Способы взаимодействия ДОУ с институтом семьи с целью формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 10.11.2022

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Двужилова, Е. В. Способы взаимодействия ДОУ с институтом семьи с целью формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Двужилова, А. О. Литвинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 365-366. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96159/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматриваются способы взаимодействия дошкольной образовательной организации с институтом семьи по формированию финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: финансовая грамотность, семья, педагоги, ребенок, финансы, экономическое воспитание.

В 2017 году правительство Российской Федерации опубликовало распоряжение об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности в России на период 2017–2023 годы. Это распоряжение предполагает формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности для дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования [3].

В ДОО обучение финансовой грамотности невозможно без участия института семьи, так как семейное воспитание индивидуально, оно обращено конкретно к одному ребенку, а не к группе детей как в детском саду.

Семья — первичная среда ребенка, в которой формируется культура, социальные ценности, опыт. Именно поэтому без участия семьи невозможно обучить детей финансовой грамотности. Взаимодействие института семьи и ДОУ поможет выстроить системный подход, а также обеспечить логичность и последовательность в изучении финансовой грамотности.

А. Д. Шатова считает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан предметный мир, облагораживающий жизнь» [6].

Институт семьи — гарантия экономического воспитания. Именно в семье ребенок в первые видит, как папа приходит с работы, он устал, он трудился, чтобы заработать денег на еду, хозяйственные нужны, игрушки; как мама заполняет квитанцию платит за свет, газ, детский сад; как родители планируют бюджет и распределяют его, откладывают, копят, совершают покупки в магазине, оплачивают поездки к морю, покупают недвижимость.

Старший дошкольный возраст оптимальный период для знакомства ребенка с удивительным миром экономики, так как в этом возрасте плодотворно закладываются такие индивидуальные особенности как ответственность, бережливость, сила воли. Эти качества непременно сыграют особую роль в дальнейшем воспитании финансово грамотного гражданина. Поэтому задача обучения финансовой грамотности лежит не только на педагогах, но и на родителях. Вместе им предстоит познакомить ребенка с понятием «деньги», научить считать, экономить и защищать свои деньги, планировать свой бюджет и другие сложные вопросы.

Финансовая грамотность — это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять [1].

Обучение финансовой грамотности, решит ряд важнейших задач в экономическом воспитании ребенка, таких как:

— Формирование у ребенка таких понятия как: «норма жизни», «экономика», «потребности», «услуги», «деньги», «стоимость», «заработная плата»;

— Формирование основ экономического образа мышления;

— Развитие ответственности, предприимчивости, расчетливости, самостоятельности.

Мы предлагаем различные формы взаимодействия с детьми для педагогов и родителей на тему «Дети и деньги», которые будут способствовать обучению финансовой грамотности:

— Самостоятельные покупки в магазине;

— Личный пример родителей как они распоряжаются деньгами;

— Понимание ценности денег, например, накопить с ребенком на какую-либо игрушку;

— Чтение сказок, просмотр мультфильмов с отражением денежного вопроса («Три поросенка», «Терем-теремок», «Мужик и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Сказка о рыбаке и рыбке», мультфильмы-«Богатый бобрёнок», «Азбука денег тетушки Совы»,«Варежка», «Экономические сказки» и др.);

— Использование пословиц и поговорок («Не в деньгах счастье», «Платье шей, когда есть лишние деньги», «Копейка рубль бережет», «Здоров буду и денег добуду», «Копеечка к копеечке — рубль набегает», «На деньги ума не купишь» и др.);

— Информационные буклеты, памятки, консультации и рекомендации для родителей («Необходимость финансовой грамотности», «Дети и деньги», «Подборка дидактических игр по финансовой грамотности»);

— Досуговые мероприятия («Копим на мечту», выставка поделок «Моя копилка»);

— Выставки «Деньги мира», «Деньги в разные столетия»;

— Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Парикмахерская», «Банк»;

— Изучение пособий Е. Блискавка «Дети и деньги» [2], А. Д. Шатова «Деньги» [5], Е. Н. Табих «Дошкольникам об экономике» [4].

— Папки-передвижки на тему «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим»;

— Проведение маршрутов выходного дня: банк, торговый центр, музей;

— Проведение встречи с интересными людьми: финансисты, представители работников банков, продавцы, инкассаторы;

— Детско-родительские проекты: «Магазин моей мечты», «Как мы экономили бюджет», «Как мы копили деньги»;

— Познавательные формы взаимодействия: тематические встречи («Моя бабушка — коллекционер», совместные занятия («История возникновения денег», «Волшебные помощники»), «домашние задания» (рассказать о своей профессии, работе, основных должностных функциях), семинары-практикумы «Играем вместе»;

Таким образом, активное взаимодействие детского сада и семьи приведет к формированию у ребенка «правильному» отношению к деньгам и развитию экономического воспитания.

Литература:

  1. Бакланова, Г. С. Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: проект «Я и финансы» / Г. С. Бакланова. — Текст: непосредственный // Традиции и новации в дошкольном образовании. — 2019. — № 5(13). — С. 24–28.
  2. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 c. — Текст: непосредственный.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг. — Текст: электронный // Грант: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/ (дата обращения: 08.11.2022).
  4. Табих, Е. Н. Дошкольникам об экономике / Е. Н. Табих. — Минск: Волшебная школа, 2007. — 48 c. — Текст: непосредственный.
  5. Шатова, А. Д. Деньги / А. Д. Шатова. — Москва: Ювента, 2003. — 16 c. — Текст: непосредственный.
  6. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников / А. Д. Шатова. — Москва: Сфера, 2005. — 254 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, деньга, ребенок, экономическое воспитание, детский сад, институт семьи, родитель, семья, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Современная практика сотрудничества с семьями воспитанников...

Финансовая грамотность — это важный процесс в воспитании дошкольников, в ходе

Но поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам усваиваются детьми особенно прочно.

Это может дать хороший результат в области экономического воспитания воспитанников.

к своему детскому саду, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи [1, с.35].

Система работы по формированию экономических знаний...

Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая

Реализуя задачи в нашем детском саду, я уделяю особое внимание формированию экономических знаний у

Разработан перспективный план работы с детьми и родителями.

В семье дети чаще всего сталкиваются со многими сторонами экономической жизни.

Формирование основ финансовой грамотности у детей...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад...

Знания о деньгах и правилах обращения с ними называют финансовой грамотностью.

Работа по формированию основ финансовой грамотности, экономическому воспитанию.

[1, с. 3]. Все эти задачи по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников...

— 56 с.: ил. Ульева Е. «Откуда берутся деньги?» Энциклопедия для малышей в сказках.

 Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста — это новое, но.

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Финансовая грамотность для детского сада — это первая финансовая грамотность для...

Формирование финансовой грамотности у старших...

Синицына, В. Н. Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников через игровую деятельность / В. Н

Что же может стать содержанием экономического воспитания в семье?

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад...

Формирование основ финансовой грамотности у детей...

Экономическое воспитание детей необходимо начинать уже в старшем дошкольном возрасте.

— «Банк» : включает в себя знакомство с основами финансовой грамотности

Семья решила отпраздновать день рождение мамы, отправилась в Супермаркет за тортом

Семья решила построить дом, отправилась в банк за деньгами; художники — дизайнеры...

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного...

Актуальна ли тема: «Экономическое воспитание старших дошкольников»?

 Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление

На самом деле, малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с

дошкольный возраст, экономическое воспитание, ребенок, детский сад, экономическое...

К вопросу о формировании основ финансовой грамотности...

В дошкольном возрасте финансовая грамотность понимается как воспитание у ребенка бережливости

Часто родители жалуются, что дети не знают цены деньгам, не ценят и не заботятся о

Нельзя забывать, что детские впечатления о важности денег в семье, личный контакт с

Москва 2019. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду

Формирование основ финансовой грамотности посредством...

Так как мы живем в ХМАО-Югре, то мы решили, что знакомство детей дошкольного возраста с азами финансовой грамотности начать через проект «Формирование основ финансовой грамотности посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем».

Похожие статьи

Современная практика сотрудничества с семьями воспитанников...

Финансовая грамотность — это важный процесс в воспитании дошкольников, в ходе

Но поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам усваиваются детьми особенно прочно.

Это может дать хороший результат в области экономического воспитания воспитанников.

к своему детскому саду, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи [1, с.35].

Система работы по формированию экономических знаний...

Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая

Реализуя задачи в нашем детском саду, я уделяю особое внимание формированию экономических знаний у

Разработан перспективный план работы с детьми и родителями.

В семье дети чаще всего сталкиваются со многими сторонами экономической жизни.

Формирование основ финансовой грамотности у детей...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад...

Знания о деньгах и правилах обращения с ними называют финансовой грамотностью.

Работа по формированию основ финансовой грамотности, экономическому воспитанию.

[1, с. 3]. Все эти задачи по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников...

— 56 с.: ил. Ульева Е. «Откуда берутся деньги?» Энциклопедия для малышей в сказках.

 Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста — это новое, но.

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Финансовая грамотность для детского сада — это первая финансовая грамотность для...

Формирование финансовой грамотности у старших...

Синицына, В. Н. Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников через игровую деятельность / В. Н

Что же может стать содержанием экономического воспитания в семье?

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад...

Формирование основ финансовой грамотности у детей...

Экономическое воспитание детей необходимо начинать уже в старшем дошкольном возрасте.

— «Банк» : включает в себя знакомство с основами финансовой грамотности

Семья решила отпраздновать день рождение мамы, отправилась в Супермаркет за тортом

Семья решила построить дом, отправилась в банк за деньгами; художники — дизайнеры...

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного...

Актуальна ли тема: «Экономическое воспитание старших дошкольников»?

 Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление

На самом деле, малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с

дошкольный возраст, экономическое воспитание, ребенок, детский сад, экономическое...

К вопросу о формировании основ финансовой грамотности...

В дошкольном возрасте финансовая грамотность понимается как воспитание у ребенка бережливости

Часто родители жалуются, что дети не знают цены деньгам, не ценят и не заботятся о

Нельзя забывать, что детские впечатления о важности денег в семье, личный контакт с

Москва 2019. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду

Формирование основ финансовой грамотности посредством...

Так как мы живем в ХМАО-Югре, то мы решили, что знакомство детей дошкольного возраста с азами финансовой грамотности начать через проект «Формирование основ финансовой грамотности посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем».

Задать вопрос