная коммуникация.

Способность изменять коммуникативное поведение людей.

3) умение порождать дискурс любой протяженности, сообразуясь с культурно-речевой...

Особенности виртуального дискурса | Статья в журнале...

Дискурс представляет собой определенный тип коммуникативного поведения, обусловленный социально-культурными

Вслед за О.В. Лутовиновой, под виртуальным дискурсом мы понимаем «текст, погруженный в ситуацию общения в виртуальной реальности» [2, с. 9].

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление...

В современном мире всё большую роль играет умение людей взаимодействовать друг с другом – от этого зависит эффективность работы, уровень взаимоотношений. Важным компонентом успешного речевого общения на личностном уровне является сформированность...

Коммуникативные стратегии реализации целей экзамена как...

Дискурс представляет неотъемлемую часть взаимодействия людей.

При этом адекватность речевого поведения коммуникантов оценивается успехом речевого взаимодействия, т. е. достижением коммуникативной цели, а также соответствием правилам речевого и...

Основные элементы педагогического дискурса

Разностатусное речевое взаимодействие происходит, соответственно, между людьми, занимающими разные положения в образовательном процессе.

4. Габидуллина А. П. Моделирующие жанры учебно-педагогического дискурса, 2002.–

Говорение как один из способов формирования коммуникативной...

4) коммуникативная; 5) социальная [2, с.20]. В обучении неродным языкам акцентируют языковую (лингвистическую), речевую, коммуникативную, социокультурную и многие прочие виды компетенций. Согласно типовой образовательной учебной программе основным...

Дискурс как основа социального взаимодействия

Это коммуникативное действие может быть речевым, письменным, иметь вербальные и невербальные составляющие».

Сам дискурс является уникальной формой социального поведения человека для выражения его представлений об окружающем мире.

Разработка комплекса упражнений для развития навыка...

Последовательность речевых актов создает дискурс.

где условия общения – это сфера лингвистического характера, учебная, профессиональная и др.

5. Н.И. Форфатинская – Речевое общение; коммуникативно-прогматический подход., М., 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Социокультурная компетенция подразумевает знание национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культуры...

Современные теоретические представления... | Молодой ученый

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетенция, коммуникация, вербальная и невербальная коммуникация.

Способность изменять коммуникативное поведение людей.

3) умение порождать дискурс любой протяженности, сообразуясь с культурно-речевой...

Особенности виртуального дискурса | Статья в журнале...

Дискурс представляет собой определенный тип коммуникативного поведения, обусловленный социально-культурными

Вслед за О.В. Лутовиновой, под виртуальным дискурсом мы понимаем «текст, погруженный в ситуацию общения в виртуальной реальности» [2, с. 9].

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление...

В современном мире всё большую роль играет умение людей взаимодействовать друг с другом – от этого зависит эффективность работы, уровень взаимоотношений. Важным компонентом успешного речевого общения на личностном уровне является сформированность...

Коммуникативные стратегии реализации целей экзамена как...

Дискурс представляет неотъемлемую часть взаимодействия людей.

При этом адекватность речевого поведения коммуникантов оценивается успехом речевого взаимодействия, т. е. достижением коммуникативной цели, а также соответствием правилам речевого и...

Основные элементы педагогического дискурса

Разностатусное речевое взаимодействие происходит, соответственно, между людьми, занимающими разные положения в образовательном процессе.

4. Габидуллина А. П. Моделирующие жанры учебно-педагогического дискурса, 2002.–

Говорение как один из способов формирования коммуникативной...

4) коммуникативная; 5) социальная [2, с.20]. В обучении неродным языкам акцентируют языковую (лингвистическую), речевую, коммуникативную, социокультурную и многие прочие виды компетенций. Согласно типовой образовательной учебной программе основным...

Дискурс как основа социального взаимодействия

Это коммуникативное действие может быть речевым, письменным, иметь вербальные и невербальные составляющие».

Сам дискурс является уникальной формой социального поведения человека для выражения его представлений об окружающем мире.

Разработка комплекса упражнений для развития навыка...

Последовательность речевых актов создает дискурс.

где условия общения – это сфера лингвистического характера, учебная, профессиональная и др.

5. Н.И. Форфатинская – Речевое общение; коммуникативно-прогматический подход., М., 2002.

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Социокультурная компетенция подразумевает знание национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культуры...

Современные теоретические представления... | Молодой ученый

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетенция, коммуникация, вербальная и невербальная коммуникация.

Способность изменять коммуникативное поведение людей.

3) умение порождать дискурс любой протяженности, сообразуясь с культурно-речевой...

Особенности виртуального дискурса | Статья в журнале...

Дискурс представляет собой определенный тип коммуникативного поведения, обусловленный социально-культурными

Вслед за О.В. Лутовиновой, под виртуальным дискурсом мы понимаем «текст, погруженный в ситуацию общения в виртуальной реальности» [2, с. 9].

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление...

В современном мире всё большую роль играет умение людей взаимодействовать друг с другом – от этого зависит эффективность работы, уровень взаимоотношений. Важным компонентом успешного речевого общения на личностном уровне является сформированность...

Коммуникативные стратегии реализации целей экзамена как...

Дискурс представляет неотъемлемую часть взаимодействия людей.

При этом адекватность речевого поведения коммуникантов оценивается успехом речевого взаимодействия, т. е. достижением коммуникативной цели, а также соответствием правилам речевого и...

Основные элементы педагогического дискурса

Разностатусное речевое взаимодействие происходит, соответственно, между людьми, занимающими разные положения в образовательном процессе.

4. Габидуллина А. П. Моделирующие жанры учебно-педагогического дискурса, 2002.–

Говорение как один из способов формирования коммуникативной...

4) коммуникативная; 5) социальная [2, с.20]. В обучении неродным языкам акцентируют языковую (лингвистическую), речевую, коммуникативную, социокультурную и многие прочие виды компетенций. Согласно типовой образовательной учебной программе основным...

Дискурс как основа социального взаимодействия

Это коммуникативное действие может быть речевым, письменным, иметь вербальные и невербальные составляющие».

Сам дискурс является уникальной формой социального поведения человека для выражения его представлений об окружающем мире.

Разработка комплекса упражнений для развития навыка...

Последовательность речевых актов создает дискурс.

где условия общения – это сфера лингвистического характера, учебная, профессиональная и др.

5. Н.И. Форфатинская – Речевое общение; коммуникативно-прогматический подход., М., 2002.

Задать вопрос