В статье рассматриваются предприятия оборонно-промышленного комплекса и их значение для государства, раскрывается понятие банкротства, названы основные модели оценки вероятности банкротства, выявлены недостатки имеющихся методов оценки, обоснована целесообразность и обозначены направления совершенствования действующих методик оценки вероятности банкротства.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, исполнители, государственный контракт, банкротство, риск вероятности банкротства, методика оценки.
В настоящее время особое место отводится так называемой «гонке вооружений», а именно политическому противостоянию между государствами за превосходство в области вооруженных сил.
Государственная программа вооружения предусматривает значительный объем ассигнований на синхронизацию поставок военной техники и развития соответствующей инфраструктуры.
В 2018–2020 гг. в рамках указанной программы было заключено великое множество государственных контрактов и сопутствующих договоров в рамках кооперации.
В то же время, наличие финансового кризиса в наши дни способствует росту вероятности банкротства у многих предприятий, что обуславливает потребность в налаживании определенной системы показателей, с помощью которой будет возможным вовремя выявлять риск банкротства предприятия и предпринимать своевременные меры по его предотвращению.
Согласно редакции действующего законодательства РФ под банкротством понимается неспособность должника в полном объеме исполнить свои денежные обязательства перед кредиторами и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [1].
Признание должника банкротом — это всегда судебная процедура. Процедура банкротства может быть использована недобросовестными лицами (как физическими, так и юридическими), как схема для ухода от уплаты денежных обязательств, по это причине суд обязан тщательным образом беспристрастно рассмотреть все нюансы и обстоятельства дела [2].
К предприятиям оборонно-промышленного комплекса предъявляются особые требования и повышенный контроль к их деятельности и деятельности их партнеров (соисполнителей). Тем самым оценка вероятности банкротства указанных предприятий является весьма существенным критерием при выборе исполнителя по государственному контракту.
В России для прогнозирования вероятности банкротства используется, как правило, подход с применением многочисленных разнообразных коэффициентов. В подход включена диагностика банкротства за счет финансового анализа, основной целью которого является выявление угрозы банкротства, разработка мер по обеспечению выхода предприятия из кризисного состояния. Это, например, анализ финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности, деловой активности и др.
На сегодняшний день модели, которые способны оценить риск вероятности банкротства, делятся на два вида с разной направленностью: 1. целевая направленность — позволяет оценить вероятность финансовой несостоятельности по отраслевому признаку; 2. прогнозная направленность — позволяет осуществить ретроспективный анализ риска наступления банкротства по истечении длительного периода [3].
Такие модели как Альтмана, Фулмера, Таффлера, Спрингейта, Иркутской государственной экономической академии (ИГЭА), Бивера, Лиса, О. П. Зайцевой, Сайффулина и Кадыковой Г. Г., являются самыми известными и часто используемыми моделями прогнозирования банкротства [4].
Как показывает практика исследования теоретико-методологических аспектов, по причине того, что не существует комплексных методов оценки вероятности банкротства, применительно для действующих предприятий оборонно-промышленного комплекса, изучаемые современной наукой вопросы носят, в большей степени неточный характер.
Независимо от результатов, полученных вследствие расчета данных показателей, необходимо учитывать два важных факта:
— отдельно взятый показатель финансово-хозяйственной деятельности организации не является исчерпывающим для прогнозирования вероятности банкротства;
— если показатели указывают на наступление банкротства в кратко и/или среднесрочной перспективе, то это не является поводом для того, чтобы бездействовать менеджерам коммерческой организации, поскольку применение различных процедур выхода из кризисной ситуации приводит к сохранению организации и дальнейшему ее развитию.
Чтобы получить наиболее достоверную оценку уровня вероятности банкротства действующих предприятий оборонно-промышленного комплекса, необходимо вносить уточнения в базовые методы, учитывая при этом, все плюсы и минусы каждой использованной модели.
Достоверная оценка позволит «отделить» потенциально слабых исполнителей, тем самым, возможно, обеспечит высокий процент исполнения заключенных государственных контрактов, что в рамках страны имеет приоритетное значение.
Литература:
1. Федеральный закон от 26.10.2002 No127-ФЗ (ред. от 01.01.2019) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).
2. Маркина Т. А. Конкурсное производство: понятие, основание, сроки и последствия. Вестник научных конференций 2016. 65–66 с.
3. Серова Е. Г., Павлова Ю. А. Основные факторы риска банкротства организации и подходы к его оценке. Наукоемкие технологии и инновации, 2019. 112 с.
4. Батьковский А. М., Батьковский М. А., Мерзлякова А. П. Модели оценки и прогнозирования финансовой устойчивости высокотехнологичных предприятий // Проблемы экономики и менеджмента. 2018. № 1. 13–14 с.