Библиографическое описание:

Зотова Е. В. Дифференцированный подход в обучении математики // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 280-281.

В последние годы значительно усилился интерес преподавателей математики к проблеме дифференцированного подхода на различных ступенях математического образования. Этот интерес во многом объясняется стремлением учителей таким образом организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят с учетом его математических способностей и интеллектуального развития как на уроках, так и в домашней подготовке к ним, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях обучающихся, а в конечном итоге дать полноценную базовую математическую подготовку. Такой организации обучения математике требует современное состояние нашего общества, когда в условиях рыночной экономики от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение. Базовый курс математики призван служить одной из основ развития профессионально важных качеств каждого отдельного ученика и его подготовки к жизни, к предстоящей трудовой деятельности.

Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников.

Цели дифференциации обучения:

  1. С психолого-педагогической точки зрения – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого обучающегося.

  2. С социальной точки зрения – целенаправленное воздействие на формирование индивидуального творческого, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.

  3. С дидактической точки зрения– разрешение назревших проблем обучения путём создания новой методической системы дифференцированного подхода к учащимся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.

Виды дифференциации:

1) Внутренняя дифференциация- – обучение учащихся в достаточно большой группе (класс), подобранной по случайным признакам, без выделения стабильных групп. Может осуществляться с учётом индивидуальных особенностей учащихся, с использованием системы уровневой дифференциации.

Уровневая дифференциация выражается в том, что обучение учащихся одного и того же класса в рамках одной программы и учебника проходит на различных уровнях усвоения учебного материала. Уровневая дифференциация предполагает, что каждый ученик класса должен услышать изучаемый программный материал в полном объёме, увидеть образцы учебной математической деятельности. При этом одни учащиеся воспримут и усвоят учебный материал, предложенный учителем или изложенный в книге, а другие усвоят из него только то, что предусматривается обязательными результатами в качестве минимума. Каждый ученик имеет право добровольно выбрать уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда по каждой конкретной теме (разделу), а возможно и курсу в целом. Задачей учителя является обеспечение поступательного движения учащихся от более низкого к более высокому уровню знаний и умений.

2) Внешняя дифференциация – создание относительно стабильных групп, в которых различаются содержание образования и предъявляемые к обучающимся учебные требования.

Для осуществления дифференцированного обучения учитель должен уметь определять уровень актуального развития ребёнка и зону его ближайшего развития.

Для определения уровня развития ученика ему даётся задание, рассчитанное на 8 минут. Если ученик в отведённое время справляется с заданием, то он находится в зоне актуального развития; если не справляется, - то он в зоне ближайшего развития.

Уровень актуального развития отражает тот уровень развития психических функций ребёнка, который сложился в результате определённых, уже завершившихся циклов его развития.

Зона ближайшего развития определяется теми видами деятельности, которые ребёнок пока ещё не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми он может справиться с помощью учителя, книги, машины.

Пытаясь создать образ ученика нашего техникума, при внедрении дифференцированного подхода в обучении и воспитании, я исхожу из того, что нет и не может быть единых жестких требований к каждому учащемуся, так как нельзя оспаривать уникальную индивидуальность каждого человека.

Дифференцированное обучение способствует кардинальному изменению не только сознания ученика, но и учителя. Оно вдохновляет педагогов на создание такого образовательного процесса, в котором ученик в самой жизни учится менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество.

Дифференцированный подход обеспечивает личностно – ориентированную среду для развития, воспитания и сохранения здоровья обучающихся.


Литература:

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М,1996.

  2. Дусовицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996.

  3. Журнал «Математика в Школе» 1999 – 2005 гг.

  4. Зотов Ю.Б. Организация современного урока/ Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1984.

  5. Индивидуально-дифференцированный подход к обучению и воспитанию школьников (проблемы, поиск, опыт): Сборник статей. Орехово-Зуево, 2003.

  6. Коротяев Б.И. Обучение – процесс творческий: Из опыта работы. М.,1980.

  7. Научно-практический журнал «Завуч» 2004 – 2005 гг.

  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб.пособие для педагогических вузов. М., 1998.


Основные термины (генерируются автоматически): актуального развития, ближайшего развития, дифференцированного подхода, актуального развития, Дифференцированный подход, ближайшего развития, школе viii вида, уровень актуального развития, зоне актуального развития, дифференцированного подхода, зоне ближайшего развития, Уровень актуального развития, уровня развития ученика, Уровневая дифференциация, Зона ближайшего развития, развития сильных учеников, уроках естествознания, проблеме дифференцированного подхода, уровень развития психических, развития дискретной математики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос