Дифференцированное обучение в школе VIII вида как средство снятия стрессообразующих факторов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, март 2014)

Дата публикации: 23.02.2014

Статья просмотрена: 655 раз

Библиографическое описание:

Сметанина, Н. А. Дифференцированное обучение в школе VIII вида как средство снятия стрессообразующих факторов / Н. А. Сметанина. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5178/ (дата обращения: 18.04.2024).

Ребёнок — это обычный человек, который постоянно развивается, изменяется. И поэтому определить стресс у детей, гораздо труднее, чем у взрослого. Детский стресс можно принять за характерные для растущего организма недомогания. Однако всё же существуют признаки, по которым можно определить, что ребёнок находится в состоянии стресса: обидные высказывания со стороны старшеклассников; ссоры с одноклассниками; негативная оценка со стороны учителя; конфликтное общение с учителем; переход в другой класс или другую школу; опоздание в школу; пропуск уроков по болезни; боязнь быть отстающим; выход к доске или любое публичное выступление; контрольная или тестовая работа; участие в соревнованиях; сообщение дома о плохой отметке.

Причиной стресса может быть и конфликт с самим собой. Он возникает, когда ребёнок раскаивается в совершении какого-то плохого поступка, начинает винить себя, решает, что он сам плохой, злой и безнадёжный. Другими причинами стресса у детей в этом возрасте являются: контрольные работы и переводные экзамены в школе; постоянные упрёки со стороны родителей и учителей за плохую успеваемость; знакомства с новыми людьми; возрастные физиологические изменения.

Стрессоустойчивость — это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.

В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

1)        психофизиологического качества (тип и свойства нервной системы);

2)        мотивации (сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость) — один и тот же человек может обнаружить разную степень в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость;

3)        эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;

4)        волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации;

5)        информированности, профессиональной подготовленности и готовности личности к выполнению тех или иных задач;

6)        интеллектуального компонента — оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий.

Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной направленностью личности.

Так как стрессоустойчивость — качество непостоянное, значит, его можно развивать специальными упражнениями, разделение учащихся на определенные группы, привычкой к ежедневному напряжённому творческому труду и различным видам деятельности.

Дифференциация обучения, рассматривается как возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса или группы учащихся в школе VIII вида.

Принято выделять два основных вида дифференцированного обучения:

1)        это внешняя дифференциация, или часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых, в том числе и для воспитанников со сниженным интеллектом. То есть, наша школа-интернат уже в целом осуществляет дифференцированный процесс: она является коррекционной школой VIII вида; здесь созданы условия обучения и воспитания (коррекционные программы, планы, образовательная среда, комплекс методических, социально-психологических, организационно-управленческих мероприятий) с учётом особенностей детского контингента;

2)        существует и внутренняя дифференциация как форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (обычно учащиеся делятся на сильных, средних, слабых — отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями). Внутренняя дифференциация есть важнейшее средство реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения, воспитания, коррекции.

Дифференциация — это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для обучения. Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения и воспитания в классах VIII вида очевидно. Ведь учащиеся по разным показателям отличаются друг от друга. Цель данного подхода в обучении — это создание благоприятного психического развития каждого ученика в классе.

Положительное в дифференцированном обучении.

1.         Созданы условия для реализации возможностей как сильных, так и слабых детей, устранены условия для возникновения «комплекса неполноценности»

2.         У педагога появляется возможность осуществлять индивидуальный подход

3.         Предоставляется возможность быстрого продвижения сильных учеников, повышение их уровня образования через специально подготовленное задание.

4.         Повышается уровень мотивации к учению. Повышается уровень — «Я — концепция», самооценки каждого учащегося.

5.         Ребёнку легче учиться в группе, где собраны одинаковые по способности учащиеся.

Недостатки дифференцированного обучения.

1.                  Слабые теряют возможность тянуться за сильными учениками, получать от них помощь.

2.                  Из-за несовершенства педагогической диагностики, неуспевающие учащиеся, но с хорошими способностями могут попасть в слабую группу.

Задачей психолога является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

Как же осуществлять дифференциацию обучения?

1.                  Дифференциация по психологическим особенностям личности. Это учет особенностей познавательных процессов учащихся: мышления, памяти, внимания, который может проявляться в специальных заданиях на развитие сосредоточенности, переключаемости внимания для отдельных групп учащихся, заданий на развитие логической памяти и т. д.

2.                  Дифференциация по обученности предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях. После изучения темы и сдачи зачета ученики делятся на две группы: усвоившие и не усвоившие материал. Дальнейшая работа с этими группами, естественно, строится по-разному. Ученики, усвоившие материал, получают возможность углублять и расширять свои знания. С учениками другой группы организуется работа по отработке, коррекции изученного содержания.

3.                  Дифференциация по познавательным способностям. Это задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя ученикам. К этому виду дифференциации может быть отнесена и уровневая дифференциация.

4.                  Дифференциация по интересам и склонностям учащихся. Этот вид дифференциации проявляется в выполнении учениками творческих, исследовательских заданий в соответствии со своими интересами и склонностями.

Необходимо:

-          уточнить и конкретизировать по каким критериям, способностям, знаниям, умениям будет осуществляться дифференциация обучения;

-          разработать или использовать уже готовые задания, позволяющие осуществить дифференциацию учащихся по избранному критерию;

-          использовать дифференцированные задачи, задания, упражнения с учетом результатов предварительной диагностики учащихся;

-          в случае если отдельные учащиеся с дифференцированным заданием явно не справляются или оно для них оказалось слишком простым и легким, перевести ученика в более сильную или, наоборот, более слабую группу;

-          при успешном выполнении учащимся определенных целей пониженного уровня трудности, перевести его в другую группу. При этом отметить его успехи и достижения;

Разделение класса на несколько групп по способностям и степени обучаемости:

В настоящее время в опыте работы общеобразовательных школ обозначилось несколько направлений дифференциации обучения:

-          по коррекционно-развивающей направленности;

-          по содержанию коррекционного занятия;

-          по времени обучения, времени выполнения заданий;

-          по видам учебной деятельности;

-          по оценке деятельности.

Группы меняются, в зависимости от коррекционной направленности задания. На уроках используются индивидуальные, парные, групповые формы работы.

Также современные передовые педагоги делят учащихся на 3 группы по способам восприятия информации: аудиалы, визуалы, кинестетики. Визуалу задания предлагаются в виде записей; карточки должны быть яркими, красивыми, красочными. Аудиалу нужно прочитывать задание вслух учителем для лучшего восприятия прочитанного. Аудиалы запоминают лучше на слух при многократном повторении текста. Особенно ярко проявляются свойства аудиалов у детей со снижением слуха. Кинестетик получает задания, направленные на манипуляцию с предметами. Например, при сравнении чисел, можно предложить работу со счетными палочками.

Литература:

1.                  Виноградова Н. Ф. Современный урок — удивление, удовольствие, усилие, успех! — Начальная школа. — № 3–2005.

2.                  Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. / Сост. и авт. коммент. Ф. Ф. Водоватов, Л. В. Бумагина. — М.: Академия, 2000. — 184 с.

3.                  Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. академика РАМН проф. Т. Б. Дмитриевой и проф. А. И. Воложина. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. — 248 с.: ил.

Основные термины (генерируются автоматически): VIII, группа, дифференциация обучения, дифференцированное обучение, задание, учащийся, ученик, индивидуальный подход, слабая группа, эмоциональная устойчивость.

Похожие статьи

Дифференцированное обучение на уроках русского языка...

VIII, группа, дифференциация обучения, дифференцированное обучение, задание, ученик, учащийся, слабая группа, индивидуальный подход, эмоциональная устойчивость.

Использование дифференцированного подхода как средство...

VIII, группа, дифференциация обучения, дифференцированное обучение, задание, ученик, учащийся, слабая группа, индивидуальный подход, эмоциональная устойчивость. Сущность дифференциации обучения | Статья в сборнике...

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик.

Применение информационных и коммуникационных технологий...

VIII, группа, дифференциация обучения, дифференцированное обучение, задание, ученик, учащийся, слабая группа, индивидуальный подход, эмоциональная устойчивость.

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках...

Библиографическое описание: Корягина Л. В. Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках математики в школе VIII

Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации.

Непрерывность образования в системе «школа – технический вуз»

VIII, группа, дифференциация обучения, дифференцированное обучение, задание, ученик, учащийся, слабая группа, индивидуальный подход, эмоциональная устойчивость.

Дифференцированный подход на уроках естествознания...

VIII, группа, дифференциация обучения, дифференцированное обучение, задание, ученик, учащийся, слабая группа, индивидуальный подход, эмоциональная устойчивость.

Технология дифференцированного обучения на уроках...

Индивидуализация и дифференциация обучения, включает в себя: создание атмосферы взаимоуважения в отношениях учитель-ученик

Реализация индивидуального и дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.

Пути реализации способов дифференциации на уроках математики

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор... разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик.

Похожие статьи

Дифференцированное обучение на уроках русского языка...

VIII, группа, дифференциация обучения, дифференцированное обучение, задание, ученик, учащийся, слабая группа, индивидуальный подход, эмоциональная устойчивость.

Использование дифференцированного подхода как средство...

VIII, группа, дифференциация обучения, дифференцированное обучение, задание, ученик, учащийся, слабая группа, индивидуальный подход, эмоциональная устойчивость. Сущность дифференциации обучения | Статья в сборнике...

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик.

Применение информационных и коммуникационных технологий...

VIII, группа, дифференциация обучения, дифференцированное обучение, задание, ученик, учащийся, слабая группа, индивидуальный подход, эмоциональная устойчивость.

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках...

Библиографическое описание: Корягина Л. В. Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках математики в школе VIII

Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации.

Непрерывность образования в системе «школа – технический вуз»

VIII, группа, дифференциация обучения, дифференцированное обучение, задание, ученик, учащийся, слабая группа, индивидуальный подход, эмоциональная устойчивость.

Дифференцированный подход на уроках естествознания...

VIII, группа, дифференциация обучения, дифференцированное обучение, задание, ученик, учащийся, слабая группа, индивидуальный подход, эмоциональная устойчивость.

Технология дифференцированного обучения на уроках...

Индивидуализация и дифференциация обучения, включает в себя: создание атмосферы взаимоуважения в отношениях учитель-ученик

Реализация индивидуального и дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.

Пути реализации способов дифференциации на уроках математики

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор... разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик.