Музыкотерапия как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания современного педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 11.11.2022

Статья просмотрена: 411 раз

Библиографическое описание:

Сахошко, А. Н. Музыкотерапия как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания современного педагога / А. Н. Сахошко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 341-345. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96027/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена актуальности синдрома выгорания в современном мире, понятию синдрома эмоционального выгорания и музыкотерапии как аспекта профилактики синдрома эмоционального выгорания современного педагога.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профилактика, музыкотерапия, влияние музыки, профессиональная деятельность, музыка.

Как психоаналитик и практик, я понял, что люди иногда становятся жертвами пожаров, как и здания. Под напряжением, создаваемым жизнью в нашем сложном мире, их внутренние ресурсы потребляются как под действием пламени, оставляя внутри только огромную пустоту, даже если внешняя оболочка кажется более или менее неповрежденной.

Герберт Дж. Фройденбергер

Введение

В последние несколько лет современный мир пережил глобальные трансформации на всех уровнях жизни. Со стремительной скоростью увеличился темп жизни, огромные объемы информации, поступающей из разных источников, поддерживает высокую напряженность среды. За последние годы стрессовые явления возросли на фоне пандемии COVID-19, что усугубило процесс воздействия негативных факторов, влияющих на человека. Особенно пагубно данный комплекс явлений сказывается на эмоциональном состояние людей, чья деятельность происходит в постоянном контакте с людьми. Общение и передача информации, обмен эмоциями далеко не всегда проходят в позитивном ключе, что приводит к стрессовым состояниям и эмоциональным проблемам, которые в свою очередь могут привести к профессиональному выгоранию. Особенно подвержены риску выгорания представители помогающих профессий, в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей — педагоги, специалисты социальной сферы и здравоохранения. Психическое здоровье в частности педагогов в настоящее время выступает условием и гарантом успешности в образовательном процессе. Поэтому очень важно организовать в сфере образования качественную психологическую помощь и поддержку педагогу и не допустить развитие синдрома эмоционального выгорания.

В 2019 года ВОЗ признало и официально включило в реестр МКБ-11 синдром эмоционального выгорания. В настоящее время ВОЗ рассматривает данный синдром как клинически значимый в аспекте реалий ХХI века.

В 2020 году в рамках интенсива программы по развитию педагогов было проведено исследование на предмет профессионального эмоционального выгорания среди школьных учителей [4].

Всего в онлайн-тестах интенсива, которые проверяли гибкие компетенции и уровень выгорания педагогов, приняли участие 100 000 человек. 38 000 из них прошли тест «Профессиональное выгорания педагога». У 75 % опрошенных были определены симптомы выгорания, а 38 % находятся в его острой фазе — то есть выгорание значимо влияет на качество жизни и способность выполнять свои профессиональные обязанности.

Выгоранию оказались подвержены все педагоги вне зависимости от стажа его уровень примерно одинаков. Следовательно, данная проблема имеет высокий уровень актуальности для современных педагогов.

На данной этапе крайне важно подобрать оптимальное средство профилактической работы с педагогами.

Данное понятие было введено в 1974 году психоаналитиком Гербертом Дж. Фройденбергером, а в 1976 году психологом Кристиной Маслач были проведены исследования проявлений профессионального износа и последующая разработка диагностического инструментария на данную тему [2].

Фройденбергер описывает состояние выгорания как состояния изнеможения и истощения вследствие перерасхода энергетических ресурсов организма в профессиональной деятельности. По Фройденбергеру, выгорание характеризуется такими физиологическими симптомами, как истощение, усталость, головные боли и желудочно-кишечные расстройства, бессонница и тяжесть в груди, проблемы с дыханием. Поведенческие признаки включают подавленность, агрессию, паранойю, чувство самоуверенности, что может спровоцировать чрезмерное употребление транквилизаторов, барбитуратов, алкоголя, проявляются признаки тяжелой депрессии [3].

Исследователь Э. Морроу (Morrow, 1981), разработал яркий образ, который определяет внутреннее состояние человека, переживающего профессиональное выгорание: «Запах горящей психологической проводки».

Исследованием эмоционального выгорания также занимались другие зарубежные авторы: S. Jackson, A. Pine, Е. Aronson, Е. Edelwich. А также отечественные ученые: В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова, Т. В. Рябова, Е. А. Чикарева и другие [6].

В аспекте социально-психологического подхода (К. Маслач) симптомы, вызывающие синдром эмоционального выгорания, были выделены следующие категории:

1. Психологическая.

2. Физическая.

3. Поведенческая.

В связи с тем был сформирован свежий взгляд на данную проблему, в результате определяя его как комплекс симптомов, включающий в себя:

1) эмоциональное истощение , вызванное физическим и эмоциональным утомлением, из-за истощения ресурсов организма, высокого уровня стресса, активной трудовой деятельности связанной с взаимодействием с людьми, отсутствия ресурсов для компенсации состояния.

2) деперсонализацию (обезличивание), характеризующуюся снижением уровня компетентности, циничным отношением к своим профессиональным обязанностям

3) редукцию профессиональных достижений , проявляющуюся негативной оценкой своих достижений, отчуждением от контактов с людьми

Важно отметить, что только по комплексу трех компонентов, можно выявить синдром эмоционального выгорания, но никакой из данных симптомов в отдельности, не будет определяться синдромом выгорания, так как именно эти три симптома стабильно коррелировали между собой в исследованиях.

Вследствие этого, на данном исследуемом этапе синдром профессионального эмоционального выгорания определяется как разновидность хронического стресса, связанного с профессиональной деятельностью и негативно влияющего на различные сферы жизни человека.

В число последствий профессионального выгорания входят также высокие показатели внутреннего напряжения, синдром хронической усталости, нарушения сердечной деятельности, тревожные расстройства. Как отмечалось нами, что наибольшему риску выгорания подвержены лица, не в силах поддерживать аспект равновесия между профессиональной и личной жизнью, переживающие постоянные перегрузки по месту работы, а также те, чья профессиональная деятельность связана с постоянными контактами с людьми в сферах образования и здравоохранения. На данном этапе крайне важно подобрать эффективное средство профилактической работы.

Музыкотерапия как средство профилактики эмоционального выгорания современного педагога

Рассмотрим теперь технологии музыкотерапевтического воздействия как средства профилактики и коррекции эмоционального выгорания личности педагога. В рамках данной статьи мы остановимся на наиболее популярных, доступных и простых в использовании технологиях музыкотерапии.

Определимся с понятием и видами, историческим аспектом отечественной музыкотерапии.

Музыкотерапия — психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психику человека. Музыкотерапия является системой психосоматической регуляции функций организма человека, при этом происходит одновременное влияние акустических волн, организованных в музыкальную структуру, на психоэмоциональную, духовную сферу человека и непосредственно на поверхность тела и внутренние органы [1].

Музыкальный терапевт и научный исследователь в области воздействия музыки на организм человека С. В. Шушарджан отмечает в своих работах, что создаваемые мозгом волны можно изменять с помощью музыки и произносимых звуков [5].

Метод С. В. Шушарджана опирается на древнекитайское учение о пяти звуках (пентатонике), соответствующих, по мнению древних китайцев, первоэлементам, а также определенным органам человека, благодаря этому воздействие того или иного звука на определенный орган и имеет психотерапевтический эффект.

Следующая, разработанная профессором С. В. Шушарджаном, таблица иллюстрирует вышесказанное отражено в табл. 1.

Таблица 1

Название

1-й тон

2-й тон

3-й тон

4-й тон

5-й тон

Западная нота

c до

d ре

eми

g соль

a ля

Музыкальная функция

тоника

супертоника

медианта

доминанта

супердоминанта

Фаза

земля

металл

дерево

огонь

вода

Орган

селезенка

легкие

печень

сердце

почки

Согласно С. В. Шушарджану, указанные эффекты звука связаны также с его динамикой, особенностями тембра и другими индикаторами. Он полагает, что сознание человека состоит из бета-волн, которые вибрируют на частоте от 14 до 20 Гц. Бета-волны генерируются нашим мозгом, когда мы сконцентрированы на повседневной деятельности или находимся в стрессовой ситуации. Возвышенные ощущения и покой классифицируются альфа-волнами, которые находятся на частоте от 8 до 13 Гц. Периоды пиковых творческих способностей, медитаций и сна классифицируются тета-волнами, которые соответствуют частоте от 4 до 7 Гц, а глубокое состояние сна, глубокая медитация и бессознательное состояние генерируют дельта-волны, частота которых соответствует от 0,5 до 3 Гц. Чем медленнее волны мозга, тем более расслабленное и умиротворенное состояние мы переживаем. Музыка способна сдвинуть сознание от бета-волн в направлении альфа-диапазона, качественно повысив, таким образом, общее самочувствие и внимательность.

Исполнение музыки создает динамичный баланс между логичным левым и интуитивным правым полушариями мозга. Процесс обмена мыслями является базовой основой развития творчества. Музыка имеет свойства вызывать различные двигательные реакции организма человека. При прослушивании музыки у человека возникают мышечные пульсации в самых различных областях тела. Музыкальные произведения с ярко выраженным ритмом вызывают непроизвольное движение в такт рукой или ногой, покачивание головой. Слушающий музыку не только воспроизводит музыкальный ритм своим двигательным аппаратом, но и беззвучно пропевает музыку (перцептивная вокализация). Причем в беззвучных сокращениях связок точно отражаются частота, громкость и длительность воспринимаемых звуков. Неосознанная двигательная активность может принимать самые разнообразные формы.

Мы воспринимаем музыку посредством не только слухового, но и голосового аппарата. Бессознательные микродвижения связок и всего вокального аппарата сопровождают прослушание даже сложных симфонических произведений, не говоря уже о камерных и тем более вокальных жанрах. Таким образом, мы не синхронизируем наше поведение с музыкой, когда ее слушаем, но музыкальные импульсы неизбежно оказывают влияние на ритм нашего мышления и поведения. Музыкальные произведения можно условно разделить на две большие группы — эрготропная музыка и трофотропная музыка.

Эрготропная музыка — это музыка, в которой: доминирующим аспектом является пунктирный ритм; идет постепенное ускорение; основной лад — мажорный; имеют место диссонансы; наиболее определяющим динамическим оттенком является форте.

Трофотропная музыка — это музыка, в которой: ритмический рисунок менее выделен; преобладает минорный лад; распространены консонансы; присутствует легато; характерна нежность и напевность мелодии; присутствует гармоничность. Трофотропная музыка, как является некой противоположностью эрготропной, «которая наполняет человека и управляет им не извне, а изнутри.

Следовательно, эрготропная музыка поддерживает наш мозг в ресурсном состоянии, стимулирует выработку энергетических возможностей и выплеск ее вовне, то звучание трофотропной музыки насыщает нас. Особенности влияния эрготропной и трофотропной музыки на человека отражены в табл. 2.

Таблица 2

Музыка

Реакции организма

Эрготропная

Повышение сердечно-сосудистого давления; учащение дыхания и пульса; спазмы мускулатуры; раздражение кожи; возбуждение, сходное с состоянием опьянения, опасное для здоровья и даже жизни.

В данном случае мы говорим об эрготропном доминировании, что означает повышенную возбудимость симпатической нервной системы и части вегетативной нервной системы

Трофотропная

Снижение сердечно — сосудистого давления; замедление дыхания и частоты пульса; расслабление мышечных зажимов; уменьшение раздражения кожи; чувство спокойствия и умиротворенности.

В данном случае мы говорим о трофотропном доминировании, то есть преобладании возбуждения парасимпатической нервной системы

Мы считаем, что для педагогов овладение данными методиками приобретает особое значение, т. к. в процессе профессиональной деятельности, они систематически могут включаться в совместную творческую деятельность с учениками. При этом они не только будут успешно реализовывать коррекционно-развивающую направленность образовательного процесса, но и будут активно заниматься саморегуляцией и профилактикой нарушений сферы психологического здоровья.

Принято считать, что хорошо подобранная музыка благотворно влияет на физическое и психическое состояния человеческого организма в целом. Благодаря определенной музыке восстанавливается ритм дыхания, снижается мышечное напряжение, настроение улучшается, активизируется творческий потенциал. Как мы знаем, классические произведения наполняют человека возвышенными эмоциями, пробуждают утраченное им позитивное психоэмоциональное состояние. Однако, данными свойствами и эффектом, мы считаем, что обладает и такое направление музыки, как ambient, lounge, relax, которое возможно успешно реализовывают себя как профилактическое направление в аспекте профессионального выгорания. Данные направления музыки характеризуются медленными ритмами, неспешными фортепианными партиями, глубокими лейтмотивами, звуками природы (пение птиц, журчание ручьем, звуками дождя и т. д.), также глубокими теплыми тембрами, погружающими слушателя в максимально безмятежное состояние сознания, так если бы он находился на природе или в любимом его сердцу месте.

Джаз, блюз могут повысить настроение и рассеять грусть, перевести человека в состояние «спокойной радости».

Религиозная музыка, такая как молитвы, мантры, звуки этнических инструментов, к примеру, поющих чаш, способна успокоить и привести в состояние умиротворения и дать чувство защищенности.

Данный способ саморегуляции также способен вывести из состояния длительного эмоционального упадка при условиях, что нужно находиться в физическом состоянии покоя и с отсутствием внешних раздражителей, музыка не должна быть громкой, прослушивание музыки не должно быть очень долгим, а место расположения должно быть максимально безопасным и комфортным.

Таким образом, нормализация психоэмоционального состояния посредством восприятия данной музыки обеспечивается путем выхода человека из отрицательных переживаний, наполнения его положительными эмоциями, восстановлением его эмоционального состояния. Следовательно, музыкотерапия может и должна стать благоприятным средством профилактики эмоционального выгорания педагога.

Мы считаем, что сеансы музыкотерапии должны присутствовать в современной педагогической практике как одной из форм оздоровительной работы с педагогами. В последствие чего мы добьемся конкретных сложившихся подходов к их проведению.

Организация релаксационных кабинетов в образовательных учреждениях для проведения музыкотерапевтических сеансов и для саморегуляции стрессовых ситуационных состояний будет способствовать психоэмоциональной разгрузке педагогов и позволит качественно повысить работоспособность.

В современном мире крайне важно оставаться цельной личностью, не подверженной выгоранию или разрушению. Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания одинаково важны для педагога и врача, и один из наиболее простых, доступных и безопасных способов преодоления — это музыкотерапия, как отдельный инструмент, так и в комплексном подходе с другими терапиями. Рассматриваемый способ саморегуляции позволяет человеку быть здоровым физически и морально и своим отношением к людям и миру способствовать здоровью окружающих его людей.

Литература:

  1. Зайцева Профессиональное выгорание у медицинских работников / Зайцева. — Текст: электронный // https: moluch. ru: [сайт]. — URL: https: moluch. ru/archive/379/83991 (дата обращения: 07.06.2022).
  2. История и современные тенденции музыкотерапии Т. Л. Оленская, А. А. Марченко, Л. Л. Шебеко, А. В. Врагов, Е. А. Марченко Витебский государственный медицинский университет,
  3. Маслач К. Представление о синдроме эмоционального выгорания: современное исследование и его применение в психиатрии// Мир психиатрии- 2016; 15: с.103–111
  4. Муфтахова Ф. С.. Изучение проблемы синдрома эмоционального выгорания и поведение преодоления в стрессовых ситуациях// «Вестник Башкирского университета». — 2009. Т.14.- № 1. — с. 290–293. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-problemy-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-i-povedenie-preodoleniya-v-stressovyh-situatsiyah
  5. Профессиональное выгорание школьных учителей Результаты всероссийского исследования программы «Я Учитель. — Текст: электронный // https://yandex.ru/: [сайт]. — URL: https://yandex.ru/company/services_news/2020/22–12–2020 (дата обращения: 07.06.2022).
  6. Третьякова В. С. Исследование синдрома эмоционального выгорания в педагогической среде // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 2. — С. 71–85.
  7. Шушарджан, С. В. Руководство по музыкотерапии / С. В. Шушарждан. — М.: Медицина, 2005 (ППП Тип. Наука). — 478 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, музыка, профессиональная деятельность, профессиональное выгорание, педагог, синдром, современный мир, образовательный процесс, профессиональное эмоциональное выгорание, профилактическая работа.


Похожие статьи

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

В статье уточняется понятие эмоционального выгорания, раскрываются особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы. Делается акцент на том, что педагоги в большей степени подвержены данному психологическ...

Влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников

В статье рассмотрена проблема формирования синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Изучено влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Особенности эмоционального выгорания педагогов ООШ

В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания педагогов ООШ, анализируется термин «эмоциональное выгорание», сущность эмоционального выгорания педагогов ООШ, приводятся результаты исследования специфики эмоционального выгорания педагогов...

Значение понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания

В статье автор пытается рассмотреть значимость понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания и его отражения в студенческой жизни.

Синдром эмоционального выгорания сотрудников банковской сферы

Статья посвящена проблеме синдрома эмоционального выгорания сотрудников банковской сферы. Раскрывается понятие эмоционального выгорания и описываются симптомы данного синдрома, возникающие у сотрудников банка. Раскрывает важность профилактики синдром...

Синдром эмоционального выгорания сотрудников социальной сферы и практические рекомендации по его профилактике

В статье авторы рассматривают особенности и причины эмоционального выгорания сотрудников социальной сферы и предлагают практические рекомендации для его профилактики.

Похожие статьи

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

В статье уточняется понятие эмоционального выгорания, раскрываются особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы. Делается акцент на том, что педагоги в большей степени подвержены данному психологическ...

Влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников

В статье рассмотрена проблема формирования синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Изучено влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Особенности эмоционального выгорания педагогов ООШ

В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания педагогов ООШ, анализируется термин «эмоциональное выгорание», сущность эмоционального выгорания педагогов ООШ, приводятся результаты исследования специфики эмоционального выгорания педагогов...

Значение понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания

В статье автор пытается рассмотреть значимость понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания и его отражения в студенческой жизни.

Синдром эмоционального выгорания сотрудников банковской сферы

Статья посвящена проблеме синдрома эмоционального выгорания сотрудников банковской сферы. Раскрывается понятие эмоционального выгорания и описываются симптомы данного синдрома, возникающие у сотрудников банка. Раскрывает важность профилактики синдром...

Синдром эмоционального выгорания сотрудников социальной сферы и практические рекомендации по его профилактике

В статье авторы рассматривают особенности и причины эмоционального выгорания сотрудников социальной сферы и предлагают практические рекомендации для его профилактики.

Задать вопрос