"Философский пароход" или как из России выгоняли знаменитостей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Егоров, В. В. "Философский пароход" или как из России выгоняли знаменитостей / В. В. Егоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 9 (44). — С. 225-228. — URL: https://moluch.ru/archive/44/5295/ (дата обращения: 22.12.2024).

«Всё смешалось в доме Облонских» [9, c. 3] - писал Л.Н. Толстой. Данная фраза, во все времена столь актуальная для России, была настоящим откровением 20 гг. XX в., когда огромная страна напоминала бурлящий котёл, в котором варились судьбы столь неодинаковых людей. Голод и холод, разруха и безумие, и свистящие, свистящие изо всех начал и концов пули. Данный симбиоз сводил с ума высокообразованных и неграмотных, здоровых и немощных. Власть Советов была готова на всё, дабы уничтожить идейных противников и всех тех, кто был заподозрен в инакомыслии. В результате, в 1917—1922 гг. по приговорам ревтрибуналов и внесудебных заседаний ЧК было расстреляно 140 тысяч человек [16, электронный ресурс]. В эмиграции оказалось более 2 млн. человек [4, c. 266].

10 августа 1922 г. ВЦИК был принят декрет «Об административной высылке» [11, c. 198]. В соответствии с данным декретом из России были высланы деятели культуры, названные «особо активными контрреволюционными элементами». Среди «элементов» – Ф. А. Степун (1884-1965), C. Л. Франк (1877-1950), Н. А. Бердяев (1874-1948), Н. О. Лосский (1870-1965), П. А. Сорокин (1889-1968), Е. И. Замятин (1884-1937), М. А. Осоргин (1878-1942), Л. П. Карсавин (1882—1952), И. И. Лапшин (1870-1952) и др. [8, c. 194] Большинство репрессированных не хотели уезжать. Н.А. Бердяев писал: «Когда мне сказали, что меня высылают, у меня сделалась тоска. Я не хотел эмигрировать, и у меня было отталкивание от эмиграции, с которой я не хотел слиться» [1, c. 120]. Л.П. Карсавин заявлял: «Будущее России не в эмиграции» [18, электронный ресурс]. Однако их не слушали. Молодому Советскому государству не нужны были инакомыслящие интеллигенты. По мнению В.И. Ленина, дореволюционная интеллигенция служила буржуазному меньшинству эксплуататоров [5, c. 245].

29 сентября 1922 г. из Петрограда отплыл пароход «Обербургомистр Хакен», пассажирами которого были философы: Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, М. А. Осоргин и др. 30 сентября пароход прибыл в Штеттин. На борту находилось примерно 30—33 человек из Москвы и Казани, а также из других городов (с семьями примерно 70 человек).

16 ноября 1922 г. из Петрограда отплыл пароход «Пруссия», на котором в изгнание отправились Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин и др. Всего — 17 высланных из Петрограда (с семьями — 44 человека). 18 ноября они прибыли в Штеттин [17, электронный ресурс].

В.С. Меметов указывает, что причина выдворения представителей дореволюционной интеллигенции заключалась в том, что Советское правительство стремилось не допустить оживления их политической активности в связи с проведением новой экономической политики [7, c. 12].

Важно отметить, что декрет «Об административной высылке» от 10 августа 1922 г. нуждался в агитационной поддержке. 2 июня 1922 г. в газете «Правда» была опубликована статья наркома по военным и морским делам Л.Д. Троцкого «Диктатура — где твой хлыст?». В данной статье Лев Давидович выбрал мальчиком для битья литературного критика Ю.И. Айхенвальда, который также был выслан осенью 1922 г. Л.Д. Троцкий характеризовал Ю.И. Айхенвальда, как «философского, эстетического, литературного и религиозного блюдолиза». В конце статьи Л.Д. Троцкий предлагал «хлыстом диктатуры пролетариата заставить айхенвальдов убраться к чёрту, в тот лагерь содержантства, к которому они принадлежат по праву со всей своей эстетикой и со своей религией» [2, c.134]. Должно быть в тот период своей жизни Л.Д. Троцкий и не мог предположить, что сам окажется в числе политических изгоев. Однако 18 ноября 1927 г. решением пленума ЦК ВКП(б) были исключены из партии Л.Д. Троцкий и Г.Е. Зиновьев. XV съезд партии безоговорочно подтвердил это зловещее решение. Ни один голос на съезде не поднялся в защиту двух самых близких соратников В.И. Ленина [12, электронный ресурс]. Ещё до окончания 1927 г. И.В. Сталин начал депортацию оппозиционеров. 12 января 1928 г. ГПУ информировало Троцкого, что в соответствии со ст. 58 Уголовного кодекса, карающей за контрреволюционную деятельность, он будет сослан в Алма-Ату. Отъезд был запланирован на 16 января 1928 г. [3, c.5]. Л.Д. Троцкий в труде «Моя жизнь» приводил воспоминания своей жены Н.И. Седовой: «16 января 1928 г., с утра, упаковка вещей. Последний день хлопот, напряжения, возбуждения подходит к концу. Вещи увезены на вокзал. Сидим в столовой всей семьей, готовые к отъезду, ждём агентов ГПУ. Смотрим на часы... девять... девять с половиной... Никого нет. Десять. Это время отхода поезда. Что случилось? Отменили? Звонок телефона. Из ГПУ сообщают, что отъезд наш отложен, причин не объясняют. «Надолго?» - спрашивает Лев Давидович. «На два дня, - отвечают ему, - отъезд послезавтра». Через два дня мы заперлись в одной комнате. Раздался удар молотка, стекло двери превратилось в осколки, просунулась рука в форменном обшлаге. Агенты отперли дверь и вошли взволнованные и растерянные. Лев Давидович отказался идти. Они понесли его на руках… Прибыли на совершенно пустой вокзал. Агенты понесли Льва Давидовича, как и из квартиры, на руках. Лёва кричал одиноким железнодорожным рабочим: «Товарищи, смотрите, как несут т. Троцкого». Его схватил за воротник агент ГПУ, некогда сопровождавший Льва Давидовича во время охотничьих поездок. Мы в вагоне. У окон нашего купе и у дверей конвой. Остальные купе заняты агентами ГПУ. Вещей нам не доставили. Паровоз с одним нашим вагоном двинулся…» [10, c. 285 – 289]. В 1929 г. Л.Д. Троцкий был выслан за пределы СССР — в Турцию, на остров Бююкада — самый крупный из Принцевых островов в Мраморном море около Стамбула. В 1932 г. лишён советского гражданства. В 1933 г. переехал во Францию, в 1935 - в Норвегию. В 1936 г. эмигрировал в Мексику. 20 августа 1940 года агент НКВД Рамон Меркадер, проникший ранее в окружение Троцкого как убеждённый его приверженец, смертельно ранил его в голову ударом ледоруба [15, электронный ресурс].

Важно отметить, что несмотря на своё упрямство Советская власть не могла обойтись без представителей дореволюционной интеллигенции. Некоторые интеллигенты продолжали работать в Советской России, оставаясь над схваткой в политическом отношении (В. И. Вернадский (1863—1945), И. П. Павлов (1849-1963), К. Э. Циолковский (1857-1935), Н. Е. Жуковский (1847-1921), И. М. Губкин (1871-1939), К. А. Тимирязев (1843-1920), Д. К. Чернов (1839-1921) и др.). Важно отметить, что к концу 1920-х гг. представители дореволюционной интеллигенции составляли около 60 % сотрудников высшей школы и научных учреждений, 80 % квалифицированных специалистов, занимавших руководящие должности в промышленности [7, c. 12]. Однако представители дореволюционной интеллигенции постепенно заменялись в учреждениях и вузах представителями советской интеллигенции. И.В. Сталин в докладе на XVIII съезде ВКП(б) дал трактовку появления новой советской интеллигенции: «Наряду с мучительным процессом дифференциации и разложения старой интеллигенции шёл бурный процесс формирования, мобилизации и создания новой интеллигенции. Сотни тысяч молодых людей, выходцев из рядов рабочего класса, крестьянства, трудовой интеллигенции пошли в вузы и техникумы и вернувшись, заполнили поредевшие ряды интеллигенции. Они влили в интеллигенцию новую кровь и оживили её по-новому, по-советски. Остатки старой интеллигенции оказались растворёнными в недрах новой советской интеллигенции». В этой схеме не оставалось места для взаимодействия и преемственности, передаче лучших черт и традиций профессиональной и нравственной культуры предшествующих поколений последующим [6, c. 12]. Однако, по мнению В.С. Меметова, генезис советской интеллигенции виделся уже с осени 1917 г., когда значительная часть интеллигентов поддержала Советскую власть. Среди этой части интеллигенции был цвет нации – Я.В. Брюсов (1873-1924), А.А. Блок (1880-1921), В.В. Вересаев (1867—1945), К.А. Тимирязев (1843-1920), А.М. Горький (1868-1936), Г.А. Гиляровский (1855-1935), В.В. Маяковский (1893-1930), Пильняк Б.А. (1894-1938), а в первое время даже А.И. Куприн (1870-1938) и Ф.И. Шаляпин (1873-1938) с восторгом встретили «строительство нового мира» и восхищались энергией, умом, административными способностями и молодостью революционеров [7, c. 9].

В 1919 г. А.И. Куприн эмигрировал за границу [14, электронный ресурс]. В 1922 г. Ф.И. Шаляпин был лишён советского гражданства. Фёдора Ивановича объявили «хамелеоном» и «ренегатом», предателем интересов пролетариата, белогвардейцем и контрреволюционером [13, электронный ресурс].

Вместе с тем представители эмиграции не оставляли желания изменить Россию, вернув её в лоно европейской жизни. И.Е. Казанин указывает, что эмигранты сходились в недопустимости развития России по большевистскому сценарию, однако формы и методы борьбы с советской властью предполагались разные – от содействия внутреннему перерождению режима посредством работы в советских учреждениях вместе с коммунистами, просвещая, образовывая и переориентируя их с целью возрождения России, как великого процветающего демократического государства (Н.В. Устрялов (1890-1937), С.С. Чахотин (1883-1973), Ю.В. Ключников (1886-1938) и др.), до свержения новой власти, путём иностранной интервенции [6, c. 10 – 11]. Сторонником данной методики был Б.В. Савинков (1879–1925) – один из лидеров партии эсеров, литератор. Он эмигрировал во Францию после неудачной попытки свержения Советской власти в июне 1918 г. [19, электронный ресурс].

По мнению М.Е Главацкого, экспроприация инакомыслящей интеллигенции являлась логичным шагом в развитии внутренней политики страны. Её главной причиной можно назвать попытку власти установить жёсткий идеологический контроль, удалив из страны интеллектуальную элиту – тех людей, которые могли мыслить свободно, самостоятельно анализировать обстановку и высказывать свои идеи, а зачастую и критиковать существующий режим. Независимым словом они стремились убедить в своей правоте, чем бы это ни обернулось для них лично. Взаимоотношения между ними и властью можно назвать одним словом – несовпадение. В чём? В различном отношении к слову. Свободному слову [2, c. 135]. По моему мнению, решением о высылке из страны лучших людей, советское правительство продемонстрировало свою несостоятельность в вопросе взаимодействия со внутренним инакомыслием. Вместо того, чтобы вести диалог с интеллигенцией и обмениваться опытом в вопросах созидания государственно-правовой деятельности, оно осуществило высылку интеллигентов из страны.

В настоящее время эмиграция из России продолжается. Россию покидают в основном юристы, бизнесмены, учёные, а также квалифицированные специалисты в разных сферах. Особенно — в технической [20, электронный ресурс]. Неужели мы – россияне, так и не научились дорожить друг другом? Неужели Россия вновь и вновь будет лишаться лучших людей? Нужно учиться на опыте исторических ошибок и не забывать, что только вместе победим.


Литература:

  1. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Мир книги, Литература, 2010. С.120.

  2. Главацкий М.Е. Философский пароход: год 1922-й. Историографические этюды. Екатеринбург: Изд. Уральского ун-та, 2002. С.134-135.

  3. Дойчер И. Троцкий в изгнании. М.: Изд. полит. лит., 1991. С.5.

  4. Дейниченко П.Г. Взлёт и падение сталинизма. Перемена курса//Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник. Авт.-сост. Дейниченко П.Г. Под ред. Красновского А.А. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. С. 266.

  5. Ленин В.И. Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов//ПСС. М.: Ин-т Маркса, Энгельса, Ленина при ЦК ВКП(б), 1967. Т.1. С. 245.

  6. Казанин И.Е. Власть и интеллигенция (исторический опыт формирования государственной политики в октябре 1917 – 1925 г.). Волгоград: ВолГу, 2006. С. 10 12.

  7. Меметов В.С. О некоторых методологических подходах в изучении понятия «интеллигенция» в отечественной историографии//Интеллигенция и мир. Российский междисциплинарный журнал социально-гуманитарных наук. Иваново: ГОУ ВПО. Ивановский гос. ун-т, 2008. С. 9, 12.

  8. Пронин А.А. Российская эмиграция в отечественных диссертационных исследованиях 1980-2005 гг.: библиометрический анализ. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. С.194.

  9. Толстой Л.Н. Анна Каренина. М.: Эксмо-пресс, 2001. С. 3.

  10. Троцкий Л.Д. Моя жизнь. Опыт автобиогр: в 2 т. – М.: Книга, 1990. – Репр. воспр. изд. 1930 г. (Берлин). Т.2. С. 285 – 289.

  11. История России (1917-1940). Хрестоматия. Под ред. М.Е. Гловацкого. Челябинск: Южно-уральское кн. изд., 1994. С. 198.

  12. Григоров Г. И. Повороты судьбы и произвол: Воспоминания, 1905–1927 годы. http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=8749

  13. Краснова. Р. Маэстро и девушка из Ядрина. http://torik.su/index.php?option=com_content&task=view&id=18&Itemid=38

  14. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Куприн,_Александр_Иванович

  15. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Троцкий,_Лев_Давидович

  16. Википедия. Красный террор. http://ru.wikipedia.org/wiki/Красный_террор

  17. Википедия. Философский пароход. http://ru.wikipedia.org/wiki/Философский_пароход

  18. И корабль плывёт… http://his.1september.ru/articlef.php?ID=200600509

  19. Хронос. Борис Викторович Савинков. http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/savinkov.php

  20. Эмиграция – это катастрофа. http://badnews.org.ru/news/ehmigracija_katastrofa_rossii/2011-02-04-6335


Основные термины (генерируются автоматически): электронный ресурс, Россия, дореволюционная интеллигенция, Советская власть, советская интеллигенция, агент ГПУ, Петроград, административная высылка, советское гражданство, советское правительство.


Задать вопрос